Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:45, реферат
Самое главное богатство любой страны — ее жители. Чтобы объективно определить, что и как надо делать во имя лучшей жизни людей, нужно знать численность населения и ее динамику, особенности состава и воспроизводства населения, основные демографические тенденции и закономерности, территориальные демографические различия, обеспечить грамотное демографическое прогнозирование, обосновать и проводить действенную демографическую политику.
ВВЕДЕНИЕ
1. Объект и предмет демографии, ее цели и задачи,
методы исследования
2. Демографические структуры и процессы
3. Демография и другие науки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Под структурой (составом) населения обычно понимают распределение индивидов по тем или иным выделенным по различным основаниям типологическим группам. Поскольку же оснований для выделения типологических групп может быть в принципе сколько угодно и каких угодно, постольку можно построить и любое число любых структур населения. Поэтому можно говорить, например, о распределении населения на мужчин и женщин, на жителей городов и сельской местности, на состоящих и не состоящих в браке, на грамотных и неграмотных, на имеющих тот или иной уровень образования, на экономически активных и иждивенцев, на принадлежащих к той или иной социальной, этнической или конфессиональной группе.
Этот список не имеет границ, как не имеет границ набор самых разнообразных характеристик индивидов (физиологических, психологических, социальных, экономических, этнокультурных и пр.), которые могут быть положены в основу типологизации и выделения тех или иных структур населения. Однако демографа интересуют отнюдь не все эти структуры, а лишь те из них, которые непосредственно прямой и обратной связью обусловливают воспроизводство населения. Именно эти структуры и называются в строгом смысле слова демографическими структурами.
В демографии термины «структура» и «состав» часто используются как взаимозаменяемые для описания распределения населения по таким характеристикам, как возраст, пол, брачный статус, профессия и т.д. Термин «структура» иногда употребляется в более узком значении для описания распределения населения только по возрасту и полу.
Таковыми являются только половая структура (половой состав), возрастная структура (возрастной состав), а также брачная и семейная структура (брачный и семейный состав) населения. Именно эти структуры, с одной стороны, оказывают прямое и непосредственное влияние на воспроизводство населения и на составляющие его процессы рождаемости, смертности и брачности, а с другой — сами прямо и непосредственно зависят от этих процессов.
Последние же, т.е. процессы рождаемости, смертности, а также брачности и разводимости, будучи составными частями воспроизводства населения, называются демографическими процессами.
Все прочие мыслимые структуры (составы) населения являются недемографическими структурами. Это не означает, что демограф совершенно не интересуется ими. Однако интерес к ним качественно иной, нежели к демографическим структурам.
Половая, возрастная, брачная и семейная структура непосредственно входят в предмет демографии, в то время как все прочие выступают (или могут выступать) лишь как экзогенные переменные (факторы) демографических процессов, оказывающие на них (и на воспроизводство населения в целом) то или иное, но всегда косвенное, не непосредственное воздействие. Они действуют опосредованно, через демографические структуры. Это отнюдь не умаляет их роли в демографическом анализе, а лишь точнее определяет ее.
К тому же недемографические структуры, как правило, входят в предметы других общественных наук, например социологии. Поэтому знание разнообразных структур населения, выделенных по различным признакам, и тенденций их изменения является необходимым условием деятельности любого обществоведа, в какой бы сфере он ни работал. [3, 22-25]
Демография имеет тесные взаимосвязи с другими науками.
Необходимость тесного взаимодействия демографии с другими науками определяется, с одной стороны, тем, что воспроизводство населения как предмет демографии является сложным явлением, на характер и динамику которого влияют практически все стороны жизни людей, вся совокупность общественных отношений, в которые вступают люди в процессе своей жизнедеятельности. Со своей стороны воспроизводство населения, демографические процессы, характер и тенденции изменения демографической ситуации оказывают воздействие на все прочие сферы общественной жизни, в значительной мере определяя течение экономических, социальных, политических, этнических и других процессов.
Эта двойственная взаимосвязь формирует зону взаимных интересов демографов и ученых других специальностей, обусловливает необходимость использования данных других наук для объяснения демографических феноменов и, напротив, данных демографии для объяснения явлений и процессов в других сферах жизни общества.
