Значение психологических процессов в трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:56, доклад

Описание работы

Труд — это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый и (или) управляемый человеком, либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Работа содержит 1 файл

Значение психологических процессов для трудовой деятельности.docx

— 23.23 Кб (Скачать)

Значение психологических процессов для трудовой деятельности.

Труд — это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый и (или) управляемый человеком, либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

 

Трудовая  деятельность людей предполагает их организацию. Под организацией труда - установление связей и отношений участников производства, обеспечивающих достижение его целей на основе наиболее эффективного использования коллективного труда.

Виды трудовой деятельности человека

Трудовую деятельность можно  прежде всего разделить на физический и умственный труд.

 

Физический  труд – выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя.

Физический труд характеризуется  прежде всего повышенной мышечной нагрузкой  на опорно-двигательный аппарат и  его функциональные системы –  сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует  обменные процессы в организме, но в  то же время может иметь отрицательные  последствия, например заболевания  опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно  организован или является чрезмерно  интенсивным для организма.

 

Умственный труд связан с  приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной  нагрузкой. Для умственного труда  характерно снижение двигательной активности – гипокинезия. Гипокинезия может  являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

Психические процессы- это психические явления обеспечивающие  первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

 

Исходными психическими процессами, связывающими человека с окружающим миром, выступают познавательные, эмоционально-чувствительные и волевые процессы. Поведение  человека определяется совокупностью  психических процессов. Человек  мыслит, чувствует, действует.

 

Познавательные процессы

 Контакт человека с  миром определяет развитие его  психики. Начальную форму психики  составляют ощущения - источник всех  наших знаний об окружающем  мире. Создание единого образа  вещи или явления, степень его  понимания даются восприятием.  Восприятие может носить преднамеренный, целенаправленный характер, для  того чтобы глубоко познать  объект. Такой процесс называется  наблюдением. Наблюдение расширяет  и детализирует наше восприятие  явлений и вещей, а умение  оценивать образует общее представление  о них. Отражение общего опыта,  проявляющееся в узнавании и  воспроизведении, называется памятью.

 Высшим познавательным  психическим процессом является  мышление, которое является процессом  отражения, процессом познания  мира.

 Мышление всегда начинается  с постановки вопроса, с потребности  или необходимости его разрешить.  С помощью мышления человек  познает общие и существенные  признаки предметов и явлений,  связи и отношения между ними. Мышление дает возможность предвидеть  ход событий и результаты наших  собственных действий. Качество, продуктивность  мыслительных процессов зависит  в конечном счете от имеющихся  у человека знаний и от умения  владеть ими, от уровня развития  и степени восприятия интеллекта.

 От наблюдения к  догадке и гипотезе и дальше  к теории идет путь познания, который уменьшает неопределенность  с помощью реалистического наблюдения, воображения и критического мышления.

 Современная психология  относит к числу важнейших  положительных качеств ума его  критичность и гибкость, а также  широту, глубину и быстроту мысли.  К негативным свойствам мыслительной  деятельности можно отнести некритичность,  торопливость, медлительность и  поверхностность ума, косность, рутинность  и узость мышления, а также  неспособность искать и находить  новые пути.

 Человек мыслит понятиями,  суждениями, умозаключениями, которые  выражаются словами. Речь —  это форма проявления мысли,  средство и процесс общения.  Она связана с психическими  процессами. Любая речь не только  передает определенное содержание  мысли, но и с помощью интонации,  мимики, жестов выражает чувства,  отношение говорящего к тому, о чем или о ком говорится.  Наблюдательный человек может  многое узнать и понять о  говорящем по его выступлениям, потому что индивидуальные особенности речи отражают в определенной степени особенности личности.

 Пример: Студенты во время обучения используют восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь , т.е. познавательные процессы.

 

 

 

Эмоционально-чувственные  процессы

 Отношение человека (субъективные  реакции) к явлениям и вещам  реального мира выражается душевными  переживаниями (эмоциями).

 Эмоции — субъективные  реакции человека на воздействия  внутренних и внешних раздражителей,  проявляющиеся в виде удовольствия  или неудовольствия, радости, страха  и т.д. Они возникают в организме  как результат подкорковых возбуждений  мозга, формирующихся на основе  наследственного или приобретенного  опыта.

 Эмоции возникли в  процессе эволюции как средство, при помощи которого живые  существа определяют биологическую  значимость состояний организма  и окружающей среды. Эмоции  сопровождают практически любые  проявления жизнедеятельности организма.  Они отражают в форме непосредственного  переживания значимость явлений  и ситуаций и служат одним  из главных механизмов внутренней  регуляции психической деятельности  и поведения, направленных на  удовлетворение актуальных потребностей.

 Человек, опираясь  на эмоции, совершает необходимые  действия, целесообразность которых  остается для него скрытой.  Одни люди и события его волнуют, к другим он остается равнодушен. В одном случае человек переживает удовольствие и радость, в другом озабоченность, тревожное беспокойство, а то и горе.

 По мере развития  человека эмоции утрачивают свою  инстинктивную основу и перерастают  в устойчивые, более сложные и  высшие процессы — чувства.

