Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:41, контрольная работа
Назовите основные этапы эмбриогенеза глаза. Эмбриогенез глаза в общих чертах происходит следующим образом. Боковые выпячивания стенки переднего мозгового пузыря (его части, дающей промежуточный мозг), вытягиваясь в стороны, образуют два глазных пузырька, сообщающихся посредством полой суженной ножки с мозговой полостью. Из ножки образуется зpительный неpв, а из периферической части глазного пузырька - сетчатка. В связи с развитием хрусталика передняя часть глазного пузырька впячивается по направлению к ножке, вследствие чего пузырек превращается в двустенный "глазной бокал". Оба листка переходят у края "бокала" один в другой, образуя зачаток зрачка.
Группа Фамилия Имя
Домашнее задание №4 по курсу «Психология лиц с нарушением зрения»
Тема «Зрительное восприятие детей с нарушением зрения»
Центральное зрение Центральное зрение обеспечивает восприятие формы предметов, поэтому его и называют форменным. Эта зрительная функция связана с функционированием желтого пятна сетчатки, его центральной ямки. Желтое пятно формируется обычно к шестимесячному возрасту ребенка, а в 6-8 месяцев ребенок уже способен различать простые геометрические фигуры. В дальнейшем зрение развивается быстрее, а к третьему году жизни некоторые дети уже имеют почти нормальную остроту зрения (до 1,0).
Периферическое зрение обеспечивается функционированием палочкового аппарата сетчатки. В раннем детском возрасте (у новорожденных) оно почти не развито и характеризуется так называемым трубчатым полем зрения. К полугоду жизни поле зрения расширяется почти до половины обычной нормы. Полноценное периферическое зрение формируется обычно к трем голам жизни, а иногда и в более поздние сроки.
Светоощущение— способность воспринимать свет и различать степени его яркости. Эта способность зависит от функционального состояния всех частей зрительного анализатора. Светоощущение обусловлено работой палочкового аппарата сетчатки, светочувствительность которой неодинакова в разных ее частях, т.к. палочки и колбочки распределены там неравномерно
Цветоощущение является функцией центрального зрения, обеспечиваемого работой кол-бочкового аппарата, а именно — желтого пятна. Эта функция развивается параллельно развитию центрального зрения. Цветоощущение у ребенка появляется на втором-третьем месяце жизни и формируется в определенной последовательности: сначала ребенок начинает реагировать на яркие красный, желтый и зеленый цвета, а немного позже ~- на синий и фиолетовый. Полноценное цветоощущение чаще всего формируется окончательно к 2-3 годам жизни.
Бинокулярное зрение характеризуется способностью стереоскопического (объемного) восприятия пространства при одновременном участии в зрительном акте обоих глаз. Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. На третьем-четвертом месяце после рождения у ребенка появляется бинокулярная фиксация. С пяти-шестимесячного возраста начинает формироваться фузия, т.е. способность зрительного анализатора осуществлять слияние изображений от обоих глаз в единое, формируемое в зрительных центрах коры головного мозга. В этом возрасте ребенок способен уже точно фиксировать взгляд на движущемся объекте. Это возможно при правильном сведении зрительных осей обоих глаз — конвергенции. Закрепление этой функции происходит примерно к 6-8 годам, а окончательное формирование бинокулярного зрения завершается в 7-15-летнем возрасте.
Назовите основные причины врожденных зрительных патологий. Врожденная патология зрения может быть обусловлена перенесенными матерью во время беременности некоторыми инфекционными заболеваниями (корь, краснуха, ветряная оспа и др.), большими физическими перегрузками, ушибами при падении и т.д., недостаточностью витаминов в организме матери в период вынашивания ребенка или интоксикацией. К врожденным заболеваниям органов зрения могут привести и родовые травмы.
Приобретенные патологии органов зрения могут быть обусловлены разными причинами: протекающими в обостренной форме инфекционными заболеваниями (грипп, дифтерия, корь и др.), некоторыми болезнями (туберкулез, ревматизм, менингит, энцефалит, черепно-мозговые травмы и др.).
Часто нарушения зрения обусловлены одновременно несколькими причинами, а иногда подлинную причину установить не удается.
Следует
отметить, что, по данным статистики, лишь
3-4% детей с нарушенным зрением имеют тотальную
слепоту, а в большинстве случаев при глубокой
зрительной патологии имеется так называемое
остаточное зрение. Обычно причиной тотальной
слепоты в школьном возрасте главным образом
является глаукома. Врожденная катаракта
также составляет довольно высокий процент
(около 60%) среди всех врожденных патологий
органов зрения, являясь одной из причин
врожденной слепоты или амблиопии.
