Защитные механизмы личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:11, реферат

Описание работы

Начиная с раннего детства, и в течении всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые «психологические защиты», «защитные механизмы психики», «защитные механизмы личности. Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

Содержание

Введение 3
Защитные механизы личности 4
Вытеснение 4
Вытеснение влечения 5
Вытеснение реальности 5
Вытеснение требований и предписаний Сверх-Я 6
Оглушение 6
Подавление 7
Аскетизм 8
Нигилизм 8
Изоляция 8
Аннулирование действия 9
Перенос 1
Рационализация 11
Идеализация 14
Обесценивание 1
Проекция 14
Идентификация 15
Образование симптомов 16
Реактивные образования 18
Регрессия 18
Сублимация 19
Заключение 21
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

защитные механизмы личности.docx

— 44.34 Кб (Скачать)

     В работе «Психология масс и анализ человеческого «Я» З.Фрейд выделяет несколько разновидностей идентификации: а) идентификация с любимым лицом; б) идентификация с нелюбимым  лицом; в) идентификация первичная: первичное отношение между матерью  и ребенком, в котором нет дифференциации между субъектом и объектом; г) идентификация как замена либидинозной привязанности к объекту, образовавшаяся путем регрессии и интроекции объекта в структуру Я; д) идентификация, возникающая при восприятии общности с другим лицом, не являющимся объектом полового влечения.

     Анаклитическая  идентификация – идентификация, при которой индивид знает, что  сдержавшись, не совершив какое-то действие получит награду, одобрение.

     Идентификация с агрессором – безосновательное уподобление угрожающему объекту, тому, который вызывает страх и  тревогу.

     Оба последних вида идентификации обычно сосуществуют вместе. Так, во взаимодействии с одними людьми, индивид старается  избежать наказания, а в общении  с другими, выполняя их требования, стремится получить награду.

     Идентификация с социальным окружением означает принятие взаимодополняющих отношений между  обеими сторонами общения.

Образование симптомов.

     Эта техника поражает своей разрушающей  обращенностью против того, кого она  якобы призвана защищать.

     По  большому счету образование симптомов  следует считать одной из разновидностей переноса, а именно вымещением, объектом которого является сам носитель этого  защитного механизма.

     Невозможность установления фрустратора сопровождается невозможностью отреагирования агрессии на виновнике или на замещающем его  предмете (вымещение). И тогда предметом  агрессии становлюсь я сам.

     К физическим телесным симптомам относятся: холодные ноги и руки, потливость, сердечная  аритмия, головокружение, жестокие головные боли, повышенное или пониженное давление, инфаркт миокарда, повышенная кислотность, гастрит, язва желудка, мышечные спазмы, дерматиты, бронхиальная астма и  т.д.

     Психическая симптоматика еще более бесконечна: раздражительность, плохая концентрация или распределяемость внимания, депрессивные состояния, чувство неполноценности, повышенная тревожность, аутизм и т.д.

     Уход  в симптоматику, в болезнь –  своеобразное решение нерешаемых проблем  в жизни индивида. Симптом оттягивает на себя энергию влечения.

     Истерическая  конверсия (связывание психической  энергии на соме в виде симптома, в виде аномалии, в виде болевых  ощущений) – свидетельство того, что вытеснение в определенной мере удалось, психологическая проблема не осозналась. Эта проблема переместилась  на уровень физиологии, на уровень  тела и застряла. И вытащить ее только физиологическими средствами (лекарствами, хирургическим вмешательством) невозможно. Поскольку этиологически истерический невроз истоком имеет психологическую  проблему, «психодинамический ядерный  конфликт» (Ф.Александер), то избавиться от него можно только психологическими средствами. Фрейд, например, это делал, перемещая пациента в психотравмирующую  ситуацию; он ее вызывал, заставлял  пациента все время «крутиться»  вокруг проблемы; в конце концов вызывал катарсис и тем самым  происходило избавление от симптома.

     Бегство в болезнь – это попытка  физиологическим способом решить психологические  и социальные проблемы, скорее избавиться от них путем перевода их на уровень  физиологической регуляции, заостряя их до болезненного симптома.

Реактивные  образования.

     Проявление  реактивного образования инициируется конфликтом между желанием и запретом на его удовлетворение со стороны  строгого Сверх-Я. Во многих случаях  человек фрустрируется вследствие того, что имеет социально неприемлемые желания: они вызывают у него внутренние конфликты, чувство вины. Такое состояние  фрустрированности возникает даже тогда, когда чувства эти подсознательны.

     Одним из психологических средств подавления таких чувств и разрешения внутренних конфликтов между желанием и интернализованными нормами является механизм формирования реакции: формируются такие осознаваемые установки и поведение, которые  противоречат подсознательным неприемлемым желаниям и чувствам.

     Чем авторитарнее общество, тем больше вероятность формирования репрессивной цензуры Сверх-Я и тем больше вероятность проявления реактивных образований.

Регрессия.

     Защита  от тревоги. Для нее характерен уход в более ранний период жизни, ведущий  к беззаботности, ребячливости, непосредственности, обидчивости.

     З. Фрейд писал, что следует различать  регрессию трех видов:

     топическую, обусловленную функционированием  психического аппарата;

     временную, при которой вновь вступают в  действие прежние способы психической  организации;

     формальную, заменяющую обычные способы выражения  и образного представления более  примитивными.

     Эти три формы в основе своей едины, поскольку более давнее во времени  оказывается одновременно и более  простым по форме, располагаясь в  психологической топике в системе  восприятия. 

