Закономерности психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:50, лекция

Описание работы

Данная тема является центральной в курсе возрастной психологии, поскольку определяет фундаментальные проблемы, теоретические позиции, которые составляют предмет возрастной психологии как науки. Основные категории и понятия данной темы представляют собой значительный прогностический и объяснительный потенциал для интерпретации частнонаучных фактов.

Содержание

1. Неравномерность и гетерохронность психического развития. Понятие сензитивности и сензитивных периодов развития.
2. Стадиальность психического развития. Основные характеристики стадий.
3. «Метаморфозы» в детском развитии.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции.
5. Дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств в ходе психического развития.
6. Смена детерминант психического развития.
7. Пластичность психики.
8. Кумулятивность психического развития.
9. Дивергентность—конвергентность хода развития.

Работа содержит 1 файл

Закономерности психического развития.docx

— 32.52 Кб (Скачать)

Выполнила Карлагина Ирина

 

Тема: Закономерности психического развития

 

  1. Неравномерность и гетерохронность психического развития. Понятие сензитивности и сензитивных периодов развития.
  2. Стадиальность психического развития. Основные характеристики стадий.
  3. «Метаморфозы» в детском развитии.
  4. Сочетание процессов эволюции и инволюции.
  5. Дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств в ходе психического развития.
  6. Смена детерминант психического развития.
  7. Пластичность психики.
  8. Кумулятивность психического развития.
  9. Дивергентность—конвергентность хода развития.

 

 

Данная тема является центральной  в курсе возрастной психологии, поскольку  определяет фундаментальные проблемы, теоретические позиции, которые  составляют предмет возрастной психологии как науки. Основные категории и  понятия данной темы представляют собой  значительный прогностический и  объяснительный потенциал для интерпретации  частнонаучных фактов.

Начнем, с закономерностей, которые установил Л.С. Выготский.

 

  1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.

 

Сначала запишем определения.

Неравномерность - неодинаковые темпы развития одной и той же психической функции, психического качества на разных этапах становления.

Гетерохронность - несовпадающие темпы развития разных психических процессов относительно друг друга.

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем выше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики. Этим объясняются резкие перепады в развитии, например, познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте.

Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Если неравномерность развития обусловлена нелинейной природой системы, то гетерохронность связывается с особенностями ее структуры, прежде всего с неоднородностью ее элементов. «Единство через разнообразие» — вот манифест существования любой саморазвивающейся и самоорганизующейся системы. Именно это обстоятельство и обусловливает избирательный характер развития структур и функций в соответствии с внешними и внутренними факторами. В связи с этим становится понятным, почему темпы развития разных психических образований оказываются разными.

По мнению П. К. Анохина, гетерохронность  является особой закономерностью, заключающейся  в неравномерном развертывании  наследственной информации. Он же различает  внутрисистемную и межсистемную гетерохронность. Внутрисистемная гетерохронность проявляется в неодновременной закладке и различных темпах созревания отдельных фрагментов одной и той же функции, а межсистемная относится к закладке и темпам развития структурных образований, которые будут необходимы организму в разные периоды его постнатального развития. Например, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем более молодые.

Для правильного понимания  гетерохронии важно иметь в виду значение и роль того или иного  структурного образования или функции  в жизнедеятельности человека. Э. Мейманом было показано: чем нужнее та или иная функция, чем важнее ее роль на данном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.

Значение и роль функции  обусловливают и ее долговечность. Так, чувствительность человека к зеленому и желтому цветам после 50 лет почти  или совсем не снижается, в то время  как чувствительность к синему неуклонно падает после 25 лет. По мнению Е. Ф. Рыбалко, гетерохронность — дополнительный механизм регуляции индивидуального развития в различные периоды жизни человека, действие которого усиливается во время роста и инволюции.

Проявлением гетерохронии и  неравномерности является сензитивность  

Сензитивность - особая чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям.

Б. Г. Ананьев понимал сенситивность «как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения» и как следствие «действия созревания функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга».

   Сензитивные периоды - периоды, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Как считает Л.С. Выготский, в этот период определенные влияния сказываются на всем процессе развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными; может проявиться даже их обратное влияние на ход развития. Сензитивный период совпадает поэтому с оптимальными сроками обучения.

