Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:50, лекция
Данная тема является центральной в курсе возрастной психологии, поскольку определяет фундаментальные проблемы, теоретические позиции, которые составляют предмет возрастной психологии как науки. Основные категории и понятия данной темы представляют собой значительный прогностический и объяснительный потенциал для интерпретации частнонаучных фактов.
1. Неравномерность и гетерохронность психического развития. Понятие сензитивности и сензитивных периодов развития.
2. Стадиальность психического развития. Основные характеристики стадий.
3. «Метаморфозы» в детском развитии.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции.
5. Дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств в ходе психического развития.
6. Смена детерминант психического развития.
7. Пластичность психики.
8. Кумулятивность психического развития.
9. Дивергентность—конвергентность хода развития.
Кумулятивность развития — накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.
Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример — последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.
9. Дивергентность—
Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции — дивергенцию и конвергенцию.
Дивергентность развития — многообразие появляющихся в ходе развития признаков и свойств, действий и способов поведения на основе их постепенного расхождения.
Конвергентность развития — сходство, сближение, свертывание, синтез, усиление избирательности в ходе развития психических процессов и свойств, действий и способов поведения.