Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:33, реферат
Вы, скорее всего, слышали про дресс код, а также поговорку, что людей встречают по одежке. Никого не надо убеждать в важности грамотного подбора одежды и аксессуаров. Однако обычно при этом подразумевается их стиль. Но, оказывается, цвет одежды и аксессуаров – это не менее, а то и более важный элемент техники делового общения. Как цвет вашей одежды влияет на вашу профессиональную и личную эффективность? Как «прочитать» личность собеседника по цвету его одежды? Какие сообщения цвета посылают нашему подсознанию?
Не случайно издревле существует поговорка «Встречают по одежке…». Многое о человеке мы можем понять по его одежде, сознательно разглядывая его наряд и аксессуары. То, как человек одевается, отражает его характер, имущественное положение, уровень образованности, возможно, профессию. Анализ одежды и аксессуаров преподается на тренингах в рамках изучения техники делового общения, в частности, при изучении типологии личности.вета в деловом общении
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра социальной работы
400 группа
Гордейчук Мария Викторовна
Реферат
Значение цвета в деловом общении
Минск, 2012
Вы, скорее всего, слышали про дресс код, а также поговорку, что людей встречают по одежке. Никого не надо убеждать в важности грамотного подбора одежды и аксессуаров. Однако обычно при этом подразумевается их стиль. Но, оказывается, цвет одежды и аксессуаров – это не менее, а то и более важный элемент техники делового общения. Как цвет вашей одежды влияет на вашу профессиональную и личную эффективность? Как «прочитать» личность собеседника по цвету его одежды? Какие сообщения цвета посылают нашему подсознанию?
Не случайно издревле существует поговорка «Встречают по одежке…». Многое о человеке мы можем понять по его одежде, сознательно разглядывая его наряд и аксессуары. То, как человек одевается, отражает его характер, имущественное положение, уровень образованности, возможно, профессию. Анализ одежды и аксессуаров преподается на тренингах в рамках изучения техники делового общения, в частности, при изучении типологии личности.
Но, оказывается, очень важную информацию получает и наше подсознание. Оно, вне зависимости от наших сознательных усилий, реагирует на внешний вид собеседника. И ключевую роль в этой подсознательной реакции играет цвет.
Цветовая гамма одежды
собеседника влияет на наше подсознание,
формируя определенное отношение к
данному человеку. Об этом свидетельствуют
многочисленные научные исследования.
Как формируется подсознательное отношение
людей к различным цветам? Ученые считают,
что такое отношение формируют коллективные
культурные традиции, биологические ассоциации.
Например, красный ассоциируется с агрессией
потому, что у многих людей краснеет лицо,
когда они в гневе. Также красный ассоциируется
с опасностью, потому что так исторически
сложилось в природе – насекомые красного
цвета сигнализируют: «Не трогай меня
– я опасен». Поэтому и люди стали красить
тревожные кнопки и стоп-краны в красный
цвет.
Интересно то, что люди подсознательно выбирают цвет одежды, соответствующий их характеру или состоянию души на данный момент. Молодой человек в черном, скорее всего, не будет очень коммуникабельным и разговорчивым. Он подсознательно чувствует, что черный цвет – цвет защиты и уединения. Не случайно монахи носят черное облачение. Однако цветовой гаммой своей одежды можно пользоваться и сознательно для того, чтобы позиционировать себя в общении с другими людьми так, как вам нужно. Это – очень эффективная техника делового общения. Вы можете с первой секунды общения с незнакомым или знакомым человеком посылать его подсознанию нужный вам сигнал.
Однако цветовой гаммой своей одежды можно пользоваться и сознательно для того, чтобы позиционировать себя в общении с другими людьми так, как вам нужно. Это – очень эффективная техника делового общения. Вы можете с первой секунды общения с незнакомым или знакомым человеком посылать его подсознанию нужный вам сигнал.
