Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:45, реферат
Самое главное богатство любой страны — ее жители. Чтобы объективно определить, что и как надо делать во имя лучшей жизни людей, нужно знать численность населения и ее динамику, особенности состава и воспроизводства населения, основные демографические тенденции и закономерности, территориальные демографические различия, обеспечить грамотное демографическое прогнозирование, обосновать и проводить действенную демографическую политику.
ВВЕДЕНИЕ
1. Объект и предмет демографии, ее цели и задачи,
методы исследования
2. Демографические структуры и процессы
3. Демография и другие науки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
17
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Объект и предмет демографии, ее цели и задачи,
методы исследования
2. Демографические структуры и процессы
3. Демография и другие науки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Самое главное богатство любой страны — ее жители. Чтобы объективно определить, что и как надо делать во имя лучшей жизни людей, нужно знать численность населения и ее динамику, особенности состава и воспроизводства населения, основные демографические тенденции и закономерности, территориальные демографические различия, обеспечить грамотное демографическое прогнозирование, обосновать и проводить действенную демографическую политику.
В наши дни потребность в познании азов демографии особенно остро ощущают специалисты в сфере государственного и муниципального управления, градостроители, экономисты разного профиля, предприниматели, а также занятые в сферах образования, воспитания, культуры, искусства и ряде других сфер. Кроме этого, нужно учесть и то, что демография — сама по себе очень интересная и увлекательная наука. Знакомство с ее азами — полезное занятие для людей разных специальностей и возрастов. Для большинства нормальных, думающих людей несомненное любопытство вызывают вопросы демографического развития. Вот почему изучение демографии является объективным требованием времени.
Демография занимается достаточно важными и интересными вопросами. Она касается одной из самых значительных и существенных сторон жизни общества — воспроизводства поколений людей. И потому демографические знания чрезвычайно важны как для понимания законов, по которым живет и изменяется человеческое общество, так и для предвидения и планирования будущего, прежде всего того, что и в каких количествах может потребоваться людям в ближайшем или более отдаленном будущем, что и в каких количествах общество сможет произвести для того, чтобы эти потребности удовлетворить.
Демография может помочь ответить, например, на вопрос о том, какие могут возникнуть проблемы с пенсионным обеспечением в 2015 г.? Сколько врачей и каких специальностей может понадобиться, скажем, через 50 лет? Сколько школьных мест надо будет открыть, например, в 2035 г.? Как будет изменяться спрос на тот или иной товар в ближайшие два-три года? Следует ли ожидать каких-либо конфликтов на этнической почве в том или ином районе мира? Каких результатов следует ожидать на выборах в том или ином субъекте Федерации? На все эти и многие другие вопросы может помочь (и помогает) ответить демография. И одного этого вполне достаточно для ответа на вопрос, зачем нужно изучать эту науку.
Но дело не только в этом. Ибо здесь речь идет тоже о будущем, но не в том прагматическом смысле, как это было выше. Здесь мы вступаем в сферу, скорее, философских, экзистенциальных вопросов. Есть ли, например, вообще будущее у российского общества или мы наблюдаем процесс его медленного, но верного умирания? Этот вопрос волнует многих, но чаще всего, так сказать, демографическая составляющая ответа на него остается без внимания. Причина этого или в полной неосведомленности в этой сфере, или в убеждении, будто в сфере воспроизводства населения если и могут быть какие-либо проблемы, то связанные только с якобы быстрым ростом населения и высокой рождаемостью. Или, чаще всего, из-за сведения демографической проблематики исключительно к уровню жизни, к той ужасающей (по меркам развитых стран) бедности, в которой пребывает огромная часть населения России.
Демография, знание ее основ, знание тех процессов, которые совершаются в настоящее время в населении, и управляющих ими законов может помочь правильно ответить на более сложные и более важные, чем в первом случае вопросы. И то, о чем шла речь в начале, свидетельствует, что в обществе созрело или, по крайней мере, зреет понимание важности и необходимости демографии как науки и распространения демографических знаний.
В самом общем виде демографию можно определить как науку о населении. Однако этого общего определения недостаточно для понимания того, что есть демография, каковы ее собственные, отличные от других наук объект и предмет. [3, 12]
Термин «демография» происходит от двух греческих слов: «демос» — народ и «графо» (графия) — пишу, описание. Но демография не ограничивается только описанием населения, поле ее внимания гораздо разнообразнее, шире, глубже. Демография — это наука о населении (народонаселении) как самовоспроизводящейся совокупности людей, проживающих в пределах определенной территории (мир, континенты, группа стран, страна, части страны и др.). Термин «демография» появился в русском языке в конце XIX в. При этом термины «население» и «народонаселение» используются в русском языке как синонимы.
Демография как наука далеко не сразу получила свое имя (название). Слово «демография» вошло в научный оборот почти на 200 лет позже, чем появилась наука, которую оно обозначает. Одним из первых имя новой науке пытался подобрать швейцарский математик К. Бернулли (1782—1863), предложивший назвать ее «популяционистикой».
Термин «демография» появился в 1855 г., придумал его и ввел в научный оборот французский ученый, статистик, демограф, естествоиспытатель, один из основателей Парижского статистического общества А. Гийяр (1799—1876) в книге «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография». В отечественную литературу термин «демография» ввел в 1872 г. Е.Н. Анучин (1831—1905) в своей работе «Значение статистики как науки и Международный статистический конгресс». Появился этот термин в связи с работами 8-й сессии Международного статистического конгресса в Санкт-Петербурге. Официальное международное признание термин «демография» получил в наименовании Международного конгресса гигиены и демографии на Женевской сессии в 1882 г. [2, 13]
Как известно, под объектом науки обычно понимают определенную область реальности (природной или социальной), на которую направлен процесс научного познания. Под предметом же понимают наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической)[1].
