Зрительное восприятие детей с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Назовите основные этапы эмбриогенеза глаза. Эмбриогенез глаза в общих чертах происходит следующим образом. Боковые выпячивания стенки переднего мозгового пузыря (его части, дающей промежуточный мозг), вытягиваясь в стороны, образуют два глазных пузырька, сообщающихся посредством полой суженной ножки с мозговой полостью. Из ножки образуется зpительный неpв, а из периферической части глазного пузырька - сетчатка. В связи с развитием хрусталика передняя часть глазного пузырька впячивается по направлению к ножке, вследствие чего пузырек превращается в двустенный "глазной бокал". Оба листка переходят у края "бокала" один в другой, образуя зачаток зрачка.

Работа содержит 1 файл

Дом зад №4 Зр воспр.doc

— 80.50 Кб (Скачать)
 

Группа  Фамилия    Имя

Домашнее  задание №4 по курсу «Психология лиц с нарушением зрения»

Тема  «Зрительное восприятие детей с нарушением зрения» 
 

  1. Назовите  основные этапы эмбриогенеза глаза. Эмбриогенез глаза в общих чертах происходит следующим образом. Боковые выпячивания стенки переднего мозгового пузыря (его части, дающей промежуточный мозг), вытягиваясь в стороны, образуют два глазных пузырька, сообщающихся посредством полой суженной ножки с мозговой полостью. Из ножки образуется зpительный неpв, а из периферической части глазного пузырька - сетчатка. В связи с развитием хрусталика передняя часть глазного пузырька впячивается по направлению к ножке, вследствие чего пузырек превращается в двустенный "глазной бокал". Оба листка переходят у края "бокала" один в другой, образуя зачаток зрачка. Наружный (впяченный) листок "бокала" становится пигментным слоем сетчатки, а внутренний - светочувствительным (собственно сетчатка). В передней части "глазного бокала" образуется хрусталик, помещающийся в полости его, а позади хрусталика - стекловидное тело. Развитие наружных оболочек глаза-сосудистой, склеры и роговицы - происходит из мезодермы, окружающей "глазной бокал" вместе с хрусталиком. Из наружного, более плотного слоя мезодермы возникает склера с роговицей, а из внутреннего, богатого сосудами слоя - choroidea с ресничным телом и радужкой. В передней части зародышевого глаза оба слоя отделяются друг от друга, отчего возникает передняя камера. Наружный слой мезодермы в этом месте, сделавшись прозрачным, образует роговицу. Эктодерма, покрывающая спереди роговицу, дает эпителий конъюнктивы, переходящий на внутреннюю поверхность век.
  2. Назовите возможные изменения каждой зрительной функции при нарушении зрения:

    Центральное зрение Центральное зрение обеспечивает восприятие формы предметов, поэтому его и называют форменным. Эта зрительная функция связана с функционированием желтого пятна сетчатки, его центральной ямки. Желтое пятно формируется обычно к шестимесячному возрасту ребенка, а в 6-8 месяцев ребенок уже способен различать простые геометрические фигуры. В дальнейшем зрение развивается быстрее, а к третьему году жизни некоторые дети уже имеют почти нормальную остроту зрения (до 1,0).

    Периферическое  зрение обеспечивается функционированием палочкового аппарата сетчатки. В раннем детском возрасте (у новорожденных) оно почти не развито и характеризуется так называемым трубчатым полем зрения. К полугоду жизни поле зрения расширяется почти до половины обычной нормы. Полноценное периферическое зрение формируется обычно к трем голам жизни, а иногда и в более поздние сроки.

    Светоощущение способность воспринимать свет и различать степени его яркости. Эта способность зависит от функционального состояния всех частей зрительного анализатора. Светоощущение обусловлено работой палочкового аппарата сетчатки, светочувствительность которой неодинакова в разных ее частях, т.к. палочки и колбочки распределены там неравномерно

    Цветоощущение является функцией центрального зрения, обеспечиваемого работой кол-бочкового аппарата, а именно — желтого пятна. Эта функция развивается параллельно развитию центрального зрения. Цветоощущение у ребенка появляется на втором-третьем месяце жизни и формируется в определенной последовательности: сначала ребенок начинает реагировать на яркие красный, желтый и зеленый цвета, а немного позже ~- на синий и фиолетовый. Полноценное цветоощущение чаще всего формируется окончательно к 2-3 годам жизни.

