Этапы налоговой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:09, реферат

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть особенности основных этапов реформирования налоговой системы в России.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………...

2. Этапы становления современной налоговой системы………………..

3. Действовавшая на 2004 год налоговая система………………………..

4. Развитие налоговой системы в 2006-2007 гг……………………………

5.Заключение…………………………………………………………………..

6.Список использованной литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

Реферат печатать.doc

— 103.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Содержание 

   1.Введение……………………………………………………………………...

   2. Этапы становления современной налоговой системы………………..

   3. Действовавшая на 2004 год налоговая система………………………..

   4. Развитие налоговой системы в 2006-2007 гг……………………………

   5.Заключение…………………………………………………………………..

   6.Список  использованной литературы……………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

     Налоговая система России, существовавшая до наступления периода реформ, была сформирована на протяжении длительного периода советской власти и подобно западным системам была стабильна и крайне редко подвергалась изменениям. Реформы в России сопровождались сменой политического режима, что привело к глобальным изменениям институту собственности и определило противоречия между интересами хозяйствующих субъектов и интересами государства. Все это потребовало проведения налоговых реформ для обеспечения государства необходимыми доходами. Революционный характер происходивших в стране изменений, отсутствие преемственности в реформах не позволяли последовательно и с учетом времени, необходимого на адаптацию, формировать налоговую систему, так как страна остро нуждалась в средствах для финансирования государственных расходов. Налоговая политика приобрела преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления.

   Ориентация  на ужесточение налогового режима без  учета реальной платежеспособности налогоплательщиков приводит, как правило, к результатам, обратным ожидаемым. Как следствие, в России становление теневого сектора экономики приобрело угрожающий характер, наметилось массовое уклонение от налогов, сокращение налоговой базы. Это побудило государство пойти на проведение налоговой реформы, направленной на снижение и более справедливое распределение налогового бремени, выход экономики из тени, стимулирование деловой активности граждан.

   Анализ  нормативной базы, действовавшей  в период с 1991 по 2000 год, показывал, что  на протяжении всего этого времени количество принимаемых по вопросам налогообложения документов было столь велико, что оказывало непосредственное влияние на уровень сбора налогов. К 2000 году нормативная база по вопросам налогообложения содержала почти 3000 документов.

   Нельзя  не отметить также отсутствие единого  концептуального подхода в создании такой налоговой системы, которая  отвечала бы потребностям российской действительности. Имелись большие  резервы в исследовании с позиций  правового урегулирования комплекса  взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, порядке осуществления налоговой проверки и применении мер юридической ответственности за налоговые правонарушения и многие другие.

   В настоящее время в Российской Федерации происходит быстрое реформирование налоговой системы. Появляются новые виды налогов и существенно меняются уже существующие. Наконец-то имеется единый кодифицированный законодательный акт - Налоговый кодекс, - который явился значительным шагом вперед в налоговой реформе в России.

   Таким образом, актуальность темы обуславливается важностью и необходимостью реформирования налоговой системы, выработки принципов и методов работы налоговых органов, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики и обеспечили реализацию социально-экономической политики и условия для экономического роста России.

   Цель  исследования - рассмотреть особенности  основных этапов реформирования налоговой  системы в России. 
 
 
 
 
 
 
 

   Этапы становления современной  налоговой системы.

   В развитии налоговой системы Российской Федерации можно выделить несколько основных этапов.

  Этап  становления. Первые признаки начавшей формироваться налоговой системы появились только во второй половине 1980-х гг.,  когда начались образовываться предприятия других форм собственности ( акционерные, с участием иностранного капитала, совместные и др.) и началось постепенное изменение экономического строя общества. С 1 января 1991г. был введен в действие Закон СССР  «О налогах с предприятий, объединений и организаций»  от 14 июня 1990г., в соответствии с которым  были установлены основные общесоюзные налоги:

  • налог на прибыль;
  • налог с оборота;
  • налог на экспорт и импорт;
  • налог на фонд оплаты труда колхозников;
  • налог на прирост средств, направляемых на потребление;
  • налог на доходы и др.

  Следует отметить характерные особенности реализации действовавшего налогового законодательства:

  1. на территории Российской Федерации была установлена «одноканальность» сбора налогов, т.е. суммы налоговых поступлений предварительно централизовывались в российском бюджете, а затем часть их предусматривалось перечислять в союзный бюджет на согласованные расходы;
  2. одновременно для налогоплательщиков, перешедших в российское подчинение, устанавливались более льготные условия налогообложения (в частности, российская ставка налога на прибыль составляла 35%, тогда как союзная — 45%).