 Чувства образуются  на основе эмоций как результат  отношений человека к чему-либо  и как результат систематического  обобщения конкретных переживаний.  Чувства представляют собой глубокие  образования индивида. Они характеризуют  богатство или бедность внутреннего  мира человека, его отношения  и жизненную позицию. Чувства  — результат удовлетворения человеком  определенных потребностей и  интересов.

 Чувства в психологии  — это особый вид эмоциональных  переживаний, носящих отчетливо  выраженный предметный характер. Они связаны с представлением  о некотором объекте — конкретном  или обобщенном. Чувства у человека  носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании  играют знаковые системы (социальная  символика, обряды, ритуалы и т.п.).

 Эмоции и чувства  составляют содержание эмоционально-чувственной  жизни человека. Это особый человеческий  механизм, который углубляет и  обогащает наши контакты с  внешним миром, расширяет возможности  нашего совершенствования. Формирование  чувств человека - важнейшее условие  формирования его как индивида  и личности. Следует учитывать  влияние этого фактора на человека  и на его психику, а следовательно,  на его поведение и деятельность.

 Все многообразие чувств психология делит на три основные группы:

1)нравственные;

2)интеллектуальные;

3)эстетические.

 

1. В нравственных чувствах  отражается общественная мораль  и этика (греч. "обычай"). Они могут выступать в качестве мотивов и регуляторов поведения. Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует природу морали.

 Сильным регулятором  нравственного поведения является  совесть, то есть эмоционально-оценочное  отношение индивида к собственным  поступкам. Всякое отклонение  от норм вызывает переживание,  самоосуждение. Или, наоборот, верность нормам, собственным убеждениям вызывает состояние удовлетворенной совести.

 К нравственным категориям  относят также чувство долга,  ответственности, отношение к  труду, качество труда и т.д.

2. В поведении человека  большое значение имеют интеллектуальные  чувства. Под ними понимают  эмоциональное отношение к познанию. Эти чувства проявляются в  разнообразных эмоциях: удивлении  и недоумении, радости и восхищении, пытливости и самомнении и  т.п.

 Трудовой процесс всегда  включает элементы познания, поиска  новых решений и протекает  на определенном эмоциональном  фоне. Для человека свойственно  стремление к достижению важных  для него целей. При этом  у одних замыслы надежно воплощаются  в желаемые результаты, у других  это происходит не в полной  мере, у третьих ничего не получается.

 Все это не только  логически осмысливается людьми, но и воспринимается ими как  определенные переживания, которые  и придают мышлению человеческую  окраску. В зависимости от жизненных  ситуаций возникают многообразные  человеческие эмоции: положительные  и отрицательные, глубокие и  поверхностные.

3. Современное производство  требует учитывать и эстетические  чувства людей. В психических  процессах возникают и проявляются  отношения к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.

 Эмоционально-чувственные  процессы оказывают огромное  влияние на человека как личность  и на его социальную роль  в обществе. "Первоначальная причина  всякого поступка, - писал И.М.  Сеченов, - лежит всегда во внешнем  чувственном возбуждении, потому  что без него никакая мысль  невозможна".

Пример: Артист в своей  трудовой деятельности использует  эмоции и чувства .

 

 

Волевые процессы

 Человек не только  мыслит, чувствует, но и соответственно  действует. Сознательное и целенаправленное  регулирование деятельности человек  реализует с помощью воли.

 Волей называется осознанная  способность и стремление человека  совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели, и сознательно регулировать свою деятельность, управляя своим поведением.

 Воля — это стремление  к выбору вида деятельности, к  внутренним усилиям, необходимым  для ее осуществления. Даже  простейшая трудовая деятельность  требует волевых усилий. Это связующее  звено между сознанием, с одной  стороны, и действием — с  другой.

 Воля — это способность  человека преодолевать препятствия  и добиваться поставленной цели, это сознательная саморегуляция  своего поведения, это сложнейший  психологический процесс, который  вызывает активность человека.

 Воля — это прежде  всего власть над собой, над  своими чувствами и действиями. Она необходима как при выполнении  определенных действий, так и  для воздержания от нежелательных  действий.

 Воля должна сопровождать  все виды деятельности человека, для того чтобы они были  эффективными. Там, где требуется  усилие человека, напряжение психики  и физических сил, обязательно  вступает в действие воля. Волевое  усилие есть особое состояние  психического напряжения, при котором  мобилизуются физические, интеллектуальные  и моральные силы человека. Каждое  волевое усилие начинается с  осознания цели и проявления  стремления к ее достижению.

 Воля человека проявляется  в действиях, для осуществления  которых человек сознательно  регулирует их силу, скорость  и другие динамические параметры.  Уровень развития воли определяет, насколько человек приспособлен  к той деятельности, которую он  выполняет. Для волевого акта  характерно переживание "надо", "я должен", осознание ценностной  характеристики цели деятельности.

 Воля правит человеком.  В зависимости от того, какой  степени волевые усилия затрачивает  человек при достижении цели, говорят о силе и стойкости  воли.

 Волевое действие всегда  совершается на базе определенной  цели и мотива.

 Оно включает в себя  три основных момента:

-выбор цели;

-составление плана, то есть определение задач, средств и организация достижения цели;

Информация о работе Значение психологических процессов в трудовой деятельности