1) Создание
наиболее благоприятных условий на начальном
этапе жизни для всех детей (сюда входят
проблемы детской смертности, питания,
медицинс-кой помощи, развитие системы
социальных услуг и т.п.).
2) Обеспечение
качественного базового образования для
всех детей.
3) Предоставление
всем детям, особенно подросткам, возможностей
для дея-тельного участия в жизни их общин
(возможности активного участия в жиз-ни
общества детей-инвалидов).
ЮНИСЕФ
(UNICEF) - Детский фонд
ООН
Важную роль в решении проблем детей на
международном уровне играет ЮНИСЕФ
(UNICEF) - Детский фонд
ООН, который помогает детям и жен-щинам,
пострадавшим от войн, гражданских беспорядков
и стихийных бедст-вий, поставляя продовольствие,
лекарства и чистую воду в зоны чрезвычай-ных
ситуаций. Одна из основных задач ЮНИСЕФ
- помощь и поддержка практической реализации
Конвенции о правах ребенка в России.
Ювенальная
юстиция
Еще очень важный инструмент системы защиты
прав детей – Ювенальная
юстиция. Это особая система правосудия
для несовершеннолетних. В основе этой
системы лежит доктрина "parens patrie",
согласно которой государство ведет себя
как попечитель или ответственное лицо
за несовершеннолетних, защищая их от
опасного поведения и вредного окружения.
Этот подход ос-нован на двух идеях: что
подростки по развитию своему еще не способны
в действительности осознавать свои поступки,
и нести за них полную ответст-венность;
что подростки еще находятся в том возрасте,
когда их можно пере-воспитать, чтобы в
будущем у них не было побуждений совершать
какие-ли-бо правонарушения. Таким образом,
в ювенальной юстиции правонаруши-тель
важнее, чем само правонарушение.
Сегодня проблема организации системы
ювенальной юстиции является одной из
наиболее актуальных проблем России в
области защиты прав детей.
К сожалению, многие
взрослые не знают о юридических правах
ребенка и не осознают меру своей ответственности
за их обеспечение, как перед ребенком,
так и перед законом. Речь идет о Конвенции
ООН о правах ребенка, которая была ратифицирована
СССР 13 июля 1990г. В этом документе признается
право каждого ребенка на уровень жизни,
необходимый для физического, умственного,
духовного, нравственного и социального
развития, обеспечение здоровья, защиту
от посягательств на его честь и репутацию,
вмешательства в личную жизнь, защиту
от сексуального и других форм жестокого
обращения с ребенком. Закон РФ «О защите
прав детей» гласит: «жестокое обращение
с детьми, физическое и психологическое
насилие над ними запрещены».
Права
детей в Российской
Федерации
Права детей в Российской Федерации регулируются
следующими основ-ными законами: Конституция
Российской Федерации; Семейный
кодекс РФ; Основы
законодательства РФ
об охране здоровья
граждан; Федеральный
за-кон об образовании; Закон
об основных гарантиях
прав ребенка в РФ; Закон
о дополнительных гарантиях
социальной защиты детей-сирот
и детей, остав-шихся
без попечения родителей;
Закон о социальной
защите инвалидов в
РФ.
Помимо этого, существуют правительственные
федеральные целевые
программы (ФЦП), цель которых - создание
благоприятных условий для раз-вития детей,
обеспечение защиты их прав. Примером
такой программы мо-жет служить Программа
"Дети России", принятая в августе
1994. Она вклю-чила в себя ФЦП "Одаренные
дети", "Организация летнего отдыха
детей", "Дети семей беженцев и вынужденных
переселенцев", "Дети Чернобыля",
"Дети-сироты", "Дети-инвалиды",
"Дети Севера", "Планирование семьи",
"Развитие индустрии детского питания",
а также "Безопасное материнство".
С 1997 в состав вошли: "Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних"
и "Развитие социального обслуживания
семьи и де-тей". С 1999 - "Комплексные
меры противодействия злоупотреблению
нар-котиками и их незаконному обороту".
Семейный
кодекс РФ
В условиях социально-экономической ситуации
в постперестроечной России положение
детей осложнилось. Переход к рыночной
экономике, раз-вал традиционных структур
социальной защиты, семейные трудности
и, как следствие, разрушение социальных
связей оказали особо пагубное влияние
на здоровье и благополучие детей. Это
связано с тем, что дети, так же, как и пожилые
люди, в большей степени зависимы от государства
и системы со-циальных институтов. Выросло
количество беспризорных детей. Сотни
ты-сяч российских детей лишены родительского
тепла и ухода, зачастую под-вергаясь жестокому
обращению. Значительная часть из них
стала воспитан-никами государственных
учреждений (детские дома и интернаты).
