Зарубежные теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:54, контрольная работа

Описание работы

Личность – прежде всего современник определенной эпохи и это определяет множество ее социально-психологических свойств. В той или иной эпохе личность занимает определенное положение в классовой структуре общества.

Содержание

Введение
Ядро и периферия личности в теории К. Хорни
Прогнозирование поведения. Потенциал поведения в теории социально-когнитивного поведения
Факторы психологического роста по К. Роджерсу
Взгляды на природу, содержание и развитие личности в теории А. Бандуры
Анализ литературного произведения
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

зарубежка Даша.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Ядро  и периферия личности в теории К. Хорни

Прогнозирование поведения. Потенциал поведения  в теории социально-когнитивного поведения

Факторы психологического роста по К. Роджерсу

Взгляды на природу, содержание и развитие личности в теории А. Бандуры

Анализ  литературного произведения

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Личность  – прежде всего современник определенной эпохи и это определяет множество  ее социально-психологических свойств. В той или иной эпохе личность занимает определенное положение в классовой структуре общества. Принадлежность личности к определенному классу составляет другое основное ее определение, с которым непосредственно связано положение личности в обществе. Отсюда также следуют экономическое состояние и род деятельности, политическое состояние и род деятельности как субъекта общественно-политической деятельности (как члена организации); правовое строение и структура прав и обязанностей личности как гражданина, нравственное поведение и сознание (структура духовных ценностей). К этому следует добавить, что личность всегда определяется и характеристикой ее движения как сверстника определенного поколения, семейной структурой и положением ее в этой структуре (как отца или матери, сына и дочери и.т.д.). Весьма существенной характеристикой человека как личности является ее национальная принадлежность, а в условиях расовой дискриминации капиталистического общества – и принадлежность к определенной расе (привилегированной или угнетенной), хотя сама раса не является социальным образованием, а есть феномен исторической природы человека.

Теория  личности – это совокупность гипотез, или предложений о природе  и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

Наша  работа будет посвящена рассмотрению нескольких теорий личности, а именно теории К. Хорни, А. Бандуры, К. Роджерса. Так же нам предоставляется возможность  описать героя одного из художественных произведений с помощью какой-либо теории. Таким образом, выделим задачи нашей работы:

А) анализ литературы

Б) описание теорий личности К.Хорни, А.Бандуры, К.Роджерса.

В) анализ литературного героя

Г) подведение итогов работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ядро  и периферия личности в теории К. Хорни. 

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности.

Главное в развитии ребенка является потребность  в безопасности. Хорни считала, что  в удовлетворении этой потребности  безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а так же оказание явного предпочтения его братьям или сетсрам. Однако основным результатом подобного дурного общения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощьности, страха, любви и вины, выполняющими роль психической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

У ребенка  наблюдается базальная тревога, «оущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира». Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности – является одной из основополагающих концепций Хорни.

Чтобы справиться с чувствами недостаточной  безопасности, беспомощьности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций. Эти потребности присутствуют у всех людей, они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни.

Разработку  собственных теорий Карен Хорни  начинает с утверждения, что универсальных  психических норм не существует, поведение, расцениваемое как невротическое в одной культуре, может быть совершенно нормальным для другой, и наоборот.

Дифференциальный  подход к женской и мужской  психологии может открыть путь к  разработке целостной концепции  отношения к окружающим: движение к людям, движении против людей и движение от людей.

Теорию  невроза К. Хорни сформулировала так: основа закладывается базальной  тревогой в детстве и , стремясь справиться с угрозой, исходящей от враждебного  ему мира, человек вырабатывает одну из трех защитных стратегий.

Стратегия «движения от людей» заключается  в следующем: индивид не желает ни принадлежать другим, ни соперничать  с ними и сохраняет отстраненную позицию. Стратегия «движения против людей» определяется Хорни так: индивид  допускает и считает не требующей  доказательств враждебность окружающих, делая выбор в пользу борьбы с ними. Стратегия «движения к людям» подразумевает признание невротиком своей беспомощности и его желание полностью положится на других.

В каждой из перечисленных установок К. Хорни  сделала акцент на один из компонентов базальной тревоги: изоляцию, враждебность или беспомощьность. Одна из установок может доминировать, однако это не значит, что индивид свободен от остальных, они есть тоже и неизбежно оказываются в столкновении друг с другом. По мнению Хорни, конфликт между этими тремя тенденциями представляет собой ядро невроза, он получает в ее творчестве название «базальный конфликт». 
 

Прогнозирование поведения. Потенциал поведения  в теории социально-когнитивного научения. 

Роттер  утверждает, что ключ к предсказанию того, что человек будет делать в данной ситуации, лежит в понимании потенциала поведения. Под этим термином понимается вероятность данного поведения, «встречающегося в какой-то ситуации или ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением или подкреплениями». Если вы решаете не обращать внимания на оскорбителя, это означает, что потенциал этой реакции сильнее, чем у любой другой возможной реакции. Очевидно, что потенциал каждой реакции может быть сильным в одной ситуации и слабым в другой.

