Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 07:23, реферат
Вагоны — самая многочисленная часть подвижного состава на железных дорогах. Правила технической эксплуатации предъявляют определенные требования к этому подвижному составу, направленные на обеспечение его безотказной работы в эксплуатации.
1. Вагоны — самая многочисленная часть подвижного состава на железных дорогах. Правила технической эксплуатации предъявляют определенные требования к этому подвижному составу, направленные на обеспечение его безотказной работы в эксплуатации.
Вагоны
и их элементы по прочности, устойчивости
и техническому состоянию должны
обеспечивать безопасное и плавное
движение поездов с наибольшими
скоростями, установленными МПС. Вновь
строящиеся загоны должны обеспечивать
безопасное и плавное движение поездов
с наибольшими конструкционными
скоростями перспективных локомотивов,
предназначенных для
Для вагонов, предназначенных к обращению в пассажирских поездах со скоростью более 140 км/ч или грузовых поездах со скоростью более 90 км/ч, дополнительно к требованиям ПТЭ Министерство путей сообщения издает указания по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации этого подвижного состава.
Правительство
утверждает порядок, по которому определяются
типы и основные характеристики вновь
строящихся вагонов. Чертежи основных
узлов и технические условия
утверждаются поставщиком по согласованию
с МПС, а чертежи остальных
узлов и деталей по согласованию
с начальником или его
Все вагоны должны удовлетворять требованиям габарита подвижного состава, установленного Государственным стандартом, и иметь номер и другие четкие знаки и надписи определенной формы и размера. Вновь построенный подвижной состав до сдачи его в эксплуатацию на дорогу должен быть испытан и принят от завода-поставщика порядком, установленным МПС.
Грузовые
вагоны обращаются по всей сети железных
дорог и имеют нумерацию, построенную
по специальной системе. Номер каждого
грузового вагона состоит из семи
цифр.
Первая цифра обозначает род вагона (2 — крытый, 4 — платформа, 6 — полувагон, 7 — цистерна, 8 — изотермический, 9 — прочий., В качестве первой цифры не используются 1, 3, 5 (резервные). Вторая цифра указывает число осей у вагона (0 или 1 — две оси, 2, 3, 4, 5, 6 или 7 — четыре оси, 8 — шесть осей, 9 — восемь и более осей), а совместно вторая и третья цифры характеризуют некоторые технические данные вагона; длину рамы, тип кузова полувагона, наличие разгрузочных люков, специализацию цистерн, систему охлаждения изотермического вагона и т. д.
Четвертая,
пятая, шестая и седьмая цифры
вместе с тремя первыми образуют
номер грузового вагона. Одновременно
с этим седьмая цифра указывает
на наличие или отсутствие у вагона
ручного тормоза.
Пользуясь изданными МПС таблицами, по номеру вагона можно определить его техническую характеристику. Например если вагон имеет номер 268 - 1632, значит, это крытый четырехосный вагон с самоуплотняющимися дверями, объемом кузова 120 м3 и со сквозной переходной площадкой.
На каждый пассажирский и грузовой вагон составляют и во время всего срока службы его заполняют технический паспорт, в котором содержатся полная техническая характеристика вагона, даты выполнения плановых видов ремонта, модернизации и указывается состояние оборудования вагона. Эти документы хранятся в отделах учета железных дорог и в Управлении статистического учета и отчетности МПС.
Правилами технической эксплуатации предъявляются особые требования к содержанию вагонов в исправном состоянии. Лица, отвечающие за ремонт и техническое обслуживание, обязаны обеспечить длительный срок работы вагонов.
Цистерны предназначены для перевозки жидких, газообразных, пылевидных и затвердевающих грузов, которые помещаются в котле, представляющем собой специфическую форму кузова. В зависимости от перевозимых грузов цистерны могут быть разделены на две группы:
- общего назначения, для перевозки широкой номенклатуры нефтепродуктов;
- специальные цистерны, для определенных видов грузов.
Цистерны общего назначения в свою очередь подразделяются на цистерны для перевозки светлых (бензин, и т.п.) и темных (нефть, минеральные масла и т.п.) нефтепродуктов.
Повышенная
опасность воспламенения
Вагоны-автомобилевозы — грузовые вагоны специального назначения для перевозки автомобилей, прицепов к ним, микроавтобусов и троллейбусов. Представляют собой крытый вагон либо платформу, с двумя ярусами для увеличения вместимости, у них относительно большая масса при низкой грузоподъёмности.
Цистерна (аналог модель 15-1519) предназначена для перевозки пропана. Относится к специальным цистернам для перевозки сжиженных газов.
Цистерна
(рис.1) состоит из: 1 - рамы, 2 - ходовой
части, 3 - ударно-тяговых приборов, 4 - тормозного
оборудования, 5 - котла, 6 - лестницы,
7 - устройств загрузки и выгрузки.
Рисунок
1 – Схема четырехосной цистерны
для пропана
Для всемерного повышения эффективности общественного производства, роста производительности труда и лучшего использования основных средств важное значение имеют технико-экономические исследования в области вагоностроения и
вагонного хозяйства.