ЦВЕТ |
Вызывает ассоциации: |
Использовать для того, чтобы… |
красный |
любовь, опасность, агрессия, молниеносность, смелость, решительность |
показать, кто главный, доминировать, спровоцировать конфликт или прямое выяснение отношений, соблазнить. |
оранжевый |
энтузиазм, жизнерадостность, креативность, позитивное давление |
внести оживление, подчеркнуть креативность подхода к вопросам. |
желтый |
лидерство, захват внимания, энергия |
лидировать, взять инициативу в свои руки. |
зеленый |
надежность, преданность, спокойствие, оптимизм |
показать, что вы – надежный исполнитель, преданный подчиненный. |
синий |
уравновешенность, профессионализм, стабильность |
показать, что вы – профессионал в своем деле, эксперт, готовы вести переговоры на серьезные темы. |
фиолетовый |
отстраненность, холодность, вера в свои силы |
показать, что вы знаете себе цену, держать дистанцию, настроить на аналитический лад. |
серый |
консервативность, интеллектуальность, серьезность |
показать свою нейтральность, сдержанность и хороший вкус. |
коричневый |
надежность, доверие, неформальное, дружеское отношение |
показать, что вам можно доверять, что вы не рветесь в лидеры, готовы играть по правилам. |
черный |
официальность, сила, замкнутость |
максимально скрыть свое «я» и свое отношение к вопросу, уйти от панибратства. |
белый |
чистота, покой, невинность |
показать свою открытость и искренность, представиться наивным идеалистом. |
Цвет одежды и аксессуаров
как техника делового общения
используется довольно редко, однако маркетологи
очень широко используют особенности
влияния цветов на подсознание человека.
В маркетинге для привлечения
покупателей цвета часто
Цветовая гамма – простой и полезный инструмент личной эффективности.
Психология восприятия цвета.
Почему красный цвет означает «стоп»,
а зеленый – «идите»? Невеста
– в белом, а черный – цвет
траура и печали? Счастливый все
видит «в розовом цвете», а романтик
упивается «голубыми мечтами»…
Это всего лишь дань традиции, скажут некоторые,
и будут правы… отчасти. Поскольку на
эмоциональное восприятие цветов влияют
не только обычаи, но и физиологические
факторы. Вернее, физиология здесь первична,
а уже потом возникли традиционные значения
цветов.
С одной стороны, восприятие
цвета зависит от физиологических особенностей
ваших глаз и от состояния нервной системы,
от жизненного опыта и окружающей обстановки.
С другой стороны, из школьного курса физики
мы знаем, что цвета - это излучения, имеющие
волны различной длины и характеризующиеся
различной степенью отражения, рефракции
и поглощения. Глаз воспринимает цвет,
и мгновенно в мозге начинается процесс,
отзывающийся в периферийной нервной
системе.
Например, так называемые «горячие»
цвета — красный, оранжевый и желтый —
имеют наибольшую длину волны, что требует
для восприятия значительного количества
энергии. Это цвета активно-наступательного
характера, они оказывают стимулирующее
воздействие на мозг, увеличивают чистоту
пульса и дыхания. И напротив, холодные
цвета, зеленые и голубые — коротковолновые,
и поэтому легко воспринимаются. Вызываемое
ими успокоение связано с замедлением
метаболизма. Помимо естественной реакции
нашего организма, в восприятии цвета
немаловажную роль играет жизненный опыт.
Цвет одежды также красноречив. Например,
кого из женщин-специалистов вы выберете
в качестве финансового советника — ту,
которая носит темно-синий костюм, или
девушку в ярко-розовой кофточке? Понятие
«цветовой коммуникации» относится не
только к области одежды, но и к убранству
дома, рекламе, дизайну новой продукции
и оформлению торговых предприятий...
Вопрос цвета, его влияния на человека можно рассматривать с различных точек зрения. Так, выбор определенной цветовой гаммы, предпочтение этого (а не другого) цвета в одежде, аксессуарах, акцент на те или иные тона при дизайне жилища – вполне диагностичен. Не случайно цветовой тест Люшера считается одним из наиболее эффективных в диагностике психологического состояния человека.
Тест Макса Люшера. Воздействие цвета может вызвать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Так как эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его, или отказом от него, или безразличием, то оно учитывается в психодиагностике. Люшер утверждал, что гораздо сильнее, чем с помощью слов, часто неосознанно, мы с помощью сигналов внешнего проявления информируем окружающих о своем состоянии и истинных намерениях. Чтобы научиться оценивать других людей и контролировать собственное ролевое поведение, следует научиться читать эти сигналы. В качестве сигналов личности он анализирует те указующие знаки, которые использует один человек, чтобы дать другому человеку понять, какого рода личностью он хотел бы считаться. Люди понимают эти сигналы, хотя чаще и бессознательно, с поразительной точностью.
Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение и наиболее устойчивые черты личности. Характеристика цветов по Люшеру включает в себя четыре основных и четыре дополнительных цвета. Основные цвета:
синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность, сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость;
оранжево-красный — волевое усилие, агрессивность, наступательность, возбуждение, светло-желтый — активность, стремление к общению, веселость.
Дополнительные цвета: фиолетов
зеленый - потребность в
самоутверждении; красный — потребность
активно действовать и
На основе анализа выбора цветов Люшер оценивал работоспособность личности, ее перспективы в этом направлении, выяснял показатели тревоги, причину тревожности и многое другое. Многочисленные международные исследования показали, что использование методики Люшера и его интерпретации позволяют выявить многие особенности личности. Однако не следует доверять упрощенным утверждениям о том, что красный цвет предпочитают лишь физически здоровые люди, а выбирающие зеленый цвет — стремятся к самоутверждению, а синий цвет — удел флегматиков. Разумеется, выбор цвета одежды может многое сказать о характере человека специалисту, непрофессионал же и обыватель часто позволяют себе сделать необоснованный вывод о природе этого выбора.
Вместе с тем в практике имидж-аналитика чаще всего нужно не только и не столько понять, почему клиент выбирает именно эти цвета – сколько увидеть и объяснить, как его при этом воспринимают окружающие. Особенно это важно в тех случаях, когда человеку необходимо произвести определенное впечатление – например, на будущего работодателя, серьезного клиента или, наоборот, возлюбленного.
Не стоит также забывать и о требованиях делового этикета к цветовой гамме классического костюма, а также о цветотипах, на которые в зависимости от внешности подразделяемся все мы. Таким образом, нет сомнений, что цвет оказывает влияние на людей и играет существенную роль в самых разнообразных сферах нашей жизни .
Одежда человека (ее цвет и стиль) может быть одним из способов невербального общения, поскольку передает информацию об уровне благосостояния, статусе и настроении ее владельца. Так, человек в красном способен произвести впечатление сильной, активной и импульсивной личности, лидера и бойца по жизни. В желтом — общительного, интеллектуального и готового к переменам человека. В зеленом — рассудительного профессионала, обладающего неиссякаемым запасом энергии и воли. В синем — мудрого политика, способного решить стоящую перед ним проблему. В фиолетовом — человека, обладающего хорошей интуицией и творческими способностями.
Отношение к цвету и его восприятие в каждой стране свое, и существует даже своя национально-культурная специфика, которую также необходимо учитывать при деловом общении.
Любимые цвета той или иной страны, как правило, отражены в национальном флаге.
В Америке красный цвет ассоциируется с любовью, желтый — с процветанием, зеленый — с надеждой, голубой — с верностью, белый олицетворяет чистоту, спокойствие, мир, а черный — символ сложности и чрезвычайной ситуации. В Австрии наиболее популярным является зеленый цвет; в Болгарии — темно-зеленый и коричневый; Пакистане — изумрудно-зеленый; в Италии — красный, желтый и зеленый, а в Голландии — оранжевый и голубой.
В целом чем ближе к Востоку, тем большее значение придается символике цвета. Так, в Китае красный цвет означает доброту и отвагу, черный — честность, а белый в отличие от общепринятого европейцами символа чистоты и святости (!) ассоциируется с подлостью и лживостью.
Интересно, что требования к деловой одежде мужчин практически во всех странах одинаковы — черный или серый костюм, белая или синяя рубашка, галстук в тон, до блеска начищенные ботинки, дорогие часы... Однако в отношении деловой женщины эти правила не распространяются, и в каждой стране существует свое представление о том, как должна выглядеть настоящая бизнесвумен.