Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:00, реферат

Описание работы

В данном реферате работе я подробно остановлюсь на феномене Я - концепции, рассмотрю ее сущность, структуру, принципы и механизмы формирования. Кроме того, одной из задач данной работы явлется изучение Я-концепции как движущей силы профессионального становление и развития личности. Также мною будет детально рассмотрена влияние окружающей среды на формирование Я-концепции, и его соотношение с влиянием исключительно сознания, бессознания или внутренних особенностей человека.

Содержание

1. ВСТУПЛЕНИЕ
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
а) Структура Я-концепции
б)Профессональное самосознание: механизмы и проблематика
3. ВЫВОДЫ
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

реф все.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины  
Харьковский государственный университет питания и торговли

 
 
 
 
 
Кафедра менеджмента??  
 
 
 
 

 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ  
по теме  
«Я-концепция и ее роль в профессиональном становлении»  
 
 
 

Выполнила:  
 
 
Проверила:  
                                                                                                         

 
 
 
 
 
 
 
 
Харьков 2011  

ПЛАН 
 

1. ВСТУПЛЕНИЕ

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

    а)  Структура Я-концепции

    б)Профессональное самосознание: механизмы и проблематика

3. ВЫВОДЫ

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВСТУПЛЕНИЕ 

     У каждой личности есть принцип организации  восприятии и мышления, черт характера, способностей, воли, эмоций в единое цело. Этот центр образует ядро человечкую личность и у разных психологических теориях называеться сутью или «Я-концепцией».

     Как научное понятие Я - концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я - концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

     Я - концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.

     Развитие  личности, его этапы, решение проблем  и понимание закономерностей  начало интересовать учених психологов еще в ХIX веке. Через закономерности развития личности можно проследить нормальное и аномальное развитие человечской психики, решить проблемы самопонимания и саморазвития.

     Проблематику  самосознания исследовали многие отечественные  и зарубежные психологи. В отечественной  психологической школе исследования в основном концентрировались вокруг двух групп вопросов, первая из которых – изучение общетеоретических и методологических аспектов становления самосознания в контексте более общей проблемы становления и развития личности; вторая – более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Этим вопросам уделили свое внимание такие исследователи, как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова и др. Отдельно следует выделить работы И.С. Кона, в которых были удачно синтезированы философские, общепсихологические, социально-психологические и историко-культурные аспекты проблематики изучения самосознания, и которые открыли новые сферы этой, пожалуй, одной из старейших областей исследования психологической науки. Зарубежная литература по этой проблематике также чрезвычайно богата и разнообразна – эти вопросы так или иначе затрагивают в своих работах Р. Бернс, У. Джеймс, К. Роджерс, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Эриксон и т.д.

     В данном реферате работе я подробно остановлюсь на феномене Я - концепции, рассмотрю ее сущность, структуру, принципы и механизмы формирования. Кроме того, одной из задач данной работы явлется изучение  Я-концепции как движущей силы профессионального становление и развития личности. Также мною будет детально рассмотрена влияние окружающей среды на формирование Я-концепции, и его соотношение с влиянием исключительно сознания, бессознания или внутренних особенностей человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Структура Я-концепции 

      Я-концепция  возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как

относительно  устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.  Оно накладывает неизгладимый отпечаток

на все  жизненные проявления человека  -  с самого детства до глубокой

старости.  Первоначальная зависимость Я-концепции  от внешних влияний

бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную  роль в жизни каждого человека.

С момента  своего зарождения Я-концепция становится активным началом,

выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:

1.  Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. 

Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности.

Обычно  выделяют, по крайней мере, три основные модальности самоустановок.

1.   Реальное Я  -  установки, связанные с тем, как человек

воспринимает  свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени.

2.   Зеркальное Я  -  установки, связанные с представлениями человека

о том, как его видят другие. Зеркальное Я выполняет важную функцию

самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе.  Этот механизм обратной связи помогает удерживать  Я-реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратный диалог с другими и с самим собой.

3.   Идеальное Я  -  установки, связанные с представлением человека о

том, каким  он хотел бы стать.  Идеальное  Я формируется как некоторая

совокупность  качеств и характеристик, ролей,  которые человек хотел бы видеть у себя и которые он хотел бы исполнять.  Причем идеальные элементы своего Я личность формирует по тем же основным аспектам, что и в структуре Я-реального.

Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих

сокровенные чаяния и устремления человека.  Эти представления бывают оторваны от реальности.  Противоречия между  реальным и идеальным Я  составляет одно из важнейших условий саморазвития личности.

Кроме  трех основных модальностей установок, предложенных Р.Бернсом, многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.

4.   Конструктивное Я  (Я в будущем).  Именно ему свойственна

обращенность  в будущее и построение проективной  модели “Я”. Главное отличие конструктивного Я-проекта от идеального Я заключается в том, что он пронизан действенными мотивами, и они больше соответствуют признаку “стремлюсь”.  В Я-конструктивное трансформируются те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.

Необходимо  отметить, что любой из образов  Я  имеет сложное, неоднозначное  по своему строению происхождение, состоящее из трех аспектов отношения: физическое, эмоциональное, умственное и социальное Я. Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения.  В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя.  Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека. 
 