И.А. Майбуров, доктор экономических наук, профессор; Н.В. Ушак, кандидат экономических наук, доцент; М.Е. Косое, кандидат экономических наук, доцент.

  Основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены с принятием Закона РФ «Об основах налоговой системы в

  Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие 1 января 1992 г. и отменены с 1 января 2005 г. С принятием этих законов в России впервые за многие десятилетия была создана налоговая система.

  Необходимость сведения действующих налогов в единую систему была вызвана тем, что проводившиеся экономические преобразования потребовали выработки принципиально иной современной финансовой политики, которая должна была стать одним из важнейших и действенных инструментов регулирования развивающихся рыночных отношений. Налоговая система была призвана ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, снизить инфляцию.

  Сформированная и вступившая в действие с 1 января 1992 г. российская налоговая система была построена на отдельных, не увязанных в единое целое, принципах, важнейшими из которых были:

    • равенство всех налогоплательщиков, включая предоставление налоговых льгот и защиту экономических интересов;

  • разграничение прав по введению и взиманию налогов между различными уровнями власти;
  • однократность налогообложения (один и тот же объект может быть обложен налогом одного вида только один раз за установленный период);
  • приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательными и нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;
  • установление конкретных прав и обязанностей налогоплательщиков и государства, но с чрезмерным преобладанием прав налоговых органов.

  В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в определенной степени выполняла свою роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным.

  Этап неустойчивого налогообложения. Не случайно на протяжении последующих лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по нескольку раз в год, вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой системы. К сожалению, вносимые законодательные изменения не всегда были обоснованными. Так, в декабре 1993 г. предоставлением права региональным и местным органам вводить неограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших принципов построения налоговой системы — принцип ее единства. В результате сложившаяся к концу 1990-х гг. в Российской Федерации налоговая система из-за несовершенства ее отдельных элементов во все большей степени препятствовала экономическому развитию страны.

  Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных возможностей для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и закононепослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики. Все более четко проявлялась фискальная функция

И.А. Майбуров, доктор экономических наук, профессор; Н.В. Ушак, кандидат экономических наук, доцент; М.Е. Косое, кандидат экономических наук, доцент.

налогов при одновременном сокращении темпов прироста налоговых поступлений и росте бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства. Назрела необходимость существенного изменения налоговой политики.

  Этап подготовки налоговой реформы. Это были годы дальнейшего развития налоговой системы. Начиная с 1996г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению новых налогов. Одновременно осуществлялась разработка и подготовка к принятию Налогового кодекса.

  Этап реформирования. Это современный этап развития налоговой системы. В 1998г. была принята и с января 1999г. вступила в действие первая (общая) часть Налогового кодекса Российской Федерации, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

  Это был результат многолетнего и мучительного труда Правительства РФ и парламента. Причин длительной разработки Кодекса много, но главная состоит в том, что у государства не хватило достаточно политической воли, чтобы и «власть употребить», и налоги собрать, и своевременно разработать и ввести Налоговый кодекс.

  С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть Налогового кодекса РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения основополагающих налогов.

  К настоящему времени из предполагаемых 30 глав второй части Кодекса приняты все 30. Таким образом, в целом обновленная налоговая система начала функционировать с 2005г.

  Налоговый кодекс РФ — это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации. С его принятием в целом в России окончательно сформирована единая налоговая система.

  Вместе с тем необходимо иметь в виду, что принятие Налогового кодекса РФ не ставило своей целью кардинально изменить принятую в России в 1991г. налоговую систему. Кодекс представляет собой эволюционное преобразование этой системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и перекосов.

  К 2000г. сложились новые экономические условия. Появились признаки экономического роста благодаря мерам, принятым Правительством РФ. Но слабость процесса заключается в нестабильности факторов, обеспечивающих подъем производства.

  Определяя дальнейшие шаги по проведению налоговой реформы, следует отметить, что наиболее важные меры из тех, которые были поставлены перед Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ Президентом Российской Федерации, уже были реализованы в 2000—2002 гг.

  Эти, а также ряд других мер налоговой реформы проводились в соответствии с одобренной в 2000 г. Правительством РФ Программой проведения масштабной налоговой реформы в Российской Федерации и были осуществлены в беспрецедентно короткие для мировой практики сроки.

  Следствием проведенных мер стало обеспечение более равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону как структуры налоговых поступлений, так и структуры поступлений налоговых платежей по основным отраслям экономики. Улучшилось администрирование уплаты налогов и сборов. Прекращена практика заключения специальных соглашений по уплате налогов с крупнейшими налогоплательщиками. Важным следствием проведенных мер стала легализация многими налогоплательщиками своих доходов, ранее скрываемых от налогообложения.

Информация о работе Этапы налоговой системы РФ