Демография — это наука, в которой объектом научного познания являются люди, население, а предметом - законы воспроизводства населения.
Население – это самовоспроизводящаяся совокупность людей.
Население как объект научного познания интересует многие науки - и естественные, и гуманитарные. Можно даже сказать, что население является всеобщим и универсальным объектом исследования для очень многих наук. Но каждая из них выделяет в этом общем для них объекте те стороны, аспекты и отношения, которые интересуют именно данную науку и никакую другую и которые образуют предмет именно этой науки. [3, 12-13]
Воспроизводство населения в узкой трактовке включает только процессы естественного движения населения, т.е. включает только рождаемость, смертность и связанные с ними брачность и разводимость. В воспроизводство населения в широком понимании входят также вопросы миграции — процесса, меняющего численность и состав населения. Соответственно сложилось широкое и узкое понимание демографии. [2, 14]
Но вопрос о том, что следует понимать под воспроизводством населения, продолжает оставаться дискуссионным. Именно различные трактовки самого понятия «воспроизводство населения» обусловливают и соответствующее понимание предмета демографии как науки, истолкование его в более широком или более узком смысле слова.
Сторонники узкой трактовки воспроизводства населения и предмета демографии полагают, что к воспроизводству населения относятся лишь процессы так называемого естественного движения населения, т.е. рождаемость и смертность, а также наиболее тесным и непосредственным образом связанные с ними брачность и разводимость. Эту точку зрения последовательно и настойчиво проводит, например, В.А. Борисов. [1, 25]
В поле основного внимания демографии находятся именно процессы воспроизводства населения, в том числе процессы рождаемости и смертности в их социальной обусловленности, процессы брачности и прекращения брака, а также демографические функции семьи, процессы воспроизводства брачной, семейной и других демографических структур населения, выявление тенденций в изменении численности и состава населения, определение взаимосвязей демографических процессов и структур и составление демографических прогнозов. При этом определение закономерностей естественного движения населения является ключевой задачей демографических исследований.
Демография — наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.
Демография изучает численность, территориальное размещение и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, биологических и географических факторов, причин и условий.
Главная задача демографии как науки — выявление и познание демографических законов, закономерностей, взаимосвязей. Среди практических задач демографии нужно назвать три основные:
1) на основе сбора и демографического анализа информации изучение тенденций и факторов демографических процессов;
2) разработка демографических прогнозов;
3) разработка мероприятий демографической статистики.
В демографии используют различные методы исследований, среди них описательный метод, статистические и математические методы анализа, абстрактно-аналитический метод, сравнительный метод, анализ и синтез, обобщение, методы индукции и дедукции, метод выдвижения гипотез и их проверки, экстраполяция и моделирование, социологические методы исследования демографического поведения, картографические методы и др. При этом в демографии основное место занимают статистические и математические методы анализа. Среди собственно демографических методов, наиболее часто используемых в демографических научных и практических работах,— метод когорт, продольный и поперечный демографический анализ, метод потенциальной демографии, методы стандартизации демографических коэффициентов и др. Широко используются в научных и практических работах демографические модели; демографический прогноз (особенно часто осуществляемый методом передвижки по возрастам) обычно является неотъемлемой частью большинства работ с сюжетами демографического толка.
Современная демография — это комплексная наука о населении (народонаселении), а еще точнее — это целая система взаимодействующих наук, изучающих совместно воспроизводство населения и отдельные демографические процессы. Внутренняя дифференциация демографии постепенно усложняется. Выделяют три основных критерия, на основе которых обосновывается внутренняя дифференциация в демографии; при этом выделение внутри демографии субдисциплин и разделов основывается на совместном применении всех этих критериев. Среди них:
1) теоретический уровень научной интерпретации наблюдаемых феноменов;
2) объективно-предметный критерий;
3) связь с практикой, степень ориентированности на решение практических, прикладных задач.
В демографии, как и в других науках, происходит процесс специализации. Среди отраслей демографии выделяют, например, демографическую статистику, описательную демографию, формальную демографию, теоретическую демографию, историческую демографию, экономическую демографию, социальную демографию и ряд других разделов.
Выделяют несколько направлений работ в демографии: демографическая теория, сбор первичных данных о населении и демографических процессах, описание демографических процессов, чистая — или формальная — демография (рассматривает количественные соотношения демографических явлений, процессов, структур, изменение численности и состава населения под их влиянием), демографический анализ, историческая демография и др.
В итоге можно выделить семь основных составляющих в системе демографических наук:
1) теоретическая демография, история демографии, описательная демография, экономическая демография, моделирование социально-демографических процессов, т.е. своего рода теоретический фундамент науки;
2) отраслевые демографические науки: медицинская демография, этническая демография, военная демография, политическая демография и др.;
3) источники информации и методы: источники данных о населении, методы — статистические, математические, социологические, картографические и др.;
4) региональная демография;
5) прикладные демографические исследования;
6) социально-демографическое прогнозирование;
7) теоретические основы демографической политики. [2, 14-16]
После того как были даны определения предмета демографии и населения, необходимо более строго определить термины «демографические структуры» и «процессы».
Состав населения — распределение людей, образующих население, по группам в соответствии со значениями того или иного признака. Одна из наиболее общих характеристик населения и социальной структуры при их описании и анализе. (...) Состав населения бывает представлен по двум (например, пол) или нескольким градациям признака (группам), причем каждая из них может быть разделена на подгруппы по другому признаку или признакам (например, распределение людей по возрасту чаще рассматривается отдельно для каждого пола) и характеризоваться числом людей в выделенных группах, долей этих групп во всем населении или числом людей одной группы, приходящихся на 100 (или 1000) человек другой группы.[4, 462- 463]