Эта двойственная взаимосвязь обусловливает и необходимость и возможность проведения силами ученых разных специальностей совместных междисциплинарных исследований, а также необходимость и возможность выделения на их основе специфических предметных областей и соответственно возникновения новых наук, пограничных, междисциплинарных по своей природе. [3, 25-26]
Демография особенно тесно взаимодействует: 1) с социально-экономическими и историческими науками, изучающими экономику населения, социологию, социальную психологию, социальную и миграционную политику, географию населения, этнографию и др.; 2) математикой и статистикой (формальная демография и статистическая демография); 3) биологическими науками: генетикой населения, эволюционной биологией, эпидемиологией, биологическим прогнозированием развития населения и др. Демография использует методы и привлекает факты, установленные этими науками. В свою очередь другие науки используют данные демографии для более глубокого понимания своего предмета исследования.
Наиболее тесной является связь демографии с историей, поскольку именно рассмотрение воспроизводства как исторического процесса позволяет выявить его социальную обусловленность, зависимость от конкретных социально-экономических процессов того или иного периода развития общества. С помощью этнографии демография выявляет воздействие на процессы воспроизводства населения особенностей культуры и быта разных народов. Из экономических наук наиболее тесно связаны с демографией те, которые занимаются изучением занятости и отношений в сфере распределения. Из социологических наук наиболее близка к демографии социология семьи. Социальная психология помогает демографии понять закономерности демографического поведения. Поскольку такое поведение регламентируется также правовыми нормами, имеются в демографии области, связанные с правоведением. Демографией привлекаются сведения и методы географии.
Чрезвычайно большое значение имеют в демографии статистические и математические методы. Именно с их помощью собирается большинство данных о населении, а затем эти данные проверяются и корректируются (выявляются погрешности, проводится стандартизация и т.д.). Не случайно впервые демография появилась как часть статистики. Основную часть данных дают демографии статистика населения и медицинская статистика.
Многие демографические процессы имеют в своей основе биологическую составляющую. Этим объясняется использование в демографии методов и результатов исследований генетики, физиологии человека, психологии, геронтологии, антропологии и других биологических наук. Состояние здоровья людей, влияние условий труда и быта на заболеваемость и смертность исследует наука социальная гигиена, также связанная, таким образом, с демографией. [2, 16-17]
Демография — это наука о населении (народонаселении) как самовоспроизводящейся совокупности людей, проживающих в пределах определенной территории (мир, континенты, группа стран, страна, части страны и др.).
Демография — это наука, в которой объектом научного познания являются люди, население, а предметом - законы воспроизводства населения.
Эта наука изучает численность, территориальное размещение и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, биологических и географических факторов, причин и условий.
Главная задача демографии как науки — выявление и познание демографических законов, закономерностей, взаимосвязей. Среди практических задач демографии нужно назвать три основные:
1) на основе сбора и демографического анализа информации изучение тенденций и факторов демографических процессов;
2) разработка демографических прогнозов;
3) разработка мероприятий демографической статистики.
Под структурой (составом) населения обычно понимают распределение индивидов по тем или иным выделенным по различным основаниям типологическим группам.
В демографии термины «структура» и «состав» часто используются как взаимозаменяемые для описания распределения населения по таким характеристикам, как возраст, пол, брачный статус, профессия и т.д. Термин «структура» иногда употребляется в более узком значении для описания распределения населения только по возрасту и полу.
Процессы рождаемости, смертности, а также брачности и разводимости, будучи составными частями воспроизводства населения, называются демографическими процессами.
Демография имеет тесные взаимосвязи с другими науками.
Демография особенно тесно взаимодействует: 1) с социально-экономическими и историческими науками, изучающими экономику населения, социологию, социальную психологию, социальную и миграционную политику, географию населения, этнографию и др.; 2) математикой и статистикой (формальная демография и статистическая демография); 3) биологическими науками: генетикой населения, эволюционной биологией, эпидемиологией, биологическим прогнозированием развития населения и др. Демография использует методы и привлекает факты, установленные этими науками. В свою очередь другие науки используют данные демографии для более глубокого понимания своего предмета исследования.
Курсы демографии или ее элементы читаются будущим экономистам, юристам, географам, студентам многих других специальностей. Демография стала обязательной общепрофессиональной дисциплиной при подготовке социологов. Более того, в обществе нарастает понимание того, что наличие у человека хотя бы элементов демографических знаний является обязательным признаком его общей образованности, неважно, является ли он, как говорили в недавнем прошлом, «физиком» или «лириком», т.е. имеет ли он гуманитарное, естественное или техническое образование. И потому в некоторых странах демография уже стала обязательной школьной дисциплиной. У нас же элементы демографии преподаются в курсе школьной географии.
[1] Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995. С. 43-46