Защитные механизмы личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:11, реферат

Описание работы

Начиная с раннего детства, и в течении всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые «психологические защиты», «защитные механизмы психики», «защитные механизмы личности. Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

Содержание

Введение 3
Защитные механизы личности 4
Вытеснение 4
Вытеснение влечения 5
Вытеснение реальности 5
Вытеснение требований и предписаний Сверх-Я 6
Оглушение 6
Подавление 7
Аскетизм 8
Нигилизм 8
Изоляция 8
Аннулирование действия 9
Перенос 1
Рационализация 11
Идеализация 14
Обесценивание 1
Проекция 14
Идентификация 15
Образование симптомов 16
Реактивные образования 18
Регрессия 18
Сублимация 19
Заключение 21
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

защитные механизмы личности.docx

— 44.34 Кб (Скачать)

     Механизм  изоляции имеет различные проявления. Изолируются друг от друга не только эмоциональные и когнитивные  компоненты впечатления. Такая форма  защиты сочетается с изоляцией воспоминания от цепи других событий, ассоциативные  связи разрушаются, что, по-видимому, мотивировано желанием максимально  затруднить воспроизведение травмирующих впечатлений.

     Действие  этого механизма наблюдается  при разрешении людьми ролевых конфликтов, в первую очередь – межролевых. Такой конфликт, как известно, возникает  тогда, когда в одной и той  же социальной ситуации человек вынужден играть две несовместимые роли. В  следствии такой необходимости  ситуация становится для него проблемной и даже фрустрирующей. Для разрешения этого конфликта на психическом  уровне (т.е. без устранения объективного конфликта ролей) часто используют стратегию их психической изоляции. В этой стратегии, таким образом, центральное место занимает механизм изоляции.

Аннулирование действия.

     Это такой психический механизм, который  предназначен для предотвращения или  ослабления какой-либо неприемлемой мысли  или чувства, для магического  уничтожения неприемлемых для личности последствий другого действия или  мысли. Это обычно повторяющиеся  и ритуалистические действия. Данный механизм связан с магическим мышлением, с верой в сверхъестественное.

     Когда человек просит прощения и принимает  наказание, то тем самым плохое деяние как бы аннулируется и он может  продолжать действовать с чистой совестью. Признание и наказание  предотвращают более серьезные  наказания. Под воздействием всего  этого у ребенка может образоваться представление, будто некоторые действия имеют способность заглаживать или искупать вину за плохое.

Перенос.

     В самом первом приближении перенос  можно определить как защитный механизм, который обеспечивает удовлетворение желания при сохранении, как правило, качество энергии (танатоса или либидо) на замещающих объектах.

     Самым простым и довольно часто встречающимся  видом переноса является вымещение  – подмена объектов изливания  накопившейся энергии танатоса в  виде агрессии, обиды.

     Это – защитный механизм, направляющий негативную эмоциональную реакцию  не на психотравмирующую ситуацию, а на объект, не имеющий к ней  отношения. Этот механизм создает как  бы «замкнутый круг» взаимовлияния  людей друг на друга.

     Иногда  наше Я ищет объекты, на которых можно  выместить свою обиду, свою агрессию. Основным свойством этих объектов должны быть их безгласность, их безропотность, их невозможность осадить меня. Вандализм  – явление широко распространенное, и отнюдь не только среди подростков. Вандализм по отношению к безгласной вещи часто лишь следствие вандализации по отношению к личности.

     Это, так сказать, садистический вариант  вымещения: агрессия на другом. У вымещения  может быть и мазохистский вариант  – агрессия на себе. При невозможности  отреагирования вовне (слишком сильный  противник или чрезмерно строгое  Сверх-Я) энергия танатоса обращается на себя. Это может проявиться внешне в физических действиях. Человек  от досады, от злости рвет на себе волосы, кусает губы, до крови сжимает кулаки и т.д. Психологически это проявляется  угрызениями совести, самоистязаниями, заниженной самооценкой, уничижительной самохарактеристикой, неверием в свои способности.

     Другой  вид переноса – замещение. В данном случае речь идет о замене объектов желаний, которые обеспечиваются в  основном энергией либидо.

     Следующий вид переноса – уход (избегание, бегство, самоограничение). Личность уходит из той активности, которая доставляет ей дискомфорт, неприятности как реальные, так и прогнозируемые.

