Значимость психологической службы в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:22, реферат

Описание работы

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ — специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. Деятельность педагогической службы школы осуществляется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении.

Работа содержит 1 файл

Значимость психологической службы в школе.docx

— 66.53 Кб (Скачать)
  • Коллектив - это группа высокого уровня развития, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности (А.В. Петровский).
  • Коллектив - это свободная группа людей, объединенная общей целью, единым действием, организованная и снабженная органами управления, дисциплины и ответственности (А.С. Макаренко).
  • Коллектив - это группа людей, отличающаяся гуманистической направленностью, высоким уровнем организационного единства и психологической коммуникативности (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и др.).

Основные свойства коллектива и методы их изучения. Интегративность группы ведет к согласованности актов поведения и деятельности членов группы. Коллектив - это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также уровнем развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.

  • Направленность - это содержание тех целей, интересов и моральных ценностей класса, вокруг которых объединяется большинство его членов. К направленности относится также готовность класса оказывать помощь другим классам и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своими интересами ради интересов всей школы (в противном случае классу присущ "групповой эгоизм").
  • Организованность - способность класса к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих товарищей (лидеров). Способных лидеров хватает для организации любого дела.
  • Согласованность мнений и действий, готовность каждого школьника взять на себя инициативу и повышенную ответственность.
  • Правильная ориентировка каждого школьника в жизнедеятельности класса, что значит, как писал А.С. Макаренко "... ощущать, в каком месте коллектива ты находишься, и какие твои обязанности по отношению к поведению из этого вытекают".
  • Интеллектуальная коммуникативность - это способность класса быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений. Школьники довольны своей способностью понимать друг друга с полуслова. Взаимопонимание доставляет им радость и чувство комфорта. Класс активизирует своих членов, когда ищет общее решение. К мнению каждого внимательно прислушиваются, добиваясь "общего языка" и побуждая друг друга к активному обсуждению различных точек зрения.
  • Психологический климат - преобладание того или иного психологического настроя (мажорный, приподнятый, пессимистический, подавленный); степень психологической защищенности каждого ученика (доброжелательность во взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации, или - напряженность во взаимоотношениях, упреки, попытки унизить достоинства личности, равнодушие).
  • Эмоциональное единство: успехи или неудачи ярко переживаются всем коллективом; или - разобщенность: ученики не стремятся быть вместе, проявляют безразличие к общению.

Кроме того, оценивается подготовленность группы как уровень знаний, навыков, умений в том или ином виде совместной групповой деятельности. 
В качестве основной методики изучения уровня развития класса предлагается "Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников". "Карта-схема …" - элемент комплексного подхода в изучении группы. Она требует изучать группу в "совокупности много различных отношений", во взаимозависимости различных сторон, требует "объективности рассмотрения" группового явления, требует по возможности "охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредования".

 

5. Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы

Работа психологической  службы в школе немыслима без  формирующего педагогического воздействия  на личность и коллектив. По итогам психодиагностики учитель в содружестве  со школьным психологом может определить задачи по их дальнейшему формированию и психологической коррекции. Б.Ф. Ломов указывал, что использовать психологические знания напрямую, по принципу "короткого замыкания" не эффективно. Они должны послужить  основой для создания таких условий  жизнедеятельности, в рамках которых  у человека будут формироваться  необходимые (в соответствии с полученной психологической информацией) психологические  качества. Для этого необходимо соответствующим  образом организовать деятельность учащихся. 
Помимо этого, психокоррекционная работа осуществляется через индивидуальные психологические консультации учащихся, учителей и родителей (по обращению), индивидуальную психокоррекционную работу. Необходимой частью работы по психологической коррекции является разработка задач, методов, критериев деятельности конкретной школы по управлению развитием и формированием личности школьника и коллектива учащихся. Необходимо, чтобы процесс психодиагностики, прогнозирования и управления развитием личности носил непрерывный характер, был целостным и завершенным. Для этого необходимо иметь эталоны для развития личности и коллектива как ориентиры для целенаправленного воздействия.  
Одна их важнейших функций психологической службы в школе - просветительная, без нее информация, получаемая педагогами и родителями в ходе консультирования и по итогам диагностики, останется лишь фрагментарной, не позволяющей ориентироваться в полной мере в проблемах воспитания и обучения. Без специальных лекций, семинаров и тренингов нельзя сориентировать этих заинтересованных людей в том, чем и как им может помочь школьный психолог. Знания о закономерностях психической деятельности человека, основах психогигиены, научной организации труда, самовоспитания необходимо рассматривать как важнейшее звено в формировании мировоззрения учащихся. Для того чтобы воспитывать себя, надо знать себя. Главные цели психологического просвещения учащихся: пробудить интерес к собственной личности и личности другого человека, помочь стать психологом для самого себя.

6. Психологические  основы анализа урока

Урок является ведущей  и общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом  всей деятельности учителя. Именно на уроке происходит координация и  интеграция всех действий учителя, именно на уроке учитель целостно выражает требования образования и воспитания.  
На основе психологического анализа урока можно довольно точно прогнозировать психическое развитие школьников. Психологический анализ урока не есть простое указание на психологические моменты урока или замечания негативного характера. Цель психологического анализа урока не в простой констатации успехов и неудач, а в том, чтобы установить причины неудач и дифференцировать успех случайный и успех, заранее предвиденный и подготовленный. Такой успех может опираться только на понимание учителем психологических закономерностей обучения и воспитания, на учение использовать свои знания в осуществлении урока. 
Эффективность обучения и воспитания на уроке зависит от внешних условий – педагогического мастерства учителя, рационального построения учебной программы, учебников, учебных пособий, методов обучения, оснащенности техническими средствами обучения и др.  
Зависит эффективность и от внутренних условий, определяющихся личностью самих учащихся, а именно: уровнем их умственного развития, их отношением к учебе, особенностями самоорганизации умственной деятельности. Учитывая эти обстоятельства, психологический анализ урока следует вести по двум направлениям:

  • организация урока учителем;
  • организованность самих учащихся.

Важно также учитывать  организацию познавательной деятельности учащихся учителем, психологический  контакт учителя с классом  и творческое рабочее самочувствие учителя.

Бывает, что на уроке многое происходит иначе, чем предполагал  учитель. Как бы ни был опытен и  подготовлен учитель, он никогда  не сможет предусмотреть все, что  произойдет на уроке, но он может и  должен быстро и точно ориентироваться  в возникающих ситуациях, перестраиваться  в соответствии с обстановкой, не теряя при этом психологической  цели урока и логической связи  его структурных компонентов. Только четкая психологическая целенаправленность и совершенно свободное владение материалом помогут учителю сохранить  свое хорошее рабочее самочувствие, остаться верным своему стилю, не потерять самого себя и добиться осуществления  задуманного.


Информация о работе Значимость психологической службы в школе