Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучить становление, развитие и функционирование изографического издания. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение изографического документа и изографического издания;
- рассмотреть классификацию изоизданий;
- дать определение плаката;
17
Введение
Темой данной курсовой работы является изографическое издание и особенности его использования.
Изографический документ содержит информацию, выраженную посредством изображения какого-либо объекта (одного или нескольких). В изодокументах информация фиксируется с помощью знаков-подобий отображаемому объекту. Это — визуальные документы. Основную часть изографических документов составляют изоиздания. Изоиздание может воспроизводить информацию различного характера, например:
- информацию живописного, графического, скульптурного произведения;
- информацию специальной или художественной фотографии;
- других графических работ: чертежей, диаграмм, схем и пр.
В изоизданий содержание выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Большую часть объема изоизданий занимает изображение, т. е. воспроизведение живописного, скульптурного, графического произведения, специальной или художественной фотографии и других графических работ (чертежей, диаграмм, схем и пр.). В изоиздании содержание выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основную смысловую нагрузку (информационную функцию) несет изображение реально существующих объектов.
Если в библиотеке создается фонд изографических документов (часть библиотечного фонда, состоящая из эстампов, художественных репродукций изобразительных плакатов, открыток и альбомов произведений изобразительного искусства, гравюр, фотоснимков и т. п.), то он называется фондом изоизданий. Не мыслятся праздники без ярких поздравительных открыток. Печатаются разнообразные календари и календарики разных направлений (особенно много в последнее время выпускается рекламных и агитационных: накануне выборов, при появлении новых предприятий с целью привлечения покупателя к новой продукции, товарам и услугам и т.д.). С помощью сборников репродукций мы узнаем великих художников и их бессмертные произведения, хотя они находятся, может быть в другой части земли. Изографические документы поражают воображение, легко воспринимаемы и помогают человеку в повседневной жизни.
Цель данной курсовой работы изучить становление, развитие и функционирование изографического издания. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение изографического документа и изографического издания;
- рассмотреть классификацию изоизданий;
- дать определение плаката;
- изучить классификацию плакатов;
- рассмотреть плакат как ведущий вид современной рекламы;
- дать понятие социальной рекламы;
- изучить особенности дизайна и оформления социального плаката;
- определить роль социального плаката.
Объектом курсовой работы является изографическое издание. Предметом же данной курсовой работы является изучение особенностей его использования.
1 Характеристика изографического издания
1.1 Понятия «изографический документ» и «изографическое издание»
В настоящее время в науке известны различные способы формализации знаний. Ведь совсем недостаточно передать разным людям одну и ту же информацию одним способом, потому что каждый из них по-разному ее интерпретирует. Существует два способа преодоления такой неоднозначности. Во-первых, переход от обычных повествовательных предложений к суждениям, т.е. к предложениям с жесткой и однозначной грамматической формой и с фиксированным списком терминов, из которых такие суждения могут быть образованы. Во-вторых, переход от обычных текстов к документам, т.е. к текстам, в которых:
- фиксированы только знания о фактах некоторого вполне определенного рода (или родов);
- эти знания организованы в виде записи вполне определенной жестко фиксированной структуры.
В этом определении «документа» делается акцент на структурированности информации, в нем содержащейся. Это существенно дополняет определения, данные специалистами социально-коммуникационных наук. Например, О.П. Коршунов определяет документ как «любой материальный носитель, на котором человеком зафиксирована (закреплена) социальная информация...». Рассматривая проблему в историческом аспекте, Ю.Н. Столяров подчеркивает, что: «документом считается любая информация..., зафиксированная в пространстве и во времени в целях ее использования, передачи и хранения» [2]. Это определение тесно перекликается с другим, данным в широко известной монографии А.И. Михайлова, А.И. Черного и Р.С. Гиляровского «Основы информатики», где документом считается «материальный объект, содержащий закрепленную информацию, специально предназначенный для ее передачи в пространстве и времени и используемый в общественной практике» [5]. Другие считают, что документом становится «всякое свидетельство - конкретное или символичное, закрепленное или зарегистрированное, служащее для представления, воспроизведения или доказывания определенного физического или интеллектуального явления» [2].
В англоязычной литературе О. Паттерсон понимал под документом «любой предмет, несущий отражение мысли с помощью букв, символов или других средств».
Всемирно известный индийский библиотековед Ш. Ранганатан также определяет документ как «воплощенную мысль», как «запись произведения на бумаге или другом материале, для легкого физического обращения с ним, транспортировки его в пространстве и сохранения во времени».
Есть науки, где документ определяется даже более широко, чем текст. Так, в документалистике «под документом понимается семантическая информация, выраженная на любом языке и зафиксированная любым способом на любом носителе с целью ее обращения в динамической системе»[2].
«В культурологии, - пишет Э.И. Ханпира, документом можно назвать всякий созданный человеком материальный объект, в котором овеществилась человеческая мысль (лист бумаги, колесо, ложка, парковый ландшафт, книга и др.), т.е. всякий материальный объект второй природы» [5].