Одной из серьезнейших проблем в России
является социальное сиротство (фактически,
сирот при живых родителях). Среди детей,
которые воспиты-ваются в детских домах
и интернатах, количество социальных сирот
состав-ляет, по различным оценкам, от
85 до 95%. Качественно новое явление - так
называемое "скрытое" социальное
сиротство, результат которого – безнад-зорные
дети. Эти дети формально живут в семьях,
но их родители не зани-маются их воспитанием.
Из этого следует, что проблема защиты
прав детей и обеспечения практического
механизма действия Конвенции по правам
ре-бенка на территории РФ имеет для нашей
страны огромное значение. Основ-ные положения
рекомендаций Комитета ООН заключаются
в следующем:
- Создание
на всех уровнях - федеральном, региональном,
местном – дейст-венных организационных
механизмов рассмотрения жалоб детей.
- Привлечение
общества к решению проблем детства и
их защите.
- Развитие
семейных форм жизнеустройства детей,
помещению детей в гос-учреждения, работа
по реабилитации "семей риска".
- Принятие
законов о специализированной юстиции
для несовершеннолетних (ювенальной юстиции),
ориентированной на реабилитацию ребенка.
Анализ действующего сегодня семейного
законодательства России позво-ляет заключить,
что оно было приведено в максимально
возможное соответ-ствие международным
обязательствам России.
Семейный кодекс РФ предусматривает, что
родители не вправе причинять вред физическому
и психическому здоровью детей, их нравственному
разви-тию. Способы воспитания должны
исключать пренебрежительное, жестокое,
грубое, унижающее человеческое достоинство
обращение с детьми, их ос-корбление или
эксплуатацию. В соответствии со ст.56 СК
РФ ребенок имеет право на защиту своих
прав и охраняемых законом интересов.
Защита прав и интересов ребенка осуществляется
родителями (лицами, их заменяющими), органами
опеки и попечительства, прокурором и
судом. Родители названы законодателем
в числе первых лиц, осуществляющих такую
защиту. Права и обязанности родителей
закреплены в главе 12 Семейного кодекса,
ст. ст.32, 48 ГПК РФ. Родители осуществляют
родительские права. Семейное зако-нодательство
предоставляет и ребенку право самостоятельно
защищать су-бъективные права и охраняемые
законом интересы (ст.56 СК РФ). При нару-шении
прав и интересов ребенка родителями он
вправе самостоятельно об-ратиться в органы
опеки и попечительства, а по достижении
14 лет - в суд. Ст.156 Уголовного Кодекса
РФ предусматривает уголовную ответственность
за неисполнение обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего.
Органы внутренних дел участвуют в принудительном
исполнении реше-ний, связанных с отобранием
ребенка (ст.79 СК), а также в розыске лиц,
ук-лоняющихся от исполнения судебных
решений по спорам, связанным с вос-питанием
детей. Также ОВД проводят индивидуальную
профилактическую работу с семьями, в
которых нарушаются права ребенка; с родителями,
не ис-полняющими свои обязанности по
воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних
детей; участвуют в выявлении фактов нарушения
прав ребенка в семье; в необходимых случаях
осуществляют подготовку дел по лишению
и ограничению родительских прав.
Защита прав ребенка в семье входит в компетенцию
Комиссии по делам несовершеннолетних.
В обязанности этих комиссий входит:
1)предъявление
в суд иска о лишении и ограничении родительских
прав;
2)осуществление
мер по защите и восстановлению прав и
законных интере-сов ребенка, выявлению
причин, способствующих безнадзорности,
3)контроль
за условиями воспитания, обучения, содержания
детей;
4)подготовка
материалов, представляемых в суд по вопросам,
связанным с защитой прав ребенка в семье.
В соответствии со ст.121 СК РФ органы
опеки и попечительства выяв-ляют детей,
оставшихся без попечения родителей, ведут
учет таких детей из-бирают формы их устройства,
а также осуществляют последующий контроль
за условиями их содержания, воспитания
и образования. Помимо этого, ор-ганы опеки
и попечительства: предъявляют иск о лишении
родительских прав, ограничении родительских
прав. Выступают в роли ответчика по делам
о восстановлении в родительских правах,
отмене ограничения родительских прав.
Дают заключения по делам, связанным с
установлением усыновления, отменой усыновления,
дают заключения по спорам, связанным
с воспита-нием ребенка в семье, в соответствии
со ст.79 СК. Участвуют в исполнении решений
суда по делам, связанным с воспитанием
детей.