Выделяют  следующие сензитивные  периоды: 1,5-3 года – речь,  3-6 лет  – восприятие, воображение, мышление и другие, 5-6 лет – координация  движений, 5-6 лет – чтение и другие.

Н.С. Лейтес считает, что все  этапы детства в каком-либо аспекте  сензитивны. Рассмотрим основные характеристики периодов детства с точки зрения сензитивности.

Проявление сензитивности  на разных этапах детства (по Н.С. Лейтесу)

Период

К чему «расположен» (сензитивен) каждый период

Дошкольник

Любознательность; чуткость к языку; свежесть и острота восприятия; яркость воображения; черты яркости, конкретности мышления

Младший школьник

Готовность усваивать  информацию, доверчивое отношение к  авторитету, вера в истинность всего  чему учат, – все это – неповторимые предпосылки обvчаемосmи младшего школьника

Подросток

Подъем энергии; широта склонностей; потребность испытать, применить  свои крепнущие силы; стремление к  самоутверждению

Старший школьник

(ранняя юность)

Новый уровень сознательности; обогащение нравственной сферы; поиск  жизненной перспективы; склонность к самовоспитанию; усиление специальных  интересов и склонностей


 

Периоды сенситивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той  или иной функции, в дальнейшем потребуется  гораздо больше усилий и времени  для ее становления.

 

 

  1. Стадиальность психического развития. Основные характеристики стадий.

 

 

Каждый возраст  представляет собой определенный цикл, каждый цикл имеет свое содержание и свой темп.  Чем моложе человек, тем более интенсивно происходит психическое развитие (тем спрессованнее темпы развития).

Основными характеристиками стадий являются 1)социальная ситуация развития; 2)ведущий тип деятельности;3) новообразования.

  1. Социальная ситуация развития - неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью.
  2. Ведущая деятельность - деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Л.С. Выготский выделяет три признака ведущей деятельности:

- является смыслообразующей для ребенка;

-в контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстникам;

- внутри нее возникают основные новообразования возраста.

А. Н. Леонтьев выделяет другие признаки ведущей деятельности:

- в ее форме возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые виды деятельности;

- в ней формируются или перестраиваются частные психические процессы;

- от нее ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка.

  1. Возрастные новообразования - во-первых, результаты, продукты возрастного развития и, во-вторых, предпосылки дальнейшего развития. Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. По мнению Л. С. Выготского, оно выступает «основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты». Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (например, наглядно-действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, рефлексия в подростковом возрасте).

 

 

  1. «Метаморфозы» в детском развитии.

 

Развитие не сводится к  количественным изменениям, это не рост, а цепь качественных преобразований.  «Метаморфозы» в детском развитии – это и есть качественные преобразования

Психика ребенка своеобразна  на каждой возрастной ступени, она качественно  отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом

 

  1. Сочетание процессов эволюции и инволюции.

 

Процесс развития включает в себя 2 встречных процесса: эволюции и инволюции.

Эволюция – приобретение новых качеств личности.

Инволюция – изживание прежних форм деятельности, прежних качеств, потребностей и т.д. Такие изменения происходят не только в старости, но и в подростковом, юношеском возрасте – в результате накопления изменений, переходящих в новообразования.

 

 

Л. Ф. Обухова выделяет ещё  три закономерности психического развития: дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств в ходе психического развития; смена детерминант психического развития; пластичность психики.

 

  1. Дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств в ходе психического развития.

 

Дифференциация - отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные  формы или деятельности.

Интеграция - установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики.

Дифференциация состоит  в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные  формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью. Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественно новом уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

 

  1. Смена детерминант психического развития.

 

На протяжении психического развития происходит смена детерминант - причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь  биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант. На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В частности, по мере взросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника. Периоды сенситивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

 

  1. Пластичность психики.

 

Психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения  под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок  может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с той речевой средой, в которой  он будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации  психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластичности - подражание. В последнее  время оно рассматривается как  своеобразная форма ориентировки ребенка  в мире специфически человеческих видов  деятельности, способов общения и  личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной  деятельности

 

А. А. Реан выделяет еще две закономерности: кумулятивность и дивергентность—конвергентность хода развития.

Информация о работе Закономерности психического развития