Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:45, курсовая работа
Акустическое проектирование помещений заключено в определении пропорций и формы помещения и акустической обработки внутренних поверхностей этого помещения. При определении формы помещения необходимо учитывать характер отражений звуковых волн от внутренних поверхностей помещения, за счет которых формируется диффузность звукового поля. При акустической обработке внутренних поверхностей необходимо обеспечить требуемое значение эффективности в заданном диапазоне частот.
Введение 3
1 Особенности проектирования помещения 5
1.1 Основные принципы акустического проектирования 5
1.2 Защита студий от звуковых помех 6
1.3 Обеспечение оптимальных акустических характеристик 10
1.4 Типовые акустические решения студий различного назначения 12
1.5 Музыкальные студии 12
2 Расчет частотной зависимости стандартного времени реверберации 16
3 Компьютерное моделирование помещения в EASE 4.3 21
Выводы 23
Список использованной литературы 24
Прежде всего, необходимо отобрать те звукопоглощающие материалы и конструкции, которые будут намечены к использованию в проектируемой студии. Эта задача является наиболее сложной и ответственной, так как при этом приходится учитывать одновременно целый ряд факторов: стоимость материалов, их внешний вид, возможность поставки, требования пожарной безопасности и т. п. На этой же предварительной стадии следует решить вопрос и о способе монтажа материалов на поверхностях студии. Дело в том, что значения КЗП материалов зависят от способа их крепления. Например, наличие воздушного относа между задней поверхностью звукопоглощающей плитки и плоскостью стены (при креплении плитки по несущему каркасу) приводит к увеличению КЗП в низкочастотной области. Игнорирование этого факта при акустическом проектировании может привести к существенному «переглушению» студии на низких частотах, причем исправление этого дефекта в построенной студии обычно весьма сложно и требует больших дополнительных затрат. Помимо этого, следует принимать во внимание и ряд дополнительных чисто акустических требований. В частности, для музыкальных студий оказывается полезным размещать на потолке достаточно большое количество звукорассеивающих конструкций, в дикторских студиях следует избегать поступления первых интенсивных отражений в область размещения дикторского стола. Некоторые эти вопросы ниже рассмотрены подробнее.
После
решения указанных проблем
1.4 Типовые акустические решения студий различного назначения
Указанные
выше основные принципы защиты помещений
от проникающих звуковых помех в целом
являются общими для всех типов студий
и аппаратных. По иному обстоит дело с проектированием
акустических облицовок на внутренних
поверхностях, требования к которым для
различных типов студий существенно отличаются.
Ниже кратко будут рассмотрены эти требования
дифференцированно по отдельным типам
помещений.
1.5 Музыкальные студии
Приведенную
выше классификацию музыкальных
студий нужно рассматривать с учетом
реальной сложившейся в настоящее время
в России ситуации. Сейчас капитальное
строительство новых аппаратно-студийных
Попадающая под действие современной классификации камерная студия С-150 должна иметь Т = 0,9-1,1 с при строго горизонтальной форме частотной характеристики времени реверберации. Отметим, что последнее требование справедливо для всех музыкальных студий. Достаточно часто сооружаются музыкальные студии меньшей площади С-120, С-100 и т. п. Во всех случаях сооружение музыкальных студий площадью менее 60-70 кв. м является нежелательным. В одном из старых типовых проектов радиодомов были предусмотрены «камерные» студии площадью 46 кв. м. Однако, реально для записи камерных музыкальных программ они никогда не использовались и применялись, в основном, для речевых передач. С уменьшением размера студии ее оптимум реверберации должен иметь тенденцию к снижению. Так для студий С-100 обычно рекомендуют Т = 0,8-0,9 c, а для С-70Т = 0,6-0,7 с.
Все указанные требования относятся к традиционным музыкальным студиям, ориентированным на режим так называемой «естественной акустики». В тоже время достаточно давно наметилась тенденция создания сильно заглушенных студий с «мертвой акустикой». Такие студии независимо от их размеров (они редко сооружаются с площадью более 100 кв. м) обычно проектируются на время реверберации от 0,35 до 0,55 с. Частотная характеристика времени реверберации здесь также должна быть строго горизонтальной.
При проектировании музыкальных студий нежелательно использовать типичные для ТВ студий плоские облицовки. Здесь необходимо применять достаточное количество звукорассеивающих конструкций, чередуя их со звукопоглощающими материалами. Проведенные исследования показывают, что большее количество звукорассеивающих конструкций должно размещаться на потолке студии. Хорошо зарекомендовали себя на практике конструкции в форме призм и пирамид, которые изготовляются в виде отдельных объемных модулей, крепящихся затем к потолку. При выборе данных конструкций следует учитывать их диаграммы рассеяния звука на разных участках звукового диапазона. Расчет подобных диаграмм встречает серьезные математические сложности. Приходится ориентироваться на экспериментальные данные, полученные, в основном, методом масштабного моделирования. Обычно звукорассеивающие конструкции изготавливаются в виде деревянного каркаса, который обшивается фанерными листами. Известны также примеры, когда их удавалось делать из гипса при использовании армирования и специальных отливочных форм.
В отечественной
практике при проектировании музыкальных
студий часто совсем отказываются от применения
промышленных звукопоглощающих плит.
Это связано как с их ограниченным ассортиментом,
так и с недостаточно хорошим внешним видом,
что весьма важно для музыкальных студий.
При этом на стенах в ячейки несущего деревянного
каркаса закладываются обернутые стеклотканью минерало-ватные
Завершая
краткое рассмотрение акустического
решения музыкальных студий, отметим,
что в зарубежной практике находят широкое
распространение высокоэффективные звукорассеивающие
конструкции типа так называемых диффузоров
Шредера. В своем классическом виде они
представляют собой набор параллельных
канавок (щелей), разделенных ребрами.
Канавки имеют различную глубину, причем
при переходе от одной канавки к другой
она меняется по закону числовой последовательности
с хорошими корреляционными свойствами.
Подобные конструкции различного типа
выпускаются американской фирмой RPG Diffusor
Systems Inc., отметившей в этом году 10-летие своей
деятельности.
Время реверберации рассчитывается по формуле:
,
где V – объем помещения;
S – суммарная площадь поверхностей внутри помещения;
α – акустический коэффициент поглощения материала;
- коэффициент затухания звука в воздухе;
- коэффициент учитывающий форму помещения.
С помощью формулы можно получить график зависимости стандартного времени реверберации от частоты.
Для получения графика время реверберации рассчитывается для октавных частот, начиная с 125 Гц, заканчивая 4000 Гц. Коэффициент учитывается на 2000 Гц и 4000 Гц.
Расчет оптимального времени реверберации производится оп формуле:
.
Параметры
студии звукозаписи приведены в
таблице 2.1
Таблица 2.1 – Параметры студии звукозаписи
Вариант 6 | |
Студия звукозаписи | |
Длинна | 6 м |
Ширина | 4,5 м |
Высота | 3,5 м |
Объем | 94,5м2 |
Дверь | 1,5х2,2 м |
Стулья | Полумягкие, обшитые тканью |
Слушатель | Один, сидит на стуле |
Окно | 1х2 м |
В
первоначальном варианте стены и
потолок выполнены из известковой
штукатурки, на полу – линолеум. Расчет
стандартного времени реверберации
приведен в таблице 2.2, а характеристика
изображена на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 – График стандартного времени реверберации с при заданных в условии материалах
Поверхности | площадь, m2 | α125 | αS125 | α250 | αS250 | α500 | αS500 | α1000 | αS1000 | α2000 | αS2000 | α4000 | αS4000 |
стена1 без окон и дверей, гипсовая штукатурка | 21,00 | 0,024 | 0,504 | 0,027 | 0,567 | 0,03 | 0,63 | 0,037 | 0,777 | 0,019 | 0,399 | 0,034 | 0,714 |
стена2 с дверью, известковая штукатурка | 17,70 | 0,024 | 0,4248 | 0,027 | 0,4779 | 0,03 | 0,531 | 0,037 | 0,6549 | 0,019 | 0,3363 | 0,034 | 0,6018 |
стена 3 маленькая, известковая штукатурка | 15,75 | 0,024 | 0,378 | 0,027 | 0,42525 | 0,03 | 0,4725 | 0,037 | 0,58275 | 0,019 | 0,29925 | 0,034 | 0,5355 |
стена 4 с окном, известковая штукатурка | 13,75 | 0,024 | 0,33 | 0,027 | 0,37125 | 0,03 | 0,4125 | 0,037 | 0,50875 | 0,019 | 0,26125 | 0,034 | 0,4675 |
потолок, известковая штукатурка | 27,00 | 0,024 | 0,648 | 0,027 | 0,729 | 0,03 | 0,81 | 0,037 | 0,999 | 0,019 | 0,513 | 0,034 | 0,918 |
пол, линолеум | 27,00 | 0,02 | 0,54 | 0,02 | 0,54 | 0,03 | 0,81 | 0,03 | 0,81 | 0,04 | 1,08 | 0,04 | 1,08 |
окно | 2,00 | 0,35 | 0,7 | 0,25 | 0,5 | 0,18 | 0,36 | 0,12 | 0,24 | 0,07 | 0,14 | 0,04 | 0,08 |
дверь, покрашенное дерево | 3,30 | 0,03 | 0,099 | 0,02 | 0,066 | 0,05 | 0,165 | 0,04 | 0,132 | 0,04 | 0,132 | 0,04 | 0,132 |
столы снизу снизу и сверху, лакированное дерево | 3,36 | 0,098 | 0,32928 | 0,11 | 0,3696 | 0,061 | 0,20496 | 0,081 | 0,27216 | 0,082 | 0,27552 | 0,011 | 0,03696 |
стулья, обшитые тканью, полумягкие | 1,00 | 0,05 | 0,05 | 0,08 | 0,08 | 0,18 | 0,18 | 0,15 | 0,15 | 0,17 | 0,17 | 0,15 | 0,15 |
слушатель на стуле | 1,00 | 0,17 | 0,17 | 0,36 | 0,36 | 0,47 | 0,47 | 0,52 | 0,52 | 0,5 | 0,5 | 0,46 | 0,46 |
СУММА | 132,86 | 4,17308 | 4,486 | 5,04596 | 5,64656 | 4,10632 | 5,17576 | ||||||
АЛЬФА СРЕДНЕЕ | 0,03141 | 0,033765 | 0,03798 | 0,0425 | 0,03090712 | 0,038956 | |||||||
ВРЕМЯ РЕВЕРБЕРАЦИИ | 3,632881 | 3,375382 | 2,994297 | 2,669556 | 3,079027557 | 2,093358 | |||||||
поглощение в воздухе | 0,0022 | 0,002202424 | 0,0055 | 0,005515 | |||||||||
Т оптимальное | 0,588944314 |
Таблица 2.2 - Расчет
стандартного времени реверберации, с
первоначальными параметрами
Расчет с материалами, подобранными в EASE 4.3 представлен на рисунке 2.2.
