Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:22, реферат
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ — специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. Деятельность педагогической службы школы осуществляется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении.
Министерство просвещения Республики Молдова
Славянский Университет
Гуманитарный факультет, кафедра Психологии и Педагогики
ДОКЛАД ПО ПРЕДМЕТУ:
Социально-психологические проблемы образования
Тема: « Значимость психологической службы в школе»
Кишинев 2012
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ — специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. Деятельность педагогической службы школы осуществляется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении.
1. Основы деятельности психологической службы в школе
Для эффективного осуществления
учебно-воспитательного
Психологическая
служба в школе представляет собой
систему практического использования
психологии для решения комплексных задач
экспертизы, консультации и диагностики.
Педагоги, администрация школы, должны
иметь точное представление о потенциальных
возможностях, о психологических ресурсах
учебно-воспитательного процесса и уметь
практически реализовать фундаментальные
знания, рабочие понятия и методы психологической
науки для практического педагогического
воздействия на личность и коллектив.
Главными направлениями работы психологической службы в школе являются:
Психологическая служба выполняет
в школе три основные функции: психодиагностика
(получение психологической информации), психокоррекция
(внедрение психологической информации)
и психологическое
просвещение. Все, имеющие отношение
к воспитанию и обучению, должны постоянно
помнить, что ребенок не есть пассивный
объект манипулирования, а активный, наделенный
творческим потенциалом, субъект учебно-воспитательного
процесса.
Все это предполагает учет индивидуальности
учащихся, его отличий от других людей.
Вместе с тем, надо отдавать себе отчет
в том, что индивидуальный подход – это
лишь частный аспект личностного подхода,
базирующегося на изучении условий включения
детей в систему отношений с взрослыми
и сверстниками, учителями.
Необходимо знать статус ребенка в школьном
классе, чем определяется и как изменяется
его положение в системе межличностных
отношений, какие изменения претерпевает
в этой связи личность школьника.
2. Логика и организация
психологического изучения
В условиях приоритета воспитательных
целей школа нуждается в
Итогом психологической
диагностики должна быть информация
о психологических ресурсах каждого
школьника, каждого классного коллектива
как основа для совершенствования
учебно-воспитательного
Существует также проблема прогнозирования
развития личности, особо актуальная в
связи с тем, что в ходе развития, обучения
и воспитания создаются не только знания,
умения, навыки, привычки, но и потенциал
психического развития человека – обучаемость,
воспитуемость, способности (Б.Г. Ананьев).
А это имеет не меньшее значение, чем обученность,
образованность и воспитанность человека
в определенный момент жизни.
3. Программа изучения личности школьника
Современная школа ориентирована
на личностное развитие школьников. Личностный
подход, личность как ценность –
становятся отличительными особенностями
современного образования.
Личность – основное
психологическое качество человека. Известно
несколько определений личности, приведем
некоторые из них:
Итак, личность – это не
внешний, "социально желательный
образ" человека (например, приятная
внешность, хорошие манеры и т.д.),
а способность быть субъектом, т.е.
не пассивным потребителем внешних
воздействий, а создателем своей
позиции, преобразователем ситуации. Личность
в каждом человеке проявляется индивидуально.
Основные характеристики
личности и методы их изучения. Личность
– целостное образование, т.е. человек
способен воспринимать мир в целом (анализ
через синтез) и сам есть и воспринимается
как нечто целое: "личность что надо",
"неприятная личность", неосновательный"
или "надежный человек", творческая
личность", "скользкий, как налим"
и т.д.
И тем не менее, есть ведущие, устойчивые
характеристики личности, к числу которых
относят ценностные ориентации, интересы,
мотивы, самосознание (самооценка), эмоционально-волевое
развитие, коммуникативные способности,
интеллектуальное развитие, успешность
деятельности и т.д.
Оценка отдельных характеристик личности
дает некоторое представление о личности
в целом. Однако чем больше характеристик
будет изучено, тем более полно будет представлена
личность. С этой целью в психологии широко
применяется так называемый "профиль личности",
идея создания которого связана с именем
русского профессора Г.И. Россолимо. Предлагаем
один из вариантов профиля личности, включающего
наиболее существенные характеристики
школьника в условиях его реальной жизнедеятельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ
ШКОЛЬНИКА (СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА)
|
Уровни развития | ||||
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий | |
Ценностные ориентации |
|||||
Самооценка |
|||||
Уровень притязаний |
|||||
Эмоциональное отношение к родителям |
|||||
Эмоциональное отношение к учителям |
|||||
Эмоциональное отношение к ученикам |
|||||
Волевой самоконтроль |
|||||
Тревожность |
|||||
Негативные эмоциональные переживания |
|||||
Познавательная активность |
|||||
Уровень интеллекта |
|||||
Потребность в общении |
|||||
Потребность в достижениях |
На основе данного "Профиля
…" можно получить графический
психологический портрет
В психологии разработаны достаточно
эффективные (валидные, надежные) методы
изучения как личности в целом (тесты Р.
Кеттела, Г. Айзенка и др.), так и отдельных
ее свойств (характеристик).
На первый взгляд психологические методики
кажутся довольно простыми, доступными
каждому образованному человеку. На самом
деле и процедура изучения личности и,
в особенности, обработка и интерпретация
полученных результатов требуют от исследователя
высокой профессиональной психологической
культуры.
Любая ошибочная информация о личности,
особенно в плане ее оценки, чревата негативными
последствиями, т.к. люди очень пристрастно
и ранимо воспринимают оценки своей личности
со стороны, особенно от значимых лиц и
в публичной ситуации. К тому же, душевная
жизнь человека очень сложна и не поддается
легким, одноразовым измерениям.
Для избежания ошибок необходимо подходить
к диагностике личностных свойств школьника
ответственно, соблюдая логику исследования
в психологии. Желательно выполнение следующих
правил, входящих в "Этический кодекс
психолога":
4. Программа изучения коллектива школьного класса
Понятие о коллективе. Социализация личности школьника
в условиях вариативного образования
зависит как от состояния социальной среды,
так и от позиции самой личности.
Наиболее значимой для ученика социальной
средой является его школьный класс, в
котором складывается сложная социально-психологическая
атмосфера, непосредственно влияющая
на развитие индивида и выступающая буфером
между школой и ребенком.
Как отмечает А.В. Петровский, "... Источником
развития и утверждения личности является
противоречие между потребностью индивида
в персонализации и субъективной заинтересованностью
референтной для индивида группы принимать
лишь те проявления его индивидуальности,
которые соответствуют ее задачам, нормам
и ценностям...".
В этой связи учителю необходимо знать,
как личность принимает (или не принимает)
на себя задачи совместной жизни класса
и соответственно перестраивает себя,
расставаясь с одними чертами и приобретая
другие, либо, не найдя в себе сил для самоизменения,
остается прежней, вступая тем самым в
конфликт с классом. Да и сам класс имеет
тенденцию к саморазвитию, как справедливо
заметил А.В. Петровский: "Так же, как
индивид в предметной деятельности преобразует
окружающий мир и посредством этого изменяет
себя, становясь личностью, ... так же и
социальная группа в совместной социально
значимой деятельности преобразует окружающее
и посредством этого изменяет систему
межличностных отношений, становясь коллективом".
В процессе взаимодействия личности и
группы происходит своеобразное "внедрение"
личности в группу и группы в личность.
Определение понятия
коллектив. Существует несколько довольно
близких определений коллектива:
Информация о работе Значимость психологической службы в школе