Значимость психологической службы в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:22, реферат

Описание работы

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ — специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. Деятельность педагогической службы школы осуществляется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении.

Работа содержит 1 файл

Значимость психологической службы в школе.docx

— 66.53 Кб (Скачать)

Министерство просвещения  Республики Молдова

Славянский Университет

Гуманитарный факультет, кафедра Психологии и Педагогики

 

 

ДОКЛАД ПО ПРЕДМЕТУ:

Социально-психологические  проблемы образования

 

Тема: « Значимость психологической службы в школе»

 

                                       Составитель:

                                                                   Слушатель мастерата  Бинковская Ирина

                                                                   Специальность:психологическое консультирование

                                                                   Куратор:Овчеренко Н.А.

                                                                   Доктор педагогики,

                                                                   Конференциар ,

                                                                   Университар

 

 

 

Кишинев 2012

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ — специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. Деятельность педагогической службы школы осуществляется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении.

 

1. Основы деятельности психологической службы в школе

Для эффективного осуществления  учебно-воспитательного процесса в  современной школе требуется  не только знать теоретические основы формирования личности, развития коллектива, закономерности функционирования познавательных процессов, но и выявить условия  и специфику этих процессов применительно  к условиям конкретного учебного заведения, применительно к конкретному  классному коллективу и к личности конкретного ребенка. Помочь решить эти задачи должна школьная психологическая  служба. 
Психологическая служба в школе представляет собой систему практического использования психологии для решения комплексных задач экспертизы, консультации и диагностики. Педагоги, администрация школы, должны иметь точное представление о потенциальных возможностях, о психологических ресурсах учебно-воспитательного процесса и уметь практически реализовать фундаментальные знания, рабочие понятия и методы психологической науки для практического педагогического воздействия на личность и коллектив.

Главными направлениями  работы психологической службы в  школе являются:

  • изучение личностных особенностей учащихся и осуществление личностного подхода к ребенку;
  • оказание помощи классному руководителю в формировании классного коллектива;
  • оказание психологической помощи семье в деле воспитания и обучения детей;
  • осуществление работы по профессиональной ориентации;
  • организация мероприятий по коррекции отклоняющегося поведения; диагностика, профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии.

Психологическая служба выполняет  в школе три основные функции: психодиагностика (получение психологической информации), психокоррекция (внедрение психологической информации) и психологическое просвещение. Все, имеющие отношение к воспитанию и обучению, должны постоянно помнить, что ребенок не есть пассивный объект манипулирования, а активный, наделенный творческим потенциалом, субъект учебно-воспитательного процесса.  
Все это предполагает учет индивидуальности учащихся, его отличий от других людей. Вместе с тем, надо отдавать себе отчет в том, что индивидуальный подход – это лишь частный аспект личностного подхода, базирующегося на изучении условий включения детей в систему отношений с взрослыми и сверстниками, учителями.  
Необходимо знать статус ребенка в школьном классе, чем определяется и как изменяется его положение в системе межличностных отношений, какие изменения претерпевает в этой связи личность школьника.

 

2. Логика и организация  психологического изучения личности  школьника и коллектива школьного  класса

В условиях приоритета воспитательных целей школа нуждается в достоверной  психологической информации о личности каждого ученика, о каждом классном коллективе. Иначе говоря, нужен  психологический диагноз и психологическая  диагностика личности и коллектива. Получение психологической информации, т.е. логика изучения психологических свойств личности и коллектива требует придерживаться следующей последовательности этапов:

  • определение базовых и рабочих понятий;
  • выделение основных свойств (структурных компонентов) понятия, доступных непосредственному измерению;
  • постановка задач исследования;
  • подбор методик исследования;
  • анализ и интерпретация полученных данных.

Итогом психологической  диагностики должна быть информация о психологических ресурсах каждого  школьника, каждого классного коллектива как основа для совершенствования  учебно-воспитательного процесса в  целом и выбора оптимальных форм и методов работы с классом  и отдельными учениками.  
Существует также проблема прогнозирования развития личности, особо актуальная в связи с тем, что в ходе развития, обучения и воспитания создаются не только знания, умения, навыки, привычки, но и потенциал психического развития человека – обучаемость, воспитуемость, способности (Б.Г. Ананьев). А это имеет не меньшее значение, чем обученность, образованность и воспитанность человека в определенный момент жизни.

3. Программа изучения  личности школьника

Современная школа ориентирована  на личностное развитие школьников. Личностный подход, личность как ценность –  становятся отличительными особенностями  современного образования. 
Личность – основное психологическое качество человека. Известно несколько определений личности, приведем некоторые из них:

  • личность – это человек, стремящийся к достижению новых целей и выходящий за пределы этих целей (Г. Олпорт);
  • личность – направленность человека на будущее, его активное отношение к нему, построение планов самоутверждения, преодоления собственной слабости (А. Адлер);
  • личность – приоритет внутреннего духовного мира человека над внешним воздействием, тесная связь сознания и деятельности. Зависимость познавательных процессов от логики развития личности (С.Л. Рубинштейн);
  • личность – уникальный опыт переживания  индивидом своего жизненного опыта (Д. Келли).

Итак, личность – это не внешний, "социально желательный  образ" человека (например, приятная внешность, хорошие манеры и т.д.), а способность быть субъектом, т.е. не пассивным потребителем внешних  воздействий, а создателем своей  позиции, преобразователем ситуации. Личность в каждом человеке проявляется индивидуально. 
Основные характеристики личности и методы их изучения. Личность – целостное образование, т.е. человек способен воспринимать мир в целом (анализ через синтез) и сам есть и воспринимается как нечто целое: "личность что надо", "неприятная личность", неосновательный" или "надежный человек", творческая личность", "скользкий, как налим" и т.д.  
И тем не менее, есть ведущие, устойчивые характеристики личности, к числу которых относят ценностные ориентации, интересы, мотивы, самосознание (самооценка), эмоционально-волевое развитие, коммуникативные способности, интеллектуальное развитие, успешность деятельности и т.д. 
Оценка отдельных характеристик личности дает некоторое представление о личности в целом. Однако чем больше характеристик будет изучено, тем более полно будет представлена личность. С этой целью в психологии широко применяется так называемый "профиль личности", идея создания которого связана с именем русского профессора Г.И. Россолимо.  Предлагаем один из вариантов профиля личности, включающего наиболее существенные характеристики школьника в условиях его реальной жизнедеятельности.

 
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА (СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА)

 
Основные свойства личности

Уровни развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Ценностные ориентации

         

Самооценка

         

Уровень притязаний

         

Эмоциональное отношение  к родителям

         

Эмоциональное отношение  к учителям

         

Эмоциональное отношение  к ученикам

         

Волевой самоконтроль

         

Тревожность

         

Негативные эмоциональные  переживания

         

Познавательная активность

         

Уровень интеллекта

         

Потребность в общении

         

Потребность в достижениях

         

На основе данного "Профиля  …" можно получить графический  психологический портрет школьника  как основу для составления "Психологической  характеристики личности". А сам "Профиль…" может служить ориентирующей  схемой в исследовании личности школьника. 
В психологии разработаны достаточно эффективные (валидные, надежные) методы изучения как личности в целом (тесты Р. Кеттела, Г. Айзенка и др.), так и отдельных ее свойств (характеристик). 
На первый взгляд психологические методики кажутся довольно простыми, доступными каждому образованному человеку. На самом деле и процедура изучения личности и, в особенности, обработка и интерпретация полученных результатов требуют от исследователя высокой профессиональной психологической культуры. 
Любая ошибочная информация о личности, особенно в плане ее оценки, чревата негативными последствиями, т.к. люди очень пристрастно и ранимо воспринимают оценки своей личности со стороны, особенно от значимых лиц и в публичной ситуации. К тому же, душевная жизнь человека  очень сложна и не поддается легким, одноразовым измерениям. 
Для избежания ошибок необходимо подходить к диагностике личностных свойств школьника ответственно, соблюдая логику исследования в психологии. Желательно выполнение следующих правил, входящих в "Этический кодекс психолога":

  • Создать для изучаемой личности состояние психологического комфорта в процессе обследования, т.е. ввести положительный психотерапевтический эффект.
  • Сохранить в тайне полученную информацию, не допускать разглашения, особенно в публичной ситуации.
  • Использовать психологическую информацию в интересах обследуемой личности, передавать данную информацию другим лицам только в служебном порядке, а также по запросу самого школьника или его родителей.
  • Сочетать диагностические задачи с формирующими, т.е. выдерживать принцип: "Пришел, измерил, изменил" вопреки принципу: "Пришел, измерил и ушел" (В.В. Давыдов).
  • В исследовании идти от задачи распознания и формирования личности –  к выбору соответствующих характеристик, доступных изучению, и только затем – к подбору адекватных методик, а не наоборот.
  • Иметь в виду, что одного метода или методики, как бы совершенны они не были, - недостаточно для изучения личности. Необходимо сочетание ряда методов, и прежде всего тех, которые позволяют оценить результативность деятельности и общения школьника.

4. Программа изучения  коллектива школьного класса

Понятие о коллективе. Социализация личности школьника в условиях вариативного образования зависит как от состояния социальной среды, так и от позиции самой личности. 
Наиболее значимой для ученика социальной средой является его школьный класс, в котором складывается сложная социально-психологическая атмосфера, непосредственно влияющая на развитие индивида и выступающая буфером между школой и ребенком. 
Как отмечает А.В. Петровский, "... Источником развития и утверждения личности является противоречие между потребностью индивида в персонализации и субъективной заинтересованностью референтной для индивида группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ее задачам, нормам и ценностям...". 
В этой связи учителю необходимо знать, как личность принимает (или не принимает) на себя задачи совместной жизни класса и соответственно перестраивает себя, расставаясь с одними чертами и приобретая другие, либо, не найдя в себе сил для самоизменения, остается прежней, вступая тем самым в конфликт с классом. Да и сам класс имеет тенденцию к саморазвитию, как справедливо заметил А.В. Петровский: "Так же, как индивид в предметной деятельности преобразует окружающий мир и посредством этого изменяет себя, становясь личностью, ... так же и социальная группа в совместной социально значимой деятельности преобразует окружающее и посредством этого изменяет систему межличностных отношений, становясь коллективом". В процессе взаимодействия личности и группы происходит своеобразное "внедрение" личности в группу и группы в личность. 
Определение понятия коллектив. Существует несколько довольно близких определений коллектива:

Информация о работе Значимость психологической службы в школе