     Специфика регрессивных защитных механизмов состоит  в преобладании ее пассивной позиции  и свидетельствует о неуверенности  в принятии собственных решений. В этом случае регрессирует именно личностное Я, демонстрируя ее слабость и приводит к упрощению (инфантилизации) или рассогласованности поведенческих  структур.

Сублимация.

     Выбор сублимации как основной адаптивной стратегии свидетельствует о  психической мощности личности, центральных  образований ее самосознания.

     Выделим две основные разновидности сублимации: а) сублимация, при которой сохраняется  первоначальная цель, к которой стремится  личность –первичная сублимация; б) вторичная  сублимация, при которой отказываются от первоначальной цели блокированной  деятельности и выбирают новую цель, для достижения которой организуется более высокий уровень психической  активности. Личность, не сумевшая адаптироваться с помощью первой разновидности  сублимации, может перейти ко второй.

     Эмоциональное выгорание – выработанный личностью  механизм психологической защиты в  форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующее  воздействие.

     Компенсация – механизм психологической защиты, направленный на исправление или  восполнение собственной реальной или воображаемой физической или  психической неполноценности, когда  неполноценные функции организма  «выравниваются».

     Мартираризация  – психологический механизм, с  помощью которого личность добивается желаемых результатов путем драматизации ситуации, плача, стонов, припадков, вызывания  жалости у окружающих, «работая на публику». Одним из примеров крайних  случаев проявлений мартираризации является ложный суицид.

     Обратное  чувство – один из способов проявления обращения влечения в свою противоположность; это процесс, при котором цель влечения преобразуется в явление с обратным знаком, а пассивность сменяется активностью.

     Окаменение  – защитное отсутствие внешнего проявления чувств, «онемение души» с относительной  ясностью мысли, сопровождающееся нередко  переключением внимания на явления  окружающей действительности, не имеющих  отношения к травмирующему событию.

     Отказ от реальности – термин Фрейда, обозначающий специфику такого способа защиты, при котором субъект отказывается принять реальность травмирующего  восприятия.

     Отмена  некогда бывшего – субъект  делает вид, будто его прежние  мысли, слова, жесты, поступки вовсе  не имели места: для этого он ведет  себя прямо противоположным образом.

     Отреагирование  – эмоциональная разрядка и освобождение от аффекта, связанного с воспоминаниями о травмирующем событии, в следствии  которого это воспоминание не становится патогенным или перестает им быть.

     Смещение  – случай, когда ощущение напряженности, значительности, важности какого-либо представления переходит на другие связанные с первым цепью ассоциаций.

     Фиксация  – прочная связь с определенным лицом или образами, сопроизводящая один и тот же способ удовлетворения и структурно организованная по образу одной из стадий такого удовлетворения. Фиксация может быть актуальной, явной, а может оставаться преобладающей  тенденцией, допускающей для субъекта возможность регрессии. В рамках фрейдовской теории бессознательного, это способ включения в бессознательное  некоторых неизменных содержаний (опыт, образы, фантазии), служащих опорой влечения. 
 
 

     Заключение.

     Развитие  личности определяется индивидуальной судьбой ее влечений. Другими словами, у влечения может быть разная судьба, разные пути реализации.

     Во-первых, часть влечений может быть и должна быть удовлетворена напрямую, сексуальные  влечения удовлетворены на сексуальных  объектах, предпочтительно на сексуальных  объектах другого пола, агрессивные  импульсы отреагированны на деструкцию.

     Во-вторых, другая часть влечений находит свое удовлетворение на замещающих объектах, но при этом сохраняется качество энергии, которая обеспечивает акт  удовлетворения. Либидо остается либидо, танатос – танатосом, но у них  подменены объекты удовлетворения.

     Далее, третья судьба влечений – сублимация. Сублимация это изменение качества энергии, ее направления, смена объектов, это социализация инфантильных либидо и танатоса. Благодаря сублимации и происходит становление человека как социального и духовного  существа, а не просто созревание его  как некой природной телесности. Социум (и Дух) связывают энергии  либидо и танатоса не с прямыми  объектами соответствующих влечений, а с объектами, которые имеют  прежде всего социальную и культурно-духовную значимость. Сублимация – это личностно  созидательный акт, он необходим  для личности и полезен для  социума. Половой акт тоже созидательный  и по сути своей социальный, но это  не сублимация, потому что здесь  не меняется ни качество энергии, ни объекты ее влечения.

     И, наконец, последняя судьба влечений – это вытеснение.

     Влечение, Оно, как природный, естественный процесс  стремится к своему удовлетворению, влечение функционирует по принципу удовольствия, а не социальной реальности или социальной оценки. Удовольствие «глухо» к чувству безопасности. Оно слепо и может идти на погибель своего носителя ради своего удовлетворения.  

     Список  литературы:

  1. Демина Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. – М.:ИНФРА, 2000 г.
  2. Кочюнас Основы психологического консультирования — / Кочюнас, Римантас. – Москва: Академический проект, 1999. — 240 с.
  3. Мак-Вильямс, Нэнси. Защитные механизмы // Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе— Москва: Класс, 1998. — 480 с.
  4. Никольская И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Нкольская, Р.М. Грановская. — Москва: Речь, 2006. — 342 с.
  5. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы = Das Ich und die Abwehrmechanismen / А. Фейд. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — 68 с.

Информация о работе Защитные механизмы личности