Компьютерное моделирование помещения в EASE

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Акустическое проектирование помещений заключено в определении пропорций и формы помещения и акустической обработки внутренних поверхностей этого помещения. При определении формы помещения необходимо учитывать характер отражений звуковых волн от внутренних поверхностей помещения, за счет которых формируется диффузность звукового поля. При акустической обработке внутренних поверхностей необходимо обеспечить требуемое значение эффективности в заданном диапазоне частот.

Содержание

Введение 3
1 Особенности проектирования помещения 5
1.1 Основные принципы акустического проектирования 5
1.2 Защита студий от звуковых помех 6
1.3 Обеспечение оптимальных акустических характеристик 10
1.4 Типовые акустические решения студий различного назначения 12
1.5 Музыкальные студии 12
2 Расчет частотной зависимости стандартного времени реверберации 16
3 Компьютерное моделирование помещения в EASE 4.3 21
Выводы 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

kursovoi.docx

— 402.86 Кб (Скачать)

     Прежде  всего, необходимо отобрать те звукопоглощающие материалы и конструкции, которые будут намечены к использованию в проектируемой студии. Эта задача является наиболее сложной и ответственной, так как при этом приходится учитывать одновременно целый ряд факторов: стоимость материалов, их внешний вид, возможность поставки, требования пожарной безопасности и т. п. На этой же предварительной стадии следует решить вопрос и о способе монтажа материалов на поверхностях студии. Дело в том, что значения КЗП материалов зависят от способа их крепления. Например, наличие воздушного относа между задней поверхностью звукопоглощающей плитки и плоскостью стены (при креплении плитки по несущему каркасу) приводит к увеличению КЗП в низкочастотной области. Игнорирование этого факта при акустическом проектировании может привести к существенному «переглушению» студии на низких частотах, причем исправление этого дефекта в построенной студии обычно весьма сложно и требует больших дополнительных затрат. Помимо этого, следует принимать во внимание и ряд дополнительных чисто акустических требований. В частности, для музыкальных студий оказывается полезным размещать на потолке достаточно большое количество звукорассеивающих конструкций, в дикторских студиях следует избегать поступления первых интенсивных отражений в область размещения дикторского стола. Некоторые эти вопросы ниже рассмотрены подробнее.

     После решения указанных проблем приступают к непосредственным расчетам. Суть их сводится к тому, чтобы путем варьирования площадей занимаемых выбранными материалами подобрать такой общий фонд звукопоглощения студии, при котором в ней будет обеспечен оптимум реверберации. В настоящее время подобные расчеты повсеместно производятся на ЭВМ по специально разработанным программам, позволяющим найти оптимальное решение. При расчете, как показывает опыт, обычно необходимо учитывать некоторые поправочные параметры, к которым относится так называемый коэффициент добавочного звукопоглощения. Этот коэффициент учитывает добавочное поглощение, обусловленное наличием осветительной арматуры, щелей и ряда других факторов. Его значения были определены на основании исследования большого числа студий разного назначения. После завершения расчетов приступают к заключительному этапу, на котором подготавливаются необходимые чертежи для проведения строительных работ. 

     1.4 Типовые акустические решения студий различного назначения

Указанные выше основные принципы защиты помещений  от проникающих звуковых помех в целом являются общими для всех типов студий и аппаратных. По иному обстоит дело с проектированием акустических облицовок на внутренних поверхностях, требования к которым для различных типов студий существенно отличаются. Ниже кратко будут рассмотрены эти требования дифференцированно по отдельным типам помещений. 

