Закономерности психологии общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение закономерностей психологии общения.
В соответствии с поставленной целью можно сформулировать задачи данной курсовой работы:
1) Раскрыть суть, дать определение сущности общения;
2) Рассмотреть виды и функции общения;
3) Раскрыть основные категории общения и их характеристику;
4) Рассмотреть коммуникационные барьеры общения.

Содержание

Целью данной курсовой работы является изучение закономерностей психологии общения.
В соответствии с поставленной целью можно сформулировать задачи данной курсовой работы:
1) Раскрыть суть, дать определение сущности общения;
2) Рассмотреть виды и функции общения;
3) Раскрыть основные категории общения и их характеристику;
4) Рассмотреть коммуникационные барьеры общения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по психологии.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Разумеется, этими четырьмя функциями  вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди  других функций общения можно  назвать:

- экспрессивную - функция  взаимопонимания, переживаний и эмоциональных состояний;

- социального контроля- регламентации поведения и деятельности;

- социализации- формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами и др.

Под функциями понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Выделяют  также следующие функции:

1) Общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;

2) Представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного существования, обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением в жизни индивида любого возраста.

Перечисленные функции, учитывая их интегральный характер, являются теми факторами, которые показывают существенно весомее роль общения для человека, чем просто передача информации. И знание этих интегральных функций, которые выполняет общение в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причины отклонений, нарушений процесса взаимодействия, неполноценной структуры и формы общения, в которые была вовлечен человек на протяжении всей жизни. Неадекватность форм общения человека в прошлом существенно влияет на его личностное развитие, определяет проблемы, которые встают перед ним сегодня.

Значительная часть исследователей выделяет функции общения, связанные  с обменом информацией, взаимодействием  и восприятием людьми друг друга.

Можно привести другую классификацию – четырех элементную модель, в которой общение образует : когнитивно - информационный (прием и передача информации), регулятивно - поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий), аффективно - эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне) и социально - персептивные компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).

Ряд исследователей пытается расширить  количество функций общения за счет их уточнения. В частности по критерию «цель общения» выделяется еще восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

1) Контактная - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимной ориентированности;

2) Информационная - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;

3) Побудительная - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;

4) Координационная - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

5) Понимание - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;

6) Амотивная - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

7) Установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;

8) Осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий и т.п.).

 

 

4 Основные категории общения и их характеристика

Прежде, чем проанализировать вопрос категорий общения и их характеристики, необходимо ответить на вопрос - что такое общение?

Одно из определений  межличностного общения гласит, что  общение - это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

 Общение порождается  потребностями в совместной деятельности  и включает: восприятие и понимание  людьми друг друга, обмен информацией, выработку единых структур взаимодействия.

Категория общение относится  к одной из коммуникативных категорий. Коммуникативные категории, по определению - «самые общие коммуникативные понятия, упорядочивающие знания человека об общении и нормах его осуществления». Они содержат информацию о том, «как тот или иной носитель языка понимает характеризуемое явление, что он включает в состав данного явления, какие нормы и правила связывает с данным понятием».

Коммуникативные категории, тем или иным образом упорядочивают ментальные представления о нормах и правилах коммуникации. Это упорядочение осуществляется не жёстко, вероятностно, многие категории взаимно накладываются друг на друга и пересекаются друг с другом. Основное назначение коммуникативных категорий - не упорядочение сведений о нормах и правилах общения, а обеспечение, организация речевого общения индивида в обществе.

Содержание коммуникативной  категории представляет собой некоторую (не очень жёстко) упорядоченную  совокупность суждений, установок, ментальных стереотипов, правил, касающихся общения.

К коммуникативным категориям относятся категория общения, категории  вежливости, грубости, коммуникабельности, коммуникативной неприкосновенности, ответственности, эмоциональности, оценочности, коммуникативного доверия, давления, спора, конфликта, коммуникативной серьезности, коммуникативной эффективности, молчания, коммуникативной оптимизма/пессимизма, сохранения лица, грамотности и др.

Можно назвать следующие  некоторые признаки категории общения:

- установление знакомства  между людьми;

- поддержание определенных  связей, отношений;

- связи могут быть  поверхностными или более глубокими  (приятельскими, дружескими и  т.п.);

- общение может быть  нежелательным, предосудительным, бесполезным.

Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.

Можно выделить три основных категории средств общения (тех  операций, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения  и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком).

1) экспрессивно-мимические, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации;

2) предметно-действенные, локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения;

3) речевые средства: высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Экспрессивно-мимические средства общения. Их своеобразие в  том, что они служат проявлением  эмоциональных состояний, и в  этом их первая функция. Но они одновременно используются как активные жесты, адресованные окружающим людям. В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком, понятным другим людям. Третья функция выразительных средств состоит в том, что они служат индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу.

Предметно-действенные  средства общения. Возникают в совместной деятельности и представляют собой  преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения и статичные позы. С их помощью человек не только выражает свою готовность к общению с другими, но и в своеобразной форме показывает, какого рода взаимодействие ему желательно.

Речевые средства общения. Использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение. Речевая деятельность есть основной вид общения, в наибольшей мере воплощающий в себе ее специфику. Использование речи необыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности человека.

Все основные категории  средств общения формируются  у человека прижизненно в процессе реальных контактов с окружающими  людьми. Каждая категория средств  имеет свои специфические возможности, определяющие их функцию и роль во взаимодействии.

В общении с окружающими людьми человек использует средства всех категорий, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей.

Байрон Люис, создал модель четырех основных категорий общения. Магия нейролингвистического программирования. Это модель организована вокруг четырех предпочитаемых репрезентативных систем. Это визуальная система, кинестетическая система, аудиальная система и логическая система.

Исследователь выделил определенные паттерны поведения, которые согласуются с каждой из категорий общения, особенно в стрессовых ситуациях. Человек - визуал обращает больше внимания на визуальные аспекты взаимодействия. Они включают выражение лица и жесты, а также собственное визуальное воображение внутреннего происхождения. Чтобы адекватно относиться к кому-либо, с кем он разговаривает, для визуала важно расположиться таким образом, чтобы он мог ясно видеть окружающее. Из-за этого визуалы обычно сохраняют расстояния между собой и другими.

Люди, действующие в  кинестетической категории общения, в значительной степени полагаются на чувства, чтобы понять и осмыслить  то, что происходит вокруг них. Наиболее вероятно, что они обязательно  по возможности займут такое место, которое позволит им буквально дотронуться до людей, с которыми они разговаривают. Аналогично и для аудиальной и дискретной категорий общения.

Хотя люди, действующие  на основе какой-либо одной репрезентативной системы, способны использовать любую  другую систему, они обычно полагаются на предпочитаемую ими систему для получения большего количества информации.

5 Коммуникативные барьеры общения

В процессе коммуникации человек может играть каждую из трёх ролей: быть передатчиком, принимающим  и передающим средством связи. В то же время он является самым подверженным помехам каналом коммуникации, и, тем не менее, информация очень часто передаётся именно через людей, что обусловливает определённые искажения в информационном процессе.

Человек, как элемент  коммуникации - сложный и чувствительный "получатель" информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия  или отсутствия в процессе общения  коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный  смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.

Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение, неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль, эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер.

Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение. Здесь можно говорить о замещающее - искажающем барьере. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек – ретрансляторов, искажение может быть существенным.

Значительно большая  возможность искажения связана  с эмоциями - эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив  какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова , сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).

Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурного различия и барьеров отношения.

Возникновение барьера  непонимания может быть связано  с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может  возникать из-за погрешностей в самом  канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.

Существует также семантический  барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и сленгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё "поле значений", характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Кроме того, каждая среда создаёт свой мини-язык общения, свой сленг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Всё это вместе может значительно затруднять процесс общения, создавая семантический барьер непонимания.

Информация о работе Закономерности психологии общения