ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет
«Педагогики и методики дошкольного
образования»
Реферат
По курсу:
Психология
Тема:
«Защита прав детей
в семье»
Выполнила:
Студентка группы 10/3710 з.Д.
Сёмушкина О.В.
Москва,
2010
План:
1. Введение.
……………………………………………… 3стр.
2. Декларация прав
ребёнка. ……………………………..
4стр.
3. Конвенция о правах
ребёнка. ………………………….
5стр.
4. Декларация
Мир. ……………………………………… 7стр.
5. ЮНИСЕФ
(UNICEF) - Детский фонд ООН. …………
8стр.
6. Ювенальная юстиция.
………………………………... 8стр.
7.
Права детей
в Российской Федерации. ………………
9стр.
8. Семейный кодекс
РФ. …………………………………
9стр.
8.1.Органы внутренних
дел. …………………………….. 11стр.
8.2.Комиссии по делам
несовершеннолетних. ………....
11стр.
8.3.Органы опеки
и попечительства. ……………………
12стр.
8.4.Европейский
Суд по правам человека. ……………..
12стр.
9.Защита детей от
жестокого обращения в семье. ………
13стр.
10.Заключение.
…………………………………………… 15стр.
Введение
С древних времён человечество понимало,
что жизнь начинается с детства. Многие
мыслители, философы поднимали в своих
трудах проблему защиты детей. Так, Антуан
де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за
тех, кого приручили…» С наступлением
21 века во всём мире эта проблема стоит
осо-бенно остро и объясняется рядом причин:
социально – экономическая ситуа-ция
современного мира отражается, прежде
всего, на детях. Трудно пройти мимо беспризорного,
голодного ребёнка. Понимая, что дети самое
дорогое, что есть в любом обществе, вне
зависимости от политического строя и
рели-гиозного вероисповедания, педагоги
стоят перед решением важнейшей проб-лемы:
как защитить права ребёнка, сохранив
тем самым генофонд нации? Для нашего общества
существует не день и не год защиты детей,
а время ра-боты над спасением поколения,
которое должно нас сменить.
Пространство, с которым ребенок сталкивается
с момента своего рождения, в большинстве
случаев, - это семья. Первые отношения,
в которые вступает ребенок, - это его отношения
с родителями - матерью и отцом, а также
с братьями и сестрами. Для ребенка - это
база, центр, фундамент всех других социальных
связей, которые ему предстоит установить
и создать.
Для гармоничного развития личности ребенок
должен расти в атмосфере любви и добра,
в семье, среди близких и любящих людей.
Задача взрослых - помочь ребенку подготовиться
к самостоятельной жизни, стать полноправным
членом общества, создать ребенку условия
для нормального физического и интеллектуального
развития.
Права
ребенка - это те права и свободы, которыми
должен обладать каждый ребенок (ребенком
признается каждый человек до 18 лет) вне
зависимости от каких-либо различий: расы,
пола, языка, религии, места рождения, нацио-нального
или социального происхождения, имущественного,
сословного или иного положения. Наиболее
результативной является нормотворческая
дея-тельность ЮНИСЕФ по защите прав ребёнка.
К основным международным документам,
касающимися прав детей, относятся:
- Декларация
прав ребёнка (1959)
- Конвенция
ООН о правах ребёнка (1989)
- Всемирная
декларация об обеспечении выживания,
защиты и развития детей (1990)
Декларация
прав ребёнка
Определение прав ребенка логически вытекает
из основных идей Всеобщей декларации
прав человека. Ее отдельная статья посвящена
детям. В ней ука-зывается, что "Материнство
и детство дают право на особое попечение
и по-мощь". Признавая равные права детей
на все свободы, провозглашенные в декларации,
международное сообщество признает необходимость
дополни-тельной помощи и поддержки детям.
Развитие концепции прав человека при-вело
к тому, что права ребенка были выделены
в особую категорию. Необхо-димость законодательно
обеспечить охрану здоровья детей, защиту
их прав побудила Лигу Наций принять
Женевскую декларацию
прав ребенка
в 1924 году.
Следующим важным шагом стало принятие
ООН в 1959 Декларации
прав ребенка, в которой были провозглашены
социальные и правовые принципы, защиты
и благополучия детей. В ней отмечалось,
что "Ребенок, ввиду его фи-зической
и умственной незрелости, нуждается в
специальной охране и забо-те, включая
надлежащую правовую защиту, как до, так
и после рождения". Документ состоит
из 10 положений, признание и соблюдение
которых должно позволить "обеспечить
детям счастливое детство". В десяти
принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются
права детей на имя, гражданство, любовь,
понимание, материальное обеспечение,
социальную защиту и предоставление возможности
получать образование и развиваться физически,
умственно, нравственно и духовно в условиях
свободы и достоинства. Особое внимание
в декларации уделяется защите прав ребёнка.
В ней указывается, что ребёнок должен
своевременно получать помощь и быть защищён
от всех форм небрежного отношения, жестокости
и эксплуатации.
Конвенция
о правах ребёнка
К концу
1970-х уровень развития общества,
положение детей, новые проб-лемы показали,
что одних декларативных принципов недостаточно.
Требо-вались документы, в которых бы на
основе юридических норм были закреп-лены
меры и способы защиты прав детей. В течение
10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран
мира, участвовавшие в Комиссии ООН по
правам человека, разрабатывали текст
нового положения о правах ребенка, в кото-ром
бы учитывались все стороны жизни ребенка
в обществе. Этот документ получил название
Конвенции о правах
ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей
ООН 20 ноября 1989 года. Согласно Конвенции,
основным прин-ципом защиты прав детей
является признание приоритета интересов
детей. Особенно о социально уязвимых
группах детей: сиротах, инвалидах и т.д.
Конвенция о правах ребёнка состоит из
преамбулы и пятидесяти четырёх ста-тей,
детализирующих индивидуальные права
каждого человека в возрасте до 18 лет на
полное развитие своих возможностей в
условиях, свободных от го-лода и нужды,
жестокости, эксплуатации и других форм
злоупотреблений.
С момента рождения ребенок взят под охрану
государства и обладает следующими правами:
1. Ребенок
имеет право на жизнь и здоровое
развитие.
2. Ребенок
имеет право на сохранение
своей индивидуальности, включая
гражданство, имя и семейные
связи.
3. Ребенок
имеет право на свободу личности, свободу
мысли, совести и ре-лигии (ст.14.п.1).
4. Ребенок
имеет право на защиту от
всех форм физического или
психоло-гического насилия, эксплуатации,
оскорбления, небрежного или грубого об-ращения,
как со стороны родителей, так и законных
опекунов или любого другого лица, заботящегося
о ребенке (ст.19.п.1).
5. Ребенок,
лишенный своего семейного окружения,
имеет право на особую защиту
и помощь, предоставляемые государством.
6. Ребенок
имеет право на уровень жизни,
необходимый для его физического,
умственного, духовного, нравственного
и социального развития. Неполно-ценный
в умственном или физическом отношении
ребенок должен вести пол-ноценную и достойную
жизнь в условиях, которые обеспечивают
его дос-тоинство, способствуют его уверенности
в себе и облегчают его активное участие
в жизни общества (ст.27.п.1).
7. Ребенок
имеет право на здравоохранение
и социальное обеспечение, вклю-чая
социальное страхование.
8. Ребенок
имеет право на образование,
которое должно быть направлено
на развитие личности, талантов и умственных
и физических способностей ре-бенка в
их самом полном объеме.
9. Ребенок
имеет право пользоваться родным
языком, исповедовать религию своих
родителей, даже если он принадлежит
к этнической, религиозной или
языковой группе, которая в данном государстве
составляет меньшинство.
10. Ребенок
имеет право на отдых и досуг,
право участвовать в играх
и раз-влекательных мероприятиях (ст.31.п.1).
11. Ребенок
имеет право на защиту от
экономической эксплуатации и
от вы-полнения любой работы, которая
может представлять опасность для его
здо-ровья, либо наносить ущерб физическому,
умственному, духовному, мораль-ному и
социальному развитию (ст.32.п.1).
12. Ребенок
имеет право на защиту от
всех форм сексуальной эксплуатации
и сексуального совращения.
13. Государства-участники
обеспечивают, чтобы ни один ребенок
не был подвергнут пыткам или
другим жестоким, бесчеловечным
или унижающим достоинство видам
обращения или наказания.
14. Государства
обязуются принимать меры для
борьбы с незаконным пере-мещением
и невозвращением детей из-за границы.
15. Государства
обязуются уважать и соблюдать
нормы международного гу-манитарного
права в отношении детей, попавших в зону
вооруженного кон-фликта. Государства
принимают все возможные меры для того,
чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого
участия в военных действиях.
Признавая ребенка самостоятельным субъектом
права, Конвенция ставит перед государствами
задачу подготовки ребенка к самостоятельной
жизни в обществе, воспитания его в "духе
мира, достоинства, терпимости, свободы
равенства и солидарности".
В отличие от Декларации прав ребенка,
которая просто провозглашала оп-ределенные
принципы, Конвенция установила минимальные
нормы в облас-ти морали и права. Эти нормы
обязательны для соблюдения всеми странами,
ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция
стала первым международным документом,
в котором наиболее полно излагались права
детей. Другой важ-ной особенностью Конвенции
являлось то, что впервые права детей приоб-рели
силу международного права. К 2002 документ ратифицировало
191 го-сударство. Все они каждые 5 лет предоставляют
в Комитет ООН по правам ребенка отчеты
о том, какие шаги предпринимаются в их
странах для обес-печения защиты прав
ребенка, какие сложности возникают при
реализации тех или иных положений Конвенции,
каковы пути решения этих проблем. На основе
предоставленной информации Комитет по
правам ребенка готовит экспертную оценку
и рекомендации для каждой страны: на что
стоит обра-тить особое внимание, какие
проблемы необходимо решать в первую оче-редь,
какие существуют методы их решения и
т.п. Помимо этого, диалог между международным
экспертным сообществом, международными
и на-циональными организациями по защите
прав детей ведется за рамками ООН на
специальных международных встречах.
Декларация
Мир
В мае 2002 года была принята декларация
Мир, пригодный для жизни де-тей, где
определены основные принципы дальнейшего
развития системы за-щиты прав детей во
всем мире, а также план действий по ее
реализации. Ос-новные положения декларации
можно условно разделить на три группы: