Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:00, реферат

Описание работы

В данном реферате работе я подробно остановлюсь на феномене Я - концепции, рассмотрю ее сущность, структуру, принципы и механизмы формирования. Кроме того, одной из задач данной работы явлется изучение Я-концепции как движущей силы профессионального становление и развития личности. Также мною будет детально рассмотрена влияние окружающей среды на формирование Я-концепции, и его соотношение с влиянием исключительно сознания, бессознания или внутренних особенностей человека.

Содержание

1. ВСТУПЛЕНИЕ
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
а) Структура Я-концепции
б)Профессональное самосознание: механизмы и проблематика
3. ВЫВОДЫ
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

реф все.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Вступая в общение в процессе деятельности или в других формах взаимодействия, люди одновременно познают и друг друга. Познание других начинается с наблюдения за внешними его проявлениями в деятельности или в общении. Психологические особенности личности, содержание ее внутреннего мира, характер - всегда проявляются или прямо, или в разнообразных косвенных формах в тех или иных действиях, поступках, в целостной линии поведения.     Следовательно, познавая особенности другого в процессе общения, мы выделяем и свое отличие от него. Познавая другого, человек начинает всматриваться в себя, сравнивая себя с ним и анализировать.     

Эмоциональный компонент. Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на отрицательные воздействия) и уметь поддержать себя в трудных состояниях и условиях, при этом понимая самого себя. По мнению ученых, самопонимание позволит расширить представление о природе "Я". Исследователи рассматривают самопонимание как необходимый момент процесса самосознания. Причем это личностное образование не сводится ни к самопознанию, ни к самоотношению, ни к знаниям о себе.      

Процесс самопонимания обуславливает изменение  представлений о себе, посредством  формирования проблем, задач и их решения происходит соотнесение  нового знания с некоей системой ценностей. Происходит возникновение "жизненных" задач и задач на определение своих возможностей. 
      Важным компонентом самопонимания является самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и понятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе.         

Мотивационно-целевой  компонент. По мнению специалистов данной сферы, содержание этого компонента реализуется через самоактуализацию. Актуализироваться - значит, становится реальным, существовать фактически, а не только потенциально. Самоактуализация предполагает реализацию личностного потенциала и совершенствование человека. Самоактуализирующиеся личности, по определению А. Маслоу, полностью реализуют все, на что они способны. Они достигают намеченных профессиональных вершин. Важным моментом самоактуализации является принятие ответственности за свои действия. Самоактуализация - это постоянный процесс развития своих потенциальных возможностей с целью достижения творческой зрелости.                  

Операциональный компонент. Саморегуляция - это раскрытие резервных возможностей человека, а следовательно, развитие творческого потенциала личности. Применение приемов саморегуляции предполагает активное волевое участие и, как следствие, является условием формирования сильной, ответственной личности (что несомненно важно для руководителей управленческой структуры).  

  Профессиональная Я-концепция определяется через такие понятия как:

1) часть-целое  по отношению к Я-концепции;

2) отношения  в контексте профессионального  становления и развития личности;

3) совокупность  или система представлений профессионала  о себе как субъекте

профессиональной  деятельности;

4) смысл  "Я" профессионала;

5) многоуровневое  и многокомпонентное образование.

Область проявления профессиональной Я-концепции  как сферы

жизнедеятельности более конкретизирована и рассматривается  в контексте

профессионального развития и становления субъекта деятельности. В связи с

этим, я  бы определила профессиональную Я-концепцию как специфически

организованную  систему, осмысленную и актуализированную в связи с профессией под влиянием субъективных или объективных факторов, включающую в себя совокупность представлений о себе и о своих профессиональных качествах, сопряженную с их эмоциональной оценкой.

Содержательно поведенческий компонент профессиональной Я-концепции

представлен стратегиями построения профессиональной карьеры.

      Под профессиональной карьерой мы понимаем индивидуальный жизненный путь человека в определенных видах профессиональной деятельности, потенциально связанный с прохождением последовательности должностей, с образом жизни, реализующий призвание человека, предполагающий обогащение опытом и развитие субъекта и ведущий к достижениям и социальному призванию.

В концепциях профессионального становления  личности подчеркивается тот факт, что субъект может выступать и автором своей карьеры и ее объектом. Существуют разные критерии классификации карьер, а, следовательно, и стратегий их построения. Они могут быть поделены на объективные и на субъективные. Объективные критерии связаны с отражением реально ставшей карьеры. К ним относятся: продвижение по службе, достижение определенного социального статуса, число смен мест и видов работ. Субъективные критерии связаны с ценностными представлениями субъекта о своей карьере с его пожеланиями относительно того, как она будет складываться в дальнейшем.

      Проанализировав концепции способов жизни и профессионального  становления субъекта, мы выделили основные измерения, с помощью которых анализируется объект, способ, авторство и направленность профессионального развития и становления личности. Первое измерение отражает становление реальных качеств субъекта и его представлений об этих качествах, которые являются объектом развития. Второе измерение носит преобразовательный характер и отражает степень затраченных человеком усилий для регуляции деятельности и достижения результата, что определяется в крайних формах как активность или пассивность.

Третье  измерение отражает авторство профессионального  становления, которое либо приписывается человеку (субъекту деятельности), либо локализуется вовне (человек выступает объектом деятельности). В четвертом измерении выделяется три вектора предметной направленности стратегий: на себя, на других и на условия деятельности. На наш взгляд, стратегия построения карьеры как содержание поведенческого компонента профессиональной Я-концепции, представляет собой специфическую систему действий, предназначенных для адаптации или развития самой карьеры и человека в ней и направленных на преобразование себя, преобразование других людей, изменение условий и содержания профессиональной деятельности для достижения карьерных целей.

ВЫВОДЫ 

Я-концепция  формируется под воздействием различных  внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она

способствует  достижению внутренней согласованности  личности, определяет

интерпретацию опыта и является источником ожиданий.      

Можно отметить, что профессиональное самосознание прямо связано с осознанием человеком  себя в профессиональной деятельности, т.е. содержание профессионального  самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к  субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание - это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность. Иныями словами, Я-концепция в профессиональном плане формируется согласно и внутренним факторам, и влиянием извне. Хотя роль внутренних особеностей человека может играть незначительно большую роль в вопросах самомотивации и профессионального определения вида деятельности.  

      
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
1. Вераскіс А.И. Навчальний посібник. – Обучающее пособие. –К.- Харьков,- 2005. с. 412

2. Джеймс У.  Психология / Под ред. Л. А. Петровское. - М.: Педагогика, 1991 .-368с.

 
3. Нуркова В. В.Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 320 с. С. 175.

4. Самосознание  и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «Бахр-М»,2000.-656с.

5. Становский З. Актуальные проблемы профессионального становления личности. / / Сб. материалов Всеукраинской науч.-практ. конференции 16 - 17 мая "Проблемы подготовки и повышения квалификации практических психологов в ВУЗах", под ред. С. Д. Максименко .- М.-Тернополь. Ника-центр, 2002 с. 49 - 52.

6. Чепелева  Н. В. Формирование профессиональной компетентности/ / Актуальные проблемы психологии: Научные записки института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины / Под ред. академика Максименко С. Д. - К., Ника - Центр, 1999. - Вып. 19.-286 с.

7. Е.  В. Черный. Профессиональная идентичность. / / Практическая психология и социальная работа, № 8, 2000 с. 36 - 39.

Информация о работе Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы