Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:49, реферат
Материалом исследования стала лексика, которая используется людьми разного пола, т. е. употребляется при официальном и неофициальном общении людей сознательного возраста. Приблизительно в возрасте 15 – 50 лет, а может быть и более младшего и старшего возрастов. Источниками материала являются тематически разнонаправленные книги, сайты, форумы, статьи и собственные наблюдения.
Цель исследования заключается в определении влияния пола на речевое поведение человека.
Введение………………………………………………………………...3
Женская и мужская речь………………………………………4 – 5
Различия …………………………………………………………...6 – 11
Сходства …………………………………………………………...11
Гендерная лингвистика……………………………………….12 – 15
Заключение………………………………………………………………....16
Список литературы………………………………………………………..17
В самом общем плане гендерная лингвистика изучает две группы вопросов:
С середины девяностых годов ХХ века в российской гуманитарной науке начинается бурное развитие гендерной лингвистики, связанное с освоением новых теоретических установок. На начальном этапе исследования развивались недифференцированно; в центре внимания ученых находились общеметодологические вопросы.
В последние годы наблюдается разнообразие методологических подходов к изучению гендера, восходящее к различному пониманию его сущности и дискуссиям сторонников био- и социодетерминизма. Особенности гендерного концепта в разных языках и культурах, их несовпадение, а также последствия этого несовпадения в межкультурной коммуникации также представляют интерес для ученых.
Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки "мужеподобная женщина" или "мужик, а ведет себя как баба" весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств).
Одной из первых работ в области гендерной лингвистики было исследование Т.Б. Крючковой (1975г.). Изучались особенности письменных текстов, порожденных мужчинами и женщинами. В текстах художественной прозы анализировалось и статистически фиксировалось употребление частей речи. Автор обнаружил, что в женских текстах количественно выше употребление местоимений и частиц, а в мужских более частотно употребление имен существительных. А.А. Вейлерт (1976г.), исследуя неподготовленные устные высказывания, обнаружил в женской речи большую частотность употребления глаголов и союзов. Обнаружилось также, что женщины имеют более развитый лексикон. В речи мужчин А.А. Вейлерт установил большую встречаемость прилагательных и наречий, более частое употребление абстрактных существительных. О.А. Рыжкина и Л.И. Реснянская (1988г.) выяснили, что одни и те же лексемы воспринимаются мужчинами и женщинами как имеющие разную степень положительной или отрицательной оценки. Влияние половозрастных особенностей говорящего на процесс вербальной коммуникации доказывается в работе Л.Р. Мошинской (1978г.).
По результатам исследования И.Г. Овчинниковой (1996г.), посвященного анализу воздействия языковых средств рекламы на реципиентов, мужчины менее чувствительны к тропам, а женщины склонны более высоко оценивать стереотипы, чем отклонения от них.
В работе Е.А. Земской (1993г.) установлено, что женское ассоциативное поле выглядит более обобщенным и "гуманистическим" (природа, животные, повседневная жизнь), в то время как мужчины ассоциируют себя со спортом, охотой, профессиональной и военной сферами; большинство слов с суффиксами женского рода, обозначающих род занятий, оцениваются как обладающие "меньшим достоинством", чем соответствующие имена мужского рода; женщины чаще употребляют междометия типа "ой".
Первые исследования показали, что женщины более чувствительны к смысловой структуре текста (по данным эксперимента Горошко по воссозданию текстов, 1996г.) Они пытались максимально восстановить исходный текст, а мужчины – построить новый; их тексты отклоняются от эталона больше, чем женские.
Из
всего вышеперечисленного я могу
сделать вывод, что вопрос влияния
пола человека еще не изучен до конца,
однако это не мешает нам выявлять ряда
различий между речью мужчин и женщин.
Заключение
Анализ научных трудов последних лет свидетельствует о росте интереса к гендерным исследованиям и их интенсивной институционализации и позволяет констатировать изученность некоторых фрагментов языковой системы; изучение же речевого общения находится пока на начальном этапе.
Изучив некоторые статьи и работы, а также опираясь на собственные исследования, я могу сделать вывод, что принадлежность к тому или другому полу, безусловно, влияет на речевое поведение людей, однако это влияние не до конца изучено и вызывает огромный интерес у ученых и исследователей в этой области.
Изучая литературу по данной теме, я узнала много новой информации и что самое главное для меня, все результаты исследований можно наблюдать в обычной жизни, стоит лишь внимательнее приглядеться к поведению и прислушаться к речи окружающих людей.
Список литературы:
Информация о работе Женская и мужская речь: сходства и различия