Охарактеризуйте особенности приобретения сенсорного зрительного опыта при какой-либо конкретной патологии органа зрения (на ваш выбор). К особенностям овладения сенсорными эталонами детьми с амблиопией и косоглазием следует отнести и низкое качество овладения сенсорными эталонами. Имеющимися представлениями многие дети с нарушением зрения оперируют на уровне обнаружения лишь заданных цветов, форм, пространственных отношений, в то время как качественное познание предметного мира обеспечивается оперированием эталонами в самостоятельной деятельности. на уровне обнаружения, различения, опознания, словесного обозначения.
Необходимо иметь в виду, что объем и качество овладения сенсорными эталонами детьми с нарушением зрения во многом определяется видом эталона. Дети со зрительной недостаточностью (в случае отсутствия нарушений цветового зрения) меньше трудностей испытывают при овладении эталонами «цвет», больше — при овладении эталонами «форма», «пространство».
Трудности зрительного восприятия цвета связаны с отставанием в освоении детьми с нарушением зрения операций локализации из множества, соотнесение и сравнение однородных цветовых эталонов.
Приведите
пример количественных
и качественных изменений в психофизическом
развитии детей с нарушениями зрительных
функций. Слепота и слабовидение оказывают
влияние на динамику психического развития,
но не могут повлиять на конечный результат.
Во всех случаях дефектности зрения количественные
изменения (количество получаемой информации
из внешней среды) ведут к качественным
изменениям в психическом развитии, к
ограничению (неполноценности) физического
развития (ограничение зрительного контроля
=> снижение мотивации к двигательной
активности => снижение функции и степени
развития двигательного анализатора).
У ребенка с дефектом
зрения формируется
своя своеобразная психологическая
система, которая структурно
и качественно не схожа
с системой зрячего
или слабовидящего ребенка,
она отлична от нее (присутствие
или отсутствие зрительного
образа, своеобразие
осуществления межфункциональных
связей). Психическое развитие с врожденным
глубоким дефектом зрения имеет некоторое
качественное и количественное своеобразие
относительно нормы. Ранняя сенсорная
депривация (в данном аспекте — ограничение,
недостаток зрительных ощущений) вызывает
дефицит мотиваций, негативность в реакции
на внешние раздражители, приводит к тому,
что ребенок избегает новой информации,
а это в свою очередь приводит к вторичной
ЗПР. Поэтому психическое развитие с врожденным
глубоким дефектом зрения имеет некоторое
качественное и количественное своеобразие
относительно нормы.
Перечислите основные свойства зрительного восприятия и его особенности при нарушениях зрения.- предметность, аппарцепция, антиципация, константность и др. Нарушение зрения снижает полноту восприятия окружающего, но сохранные анализаторы позволяют человеку восполнять недостающую информацию и обеспечивать достоверность восприятия окружающей среды, адекватность ее отражения. Независимо от наличия или отсутствия сенсорного дефекта человек способен адекватно отражать окружающее, существует взаимообусловленность в развитии анализаторных систем и мышления. Зрительные представления таких детей отличаются от представлений зрячих, что объясняется следующими причинами: фрагментарность зрительного восприятия, схематичность формирующихся образов (представлений), низкая генерализованность (обобщенность) образов.
Зрительный анализатор – это системное образование, включающее в себя 3 основных отдела: периферический (глаз), центральный (зрительные центры коры ГМ), связующее звено - проводящие пути (зрительный нерв).
В чем заключается специфика процесса запоминания у детей с нарушениями зрения. Замедленность запоминания при нарушенном зрении объясняется:
Перечислите основные функции зрительного анализатора.
Принято различать следующие пять основных зрительных функций:
центральное (или форменное) зрение;
светоощущение;
цветоощущение;
периферическое зрение;
бинокулярное, стереоскопическое (объемное) зрение.
Назовите физиологический механизм, который объединяет зрительное и осязательное восприятие - одинаковый механизм (определитель свойств предмета) мышечное чувство. Зрительное и осязательное восприятие сходны не только по своим физиологическим механизмам. В образах, возникающих в процессе этих видов перцепции, отражаются многочисленные различные свойства и качества материи, движущейся в пространстве и времени. Причем, и это наиболее важно, человек с помощью зрения и осязания фиксирует ряд одних и тех же физических, пространственных и временных характеристик объектов. Сходство осязательных и зрительных восприятий проявляется также и в том, что в результате восприятия каждой из упомянутых модальностей вычленяется контур объектов, названный И.М. Сеченовым “раздельной гранью двух реальностей”.
Информация о работе Зрительное восприятие детей с нарушением зрения