Зарубежные теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:54, контрольная работа

Описание работы

Личность – прежде всего современник определенной эпохи и это определяет множество ее социально-психологических свойств. В той или иной эпохе личность занимает определенное положение в классовой структуре общества.

Содержание

Введение
Ядро и периферия личности в теории К. Хорни
Прогнозирование поведения. Потенциал поведения в теории социально-когнитивного поведения
Факторы психологического роста по К. Роджерсу
Взгляды на природу, содержание и развитие личности в теории А. Бандуры
Анализ литературного произведения
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

зарубежка Даша.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается  с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции к актуализации. Эта установка отражается в другом термине, который он использовал  в связи с этой тенденцией: организмический оценочный процесс. Это словосочетание отражает идею о том, что люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. Люди испытывают чувство удовлетворения от таких позитивных переживаний. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. Организмический оценочный процесс позволяет людям оценить переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции к актуализации или препятствуют ей. И вполне естественно, они будут обращаться к переживаниям актуализации и избегать переживаний, воспринимаемых иначе. Роджерс предположил, что даже маленькие дети, если есть для этого возможность, будут действовать в соответствии с организмическим оценочным процессом: "Самый простой пример – это ребенок, который ценит пищу, пока голоден, и испытывает к ней отвращение, когда насыщается; в какой-то момент он оценивает стимуляцию, а вскоре оценивает только остальное; он удовлетворяется диетой, которая в конечном итоге максимально интенсифицирует его развитие".

Наиболее  необходимым аспектом тенденций  к актуализации, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации. В контексте теории Роджерса тенденция к самоактуализации – это процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (то есть специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы.

Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У  него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и самостоятельным.

Взгляды на природ, содержание и развитие личности в теории А. Бандуры.

Бандура описывает психологическое функционирование человека в терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающей среде факторов. В соответствии с этой концепцией поведения, люди не зависят целиком от контроля внешних сил и не являются свободными существами, которые могут делать все, что им захочется. Напротив, большое значение придается обоюдному взаимодействию поведенческих реакций и факторов, относящихся к окружению, – динамическому процессу, где когнитивные компоненты играют центральную роль в организации и регулировании деятельности человека.

Основная  теоретическая концепция Бандуры  – моделирование или научение через наблюдение. Ключевое положение  о том, что моделирование генерирует научение в основном посредством  своей информативной функции, ясно отражает когнитивную ориентацию мышления Бандуры. Далее, научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами – процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведения и мотивации.

Истолкование  Бандурой подкрепления в научении через  наблюдение также отражает его когнитивную ориентацию. В социально-когнитивной теории внешнее подкрепление часто имеет две функции – информативную и побудительную. Далее Бандура подчеркивает роль косвенного подкрепления, то есть наблюдения за тем, как другие получают подкрепление, и самоподкрепления, когда люди подкрепляют свое собственное поведение.

Саморегулирование, или то, как люди регулируют свое поведение, также является важной чертой социально-когнитивной теории. В  саморегулировании важное значение придается основным процессам самонаблюдения, суждениям и самооценке. Бандура также рассматривает вопрос, почему люди наказывают себя.

В последние  годы Бандура расширил свою точку  зрения на социально-когнитивную теорию, включив в нее когнитивный  механизм самоэффективности для  объяснения некоторых аспектов психосоциального функционирования. Концепция самоэффективности относится к осознанию человеком своей способности выстраивать поведение относительно специфической задачи или ситуации. Самоэффективность приобретается из четырех основных источников: выстраивание поведения, косвенный опыт, вербальное убеждение и эмоциональный подъем.

Хотя  Бандуру часто характеризуют  как умеренного бихевиориста, его  основные положения предполагают взгляд на человека, отличный от того, которого придерживаются традиционные бихевиористы, особенно Скиннер. Социально-когнитивная теория отражает:

  • строгую приверженность положениям рациональности, инвайронментализма, изменяемости и познаваемости;
  • умеренную приверженность элементализму;
  • среднюю позицию по положениям свобода-детерминизм, субъективность-объективность и проактивность-реактивность.
 

Анализ  литературного произведения.

В данной работе нам хотелось бы представить  произведение «История Лиззи» американского  писателя Стивена Кинга с точки  зрения теории Хорни. Главная героиня – Лизи, недавно потеряла мужа, известного писателя по имени Том. Но рассмотреть нам хотелось бы как раз не главную героиню, а ее почившего мужа Тома. Точнее образ, который нам представляет писатель через воспоминания женщины. Том в детстве страдал от жестокого обращения собственного отца, единственный близкий человек для него был старший брат. А потом со старшим братом стало твориться что-то невероятное, он начал превращаться в какое-то чудовище. Отец и Том заперли брата в подвале, но с каждым днем положение его становилось все хуже и хуже. В конце концов, обороняясь от пытающегося убить его брата, Том сам убивает его. Воспоминания об этом случае всю жизнь преселедуют писателя, но не только воспоминания. У Тома существует воображаемый мир, в котором он прятался от различных проблем. Чудовища из того, воображаемого мира каким-то образом стали реальны и сердце Тома не выдержало.