Рисунок
2.2 - График стандартного времени реверберации
с материалами подобранными в EASE 4.3
По сравнению с графиком в EASE 4.3 см. рисунок 3.3 график полученный в MS Exel 2007 не укладывается в допустимый порог.
Расчет
с подобранными материалами приведен
в таблице 2.2
Поверхности | площадь, m2 | α125 | αS125 | α250 | αS250 | α500 | αS500 | α1000 | αS1000 | α2000 | αS2000 | α4000 | αS4000 |
стена1 без окон и дверей, WOOD GRID3 | 21,00 | 0,1 | 2,1 | 0,1 | 2,1 | 0,15 | 3,15 | 0,2 | 4,2 | 0,2 | 4,2 | 0,2 | 4,2 |
стена2 с дверью, WOOD GRID3 | 17,70 | 0,1 | 1,77 | 0,1 | 1,77 | 0,18 | 3,186 | 0,2 | 3,54 | 0,2 | 3,54 | 0,2 | 3,54 |
стена 3 маленькая, MTSEAT LTH | 15,75 | 0,44 | 6,93 | 0,54 | 8,505 | 0,6 | 9,45 | 0,62 | 9,765 | 0,58 | 9,135 | 0,5 | 7,875 |
стена 4 с окном, WOOFLR CON | 13,75 | 0,02 | 0,275 | 0,03 | 0,4125 | 0,04 | 0,55 | 0,05 | 0,6875 | 0,05 | 0,6875 | 0,05 | 0,6875 |
потолок, WOODFLR LN | 27,00 | 0,2 | 5,4 | 0,15 | 4,05 | 0,08 | 2,16 | 0,05 | 1,35 | 0,03 | 0,81 | 0,02 | 0,54 |
пол, WOOFLR CON | 27,00 | 0,02 | 0,54 | 0,03 | 0,81 | 0,04 | 1,08 | 0,05 | 1,35 | 0,05 | 1,35 | 0,05 | 1,35 |
окно, WINDOW DP | 2,00 | 0,25 | 0,5 | 0,1 | 0,2 | 0,07 | 0,14 | 0,06 | 0,12 | 0,04 | 0,08 | 0,02 | 0,04 |
дверь, DOOR HOLLOW | 3,30 | 0,15 | 0,495 | 0,1 | 0,33 | 0,06 | 0,198 | 0,08 | 0,264 | 0,1 | 0,33 | 0,05 | 0,165 |
столы TBLE TP WD | 3,36 | 0,02 | 0,0672 | 0,15 | 0,504 | 0,1 | 0,336 | 0,08 | 0,2688 | 0,05 | 0,168 | 0,05 | 0,168 |
стулья, обшитые тканью, полумягкие | 1,00 | 0,05 | 0,05 | 0,08 | 0,08 | 0,18 | 0,18 | 0,15 | 0,15 | 0,17 | 0,17 | 0,15 | 0,15 |
слушатель на стуле | 1,00 | 0,17 | 0,17 | 0,36 | 0,36 | 0,47 | 0,47 | 0,52 | 0,52 | 0,5 | 0,5 | 0,46 | 0,46 |
СУММА | 132,86 | 18,2972 | 19,1215 | 20,9 | 22,2153 | 20,9705 | 19,1755 | ||||||
АЛЬФА СРЕДНЕЕ | 0,137718 | 0,143922 | 0,157308 | 0,167208 | 0,157839079 | 0,144329 | |||||||
ВРЕМЯ РЕВЕРБЕРАЦИИ | 0,78245 | 0,74609 | 0,677388 | 0,633638 | 0,651177403 | 0,675956 | |||||||
поглощение в воздухе | 0,0022 | 0,002202424 | 0,0055 | 0,005515 | |||||||||
Т оптимальное | 0,588944314 |
Информация о работе Компьютерное моделирование помещения в EASE