Закономерности психологии общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение закономерностей психологии общения.
В соответствии с поставленной целью можно сформулировать задачи данной курсовой работы:
1) Раскрыть суть, дать определение сущности общения;
2) Рассмотреть виды и функции общения;
3) Раскрыть основные категории общения и их характеристику;
4) Рассмотреть коммуникационные барьеры общения.

Содержание

Целью данной курсовой работы является изучение закономерностей психологии общения.
В соответствии с поставленной целью можно сформулировать задачи данной курсовой работы:
1) Раскрыть суть, дать определение сущности общения;
2) Рассмотреть виды и функции общения;
3) Раскрыть основные категории общения и их характеристику;
4) Рассмотреть коммуникационные барьеры общения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по психологии.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Не меньшую роль в  разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др.. Так, дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого. Коммуникатору необходимо тонко чувствовать состояние своих реципиентов, улавливать оттенки возникающей ситуации общения, с тем, чтобы привести в соответствие с ней стиль своего сообщения.

Наконец, можно говорить о существовании логического  барьера непонимания. Он возникает  в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком  сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. В психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтёт её не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой.

Как уже отмечалось выше, причиной психологического барьера  могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью (например, знаменитое "яйца курицу не учат").

Итак, барьеры общения – это уже чисто психологический феномен, возникающий в ходе общения коммуникатора и реципиента. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общение - сложный, многофакторный и многофункциональный процесс, который представляет собой не только самостоятельную сферу жизнедеятельности  человека, но и пронизывает прямо или косвенно все остальные сферы. Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики как процесса, происходящего путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.

Итак, в данной работе рассмотрены  закономерности психологии общения.

В ходе выполнения работы были выполнены  все поставленные цели, сформулированные в части введения. Дано понятие общению, раскрыта сущность общения, рассмотрены виды и функции общения, выявлены основные категории общения и их характеристики, рассмотрены барьеры возникающие в процессе общения.

Общение выполняет различные жизненно значимые функции:

 - сообщение или обмен информацией, мыслями, чувствами через язык, знаки и символы;

- передача социальных, культурных и нравственных ценностей для тех, кто вступает в контакт и взаимодействие;

- воздействие на сознание и поведение людей;

- предпосылка и сопровождение деятельности;

- способ взаимодействия;

- фактор поведения;

- форма самопознания личности;

- процесс узнавания себя в другом и другого в себе и др.

Главный вывод, который  необходимо сделать в данной работе - это тот факт, что значимость общения в жизни человека достаточно велика. Потребность в общении относится к числу базовых потребностей. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властью, чем, например, так называемые жизненные потребности». Общение - необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья.

Человек устроен таким образом, что подавляющее число наших  потребностей мы не можем удовлетворить в одиночку. Мы нуждаемся друг в друге. То же самое можно сказать и об общении. Главная цель общения - это установление контакта с другими людьми для удовлетворения каких-либо потребностей и интересов в ходе совместной деятельности.

Общение своего рода искусство, где  есть свои правила, особенности, секреты, знать которые необходимо каждому  человеку для оптимизации своей  деятельности, достижения цели.

 


Информация о работе Закономерности психологии общения