Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:50, лекция
Данная тема является центральной в курсе возрастной психологии, поскольку определяет фундаментальные проблемы, теоретические позиции, которые составляют предмет возрастной психологии как науки. Основные категории и понятия данной темы представляют собой значительный прогностический и объяснительный потенциал для интерпретации частнонаучных фактов.
1. Неравномерность и гетерохронность психического развития. Понятие сензитивности и сензитивных периодов развития.
2. Стадиальность психического развития. Основные характеристики стадий.
3. «Метаморфозы» в детском развитии.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции.
5. Дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств в ходе психического развития.
6. Смена детерминант психического развития.
7. Пластичность психики.
8. Кумулятивность психического развития.
9. Дивергентность—конвергентность хода развития.
Выполнила Карлагина Ирина
Тема: Закономерности психического развития
Данная тема является центральной в курсе возрастной психологии, поскольку определяет фундаментальные проблемы, теоретические позиции, которые составляют предмет возрастной психологии как науки. Основные категории и понятия данной темы представляют собой значительный прогностический и объяснительный потенциал для интерпретации частнонаучных фактов.
Начнем, с закономерностей, которые установил Л.С. Выготский.
Сначала запишем определения.
Неравномерность - неодинаковые темпы развития одной и той же психической функции, психического качества на разных этапах становления.
Гетерохронность - несовпадающие темпы развития разных психических процессов относительно друг друга.
Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем выше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики. Этим объясняются резкие перепады в развитии, например, познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте.
Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Если неравномерность развития обусловлена нелинейной природой системы, то гетерохронность связывается с особенностями ее структуры, прежде всего с неоднородностью ее элементов. «Единство через разнообразие» — вот манифест существования любой саморазвивающейся и самоорганизующейся системы. Именно это обстоятельство и обусловливает избирательный характер развития структур и функций в соответствии с внешними и внутренними факторами. В связи с этим становится понятным, почему темпы развития разных психических образований оказываются разными.
По мнению П. К. Анохина, гетерохронность является особой закономерностью, заключающейся в неравномерном развертывании наследственной информации. Он же различает внутрисистемную и межсистемную гетерохронность. Внутрисистемная гетерохронность проявляется в неодновременной закладке и различных темпах созревания отдельных фрагментов одной и той же функции, а межсистемная относится к закладке и темпам развития структурных образований, которые будут необходимы организму в разные периоды его постнатального развития. Например, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем более молодые.
Для правильного понимания гетерохронии важно иметь в виду значение и роль того или иного структурного образования или функции в жизнедеятельности человека. Э. Мейманом было показано: чем нужнее та или иная функция, чем важнее ее роль на данном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.
Значение и роль функции обусловливают и ее долговечность. Так, чувствительность человека к зеленому и желтому цветам после 50 лет почти или совсем не снижается, в то время как чувствительность к синему неуклонно падает после 25 лет. По мнению Е. Ф. Рыбалко, гетерохронность — дополнительный механизм регуляции индивидуального развития в различные периоды жизни человека, действие которого усиливается во время роста и инволюции.
Проявлением гетерохронии и неравномерности является сензитивность
Сензитивность - особая чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям.
Б. Г. Ананьев понимал сенситивность «как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения» и как следствие «действия созревания функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга».
Сензитивные периоды - периоды, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Как считает Л.С. Выготский, в этот период определенные влияния сказываются на всем процессе развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными; может проявиться даже их обратное влияние на ход развития. Сензитивный период совпадает поэтому с оптимальными сроками обучения.
Выделяют следующие сензитивные периоды: 1,5-3 года – речь, 3-6 лет – восприятие, воображение, мышление и другие, 5-6 лет – координация движений, 5-6 лет – чтение и другие.
Н.С. Лейтес считает, что все этапы детства в каком-либо аспекте сензитивны. Рассмотрим основные характеристики периодов детства с точки зрения сензитивности.
Проявление сензитивности на разных этапах детства (по Н.С. Лейтесу)
Период |
К чему «расположен» (сензитивен) каждый период |
Дошкольник |
Любознательность; чуткость к языку; свежесть и острота восприятия; яркость воображения; черты яркости, конкретности мышления |
Младший школьник |
Готовность усваивать информацию, доверчивое отношение к авторитету, вера в истинность всего чему учат, – все это – неповторимые предпосылки обvчаемосmи младшего школьника |
Подросток |
Подъем энергии; широта склонностей; потребность испытать, применить свои крепнущие силы; стремление к самоутверждению |
Старший школьник (ранняя юность) |
Новый уровень сознательности; обогащение нравственной сферы; поиск жизненной перспективы; склонность к самовоспитанию; усиление специальных интересов и склонностей |
Периоды сенситивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.
Каждый возраст представляет собой определенный цикл, каждый цикл имеет свое содержание и свой темп. Чем моложе человек, тем более интенсивно происходит психическое развитие (тем спрессованнее темпы развития).
Основными характеристиками стадий являются 1)социальная ситуация развития; 2)ведущий тип деятельности;3) новообразования.
- является смыслообразующей для ребенка;
-в контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстникам;
- внутри нее возникают основные новообразования возраста.
А. Н. Леонтьев выделяет другие признаки ведущей деятельности:
- в ее форме возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые виды деятельности;
- в ней формируются или перестраиваются частные психические процессы;
- от нее ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка.
Развитие не сводится к количественным изменениям, это не рост, а цепь качественных преобразований. «Метаморфозы» в детском развитии – это и есть качественные преобразования
Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом
Процесс развития включает в себя 2 встречных процесса: эволюции и инволюции.
Эволюция – приобретение новых качеств личности.
Инволюция – изживание прежних форм деятельности, прежних качеств, потребностей и т.д. Такие изменения происходят не только в старости, но и в подростковом, юношеском возрасте – в результате накопления изменений, переходящих в новообразования.
Л. Ф. Обухова выделяет ещё три закономерности психического развития: дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств в ходе психического развития; смена детерминант психического развития; пластичность психики.
Дифференциация - отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности.
Интеграция - установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики.
Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью. Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественно новом уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.
На протяжении психического развития происходит смена детерминант - причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант. На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В частности, по мере взросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника. Периоды сенситивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.
Психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с той речевой средой, в которой он будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластичности - подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности
А. А. Реан выделяет еще две закономерности: кумулятивность и дивергентность—конвергентность хода развития.