От правильности выбора типов и параметров грузовых вагонов зависит рациональное расходование крупных материальных ценностей, производительность труда на железнодорожном транспорте. При выборе типов вагонов особенно важными факторами являются объем и состав грузооборота.
Основными параметрами вагона, характеризующими его эффективность, являются:
· тара вагона;
· грузоподъемность;
· объем котла;
· количество осей.
Таблица 1 – Основные технико-экономические параметры четырехосной цистерны для пропана модели 15-1519
Наименование параметра | Значение параметра |
Грузоподъемность, т | 43 |
Масса тары вагона, т | 36,8 |
Объем котла, м3 | 75,5 |
Скорость конструкционная, км/ч | 120 |
Габарит | 1-Т |
База вагона,мм | 7800 |
Длина по осям сцепления автосцепок, мм | 12020 |
Высота от уровня верха головки, мм | 4998 |
Количество осей | 4 |
Модель двухосной тележки | 18-100 |
Внутренний диаметр котла, мм | 3000 |
Наружная длина котла, мм | 11250 |
Удельный объем, м3/т | 1,76 |
Условное рабочее давление в котле, мПа | 0,151 |
Давление,
создаваемое в котле при |
0,4 |
Крытый двухъярусный вагон модели 11-835 для перевозки легковых автомобилей (рис. 2) сконструирован с целью обеспечения повышенной защиты и сохранности товарного вида перевозимых автомобилей.
В цельнометаллическом кузове 1 нижний ярус б размещен на раме вагона, а верхний 4 — имеет собственную раму несущей конструкции. В боковых стенах 7 имеются световые проемы 5, закрытые металлической сеткой. Торцевые стены 2 образованы двухстворчатыми дверями, в нижней части которых размещены переездные площадки 3 для проезда погружаемых автомобилей по всему составу, который состоит из однородных двухъярусных вагонов.
Для второго яруса подобные площадки расположены с внутренней стороны торцевых дверей. Нижние переездные площадки имеют стопорные устройства с замками, без открытия которых нельзя открыть торцевую дверь. Крыша 2 надежно защищает автомобили от хищения и предохраняет их от атмосферного воздействия.
Для
обеспечения необходимой
Таблица
2 – Основные технико-экономические
параметры двухъярусного
Наименование параметра | Значение параметра |
Грузоподъёмность, т | 25 |
Тара, т | 35 |
База вагона, м | 17 |
Длина,
м:
по осям сцепления по концевым балкам |
24,26 23,24 |
Ширина,
м:
кузова максимальная дверного проема |
3,323 2,1 |
Высота максимальная от головок рельсов, м | 5,125 |
Коэффициент тары | 1,4 |
Осевая нагрузка, кН | 147 |
Погонная нагрузка, кН/т | 24,7 |
Конструкционная скорость движения, км/ч | 120 |
Габарит по ГОСТ | 1-Т |
Для безопасного движения поездов необходимо, чтобы локомотивы, вагоны и грузы на открытом подвижном составе могли свободно проходить мимо устройств и сооружений, расположенных вблизи пути, не задевая их, а также мимо следующего по соседним путям подвижного состава. Это требование обеспечивается габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава.
Габарит подвижного состава — предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться на прямом горизонтальном пути как в порожнем, так и в груженом состоянии железнодорожный подвижной состав. Он отличается в разных странах и может отличаться на разных линиях в пределах одной страны.
В России государственным стандартом ГОСТ 9238-83 установлены габариты подвижного состава: Т; 1-Т; 1-ВМ; 0-ВМ; 02-ВМ и 03-ВМ.
Габарит Т распространяется на подвижной состав, допущенный к обращению по путям, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габаритов приближения строений С и Сп.
Габарит 1-Т распространяется на подвижной состав, допущенный к обращению по всем путям общей сети дорог, подъездным путям, и путям промышленных предприятий.
Габариты 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ, 03-ВМ распространяются на подвижной состав, допущенный к обращению железным дорогам колеи 1520 (1524) мм и дорог колеи 1435 мм.
Четырехосная
цистерна для пропана и двухъярусный
крытый вагон для перевозки
2. Колёсные пары относятся к ходовым частям и являются одним из ответственных элементов вагона. Они предназначены для направления движения вагона по рельсовому пути и восприятия всех нагрузок, передающихся от вагона на рельсы при их вращении. Работая в сложных условиях нагружения, колёсные пары должны обеспечивать высокую надёжность, так как от них во многом зависит безопасность движения поездов. Поэтому к ним предъявляют особые, повышенные требования Госстандарта, Правила технической эксплуатации железных дорог, Инструкция по освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колёсных пар, а также другие нормативные документы при проектировании, изготовлении и содержании. Конструкция и техническое состояние колёсных пар оказывают влияние на плавность хода, величину сил, возникающих при взаимодействии вагона и пути, и сопротивление движению.