В классификации, предложенной Г.Н. Швецовым-Водка, с позиций книговедения документы подразделяются на виды в зависимости от:
- материала носителя информации (бумажный, прозрачно-пленочный, магнитоленточный, пластиночный);
- формы носителя информации (ленточный, карточный, листовой, блочный, площадной);
- по способу записи (ручной, механический, автоматический);
- по предназначенности для восприятия (человековоспринимаемый, машиновоспринимаемый, машиночитаемый);
- по каналу восприятия человеком (визуальный, аудиальный, тактильный, аудиовизуальный, недоступный человеческому восприятию);
- по способу расшифровки информации человеком (читаемый, рассматриваемый, слушаемый, рассчитанный на комплексное восприятие);
- по характеру знаковых средств передачи информации (записанный отвлеченно-абстрактными (символическими) знаками, записанный знаками, подобными изображаемому, записанный путем изменения структуры носителя);
- по характеру языковой системы (вербальный, изобразительный, музыкальный, комплексный, матричный);
- по принадлежности знаков записи к определенным знаковым системам (письменный, изографический, картографический, нотный, технически кодированный).
Представленная классификация во многих своих частях практически подменяет классификацию видов информации[3].
Изоиздание может воспроизводить информацию различного характера, например:
- информацию живописного, графического, скульптурного произведения;
- информацию специальной или художественной фотографии;
- других графических работ: чертежей, диаграмм, схем и пр.
В изоизданий содержание выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основную смысловую нагрузку (информационную функцию) несет изображение реально существующих объектов.
1.2 Классификация изографических изданий
Общепринятой классификации изданий пока не существует. Это связано с определенными трудностями:
- наличие принципиально различных разновидностей изоизданий внутри вида;
- различные уровни сложности в технике исполнения;
- широкий спектр особенностей, присущих изоизданиям в целом и их разновидностям.
Классифицировать изографические издания можно следующим
образом:
а) по способу изображения различают альбомы, атласы (научно-технические, архитектурные и др.) и издания художественно-образного характера.
Альбом (фр.album - переплетенные листы) - изоиздание, основу которого составляет полиграфическое воспроизведение картин, рисунков, чертежей, фотоснимков и т. п. с кратким пояснительным текстом. На рисунке 1 приведена классификация альбомов, которая наглядно демонстрирует разнообразие данного вида изографического издания.
Рисунок 1- Классификация альбомов
Атлас-изоиздание, содержащее изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащее для учебных или практических целей[1]. В приложении А представлена классификация атласов;
б) по материальной конструкции различают книжные, листовые и карточные изоиздания. К книжным изоизданиям относятся:
- альбомы по искусству, содержащие репродукции произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, прикладного и народного искусства или оригинальные авторские формы (гравюры, офорты, литографии, монотипы и т.п.);
- фотоальбомы: документальные, исторические, портретно-биографические, памятные, по кино - и театральному искусству и оригинальные видовые, репортажные, публицистические;
- научно-технические альбомы: медицинские, естественнонаучные, рабочих чертежей и др.;
- издания неальбомного типа по изобразительному искусству, содержащие незначительный объем иллюстраций. Сюда же можно отнести и картографические атласы.
К листовым изданиям относятся плакаты, афиши, буклеты, репродукции, эстампы. Карточную форму имеют открытки, календарики, календарные стенки;
в) по особенностям изготовления печатной формы различают эстампы и репродуцированные изоиздания, форма для которых изготовляется полиграфическим методом.
Эстамп (фр. еstampe - отпечаток, оттиск) - листовое изоиздание, представляющее собой оттиск произведения изобразительного искусства с печатной формы, изготовленной самим художником.
Художественная репродукция - листовое издание, воспроизводящее произведение изобразительного искусства (картину, рисунок и т.п.) или художественную фотографию. Функциональное назначение художественной репродукции - популяризация лучших произведений отечественного и зарубежного искусства среди широких кругов потребителей, развитие эстетического вкуса.
К изоизданиям так же относят все виды печатной прикладной графики К изоизданиям прикладного характера относятся художественные календари, графически оформленные табель-календари, календарные стенки, частично - календари (справочные издания ограниченного срока пользования);
г) по функциональному назначению изоиздания делятся на нормативно-инструктивные, научные, производственно-практические, учебные, массово-политические, научно-популярные и рекламные.
Нормативно-инструктивные изоиздания знакомят с нормативно-правовыми документами, действующими в различных сферах человеческой деятельности. К ним относят плакаты и наглядные пособия, содержащие сведения о нормах, стандартах, правилах, регламентирующих практическую деятельность.
Научные изоиздания - это альбомные издания по искусству, комплектные издания оригинальной графики, атласы для научно-исследовательских целей. Они содержат обобщающие материалы, характеризующие уровень развития науки об искусстве. Производственные (практические) изоиздания составляют плакаты и наглядные пособия. Их функциональное назначение - информация о наиболее рациональных формах работы в различных областях человеческой деятельности, пропаганда техники безопасности и охраны труда.
Учебные изоиздания выполняют образовательную и воспитательную функции в различных системах и на различных уровнях обучения. Сюда относятся плакаты и наглядные пособия для дошкольного, начального, среднего специального, профессионально-технического и высшего образования.
Массово-политические изоиздания составляют плакаты, наглядные пособия, изобразительные открытки, художественные репродукции массово-политического характера.
Научно-популярные изоиздания - это основная масса художественных репродукций, эстампов, изобразительных открыток и альбомов.
Рекламные изоиздания - это плакаты, буклеты, альбомы, афиши, назначение которых - привлечь внимание потребителя (покупателя, зрителя) к новым видам товаров и услуг, к проведению различных зрелищных и культурно-массовых мероприятий [3].
Информация о работе Изографическое издание и особенности его использования