Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:23, контрольная работа
Работа содержит тесты 7 заданий и их решения по дисциплине "Юридическая психология".
- отягощающие или смягчающие ответственность обстоятельства;
- мотив;
- способ совершения преступления;
- отношение преступника к содеянному;
Индивидуальный подход к осуществлению его исправления в период исполнения наказания.
Исправление осужденных в условиях отбывания наказания основывается на способности человеческой психики претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды. Если целенаправленность последней эффективно задействует исправительный потенциал таких средств, как режим, творческий и производительный труд, разнообразные формы общего и профессионального обучения, многоплановые виды воспитательной работы и общественных воздействий, то можно вести речь о реальной возможности исправления осужденных.
Сотрудникам пенитенциарных учреждений следует учитывать, что осужденные за совершение насильственных действий сексуального характера, как правило, становятся в среде заключенных «пренебрегаемыми», то есть это лицами, чье поведение противоречит как официальным (нравственно-правовым), так и неофициальным («воровским») нормам и обычаям. В силу их активного отвержения со стороны других групп осужденных в последние годы «пренебрегаемые», в силу массовости, стали объединяться для самозащиты, заискивать перед авторитетами и в то же время вести себя агрессивно по отношению к «нейтралам» и к новичкам в колонии. Естественно, последнее не только вызывает возмущение основной массы осужденных, но и часто порождает конфликты и более серьезные осложнения оперативной обстановки.
Задание 8
Смоделируйте историю (генезис) совершения человеком какого-либо преступного деяния корыстного типа. Выдвиньте как можно больше предположений о возможных мотивах совершения этого преступления, указывая, в силу каких личностных свойств и обстоятельств ситуации могут возникать такие побуждения.
Ответ:
18 марта 2009 года в период времени с 16 часов 00 минут до 16 часов 07 минут, Гаврилов С.В проходил по аллее городского парка, расположенного по ул. Советская г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края, где около клумбы увидел, оставленную без присмотра детскую коляску, а в ней в нижней ее части, женскую сумку, и у него возник умысел на тайное хищение вышеуказанной женской сумки.
Осуществляя свои преступные намерения по совершению тайного хищения чужого имущества, воспользовавшись тем, что рядом никого нет и, убедившись в том, что за его действиями никто не наблюдает, Гаврилов С.В подошел к вышеуказанной детской коляске, и из нижней ее части тайно, из корыстных побуждений, в целях личного обогащения похитил женскую сумочку стоимостью 500 рублей, с находящимися в ней портмоне, стоимостью 100 рублей с денежными средствами в сумме 7 000 рублей, паспортом гражданина РФ на имя Тарасовой М.С., свидетельством о рождении на имя Тарасовой Я.М., пенсионными свидетельствами на имя Тарасовой М.С. и Тарасовой Я.М., медицинскими страховыми полисами на имя Тарасовой М.С и Тарасовой Я.М., свидетельством о заключении брака между Тарасовой М.С. и Тарасова М.Н., принадлежащие Тарасовой М.С., а всего имущества, принадлежащего Тарасовой М.С. на общую сумму 7 600 рублей.
Совершив хищение, Гаврилов С.В., с похищенным имуществом с места совершения преступления скрылся и впоследствии незаконно распорядился им по своему усмотрению, причинив Тарасовой М.С. значительный ущерб.
Возможные мотивы совершения этого преступления основываются на общей психологической характеристике лиц, совершающих корыстные преступления. Их поступки, как правило, отличает общая корыстная направленность личности, которая определяет ее поведение. У вора, обычно, преобладают материальные потребности, он не способен оценивать объекты и явления вне собственных интересов. У корыстных преступников отмечаются завышенная самооценка, сниженная ответственность за правонарушающее поведение, отрицание неприкосновенности чужой собственности.
Исходя из изложенного и обстоятельств совершения преступления можно выделить следующие мотивы, подвигнувшие Гаврилова на совершение кражи:
- корыстные побуждения - понимая, что в сумке могут быть материальные ценности: деньги; мобильный телефон; украшения, даже при условии реализации случайным людям и быстро, вырученных денег хватит, чтобы прожить некоторое время. Данный мотив основан на отрицании неприкосновенности чужой собственности, превалировании удовлетворения собственных интересов вне зависимости от обстоятельств.
Задание 9
Смоделируйте историю (генезис) совершения человеком какого-либо преступного деяния насильственного типа. Выберите один из предполагаемых Вами мотивов рассматриваемого преступного деяния и попробуйте определить те свойства личности и обстоятельства ситуации, которые могут служить предпосылками возникновения таких мотивов.
Ответ:
Щербакова И.С. 12 ноября 2003, примерно в 17 часов 00 минут находясь в квартире своего супруга Щербакова В.П. по адресу Гоголя 28, кв. 12, будучи в состоянии алкогольного опьянения, на почве имевшихся между ними личных неприязненных отношений, желая отомстить Щербакову В.П. за высказанные в ее адрес оскорбления, тайком забрала у него нож, с помощью которого Щербаков В.П. занимался ремонтом балкона, после чего проследовала с данным ножом на кухню, и, после того как Щербаков В.П. обнаружил ее действия и попытался забрать вышеуказанный нож, Щербакова И.С., не желая разрешить возникший конфликт словами, реализуя внезапно возникший у нее умысел на причинение тяжкого вреда здоровью, нанесла находившимся у нее в руках вышеуказанным ножом, изготовленным фабричным способом по типу ножей хозяйственно-бытового назначения, относящимся к кухонным ножам и по своим характеристикам холодным оружием не являющимся, один удар в область груди Щербакову В.П., чем причинила ему физическую боль, а также, согласно заключению эксперта №222 от 15 ноября 2003 года, проникающую колото-резаную рану, расположенную на уровне 11 межреберья по передне-подмышечной линии справа с повреждением по ходу раневого канала правой доли печени, осложнившаяся внутрибрюшным кровотечением (700 мл крови и сгустков), причинившую тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека.