Профессиональное  самосознание: механизмы и проблематика      

Многие  отечественные психологи в своих  исследованиях рассматривают вопрос о структуре самосознания (В.С. Мерлин, Л.Д. Олейник, И.И. Чеснокова, В.В. Столин) и, исходя из предположения о самосознании, как средстве саморегуляции субъекта деятельности, считают, что структура самосознания состоит из следующих компонентов: моральный и нравственный компоненты; осознание себя как субъекта деятельности; осознание и оценка своих психических особенностей и свойств; осознание различных отношений; осознание себя во временной связи, в развитии. 
     В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию. Если в общем самосознании человек осознает себя как личность, играющие различные роли в различных ситуациях. Опираясь на работы тех же психологов  можно предположить, что структура самосознания состоит из следующих компонентов: моральный и нравственный компоненты; осознание себя как субъекта деятельности; осознание и оценка во всевозможных видах жизнедеятельности, но в профессиональном самосознании,крое всего прочего, на первый план выдвигается содержание, касающееся профессиональной деятельности.     

Некоторые ученые выделяют профессиональное самосознание как разновидность самосознания. Оно рассматривается как осознание своей принадлежности к профессиональной группе.     

Можно отметить, что профессиональное самосознание прямо связано с осознанием человеком  себя в профессиональной деятельности, т.е. содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание - это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность.     

С целью  практического изучения профессионального  самосознания, учитывая функцию профессионального самосознания как средства саморегуляции профессиональной деятельности, структурное строение профессионального самосознания можно представить следующим компонентным составом: осознание профессиональной морали; осознание профессиональной нравственности; осознание себя как субъекта профессиональной деятельности; осознание и оценка отношений; осознание собственного развития во временной связи.     

Начиная с раннего детства, ребенок старается  вести себя "хорошо", стремясь к одобрению со стороны значимых для него лиц и к поддержанию определенного порядка. "Хорошо" осознается как то, что одобряется, что соответствует определенным правилам. Именно эти внешние оценки своих поступков, действий, побуждений создает основы морального компонента самосознания, т.е. осознание хорошего и плохого в самом себе. Моральный фактор не является принадлежностью обособленной предметной области социальной действительности. Он сопутствует любой деятельности человека, способствуя или тормозя выполнение его функций и социальных ролей в определенном коллективе. Гуманистическое отношение к людям труда, забота о повышении производительности труда, о благе общества и коллектива являются конкретными проявлениями морального содержания. 
     Нравственное содержание самосознания характеризуется действенностью морального понимания, моральных принципов в деятельности. Содержание нравственности в любой социальной группе определяется критерием того, как можно поступать и как нельзя. Профессиональная нравственность обнаруживает свое проявление в выборе подходящих способов и средств для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с нормами общества. 
     Третьим компонентом самосознания, по мнению ученых, является осознание человеком себя как субъекта своей деятельности. На производстве человек всегда предстает как субъект профессиональной деятельности. Он выбирает средства, учитывает условия выполнения деятельности, при этом хорошо зная конечный продукт своего труда. Осознание себя как субъекта профессиональной деятельности означает осознание своей ответственности и своей роли в постановке задач, в формировании целей, в выборе средств выполнения деятельности, в получении конечного продукта. Не менее важным является и осознание своей индивидуальности в выполнении деятельности. 
     Традиционно важным в структуре самосознания считается осознание психических качеств, особенностей личности. В профессиональном самосознании содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т.е. профессионально важных качеств. Для разных профессий эти качества будут разными, но степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе. 
     В структуре профессионального самосознания, как и самосознания в целом, имеется осознания и оценка отношений. Включение человека на длительный срок в состав референтной группы обусловливает развитие этих отношений. Именно в этих условиях формируется отношение человека к самому себе как к специалисту, отношение к коллегам по профессии, отношение к своей профессиональной деятельности и отношение других к себе. 
     По мнению исследователей, важнейшим компонентом, без которого нельзя говорить о саморегуляции личности человека, является осознание собственного развития во временной связи. На каждом этапе жизни человека и в период профессиональной деятельности через самосознание осуществляется связь между прошлым, настоящим и будущим. Профессиональное самосознание отражает развитие человека по таким признакам как рост профессионального мастерства, продвижение по службе, повышение авторитета, упрочнение социального статуса. Важное значение имеет также постановка целей и контроль за их осуществлением. 
     Отечественные ученые А.А. Деркач и О.В. Москаленко в своих работах выделяют функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: когнитивный, реализующийся в самопознании; мотивационный, реализующийся в самоактуализации; эмоциональный, реализующийся в самопонимании; операциональный, реализующийся в саморегуляции. Рассмотрим каждый из этих компонентов более подробно. 
     Когнитивный(обучаемый) компонент. По мнению ученых, самопознание является начальным звеном, образующим самосознание. Выявление особенностей процесса самопознания должно раскрыть то, как человек получает знания о себе, как развивает это знание, как из единичных ситуативных образов оно формируется в понятие, отражающее сущность человека, в которой и выражается степень его общественной ценности. А соотнесение знания о себе с социальными требованиями и нормами дает ему возможность определить свое место в системе общественных отношений.           

Информация о работе Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы