Значение цвета в деловом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:33, реферат

Описание работы

Вы, скорее всего, слышали про дресс код, а также поговорку, что людей встречают по одежке. Никого не надо убеждать в важности грамотного подбора одежды и аксессуаров. Однако обычно при этом подразумевается их стиль. Но, оказывается, цвет одежды и аксессуаров – это не менее, а то и более важный элемент техники делового общения. Как цвет вашей одежды влияет на вашу профессиональную и личную эффективность? Как «прочитать» личность собеседника по цвету его одежды? Какие сообщения цвета посылают нашему подсознанию?
Не случайно издревле существует поговорка «Встречают по одежке…». Многое о человеке мы можем понять по его одежде, сознательно разглядывая его наряд и аксессуары. То, как человек одевается, отражает его характер, имущественное положение, уровень образованности, возможно, профессию. Анализ одежды и аксессуаров преподается на тренингах в рамках изучения техники делового общения, в частности, при изучении типологии личности.вета в деловом общении

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 31.68 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  МАКСИМА ТАНКА»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра социальной работы

400 группа

Гордейчук Мария  Викторовна

 

 

 

Реферат

Значение цвета  в деловом общении

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2012

Вы, скорее всего, слышали про дресс код, а также поговорку, что людей встречают по одежке. Никого не надо убеждать в важности грамотного подбора одежды и аксессуаров. Однако обычно при этом подразумевается их стиль. Но, оказывается, цвет одежды и аксессуаров – это не менее, а то и более важный элемент техники делового общения. Как цвет вашей одежды влияет на вашу профессиональную и личную эффективность? Как «прочитать» личность собеседника по цвету его одежды? Какие сообщения цвета посылают нашему подсознанию?

Не случайно издревле существует поговорка «Встречают по одежке…». Многое о человеке мы можем понять по его одежде, сознательно разглядывая  его наряд и аксессуары. То, как  человек одевается, отражает его  характер, имущественное положение, уровень образованности, возможно, профессию. Анализ одежды и аксессуаров  преподается на тренингах в рамках изучения техники делового общения, в частности, при изучении типологии  личности.

Но, оказывается, очень важную информацию получает и наше подсознание. Оно, вне зависимости от наших  сознательных усилий, реагирует на внешний вид собеседника. И ключевую роль в этой подсознательной реакции  играет цвет.

Цветовая гамма одежды собеседника влияет на наше подсознание, формируя определенное отношение к  данному человеку. Об этом свидетельствуют  многочисленные научные исследования. 
Как формируется подсознательное отношение людей к различным цветам? Ученые считают, что такое отношение формируют коллективные культурные традиции, биологические ассоциации. Например, красный ассоциируется с агрессией потому, что у многих людей краснеет лицо, когда они в гневе. Также красный ассоциируется с опасностью, потому что так исторически сложилось в природе – насекомые красного цвета сигнализируют: «Не трогай меня – я опасен». Поэтому и люди стали красить тревожные кнопки и стоп-краны в красный цвет.

Интересно то, что люди подсознательно выбирают цвет одежды, соответствующий  их характеру или состоянию души на данный момент. Молодой человек  в черном, скорее всего, не будет  очень коммуникабельным и разговорчивым. Он подсознательно чувствует, что черный цвет – цвет защиты и уединения. Не случайно монахи носят черное облачение. Однако цветовой гаммой своей одежды можно пользоваться и сознательно для того, чтобы позиционировать себя в общении с другими людьми так, как вам нужно. Это – очень эффективная техника делового общения. Вы можете с первой секунды общения с незнакомым или знакомым человеком посылать его подсознанию нужный вам сигнал.

Однако цветовой гаммой своей  одежды можно пользоваться и сознательно  для того, чтобы позиционировать  себя в общении с другими людьми так, как вам нужно. Это – очень  эффективная техника делового общения. Вы можете с первой секунды общения  с незнакомым или знакомым человеком  посылать его подсознанию нужный вам сигнал.

  • Обратите внимание на то, что существуют активные и нейтральные цвета. Нейтральные цвета передают меньше всего информации подсознанию. К ним относятся: бежевый, черный и белый. Бежевый – это «никакой» цвет. Его можно использовать, если вы не хотите вообще обращать на себя внимание. Черный, как мы говорили, цвет защиты. Его нейтральность связана со скрытностью. Белый цвет несет только социальные ассоциации (супружество на Западе, похороны на Востоке), в природе – это просто слияние всех цветов радуги, чистота с пустотой.
  • Еще один важный момент. Значение цветов может несколько варьироваться для разных национальностей. Приведенный ниже список разрабатывался для западноевропейской культуры. 
    Итак, ниже приведена подробная таблица значений цветов. Используйте ее для повышения вашей личной эффективности!

ЦВЕТ

Вызывает ассоциации:

Использовать для того, чтобы…

красный

любовь, опасность, агрессия, молниеносность, смелость, решительность

показать, кто главный, доминировать, спровоцировать конфликт или прямое выяснение отношений, соблазнить.

оранжевый

энтузиазм, жизнерадостность, креативность, позитивное давление

внести оживление, подчеркнуть  креативность подхода к вопросам.

желтый

лидерство, захват внимания, энергия

лидировать, взять инициативу в свои руки.

зеленый

надежность, преданность, спокойствие, оптимизм

показать, что вы – надежный исполнитель, преданный подчиненный.

синий

уравновешенность, профессионализм, стабильность

показать, что вы – профессионал в своем деле, эксперт, готовы вести  переговоры на серьезные темы.

фиолетовый

отстраненность, холодность, вера в свои силы

показать, что вы знаете себе цену, держать дистанцию, настроить  на аналитический лад.

серый

консервативность, интеллектуальность, серьезность

показать свою нейтральность, сдержанность и хороший вкус.

коричневый

надежность, доверие, неформальное, дружеское отношение

показать, что вам можно  доверять, что вы не рветесь в  лидеры, готовы играть по правилам.

черный

официальность, сила, замкнутость

максимально скрыть свое «я»  и свое отношение к вопросу, уйти от панибратства.

белый

чистота, покой, невинность

показать свою открытость и искренность, представиться наивным  идеалистом.


Цвет одежды и аксессуаров  как техника делового общения  используется довольно редко, однако маркетологи  очень широко используют особенности  влияния цветов на подсознание человека. В маркетинге для привлечения  покупателей цвета часто используются следующим образом:

  • Красный – символ срочности, стимулирует импульсивные покупки.
  • Оранжевый – символ энергии, также стимулирует импульсивные покупки.
  • Синий, голубой – используется в банковском деле для убеждения в своей надежности.
  • Зеленый – для успокоения клиентов (например, в медицинских учреждениях).
  • Розовый – для создания романтического настроения (товары для девушек и женщин).
  • Желтый – для притягивания внимания (цвет дисплеев и рекламы).
  • Черный – символ силы, для продажи роскошных дорогих товаров.

Цветовая гамма – простой  и полезный инструмент личной эффективности.

Психология восприятия цвета. Почему красный цвет означает «стоп», а зеленый – «идите»? Невеста  – в белом, а черный – цвет траура и печали? Счастливый все  видит «в розовом цвете», а романтик упивается «голубыми мечтами»… Это всего лишь дань традиции, скажут некоторые, и будут правы… отчасти. Поскольку на эмоциональное восприятие цветов влияют не только обычаи, но и физиологические факторы. Вернее, физиология здесь первична, а уже потом возникли традиционные значения цветов. 
С одной стороны, восприятие цвета зависит от физиологических особенностей ваших глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки. С другой стороны, из школьного курса физики мы знаем, что цвета - это излучения, имеющие волны различной длины и характеризующиеся различной степенью отражения, рефракции и поглощения. Глаз воспринимает цвет, и мгновенно в мозге начинается процесс, отзывающийся в периферийной нервной системе.  
Например, так называемые «горячие» цвета — красный, оранжевый и желтый — имеют наибольшую длину волны, что требует для восприятия значительного количества энергии. Это цвета активно-наступательного характера, они оказывают стимулирующее воздействие на мозг, увеличивают чистоту пульса и дыхания. И напротив, холодные цвета, зеленые и голубые — коротковолновые, и поэтому легко воспринимаются. Вызываемое ими успокоение связано с замедлением метаболизма. Помимо естественной реакции нашего организма, в восприятии цвета немаловажную роль играет жизненный опыт. Цвет одежды также красноречив. Например, кого из женщин-специалистов вы выберете в качестве финансового советника — ту, которая носит темно-синий костюм, или девушку в ярко-розовой кофточке? Понятие «цветовой коммуникации» относится не только к области одежды, но и к убранству дома, рекламе, дизайну новой продукции и оформлению торговых предприятий...

Вопрос цвета, его влияния  на человека можно рассматривать  с различных точек зрения. Так, выбор определенной цветовой гаммы, предпочтение этого (а не другого) цвета  в одежде, аксессуарах, акцент на те или иные тона при дизайне жилища – вполне диагностичен. Не случайно цветовой тест Люшера считается одним из наиболее эффективных в диагностике психологического состояния человека.

Тест Макса Люшера. Воздействие цвета может вызвать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Так как эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его, или отказом от него, или безразличием, то оно учитывается в психодиагностике. Люшер утверждал, что гораздо сильнее, чем с помощью слов, часто неосознанно, мы с помощью сигналов внешнего проявления информируем окружающих о своем состоянии и истинных намерениях. Чтобы научиться оценивать других людей и контролировать собственное ролевое поведение, следует научиться читать эти сигналы. В качестве сигналов личности он анализирует те указующие знаки, которые использует один человек, чтобы дать другому человеку понять, какого рода личностью он хотел бы считаться. Люди понимают эти сигналы, хотя чаще и бессознательно, с поразительной точностью.

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор  цвета отражает направленность испытуемого  на определенную деятельность, настроение и наиболее устойчивые черты личности. Характеристика цветов по Люшеру включает в себя четыре основных и четыре дополнительных цвета. Основные цвета:

синий — символизирует  спокойствие, удовлетворенность, сине-зеленый  — чувство уверенности, настойчивость;

оранжево-красный — волевое  усилие, агрессивность, наступательность, возбуждение, светло-желтый — активность, стремление к общению, веселость.

Дополнительные цвета: фиолетовый, коричневый, черный, серый. Они символизируют негативные тенденции, такие, как стресс, тревожность, огорчения, страх. Значение этих цветов, так же, как и основных, определяется их взаимным расположением. Основные цвета, по мнению Люшера, символизируют следующие психологические потребности: синий — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

зеленый - потребность в  самоутверждении; красный — потребность  активно действовать и добиваться успеха; желтый — потребность в  перспективе, надеждах на лучшее.

На основе анализа выбора цветов Люшер оценивал работоспособность  личности, ее перспективы в этом направлении, выяснял показатели тревоги, причину тревожности и многое другое. Многочисленные международные  исследования показали, что использование  методики Люшера и его интерпретации  позволяют выявить многие особенности  личности. Однако не следует доверять упрощенным утверждениям о том, что  красный цвет предпочитают лишь физически  здоровые люди, а выбирающие зеленый  цвет — стремятся к самоутверждению, а синий цвет — удел флегматиков. Разумеется, выбор цвета одежды может  многое сказать о характере человека специалисту, непрофессионал же и обыватель  часто позволяют себе сделать  необоснованный вывод о природе  этого выбора.

Вместе с тем в практике имидж-аналитика чаще всего нужно  не только и не столько понять, почему клиент выбирает именно эти цвета  – сколько увидеть и объяснить, как его при этом воспринимают окружающие. Особенно это важно в  тех случаях, когда человеку необходимо произвести определенное впечатление  – например, на будущего работодателя, серьезного клиента или, наоборот, возлюбленного.

Не стоит также забывать и о требованиях делового этикета  к цветовой гамме классического  костюма, а также о цветотипах, на которые в зависимости от внешности  подразделяемся все мы.  Таким образом, нет сомнений, что цвет оказывает влияние на людей и играет существенную роль в самых разнообразных сферах нашей жизни .

Одежда человека (ее цвет и стиль) может быть одним из способов невербального общения, поскольку передает информацию об уровне благосостояния, статусе и настроении ее владельца. Так, человек в красном способен произвести впечатление сильной, активной и импульсивной личности, лидера и бойца по жизни. В желтом — общительного, интеллектуального и готового к переменам человека. В зеленом — рассудительного профессионала, обладающего неиссякаемым запасом энергии и воли. В синем — мудрого политика, способного решить стоящую перед ним проблему. В фиолетовом — человека, обладающего хорошей интуицией и творческими способностями.

Отношение к цвету и его восприятие в каждой стране свое, и существует даже своя национально-культурная специфика, которую также необходимо учитывать при деловом общении.

Любимые цвета той или  иной страны, как правило, отражены в национальном флаге.

В Америке красный цвет ассоциируется с любовью, желтый — с процветанием, зеленый — с надеждой, голубой — с верностью, белый олицетворяет чистоту, спокойствие, мир, а черный — символ сложности и чрезвычайной ситуации. В Австрии наиболее популярным является зеленый цвет; в Болгарии — темно-зеленый и коричневый; Пакистане — изумрудно-зеленый; в Италии — красный, желтый и зеленый, а в Голландии — оранжевый и голубой.

В целом чем ближе к  Востоку, тем большее значение придается  символике цвета. Так, в Китае  красный цвет означает доброту и  отвагу, черный — честность, а белый  в отличие от общепринятого европейцами  символа чистоты и святости (!) ассоциируется с подлостью и  лживостью.

Интересно, что требования к деловой одежде мужчин практически во всех странах одинаковы — черный или серый костюм, белая или синяя рубашка, галстук в тон, до блеска начищенные ботинки, дорогие часы... Однако в отношении деловой женщины эти правила не распространяются, и в каждой стране существует свое представление о том, как должна выглядеть настоящая бизнесвумен. 

Информация о работе Значение цвета в деловом общении