     Трансфер. Этот вид переноса происходит в результате ошибочного обобщения схожести двух ситуаций. В первичной, произошедшей раньше ситуации, наработаны какие-то эмоциональные переживания, навыки поведения, отношений с людьми. И  во вторичной, новой ситуации, которая  по некоторым параметрам может быть схожа с первичной, эти эмоциональные  отношения, навыки поведения, отношения  с людьми вновь воспроизводятся; при этом, поскольку ситуации все  же между собой несхожи, постольку  повторяющееся поведение оказывается  неадекватным новой ситуации, может  даже мешать индивиду верно оценивать  и тем самым адекватно разрешать  новую ситуацию. В основе трансфера (переноса) – тенденция к повторению закрепившегося раньше поведения.

     Причина переноса – в аффективной защемленности, непроработанности прошлых отношений.

     Контртрансфер – совокупность бессознательных  реакций аналитика на личность анализируемого и особенно на его трансфер.

Рационализация.

     Рационализация  как защитный процесс состоит  в том, что человек изобретает вербализованные и на первый взгляд логичные суждения и умозаключения  для ложного объяснения, оправдания своих фрустраций, выражающихся в  виде неудач, беспомощности, привации или депривации. Выбор аргументов для рационализации – преимущественно  подсознательный процесс. В значительно  большей степени подсознательна мотивация процесса рационализации. Реальные мотивы процесса самооправдания или защитной аргументации остаются неосознанными, и вместо них индивид, осуществляющий психическую защиту, изобретает мотивировки, приемлемые аргументы, предназначенные для оправдания своих действий, психических состояний, фрустраций. От сознательного обмана защитная аргументация отличается непроизвольностью своей мотивации и убеждением субъекта, что он говорит правду. В качестве самооправдывающих аргументов используются различные «идеалы» и «принципы», высокие, общественно ценные мотивы и цели. Рационализации являются средствами сохранения самоуважения личности в такой ситуации, в которой этот важный компонент ее Я-концепции оказывается под угрозой снижения. Хотя человек может начать процесс самооправдания и до наступления фрустрирующей ситуации, т.е. в виде предвосхищающей психической защиты, однако чаще встречаются случаи рационализации после наступления фрустрирующих событий, какими могут быть действия самого субъекта. Действительно, сознание нередко не контролирует поведение, а следует за поведенческими актами, имеющими подсознательную и, следовательно, сознательно не регулируемую мотивацию. Однако после осознания собственных действий могут развертываться процессы рационализации, имеющие цель осмыслить эти действия, давая им такое толкование, которое согласуется с представлением человека о себе, о своих жизненных принципах, о своем идеальном Я-образе.

     Как защитный процесс, рационализация традиционно (начиная с вышеупомянутой статьи Э.Джонса) определяется как процесс  самооправдания, психологической самозащиты личности. В большинстве случаев  мы, действительно, наблюдаем именно такие защитные аргументации, которые  можно назвать рационализациями для себя.

     Прямая  рационализация состоит в том, что  фрустрированный человек, осуществляя  защитную аргументацию, говорит о  фрустраторе и о себе, оправдывает  себя, переоценивает силу фрустратора. Это рационализация, в процессе которой  человек в общем остается в  кругу реальных вещей и отношений.

     Непрямая  рационализация. Фрустрированный человек  использует механизм рационализации, но объектами его мысли становятся такие предметы и вопросы, которые прямого отношения к его фрустраторам не имеют. Предполагается, что в результате подсознательных психических процессов эти предметы и задачи получают символическое значение. С ними индивиду легче оперировать, они нейтральны и не затрагивают непосредственно конфликты и фрустрации личности. Прямая рационализация в таком случае была бы мучительной, порождая новые фрустрации. Поэтому подсознательно вытесняется истинное содержание фрустраций и конфликтов и их место в сфере сознания занимают нейтральные содержания психики.

     Следовательно, при переходе от прямой (или «рациональной») защитной аргументации к непрямой (или  косвенной, «иррациональной») рационализации большую роль играет механизм подавления или вытеснения.

     Выгоды  рационализации. Мир предстает стройным, логически обоснованным, предсказуемым, прогнозируемым. Рационализация придает  уверенность, снимает тревогу, напряжение. Рационализация позволяет сохранить  самоуважение, «выйти сухим из воды», «сохранить лицо» в ситуациях, которые  несут в себе нелицеприятную информацию. Она меняет отношение к релевантному предмету, позволяя ничего не менять в  самом себе. Э.Фромм заметил, что  рационализация есть способ «остаться  в стаде» и чувствовать себя личностью.