Концепция поведения Роттера включает в  себя фактически все виды человеческой активности и ответ на ситуацию-стимул, которые только каким-то образом  можно обнаружить и измерить. Сюда входят пронзительные крики, надутый  вид, плач, смех и драка. Поведение состоит «из моторных акций, познаний, вербального поведения, невербально выраженного поведения, эмоциональных реакций и др.»

Роттер  считает, что его основная формула  ограничена прогнозом специфического поведения в контролируемых ситуациях, где подкрепления и ожидания относительно просты, Прогноз поведения в повседневных ситуациях, с его точки зрения, требует более обобщенной формулы. Поэтому Роттер предлагает следующую модель прогноза:

Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности.

Это уравнение  показывает, что два отдельных  фактора определяют потенциал выстраивания поведения, направленного на удовлетворение определенных нужд. Первый фактор – свобода деятельности человека или общее ожидание, что данное поведение приведет к удовлетворению потребности. Второй фактор – ценность, которую человек придает потребности, связанной с ожиданием или достижением каких-то целей. Роттеровская общая формула прогноза означает, что человек склонен стремиться к целям, достижение которых будет подкреплено, и ожидаемые подкрепления будут иметь высокую ценность. По мнению Роттера, при условии, что мы знаем эти факты, возможен точный прогноз в отношении того, как будет вести себя человек.

Общая формула прогноза также подчеркивает влияние генерализованного ожидания, что подкрепление будет иметь место в результате определенного поведения в разных ситуациях. Роттер определил два таких генерализованных ожидания: локус контроля, обсуждаемый далее, это основа интернально-экстернальной школы Роттера, один из наиболее широко используемых параметров самоотчета в исследовании личности. 

Факторы психологического роста по К. Роджерсу.

Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все  поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который  он называл тенденцией к актуализации. Он представляет собой "свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и раскрывать личность". Таким образом, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранять и раскрывать себя, максимально выявлять лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом, постулированным Роджерсом. Действительно, Роджерс чувствовал, что ничего нельзя объяснить, постулируя специфические мотивы, такие как голод, половое влечение, безопасность, и используя эти гипотетические мотивы для объяснения причин поведения. Возьмем в качестве примера голод. Традиционно психология рассматривала его как отдельное влечение, или мотив, вещь в себе. В системе взглядов Роджерса голод является только одним из специфических выражений господствующего мотива, лежащего в основе нашего существования, а именно – он необходим, чтобы "сохранить" человека. Если вы в это не верите, прекратите есть. Меньше чем через неделю вы в это поверите или умрете. Или рассмотрим половое влечение как мотив – оно служит для "интенсифицирования" человека. Это понятно и без пояснений. Или потребность достижения – желание отличиться, выполнить трудную задачу. С точки зрения Роджерса, данную потребность можно трактовать как одно из выражений тенденции к актуализации. Стремление человека к достижениям является способом воплощения своих внутренних возможностей.

Роджерс полагал, что при отсутствии значительных внешних ограничений или антагонистических воздействий тенденция к актуализации естественно выразится посредством разнообразных форм поведения. Далее некоторые существенные признаки определяют тенденцию к актуализации как "один центральный источник энергии в организме человека". Во-первых, она берет начало в физиологических процессах организма (то есть это биологический факт, а не психологическая тенденция). На организменном уровне тенденция к актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. А мотивационная сила, с которой тенденция к актуализации действует на психические процессы, относящиеся к Я, имеет еще большее значение. Тенденция к актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведет человека к самостоятельности и самодостаточности.

Тенденция к актуализации не просто нацелена на снижение напряжения (сохранение жизненных  процессов и поиски комфорта и  покоя). Она также подразумевает  повышение напряжения. Вместо того, чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, в ходе которого осуществляется его личностный потенциал. К тому же Роджерс утверждал, что эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни – она присуща не только людям, даже не только животным, но всему живому. Это сущность жизни!

Роджерс не считал нужным давать конкретные примеры  проявления тенденции к актуализации в поведении, но ее можно охарактеризовать в терминах желания достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и удовлетворительной (например, стремление получить хорошую оценку, добиться повышения по службе, быть независимым, помогать людям, больным СПИДом). Другие многочисленные примеры также иллюстрируют действие принципа актуализации Роджерса. Например, маленький ребенок, который учится ходить, поражает своим упорством – он действительно "зациклился" на этом и актуализируется. Он падает назад или вперед, ударяется головой и расквашивает нос. Но в конце концов он идет. Также и игрок в теннис стремится улучшить свой удар справа и слева, игрок в гольф – прицел и удары по мячу, профессор колледжа – свои статьи, а подросток – свои представления о себе. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые, вероятно, испытывает. Короче, Роджерс предположил, что фактически все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию.

Информация о работе Зарубежные теории личности