Здоровье руководителя. Управленческая деятельность в экстремальных и стрессовых ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:09, контрольная работа

Описание работы

Что же такое стресс? Стресс является нормальным физиологическим ответом на события, которые заставляют нас чувствовать, что под угрозой находится наше выживание и благополучие. Когда мы чувствуем опасность, реальную или воображаемую, защитные силы нашего организма запускают быстрый автоматический процесс, ответ на стресс, известный как «борьба или бегство». В организме запускается целый комплекс сложных химических реакций, которые заставляют нас либо встретиться лицом к лицу с угрозой, либо скрыться от неё в неизвестном направлении.

Работа содержит 1 файл

психолгия упр контрольная.docx

— 47.85 Кб (Скачать)
  1. Понятие и виды стресса.

      Что же такое стресс? Стресс является нормальным физиологическим ответом на события, которые заставляют нас чувствовать, что под угрозой находится наше выживание и благополучие. Когда мы чувствуем опасность, реальную или воображаемую, защитные силы нашего организма запускают быстрый автоматический процесс, ответ на стресс, известный как «борьба или бегство». В организме запускается целый комплекс сложных химических реакций, которые заставляют нас либо встретиться лицом к лицу с угрозой, либо скрыться от неё в неизвестном направлении. Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Основным  вектором развития физиологии и медицины середины ХIХ — начала ХХ вв. стало формирование представлений об интегрированном функционировании организма как единого целого во всём многообразии взаимодействий с внешней средой. Существенный вклад в развитие данного направления внёс, в частности, известный немецкий врач и патологоанатом Р. Вирхов. Согласно разработанной им теории целлюлярной патологии, всякое заболевание представляет собой сумму нарушений на клеточном уровне, а болезнь — это целостный процесс, имеющий определённую локализацию и причинно-следственную цепочку последовательных изменений. Он впервые показал социальную природу многих распространённых заболеваний.

           Непосредственным прародителем концепции стресса стал крупнейший французский физиолог К. Бернар. Он экспериментально разработал принципы поддержания постоянства внутренних сред организма, лежащих в основе теории гомеостаз. Для того чтобы выжить в постоянно изменяющихся внешних условиях, организм должен сохранять сбалансированный режим протекания жизненно важных функций в минимальном диапазоне допустимых изменений: для нормальной жизнедеятельности у нас должна поддерживаться постоянная температура тела, кровяное давление и осмотическое давление в клетках, состав крови, содержание кислоты в желудочном соке и многое другое. Любой выход за пределы допустимого диапазона чреват срывом механизмов адаптации, возникновением болезней и даже летальным исходом. Понятие стресса быстро вышло за границы сугубо профессионального использования и стало достоянием массового сознания. Однако, несмотря на „общедоступность“, его содержание имеет глубокие естественнонаучные корни. Родоначальником концепции стресса являлся один из крупнейших физиологов ХХ в. Г. Селье. Он родился в 1907 г. в пригороде Вены, центре Австро-Венгерской империи, получил начальное медицинское образование в Праге, а затем в университетах Парижа и Рима. Спасаясь от нацизма, он эмигрировал в Америку и, проработав два года в знаменитом медицинском центре США — Университете Дж. Гопкинса, продолжил исследования в университете Макгилла в Канаде. Трудный путь эмигранта дал ему многое в плане формирования общенаучной философии мышления. Впитав принципы целостности анализа явлений, развиваемых в европейском естествознании, и пройдя школу „строгого эксперимента“ в США, он смог увидеть нечто общее и уникальное в побочных результатах своих опытов над грызунами, которых подвергал различным вредоносным воздействиям. Результаты исследований дали ему основание сформулировать оригинальную концепцию общего адаптационного синдрома, для краткости обозначенного как стресс (от англ. stress — давление, напряжение, нажим). Впервые основные положения концепции были опубликованы им в статье, вышедшей в журнале Nature в ноябре 1936 г.

Виды  стресса

У большинства  людей с термином «стресс» связаны  неприятные ассоциации. На самом же деле стрессы бывают двух видов.

•Полезные стрессы, или эустрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса - это движущая сила в решении сложных задач. Назовем это состояние «реакцией пробуждения». Чтобы утром встать с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы достичь оптимального уровня активности и работать продуктивно, человеку необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина).

•Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».

Превратится ли полезный стресс во вредный, во многом зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальной сопротивляемости. Приступ дистресса может возникнуть неожиданно, спровоцированный определенной ситуацией, но в большинстве случаев это явление «накопительное»: вначале сопротивляемость организма снижается, а после постепенно угасает. Если не обратить на ситуацию внимания, обычный эмоциональный дискомфорт грозит перерасти в болезнь. Однако этот процесс можно остановить, если вовремя распознать симптомы стресса и использовать все возможности для сопротивления его вредному воздействию.

 Одинаково ли действуют на людей одни и те же раздражители?

1972 г. Всемирная  организация здравоохранения приняла  такое определение: стресс - это  неспецифическая (то есть одна  и одна и та же на разные  раздражители) реакция организма  на любое предъявленное к нему  требование. Стресс - это ответ на  угрозу, реальную или воображаемую. В одном исследовании с солдатами-новобранцами имитировалась ситуация аварии и вынужденной посадки самолета. Перед подъемом на борт каждому была вручена для 10-минутного изучения брошюра с инструкциями о необходимых действиях при возможной катастрофе. Каждый участник полета надел спасательный жилет и парашют. Неожиданности начались на высоте полутора километров: самолет накренился набок. Все увидели, как один из пропеллеров перестал вращаться, а через наушники услышали о других неполадках. Потом солдатам сообщили, что сложилась критическая ситуация. Ощущение достоверность повышалось за счёт того, что они будто бы случайно услышали сквозь наушники тревожный диалог пилота с наземными службами. Самолет находился неподалеку от аэродрома, поэтому участники могли видеть, как на взлетную полосу съезжаются грузовые и санитарные машины. Через несколько минут прозвучал приказ приготовиться к приводнению в открытом океане, поскольку отказало посадочное устройство…Спустя некоторое время самолет благополучно приземлился на аэродроме.

 Как же  реагировали солдаты на катастрофическую  ситуацию? У многих возникли сильные  эмоциональные переживания, связанные  со страхом смерти, некоторые “онемели от ужаса”. Но это и не удивительно. Удивительно другое: у нескольких участников таких симптомов не наблюдалось - одни имели солидный летный опыт и смогли разгадать инсценировку, а другие были уверены в своей способности выжить (Я. Коломинский, 1986).

 Итак, возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: от оценки им ситуации, сопоставления своих сил и особенностей с требуемым и др. Любая неожиданность, нарушающая привычный ход жизни, может стать причиной стресса или стрессором, по терминологии Г. Селье. При этом не имеет значения содержание самой ситуации и степень её объективной угрозы. Важным является само субъективное отношение к ней. Поэтому определённая ситуация (скажем, получение “двойки”) одними может восприниматься, как стрессовая, а у других она не вызовет никакого стресса. Будут иметь значение внутренние особенности человека. Обратите внимание на эту важную особенность стресса, она важна для борьбы с ним.

       Автор учения о стрессе Г. Селье писал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс. Вне стресса жизнь практически невозможна». В то же время непременное условие свободной и независимой жизни, по Клоду Бернару, — постоянство внутренней среды, а по В. Кеннону — способность организма поддерживать это постоянство (гомеостазис, гомеостаз, гомеокинез, то есть динамическое постоянство). С учётом такого взгляда на жизнь, стресс — состояние временно нарушенного гомеостаза, а стрессоры — различные факторы, способные вызывать нарушение гомеостаза организма. Стрессоры — любые новые, достаточно информативные, особенно личностно значимые, и различные по интенсивности, длительности и природе (качеству) раздражители, способные вызвать нарушения гомеостаза организма разной степени выраженности. Стрессоры могут быть внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными, т.е. формирующимися в самом организме). По природе стрессогенные раздражители могут быть самыми различными: физическими, химическими, биологическими, информационными, психогенными и эмоциогенными. Стрессор – это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства, т.е. систему реакций человека, направленную на адаптацию.

В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами, которые

 относятся  к окружающей среде (токсины,  жара, холод),

 имеют  психологическую природу (снижение  самооценки, депрессия),

 социологическую  (безработица, смерть любимого  человека)

 остальные  — философского характера (использование  времени, цели жизни).

Все стрессоры можно примерно распределить по времени, требуемому на адаптацию:

повседневные  неприятности (могут быть малыми или  средними по негативной значимости) требуют минуты для адаптации;

критические жизненные события, травматические события, которые требуют  качественной структурной реорганизации в  структуре личности человека и сопровождаются не только кратковременными эмоциями, а стойкими аффективными реакциями; требуют больше времени на адаптацию, чем повседневные стрессоры;

хронические перегрузки – стрессор долго действует  во времени: в результате всё время  повторяющихся неприятностей семье, перегрузок на работе, или после  серьёзных, субъективно-значимых событий (развод, к примеру).

Фазы  стресса

Фаза 1. Реакция тревоги. В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Сопротивляемость организма снижается и, если стрессор достаточно силен (серьезный ожог, крайне высокая температура), может наступить смерть.

Фаза 2. Стадия сопротивления. Если стрессор не прекращает своего воздействия и к нему можно адаптироваться, происходит мобилизация резервов организма. Признаки реакции тревоги практически исчезают. Активность растет, сопротивление становится выше нормы. Физически и психически чувствует себя хорошо. Проходят многие  заболевания, такие как гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии и т.д.

Фаза 3. Стадия истощения. В результате длительного взаимодействия со стрессором, к которому организм уже привык, энергия, затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь их уже нельзя изменить. Человек теряет способность противостоять стрессору.

    Являются ли стрессы необходимым условием жизни людей?      

      Стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Важно и стимулирующее, созидательное, формирующее влияние стресса в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и заболевания – соматические и невротические. Почему это происходит? Разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»). К сожалению не все мы умеем вовремя выйти из под давления стрессора, не все умеем удерживать защитные силы организма от истощения. Не всегда помним, что цена поражения в борьбе со стрессом - болезнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Каковы способы предупреждения и управления стрессом.

Как выявить стресс? Прежде всего, нужно обращать внимание на его ранние сигналы – ведь чем раньше Вы их обнаружите, тем легче будет справиться с причинами и последствиями назревающего в организме сбоя. Без сомнения, стараясь разобраться в себе, Вы сможете качественно изменить свою жизнь, а серьезное отношение к ранним сигналам грозящей опасности поможет правильно выбрать путь, способствующий сохранению здоровья и долголетия.

·  Физические сигналы: головная боль, боли в позвоночнике, изжога, боли в грудной клетке, тошнота, прерывистое и неглубокое дыхание, головокружение, аллергические реакции, высокое давление, мышечный спазм. Это сигналы от вашего организма о перенапряжении.

·  Психологические сигналы: депрессии (обычно депрессия дает о себе знать появлением раздражительности), дезорганизованность (стресс поглощает внимание и сводит до минимума способность концентрировать свое внимание). Результатом этого могут быть неряшливость, рассеянность или принятие ошибочных решений. Оборонительная позиция (появление такого сигнала отражает неадекватное требование человека к себе «быть сильным»). Он не должен быть слабым, поддаваться влиянию стресса, многие люди стараются не поддаваться надвигающемуся стрессу. В самых простых ситуациях они становятся деспотичными, любое несогласие принимают как попытку унизить их достоинство и поколебать авторитет). Несамостоятельность (некоторые люди, оказываясь в стрессовом состоянии, утрачивают способность к выполнению своих функций. Начинается процесс деградации: они хотели бы остаться прежними – уверенными в себе и дееспособными, поэтому боятся осознать появление этого сигнала, а еще больше опасаются, что их несамостоятельность заметят окружающие. Чувство вины только усиливает стресс). Потеря деловых качеств (трудности с принятием решения и выполнением задуманного).

Признаки стрессового  напряжения

Вероятно, здесь приведены не все  признаки стрессового напряжения. Каждый человек должен сам проводить  анализ своего состояния и выявлять причины стрессового напряжения, возможно характерные только для  его организма (с точки зрения его личных ощущений).

·  Невозможность сосредоточиться  на чем-то.

·  Слишком частые ошибки в работе.

·  Ухудшается память.

·  Слишком часто возникает  чувство усталости.

·  Очень быстрая речь.

·  Мысли часто улетучиваются.

·  Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).

·  Повышенная возбудимость.

·  Работа не доставляет прежней  радости.

Информация о работе Здоровье руководителя. Управленческая деятельность в экстремальных и стрессовых ситуациях