     Минусы  рационализации. Используя рационализацию, человек не решает проблему, из-за которой  защита и возникла. Происходит «отодвигание»  конструктивного решения проблемы во времени или в пространстве. Рационализация, обслуживая желание  выглядеть перед собой и другими  лучше, чем на самом деле, даже усугубляет проблемы, замедляет, если вообще не останавливает  личностный рост. Укрощает внутренний мир личности, мышление становится шаблонным, ригидным, используются одни и те же схемы объяснения, быстро, без задержки навешиваются ярлыки, человек все знает, все может  объяснить и предвидеть. Не остается места для удивления и чудес. Человек становится глух и слеп к тому, что не попадает в прокрустово ложе логических объяснений.

Идеализация.

     Идеализация связана, прежде всего, с завышенной эмоциональной самооценкой или  оценкой другого лица.

     По  мнению М.Клайн, идеализация есть защита от влечения к деструкции личности, так как идеализированный образ (представление человека о самом  себе) наделяется несвойственными ему  чертами характера и добродетелями.

     К.Хорни  отмечала, что защитный механизм идеализации  выполняет ряд важных для личной стабильности функций: заменяет реальную уверенность человека в свои силы; создает условия для чувства  превосходства, ощущения того, что он лучше, достойнее других; подменяет  подлинные идеалы,(при действии защиты человек смутно представляет себе то, чего он хочет; его идеалы не отличаются определенностью, они противоречивы, но идеализированный образ придает  жизни некоторый смысл); отрицает наличие внутрипсихических конфликтов (отвергает все, что не входит в  созданный им самим образ поведения); порождает в личности новую линию  расколов, образовывая барьер к ее подлинному развитию.

Обесценивание.

     Обесценивание – защитный механизм личности, основанный на снижении целей, достижений других людей и собственных неудач во избежание неприятных переживаний.

     Обесценивание собственных промахов, неудач формирует  персональные представления о том, что случившаяся неприятность «ничто»  по сравнению с тем, что могло бы быть.

Проекция.

     Проекция  основывается на том, что личность бессознательно приписывает другим людям качества, которые присущи самому проецирующему  и которые он не хочет иметь, не хочет осознавать. А те отрицательные эмоции, которые направились бы против себя, теперь направляются на других и субъекту удается таким путем сохранить высокий уровень самоуважения.

     Этот  защитный механизм является следствием работы вытеснения. Благодаря вытеснению рвавшиеся к удовлетворению влечения эроса и танатоса были подавлены, загнаны вновь внутрь, но здесь, в  Оно, они не перестают оказывать  свое действие. Какой бы сильной  и успешной в своей репрессивной активности ни была цензура Сверх-Я, ей приходится расходовать большой  объем энергии на подавление этих влечений, на их удержание в структуре  Оно, на исключение их из сознания.

     Проекция  осуществляется легче на того, чья  ситуация, чьи личностные особенности  похожи на проецирующего. Старая дева с большой вероятностью будет  обвинять в сексуальной распущенности  женщин, а не мужчин, но с еще большим  пристрастием она будет критиковать  образ жизни своей соседки, которая  так же одинока, как она сама.

     Объектом  проекции часто могут быть люди, у которых нет даже намека на наличие  тех пороков, в которых их обвиняют, т.е. проекция в своей направленности слепа.

     Законы  проекции показывают, почему нельзя обращаться за психологической помощью к  друзьям, знакомым, случайным «специалистам» – они будут советовать делать то, на что не решились бы сами. Об этом нельзя забывать профессиональному  психологу и другим специалистам, работающим с людьми.

Идентификация

     Идентификация в психологии личности и социальной психологии определяется как эмоционально-когнитивный  процесс «отождествления субъектом  себя с другим субъектом, группой, образцом».

     Механизм  идентификации получил свои истоки в психоанализе З.Фрейда. Идентификация  осуществляется на основе эмоциональной  связи с другим лицом. Специфические  свойства и качества другого человека, его выражение лица, манера разговора, походка, стиль поведения – все это копируется и воспроизводится. Благодаря идентификации происходит формирование поведения и свойств личности, взятых за образец.

Информация о работе Защитные механизмы личности