    Бинокулярное  зрение характеризуется способностью стереоскопического (объемного) восприятия пространства при одновременном участии в зрительном акте обоих глаз. Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. На третьем-четвертом месяце после рождения у ребенка появляется бинокулярная фиксация. С пяти-шестимесячного возраста начинает формироваться фузия, т.е. способность зрительного анализатора осуществлять слияние изображений от обоих глаз в единое, формируемое в зрительных центрах коры головного мозга. В этом возрасте ребенок способен уже точно фиксировать взгляд на движущемся объекте. Это возможно при правильном сведении зрительных осей обоих глаз — конвергенции. Закрепление этой функции происходит примерно к 6-8 годам, а окончательное формирование бинокулярного зрения завершается в 7-15-летнем возрасте.

    Назовите  основные причины врожденных зрительных патологий. Врожденная патология зрения может быть обусловлена перенесенными матерью во время беременности некоторыми инфекционными заболеваниями (корь, краснуха, ветряная оспа и др.), большими физическими перегрузками, ушибами при падении и т.д., недостаточностью витаминов в организме матери в период вынашивания ребенка или интоксикацией. К врожденным заболеваниям органов зрения могут привести и родовые травмы.

    Приобретенные патологии органов зрения могут быть обусловлены разными причинами: протекающими в обостренной форме инфекционными заболеваниями (грипп, дифтерия, корь и др.), некоторыми болезнями (туберкулез, ревматизм, менингит, энцефалит, черепно-мозговые травмы и др.).

    Часто нарушения зрения обусловлены одновременно несколькими причинами, а иногда подлинную причину установить не удается.

    Следует отметить, что, по данным статистики, лишь 3-4% детей с нарушенным зрением имеют тотальную слепоту, а в большинстве случаев при глубокой зрительной патологии имеется так называемое остаточное зрение. Обычно причиной тотальной слепоты в школьном возрасте главным образом является глаукома. Врожденная катаракта также составляет довольно высокий процент (около 60%) среди всех врожденных патологий органов зрения, являясь одной из причин врожденной слепоты или амблиопии. 

Охарактеризуйте особенности приобретения сенсорного зрительного  опыта при какой-либо конкретной патологии  органа зрения (на ваш  выбор). К особенностям овладения сенсорными эталонами детьми с амблиопией и косоглазием следует отнести и низкое качество овладения сенсорными эталонами. Имеющимися представлениями многие дети с нарушением зрения оперируют на уровне обнаружения лишь заданных цветов, форм, пространственных отношений, в то время как качественное познание предметного мира обеспечивается оперированием эталонами в самостоятельной деятельности. на уровне обнаружения, различения, опознания, словесного обозначения.

    Необходимо  иметь в виду, что объем и  качество овладения сенсорными эталонами детьми с нарушением зрения во многом определяется видом эталона. Дети со зрительной недостаточностью (в случае отсутствия нарушений цветового зрения) меньше трудностей испытывают при овладении эталонами «цвет», больше — при овладении эталонами «форма», «пространство».

   Трудности зрительного восприятия цвета связаны с отставанием в освоении детьми с нарушением зрения операций локализации из множества, соотнесение и сравнение однородных цветовых эталонов.

    Приведите пример количественных и качественных изменений в психофизическом развитии детей с нарушениями зрительных функций. Слепота и слабовидение  оказывают влияние на динамику психического развития, но не могут повлиять на конечный результат. Во всех случаях дефектности зрения количественные изменения (количество получаемой информации из внешней среды) ведут к качественным изменениям в психическом развитии, к ограничению (неполноценности) физического развития (ограничение зрительного контроля => снижение мотивации к двигательной активности => снижение функции и степени развития двигательного анализатора). У ребенка с дефектом зрения формируется своя своеобразная психологическая система, которая структурно и качественно не схожа с системой зрячего или слабовидящего ребенка, она отлична от нее (присутствие или отсутствие зрительного образа, своеобразие осуществления межфункциональных связей). Психическое развитие с врожденным глубоким дефектом зрения имеет некоторое качественное и количественное своеобразие относительно нормы. Ранняя сенсорная депривация (в данном аспекте — ограничение, недостаток зрительных ощущений) вызывает дефицит мотиваций, негативность в реакции на внешние раздражители, приводит к тому, что ребенок избегает новой информации, а это в свою очередь приводит к вторичной ЗПР. Поэтому психическое развитие с врожденным глубоким дефектом зрения имеет некоторое качественное и количественное своеобразие относительно нормы. 
 

  1. Закончите фразу «На произвольную сторону психических процессов ребенка с нарушенным зрением влияет…» снижение активности ребенка, недоразвитие потребности в ощущениях, которые обусловлены ограничением или сокращением стимуляции психики извне.
  2. Выделите особенности двигательной сферы ребенка с нарушенным зрением до 2-3 лет Отставание в двигательном развитии детей с глубокими зрительными нарушениями наступает не сразу после рождения, т.к. двигательная сфера - довольно емкое по своему содержанию понятие: умение хватать и отпускать предметы формируется у ребенка независимо от того, каково состояние его зрения, присутствует уже в первые месяцы после рождения – имманентно заданная способность человека. Особенно сильно проявляются затруднения детей в ориентировочно-поисковой деятельности, что зависит от мотивации этой деятельности. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Продолжите фразу: «В основе адекватного понимания значения слов лежит единство анализа … и синтеза».
  4. Продолжите фразу: «Для формирования целостного и адекватного представления об окружающих предметах, явлениях необходимо участие …».всех сохранных анализаторов.
  5. Докажите данное утверждение: «Педагогическая коррекция опосредованно влияет на восстановление зрительных функций ребенка с нарушениями зрения …». Приведите примеры.__________________________________________________________________система корр. Работы способствует повышению остроты зрения.

    Перечислите основные свойства зрительного восприятия и его особенности при нарушениях зрения.- предметность, аппарцепция, антиципация, константность и др. Нарушение зрения снижает полноту восприятия окружающего, но сохранные анализаторы позволяют человеку восполнять недостающую информацию и обеспечивать достоверность восприятия окружающей среды, адекватность ее отражения. Независимо от наличия или отсутствия сенсорного дефекта человек способен адекватно отражать окружающее, существует взаимообусловленность в развитии анализаторных систем и мышления. Зрительные представления таких детей отличаются от представлений зрячих, что объясняется следующими причинами: фрагментарность зрительного восприятия, схематичность формирующихся образов (представлений), низкая генерализованность (обобщенность) образов.

  • Как влияет дефект зрения на приобретение детьми зрительного сенсорного опыта?- влияние зрения на психическое развитие (нарушения). Нарушение зрения - фактор, задерживающий психическое развитие (отдельных его аспектов), но с течением возрастного развитии и при адекватно организованном коррекционном регулировании психического развития ребенок достигает достаточного уровня развития и может превзойти уровень развития зрячего сверстника.
 
  1. Разработайте  рекомендации для организации учебного процесса для детей со светобоязнью.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Раскройте общие требования к наглядности для слабовидящих младших школьников при индивидуальной работе._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зрительный  анализатор – это системное образование, включающее в себя 3 основных отдела: периферический (глаз), центральный (зрительные центры коры ГМ), связующее звено - проводящие пути (зрительный нерв).

    В чем заключается  специфика процесса запоминания у детей с нарушениями зрения. Замедленность запоминания при нарушенном зрении объясняется:

  • психологически    -    недостатком    наглядно-действенного    опыта,    а    также    повышенной утомляемостью;
  • некоторым несовершенством методов обучения детей с нарушенным зрением: нерациональное и неполноценное   использования   средств   наглядности   при   обучении   детей   (неадекватность реализации   потребностям   и   возможностям   ребенка)   =>   недостаток   зрительного   наглядно-действенного опыта => замедленность запоминания.

    

Перечислите основные функции зрительного анализатора.

    

Принято различать следующие пять основных зрительных функций:

    центральное (или форменное) зрение;

    светоощущение;

    цветоощущение;

    периферическое  зрение;

    бинокулярное,   стереоскопическое   (объемное) зрение.

Назовите физиологический  механизм, который объединяет зрительное и осязательное восприятие - одинаковый механизм (определитель свойств предмета) мышечное чувство. Зрительное и осязательное восприятие сходны не только по своим физиологическим механизмам. В образах, возникающих в процессе этих видов перцепции, отражаются многочисленные различные свойства и качества материи, движущейся в пространстве и времени. Причем, и это наиболее важно, человек с помощью зрения и осязания фиксирует ряд одних и тех же физических, пространственных и временных характеристик объектов. Сходство осязательных и зрительных восприятий проявляется также и в том, что в результате восприятия каждой из упомянутых модальностей вычленяется контур объектов, названный И.М. Сеченовым “раздельной гранью двух реальностей”.

Информация о работе Зрительное восприятие детей с нарушением зрения