Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:26, реферат
Реферат посвящен формированию и оформлению дел в организациях, учреждениях и на предприятиях. Состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Содержание:
1. Введение
2. Формирование дел в учреждениях, организациях и на предприятиях
2.1. Признаки заведения дел
2.2. Основные требования к формированию дел
2.3. Основные принципы расположения документов в деле
2.4. Оформление дел
3. Заключение
4. Список использованной литературы
Формирование
и оформление дел.
Содержание:
В течение года в учреждениях, организациях, на предприятиях образуется огромное количество документов, которые, во-первых, необходимо упорядочить для использования в текущем делопроизводстве, во-вторых, обеспечить их оперативный поиск (как в процессе текущей деятельности, так и через много лет). В этих целях, прежде всего, документы приводят в определенную систему. Первым шагом к систематизации является группировка (формирование) документов в первичные комплексы – дела.
Формирование
дел - это группировка исполненных
документов в дела в соответствии
с номенклатурой дел
2.1. Признаки заведения дел
Признаки заведения дел представляют собой основные элементы формуляра документа, т. е. совокупность составных частей, реквизитов документа.
Документы формируются в дела по следующим признакам:
1. Номинальный - соединение в дела документов, имеющих одно и то же название вида (приказы, протоколы, отчеты, акты и др.). Например: «Приказы директора предприятия по основной деятельности», «Протоколы заседания экспертной комиссии предприятия».
2.
Предметно-вопросный - объединение
в дело документов одного
3. Авторский - формирование в деле документов одного автора. Например: «Протоколы заседаний аттестационной комиссии предприятия».
4. Хронологический - формирование в деле документов за определенный период. Например: «Отчеты предприятия о работе с кадрами за 2001 год».
5. Корреспондентский - объединение в одном деле переписки с определенным корреспондентом (или с несколькими корреспондентами). При этом необходимо учитывать некоторые требования:
- при переписке с несколькими разнородными корреспондентами (более трех) их названия в заголовке дела не перечисляются. Например: «Переписка по вопросам основной деятельности»;
- при переписке с группой однородных корреспондентов их названия в заголовке дел указываются обобщенно: «Переписка с иностранными фирмами о сотрудничестве», «Переписка с финансовыми органами о ведении оперативно-бухгалтерского учета».
6.
Географический - формирование в
одном деле переписки или
Дело, сформированное по одному какому-либо из вышеназванных признаков, будет ограничено только обозначением этого одного признака. В практике при формировании дел пользуются, как правило, не одним, а несколькими признаками.
Так
будет выглядеть заголовок
2.2 Основные требования к формированию дел
При формировании дел в делопроизводстве организации необходимо также соблюдать и определенные правила.
Если документы, образующиеся в течение делопроизводственного года, не могут быть включены в имеющиеся дела, необходимо заводить новые дела с внесением их в номенклатуру дел.
2.
Документы постоянного и
Наиболее наглядно это требование прослеживается на примере формирования дел с приказами. В номенклатуру дел организации, как правило, включается несколько дел с приказами в зависимости от сроков их хранения. Так, предусматривается отдельное формирование дел с приказами руководителя по основной деятельности и по административно-хозяйственным вопросам. Это требование относится и к приказам по личному составу (срок хранения которых 75 лет или 3 года).
В этих же целях при формировании приказов, распоряжений, указаний, поступивших от вышестоящих организаций, рекомендуется отдельно группировать документы, относящиеся непосредственно к деятельности данной организации, и те, которые присланы для сведения.
С
учетом данного требования подлинники
документов необходимо формировать
в дела отдельно от их копий. В связи
с этим при составлении номенклатуры
дел предусматриваются
С учетом этого требования годовые планы и отчеты формируются отдельно от квартальных и месячных планов и отчетов.
В порядке исключения допускается временное формирование в течение делопроизводственного года в одном деле документов с различными сроками хранения, если они связаны с решением одного вопроса. В этом случае по окончании года документы расформировывают в отдельные дела по срокам хранения согласно номенклатуре дел.
3.
Рабочие варианты (проекты) документов
формируются в самостоятельные
дела отдельно от их
Так, например, проекты приказов (распоряжений) формируются в самостоятельные дела.
Вместе с проектами приказов в дело подшиваются и отдельные листы, на которых излагаются все замечания, дополнения, предложения к проектам приказов. Это требование относится и к формированию других категорий дел. Так, утвержденные штатные расписания формируются отдельно от их проектов и переписки по утверждению штатов.
4. В дело формируется только по одному экземпляру каждого документа.
Не допускается включение в дело не относящихся к нему документов, а также черновиков, вариантов, размноженных копий и документов, подлежащих возврату.
5.
В деле формируются документы
только одного
Исключение
составляют так называемые переходящие
дела. Такие дела могут вестись
в течение нескольких делопроизводственных
лет. К ним относятся учетно-
6. В каждом деле должно быть сформировано не более 250 листов. Допустимая толщина дела - 30-40 мм. В том случае, если включенное в номенклатуру дело будет иметь более 250 листов, заводится второй, третий, а при необходимости - и последующие тома этого дела. При этом все тома данного дела будут иметь один и тот же индекс по номенклатуре дел.
7. Приложения к документам, независимо от их дат, присоединяются к документам тех дел, к которым относятся.
Приложения большого объема могут составлять отдельный том. В этом случае на документе, подшитом в деле, делается отметка, что приложение к нему сформировано в отдельное дело.
8.
Каждый документ, помещенный в
дело, должен быть оформлен в
соответствии с действующими
в стране правилами оформления
документов, в том числе СТБ
6.38-2004 «Унифицированные системы документации.
Система организационно-
9. В дела должны формироваться только исполненные документы.
Для этого на каждом документе в соответствии с СТБ 6.38-95 оформляется реквизит «Отметка об исполнении документа и направлении его в дело». Если вопросы, изложенные в документе, решены в ходе личных или телефонных переговоров, об этом также делается на документе соответствующая отметка об исполнении.
При
формировании документов в деле следует
учитывать, что документы внутри
дел располагаются в
2.3. Основные принципы расположения документов в деле
1. Вопросно-логический - когда документы в деле располагаются в логической последовательности решения того или иного вопроса.
В связи с этим в деле вначале помещают основной документ (инициативный) и относящиеся к нему приложения, а затем в хронологической последовательности располагаются документы, возникающие по мере решения вопроса.
2.
Хронологический - при соблюдении
этого принципа в деле
Не допускается обратный хронологический порядок расположения документов в делах постоянного хранения.
3.
Нумерационный - данный принцип
используется в том случае, когда
в деле группируются
Поскольку
регистрация документов осуществляется
в течение
4.
Алфавитный - при использовании этого
принципа документы в деле
группируются в алфавитном
Так,
обращения граждан могут
В течение делопроизводственного (календарного) года исполненные документы, образующиеся в деятельности организации, группируются (формируются) в дела в соответствии с номенклатурой дел. Формирование дел осуществляется под непосредственным методическим руководством архива организации.