Описывать можно бесконечно, но из того, что  было описано выше, налицо отклонения у ребенка, подвергавшегося жестокому  обращению в семье. С единственным близким ему человеком случилась беда, неизвестно, на самом ли деле он становился каким-то монстром или дело сделало больное воображение мальчика. Но факт остается фактом. Оставшись один на один с отцом, он не выдерживает гнета насилия, убивает отца, уносит тела отца и брата в свой воображаемый мир (О да, Стивен Кинг мастер так все запутывать!) и убегает далеко-далеко от города детства. Позже сломленное больное воображение позволяет Тому стать знаменитым, так как его фантазия безгранична. Однако мало кому известно, что большинство из персонажей его произведений реальны для него самого. По Хорни, Том выбирает стратегию «от людей», он не стремится к людям, но и не вступает с ними в противоборство, он боится своей ненормльности. Примечательно, что даже жена не знала о страшных днях его детства, пока буквально за несколько дней до смерти он ей сам не рассказал, настолько этот человек был закрыт.

Конечно, в данном произведении, представлен  совершенно крайний случай, здесь  даже с уверенностью можно говорить не о неврозе, а о клиническом его случае – шизофрении. Однако, раскручивая клубок воспоминаний о муже, Лизи впадает в совершеннейший невроз, как бы заражаясь от погибшего мужа, или скорее переняв эстафетную палочку, кто то ведь должен загнать чудовищ назад в воображаемый мир. Но, повторим, так как речь идет о произведении Стивена Кинга, то говорить о каких-то естественных и нормальных для обыденной жизни случаях даже не приходит в голову, можно лишь строить догадки и ловить факты с поверхности. Иными словами, Стивен Кинг – великий и ужасный, снова поражает своей ненормальностью. А его ненормальные персонажи, напротив, сначала до безобразия нормальны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Подведем  итоги работы.

Теория  личности К. Хорни — система представлений, которые развивались в дискуссии со многими положениями З. Фрейда. Были отвергнутым пан–сексуализм и фатальная роль детства в формировании характера и неврозов, достигнуто понимание роли культурной среды в возникновении неврозов. В теории Хорни основой выступает чувство „базальной тревожности“, обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей, а, с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения, ориентированного на достижение безопасности, а в конечном счете и к формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и отчужденного от общества).

Теория  социально научения Роттера —  поведенческая теория личности, автор Дж. Роттер.

В качестве исходных выступают идеи А. Адлера о важности социальных факторов и Э. Толмена об ожиданиях.

Аксиоматика:

1. Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении.

2. Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин

(биологии, физиологии, нейрологии).

3. Поведение, описанное благодаря личностным конструктам,

осуществляется в пространстве и времени.

4. Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития.

Для теории личности Роджерса характерны все основные положения гуманистической психологии, в рамках которой эта теория создана. В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса являются феноменологический и холистический подходы. Согласно первому, основой личности выступает психологическая реальность, т. е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности.

Мы видели, что, хотя между теориями личности есть сходства и моменты сближения, различия и разногласия остаются резкими. Несмотря на объединение вокруг некоторых  теоретических представлений, мы пока что видим незначительный прогресс в смысле продвижения к единой широко принятой теоретической позиции. Можно удивляться очевидно бесконечной изобретательности психологов в создании новых способов видения или упорядочивания поведенческих феноменов. Это положение дел заставило Сирса сделать следующее замечание в обзоре литературы посвященной личности:"Любая теория валидна лишь настолько, насколько доказывает свою полезность в предсказании поведения и контроле за ним; вопрос не в правильности или неправильности, а в удобстве. Поскольку пока что ни одна теория не доказала своей блестящий эффективности в упорядочивании данных относительно молярного поведения, то не удивительно, что многие психологи стимулируются на новые попытки сконструировать систему личностных переменных" 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. Под ред. Гинсбурга – 2-е изд. Воронеж «Моден», 2003
  2. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей Теории личности – М.: 2005
  3. Кинг Стивен История Лизи – М.: АСТ, 2010
  4. Ковалев А.Г. Психология личности – М.: «Просвещение», 2003
  5. Хьелл Лори, Зиглер Дениел Теории личности – М.: 2006

Информация о работе Зарубежные теории личности