Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:00, реферат
В данном реферате работе я подробно остановлюсь на феномене Я - концепции, рассмотрю ее сущность, структуру, принципы и механизмы формирования. Кроме того, одной из задач данной работы явлется изучение Я-концепции как движущей силы профессионального становление и развития личности. Также мною будет детально рассмотрена влияние окружающей среды на формирование Я-концепции, и его соотношение с влиянием исключительно сознания, бессознания или внутренних особенностей человека.
1. ВСТУПЛЕНИЕ
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
а) Структура Я-концепции
б)Профессональное самосознание: механизмы и проблематика
3. ВЫВОДЫ
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Вступая в общение в процессе деятельности или в других формах взаимодействия, люди одновременно познают и друг друга. Познание других начинается с наблюдения за внешними его проявлениями в деятельности или в общении. Психологические особенности личности, содержание ее внутреннего мира, характер - всегда проявляются или прямо, или в разнообразных косвенных формах в тех или иных действиях, поступках, в целостной линии поведения. Следовательно, познавая особенности другого в процессе общения, мы выделяем и свое отличие от него. Познавая другого, человек начинает всматриваться в себя, сравнивая себя с ним и анализировать.
Эмоциональный компонент. Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на отрицательные воздействия) и уметь поддержать себя в трудных состояниях и условиях, при этом понимая самого себя. По мнению ученых, самопонимание позволит расширить представление о природе "Я". Исследователи рассматривают самопонимание как необходимый момент процесса самосознания. Причем это личностное образование не сводится ни к самопознанию, ни к самоотношению, ни к знаниям о себе.
Процесс
самопонимания обуславливает
Важным компонентом самопонимания является
самоуважение. Это понятие многозначно,
оно подразумевает и удовлетворенность
собой, и понятие себя, и чувство собственного
достоинства, и положительное отношение
к себе.
Мотивационно-целевой компонент. По мнению специалистов данной сферы, содержание этого компонента реализуется через самоактуализацию. Актуализироваться - значит, становится реальным, существовать фактически, а не только потенциально. Самоактуализация предполагает реализацию личностного потенциала и совершенствование человека. Самоактуализирующиеся личности, по определению А. Маслоу, полностью реализуют все, на что они способны. Они достигают намеченных профессиональных вершин. Важным моментом самоактуализации является принятие ответственности за свои действия. Самоактуализация - это постоянный процесс развития своих потенциальных возможностей с целью достижения творческой зрелости.
Операциональный компонент. Саморегуляция - это раскрытие резервных возможностей человека, а следовательно, развитие творческого потенциала личности. Применение приемов саморегуляции предполагает активное волевое участие и, как следствие, является условием формирования сильной, ответственной личности (что несомненно важно для руководителей управленческой структуры).
Профессиональная Я-концепция определяется через такие понятия как:
1) часть-целое по отношению к Я-концепции;
2) отношения в контексте профессионального становления и развития личности;
3) совокупность
или система представлений
профессиональной деятельности;
4) смысл "Я" профессионала;
5) многоуровневое
и многокомпонентное
Область проявления профессиональной Я-концепции как сферы
жизнедеятельности более конкретизирована и рассматривается в контексте
профессионального развития и становления субъекта деятельности. В связи с
этим, я бы определила профессиональную Я-концепцию как специфически
организованную систему, осмысленную и актуализированную в связи с профессией под влиянием субъективных или объективных факторов, включающую в себя совокупность представлений о себе и о своих профессиональных качествах, сопряженную с их эмоциональной оценкой.
Содержательно поведенческий компонент профессиональной Я-концепции
представлен стратегиями построения профессиональной карьеры.
Под профессиональной карьерой мы понимаем индивидуальный жизненный путь человека в определенных видах профессиональной деятельности, потенциально связанный с прохождением последовательности должностей, с образом жизни, реализующий призвание человека, предполагающий обогащение опытом и развитие субъекта и ведущий к достижениям и социальному призванию.
В концепциях профессионального становления личности подчеркивается тот факт, что субъект может выступать и автором своей карьеры и ее объектом. Существуют разные критерии классификации карьер, а, следовательно, и стратегий их построения. Они могут быть поделены на объективные и на субъективные. Объективные критерии связаны с отражением реально ставшей карьеры. К ним относятся: продвижение по службе, достижение определенного социального статуса, число смен мест и видов работ. Субъективные критерии связаны с ценностными представлениями субъекта о своей карьере с его пожеланиями относительно того, как она будет складываться в дальнейшем.
Проанализировав концепции способов жизни и профессионального становления субъекта, мы выделили основные измерения, с помощью которых анализируется объект, способ, авторство и направленность профессионального развития и становления личности. Первое измерение отражает становление реальных качеств субъекта и его представлений об этих качествах, которые являются объектом развития. Второе измерение носит преобразовательный характер и отражает степень затраченных человеком усилий для регуляции деятельности и достижения результата, что определяется в крайних формах как активность или пассивность.
Третье измерение отражает авторство профессионального становления, которое либо приписывается человеку (субъекту деятельности), либо локализуется вовне (человек выступает объектом деятельности). В четвертом измерении выделяется три вектора предметной направленности стратегий: на себя, на других и на условия деятельности. На наш взгляд, стратегия построения карьеры как содержание поведенческого компонента профессиональной Я-концепции, представляет собой специфическую систему действий, предназначенных для адаптации или развития самой карьеры и человека в ней и направленных на преобразование себя, преобразование других людей, изменение условий и содержания профессиональной деятельности для достижения карьерных целей.
ВЫВОДЫ
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она
способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет
интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
Можно
отметить, что профессиональное самосознание
прямо связано с осознанием человеком
себя в профессиональной деятельности,
т.е. содержание профессионального
самосознания относится к профессиональной
деятельности и к себе, как к
субъекту этой деятельности. Если самосознание
формируется в жизнедеятельности и общении
с окружающими людьми и является результатом
познания себя, своих действий, психических
качеств и т.д., то профессиональное самосознание
- это проекция всех структурных компонентов
самосознания на профессиональную деятельность.
Иныями словами, Я-концепция в профессиональном
плане формируется согласно и внутренним
факторам, и влиянием извне. Хотя роль
внутренних особеностей человека может
играть незначительно большую роль в вопросах
самомотивации и профессионального определения
вида деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вераскіс А.И.
Навчальний посібник. – Обучающее пособие.
–К.- Харьков,- 2005. с. 412
2. Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровское. - М.: Педагогика, 1991 .-368с.
3. Нуркова В. В.Свершенное продолжается:
Психология автобиографической памяти
личности. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 320 с. С. 175.
4. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «Бахр-М»,2000.-656с.
5. Становский З. Актуальные проблемы профессионального становления личности. / / Сб. материалов Всеукраинской науч.-практ. конференции 16 - 17 мая "Проблемы подготовки и повышения квалификации практических психологов в ВУЗах", под ред. С. Д. Максименко .- М.-Тернополь. Ника-центр, 2002 с. 49 - 52.
6. Чепелева
Н. В. Формирование
7. Е. В. Черный. Профессиональная идентичность. / / Практическая психология и социальная работа, № 8, 2000 с. 36 - 39.