Приведенный перечень государственных
органов, защищающих права де-тей вряд
ли можно считать исчерпывающим, так как
на местах участие в за-щите прав детей
могут принимать и другие органы. Число,
которых постоян-но растет: Центр
социальной помощи семье
и детям. Центр психолого-педа-гогической
помощи населению. Центр
экстренной психологической
помощи по телефону.
Социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних.
Центр помощи детям,
оставшимся без попечения
родителей.
Помимо защиты прав ребенка на национальном
уровне возможна его за-щита с помощью
международных механизмов защиты, основанных
на меж-дународных нормативных актах,
являющихся, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции
РФ. Еще одним международно-правовым
способом судебной защиты прав ребенка
является его обращение в Европейский
Суд по правам человека. В случае установления
этим судом нарушения права заявителя
ему может быть выплачена денежная компенсация,
а рекомендации Суда явля-ются обязательными
для исполнения государством-ответчиком.
Защита
детей от жестокого
обращения в семье
Одной из глобальных проблем в области
защиты прав детей признается проблема
жестокого обращения с детьми. Под жестоким
обращением пони-маются "все формы
физического или психического насилия,
причинение по-боев или нанесение оскорблений,
невнимательное, небрежное или жестокое
обращение, эксплуатация, включая сексуальные
посягательства на ребенка". Эта проблема
существует и в развитых, вполне благополучных
странах. Ста-тистика показывает, что до
40% случаев насилия над детьми совершается
в семье, 38% - в школах, детских учреждениях
и т.п. Огромное значение имеет система
защиты прав детей, позволяющая отслеживать
и контролировать такие нарушения прав
ребенка. В России такой контроль за детьми
и семьями осуществляют органы опеки и
попечительства. Серьезные меры к наруши-телям
применяются тогда, когда исправить положение
уже очень сложно. Например, если речь
идет о родителях - то это уже "лишение
родительских прав", для чего нужны
серьезные основания. Если это "жестокое
обращение" персонала детских учреждений
- учителя, воспитатели - такие инциденты
за-мечаются общественностью и соответствующими
органами тогда, когда дей-ствия взрослых
уже квалифицируются как уголовное преступление.
Работать по нарушению прав ребёнка приходится,
как и с неблагополуч-ными семьями, так
и благополучными. Культура родителей
наших воспи-танников находится на очень
низком уровне, не зависимо от их социального
статуса. Даже в обычной семье нарушение
прав маленьких детей, унижение их достоинства
- распространённое явление. Необходимо
законодательное обеспечение охраны прав ребенка,
создание системы социальной защиты ре-бёнка.
Согласно,
Конвенции ООН, под жестоким обращением
с ребенком по-нимаются любые действия
или бездействие по отношению к ребенку
со сто-роны родителей или других взрослых.
Различают четыре вида жестокого об-ращения:
1) физическое, 2) сексуальное, 3) психологическое
(эмоциональное) и 4) пренебрежение основными
нуждами ребенка (моральная жестокость).
Каков возраст детей, которые могут подвергнуться
подобной опасности? Как это ни ужасно,
от 0 до совершеннолетия. По каким признакам
можно опре-делить, что по отношению к
ребенку осуществляется психологическое
и фи-зическое насилие? Иногда это сделать
совсем не просто. Чаще всего такие де-ти
ни с кем не делятся своими переживаниями,
замыкаются в себе. Важен не один признак,
а их сочетание. Эмоции - низкая самооценка,
страхи (боязнь темноты). Поведение - гиперактивность,
жестокость по отношению к сверст-никам,
интеллект - задержка развития речи, памяти,
в особо тяжелых случаях задержка психического
развития. Отношения со сверстниками -
замкнутость. Физическое состояние - при
интенсивных физических наказаниях и
пренеб-режении ребенком нередко наблюдаются
снижение веса, роста, неопрятный вид.
Просто такие дети не умеют адекватными,
социально приемлемыми спо-собами добиваться
внимания и уважения со стороны взрослых
и сверст-ников. Увы, такой опыт общения
они приобрели в семье. Далеко не все взрослые
(родители, педагоги) понимают, что психологическое
насилие так-же вредно для ребенка, как
и физическое. Это происходит потому, что
мно-гие взрослые свои негативные высказывания
в адрес ребенка не склонны рас-ценивать
как эмоциональное насилие над ребенком.
Тем не менее, специа-листы выделяют пять
видов психологического насилия: игнорирование
– от-каз ребенку в эмоциональной поддержке,
любви; отвержение - чрезмерные требования,
постоянная критика; изолирование - ограничения
контактов со значимыми для него людьми;
развращение - поощрение поведения, употреб-ления
алкоголя, наркотиков.