     1.5 Музыкальные студии

     Приведенную выше классификацию музыкальных  студий нужно рассматривать с учетом реальной сложившейся в настоящее время в России ситуации. Сейчас капитальное строительство новых аппаратно-студийных комплексов практически полностью прекращено. Строительные работы ведутся лишь на тех объектах, которые были начаты несколько лет назад (Курган, Новгород, Архангельск). Кроме того, в целом ряде городов ведутся или планируются работы по размещению аппаратно-студийных комплексов в приспособленных помещениях (бывшие дома политического просвещения, административные здания и т. п.). Частные студии звукозаписи также в подавляющем большинстве ориентируются на размещение студий в приспособленных помещениях. Во всех этих случаях в настоящее время не идет речь о строительстве или проектировании крупных музыкальных студий площадью более 150 кв. м. Поэтому в данном разделе мы остановимся лишь на вопросах акустики музыкальных студий меньшей площади.

     Попадающая  под действие современной классификации  камерная студия С-150 должна иметь Т = 0,9-1,1 с при строго горизонтальной форме частотной характеристики времени реверберации. Отметим, что последнее требование справедливо для всех музыкальных студий. Достаточно часто сооружаются музыкальные студии меньшей площади С-120, С-100 и т. п. Во всех случаях сооружение музыкальных студий площадью менее 60-70 кв. м является нежелательным. В одном из старых типовых проектов радиодомов были предусмотрены «камерные» студии площадью 46 кв. м. Однако, реально для записи камерных музыкальных программ они никогда не использовались и применялись, в основном, для речевых передач. С уменьшением размера студии ее оптимум реверберации должен иметь тенденцию к снижению. Так для студий С-100 обычно рекомендуют Т = 0,8-0,9 c, а для С-70Т = 0,6-0,7 с. 

     Все указанные требования относятся  к традиционным музыкальным студиям, ориентированным на режим так называемой «естественной акустики». В тоже время достаточно давно наметилась тенденция создания сильно заглушенных студий с «мертвой акустикой». Такие студии независимо от их размеров (они редко сооружаются с площадью более 100 кв. м) обычно проектируются на время реверберации от 0,35 до 0,55 с. Частотная характеристика времени реверберации здесь также должна быть строго горизонтальной.

     При проектировании музыкальных студий нежелательно использовать типичные для  ТВ студий плоские облицовки. Здесь необходимо применять достаточное количество звукорассеивающих конструкций, чередуя их со звукопоглощающими материалами. Проведенные исследования показывают, что большее количество звукорассеивающих конструкций должно размещаться на потолке студии. Хорошо зарекомендовали себя на практике конструкции в форме призм и пирамид, которые изготовляются в виде отдельных объемных модулей, крепящихся затем к потолку. При выборе данных конструкций следует учитывать их диаграммы рассеяния звука на разных участках звукового диапазона. Расчет подобных диаграмм встречает серьезные математические сложности. Приходится ориентироваться на экспериментальные данные, полученные, в основном, методом масштабного моделирования. Обычно звукорассеивающие конструкции изготавливаются в виде деревянного каркаса, который обшивается фанерными листами. Известны также примеры, когда их удавалось делать из гипса при использовании армирования и специальных отливочных форм.

     В отечественной практике при проектировании музыкальных студий часто совсем отказываются от применения промышленных звукопоглощающих плит. Это связано как с их ограниченным ассортиментом, так и с недостаточно хорошим внешним видом, что весьма важно для музыкальных студий. При этом на стенах в ячейки несущего деревянного каркаса закладываются обернутые стеклотканью минерало-ватные плиты, а затем обращенная к студии их поверхность закрывается декоративным акустически прозрачным покрытием. В качестве последнего часто используются деревянные рейки. Такие весьма эффективно поглощающие звук конструкции выполняются в виде чередующихся фрагментов, а в промежутках между ними устанавливают звукорассеивающие элементы в виде членений разного профиля (пилообразного, треугольного и т. п.). Конструктивно эти элементы часто изготавливают из деревоплиты. При наличии соответствующих требований по технологии звукозаписи углы студии скашивают, размещая в них звукоизолированные кабины для ударной установки и отдельных исполнителей.

     Завершая  краткое рассмотрение акустического  решения музыкальных студий, отметим, что в зарубежной практике находят широкое распространение высокоэффективные звукорассеивающие конструкции типа так называемых диффузоров Шредера. В своем классическом виде они представляют собой набор параллельных канавок (щелей), разделенных ребрами. Канавки имеют различную глубину, причем при переходе от одной канавки к другой она меняется по закону числовой последовательности с хорошими корреляционными свойствами. Подобные конструкции различного типа выпускаются американской фирмой RPG Diffusor Systems Inc., отметившей в этом году 10-летие своей деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 РАСЧЕТ ЧАСТОТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СТАНДАРТНОГО ВРЕМЕНИ РЕВЕРБЕРАЦИИ

 

Время реверберации рассчитывается по формуле:

,                                         (2.1)

     где V – объем помещения;

     S – суммарная площадь поверхностей внутри помещения;

     α – акустический коэффициент поглощения материала;

      - коэффициент затухания звука  в воздухе;

      - коэффициент учитывающий форму помещения. 

     С помощью формулы можно получить график зависимости стандартного времени  реверберации от частоты.

           Для получения графика  время реверберации рассчитывается для октавных частот, начиная с 125 Гц, заканчивая 4000 Гц. Коэффициент  учитывается на 2000 Гц и 4000 Гц.

           Расчет оптимального времени реверберации производится оп формуле:

   .                                          (2.2)

     Параметры студии звукозаписи приведены в  таблице 2.1 
 
 
 

     Таблица 2.1 – Параметры студии звукозаписи

Вариант 6
Студия  звукозаписи
Длинна 6 м
Ширина 4,5 м
Высота 3,5 м
Объем 94,5м2
Дверь 1,5х2,2 м
Стулья Полумягкие, обшитые  тканью
Слушатель Один, сидит  на стуле
Окно 1х2 м
 

     В первоначальном варианте стены и  потолок выполнены из известковой  штукатурки, на полу – линолеум. Расчет стандартного времени реверберации приведен в таблице 2.2, а характеристика изображена на рисунке 2.1 

Рисунок 2.1 – График стандартного времени  реверберации с при заданных в  условии материалах

 

Поверхности площадь, m2 α125 αS125 α250 αS250 α500 αS500 α1000 αS1000 α2000 αS2000 α4000 αS4000
стена1 без окон и дверей, гипсовая штукатурка 21,00 0,024 0,504 0,027 0,567 0,03 0,63 0,037 0,777 0,019 0,399 0,034 0,714
стена2 с дверью, известковая штукатурка 17,70 0,024 0,4248 0,027 0,4779 0,03 0,531 0,037 0,6549 0,019 0,3363 0,034 0,6018
стена 3 маленькая, известковая штукатурка 15,75 0,024 0,378 0,027 0,42525 0,03 0,4725 0,037 0,58275 0,019 0,29925 0,034 0,5355
стена 4 с окном, известковая штукатурка 13,75 0,024 0,33 0,027 0,37125 0,03 0,4125 0,037 0,50875 0,019 0,26125 0,034 0,4675
потолок, известковая штукатурка 27,00 0,024 0,648 0,027 0,729 0,03 0,81 0,037 0,999 0,019 0,513 0,034 0,918
пол, линолеум 27,00 0,02 0,54 0,02 0,54 0,03 0,81 0,03 0,81 0,04 1,08 0,04 1,08
окно 2,00 0,35 0,7 0,25 0,5 0,18 0,36 0,12 0,24 0,07 0,14 0,04 0,08
дверь, покрашенное дерево 3,30 0,03 0,099 0,02 0,066 0,05 0,165 0,04 0,132 0,04 0,132 0,04 0,132
столы снизу снизу и сверху, лакированное дерево 3,36 0,098 0,32928 0,11 0,3696 0,061 0,20496 0,081 0,27216 0,082 0,27552 0,011 0,03696
стулья, обшитые тканью, полумягкие 1,00 0,05 0,05 0,08 0,08 0,18 0,18 0,15 0,15 0,17 0,17 0,15 0,15
слушатель на стуле 1,00 0,17 0,17 0,36 0,36 0,47 0,47 0,52 0,52 0,5 0,5 0,46 0,46
СУММА 132,86   4,17308   4,486   5,04596   5,64656   4,10632   5,17576
АЛЬФА СРЕДНЕЕ     0,03141   0,033765   0,03798   0,0425   0,03090712   0,038956
ВРЕМЯ РЕВЕРБЕРАЦИИ     3,632881   3,375382   2,994297   2,669556   3,079027557   2,093358
поглощение  в воздухе                   0,0022 0,002202424 0,0055 0,005515
Т оптимальное 0,588944314                        

Таблица 2.2 - Расчет стандартного времени реверберации, с первоначальными параметрами 

Расчет с материалами, подобранными в EASE 4.3 представлен на рисунке 2.2.

     Рисунок 2.2 - График стандартного времени реверберации с материалами подобранными в EASE 4.3 

     По  сравнению с графиком в EASE 4.3 см. рисунок 3.3 график полученный в MS Exel 2007 не укладывается в допустимый порог.

     Расчет  с подобранными материалами приведен в таблице 2.2 
 
 
 
 
 
 

 

Поверхности площадь, m2 α125 αS125 α250 αS250 α500 αS500 α1000 αS1000 α2000 αS2000 α4000 αS4000
стена1 без окон и дверей, WOOD GRID3 21,00 0,1 2,1 0,1 2,1 0,15 3,15 0,2 4,2 0,2 4,2 0,2 4,2
стена2 с дверью, WOOD GRID3 17,70 0,1 1,77 0,1 1,77 0,18 3,186 0,2 3,54 0,2 3,54 0,2 3,54
стена 3 маленькая, MTSEAT LTH 15,75 0,44 6,93 0,54 8,505 0,6 9,45 0,62 9,765 0,58 9,135 0,5 7,875
стена 4 с окном, WOOFLR CON 13,75 0,02 0,275 0,03 0,4125 0,04 0,55 0,05 0,6875 0,05 0,6875 0,05 0,6875
потолок, WOODFLR LN 27,00 0,2 5,4 0,15 4,05 0,08 2,16 0,05 1,35 0,03 0,81 0,02 0,54
пол, WOOFLR CON 27,00 0,02 0,54 0,03 0,81 0,04 1,08 0,05 1,35 0,05 1,35 0,05 1,35
окно, WINDOW DP 2,00 0,25 0,5 0,1 0,2 0,07 0,14 0,06 0,12 0,04 0,08 0,02 0,04
дверь, DOOR HOLLOW 3,30 0,15 0,495 0,1 0,33 0,06 0,198 0,08 0,264 0,1 0,33 0,05 0,165
столы TBLE TP WD 3,36 0,02 0,0672 0,15 0,504 0,1 0,336 0,08 0,2688 0,05 0,168 0,05 0,168
стулья, обшитые тканью, полумягкие 1,00 0,05 0,05 0,08 0,08 0,18 0,18 0,15 0,15 0,17 0,17 0,15 0,15
слушатель на стуле 1,00 0,17 0,17 0,36 0,36 0,47 0,47 0,52 0,52 0,5 0,5 0,46 0,46
СУММА 132,86   18,2972   19,1215   20,9   22,2153   20,9705   19,1755
АЛЬФА СРЕДНЕЕ     0,137718   0,143922   0,157308   0,167208   0,157839079   0,144329
ВРЕМЯ РЕВЕРБЕРАЦИИ     0,78245   0,74609   0,677388   0,633638   0,651177403   0,675956
поглощение  в воздухе                   0,0022 0,002202424 0,0055 0,005515
Т оптимальное 0,588944314                        

Информация о работе Компьютерное моделирование помещения в EASE