Мотив преступления: личная неприязнь.
Будучи человеком вспыльчивым, не способной в состоянии возбуждения трезво оценивать ситуацию (низкая адаптивность к конфликтным ситуациям), с детства привыкшая решать конфликтные вопросы с помощью грубой физической силы (низкий культурный уровень), не прямая во внимание возможность наступления тяжких последствий (безответственность, безразличие к окружающим), решила отомстить обидчику, ударив его ножом в область живота (повышенная агрессивность, пониженный контроль за собственными действиями).
Теоретический вопрос
Основные подходы к определению понятия личности преступника. Методические аспекты составления психологического портрета преступника.
Личность преступника можно представить, как совокупность свойств, присущих, совершающему или совершившему преступление, человеку, составляющих его индивидуальность.
Криминологи изучают эту совокупность свойств для того чтобы на их основе определить детерминанты совершения конкретного преступления, которые, в свою очередь, могут быть использованы в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела, а также при создании основ и методик индивидуальной профилактики. Однако на основе изучения личности конкретного преступника невозможно определить причины совершения не только всех преступлений, но и определенной их группы. Например, причин совершения квартирных краж. Именно поэтому, криминологи в процессе научных исследований и обобщений правоприменительной практики изучают личность преступника на групповом уровне, а также как своего рода совокупный «субъект преступности» в целом, т.е. используя типологию.
При таком подходе изучаются категории и типы преступников, выделяемые по сходству как совершаемых преступлений, так и содержания личностных свойств субъектов деяний. Более конкретно на этих аспектах мы остановимся далее (на этой лекции и при изучении специальной части курса).
Таким образом, личность преступника в криминологии изучается на трех уровнях:
- индивидуальном;
- групповом, и;
- общем.
Если обобщить приведенные три уровня изучения личности преступника, то, на этой основе, можно сформулировать криминологическое понятие личности преступника в широком смысле. Таким образом, личность преступника в широком смысле система характеристик, используемых для изучения личности человека, совершившего преступление и определения причин совершения преступлений.
Общепринятыми постулатами отечественная юридическая психология, при рассмотрении личность преступника, считает то, что:
1. Совокупность интегрированных в ней социально-значимых свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Этот аспект личности позволяет рассматривать личность преступника как:
- члена общества;
- члена социальных групп или иных общностей (например, военнослужащих);
- носителя социально-типичных черт.
2. Человек не рождается, а становится преступником. То есть каждый индивид как личность - это продукт не только существующих отношений, но также своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение будучи по-разному воспринято и оценено личностью, побуждает его к совершенно различным действиям. Система отношений человека к различным социальным ценностям и сторонам действительности, нормам и институтам, самому себе и своим обязанностям, различным общностям, группам и т.д. зависит, следовательно, как от внешних, так и внутренних, личностных обстоятельств. Здесь важно отметить постоянное взаимодействие социологического и психологического, каждое из которых нельзя ни умалять, ни преувеличивать.
3. Необходимо изучать субъекты совершения самых разнообразных преступлений, в том числе и неосторожных.
4. Стойкие антиобщественные взгляды и ориентации и ярко выраженная индивидуалистическая направленность не характерна всем без исключения лицам, совершившим преступление.
5. Личность преступника отличается от законопослушной личности своей общественной опасностью. Однако общественная опасность личности гражданина не предполагает фатальности преступного поведения. Это качество либо реализуется, либо не реализуется в его деятельности, что зависит как от самой личности, так и от внешних обстоятельств, способных препятствовать такому поведению.
6. Изучение личности преступника должно строиться на твердой правовой основе, т.е. должна изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки: с момента совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного наказания.
7. Различные аспекты личности преступника, помимо юридической психологии, изучают другие юридические науки: криминалистика, уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право и т.д.
Анализ личности предполагает и максимальный учет индивидуальных психических особенностей, и биологически обусловленных свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения, включая преступное. Их выделение в структуре личности преступника вовсе не означает психологизации или биологизации причин совершения преступлений хотя бы потому, что многие психические особенности и биологически обусловленные свойства находятся под определяющим влиянием социальных факторов. Причиной совершения преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности. Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины.
Существует четыре подхода к определению и пониманию социальных ролей:
1. Поведение человека зависит от позиций, занимаемых им в обществе. Человек занимает ряд позиций и исполняет ряд ролей, каждая из которых имеет своё содержание (сценарий роли). И человек следует этому сценарию. Это нормативное понимание роли (социальной роли). Сама эта социальная позиция - своеобразный узел связей в социальных отношениях, а роль - содержание требований, предъявляемых к лицу, занимающему данную позицию.
2. При втором подходе роль - это спонтанное, свободное поведение личности, обусловленное ей индивидуальными особенностями. Человек творит роль как свободный художник. Этим подчёркивается творческое начало в исполнении роли, неповторимость её исполнения каждым человеком.
3. Роль - это содержание ожидания других людей и социальных групп относительно того, как будет себя вести человек, занимающий определённую позицию. Практически это частный вариант первого подхода, делающий акцент именно на социально-психологических ожиданиях, а не на официальных требованиях. Ожидания рассматриваются как компоненты личности, определяющие её поведение.
4. Роль как продукт взаимодействия социальных факторов и внутреннего мира человека. При этом равнозначно рассматриваются как предписания внешней среды, так и социальные ожидания других субъектов.
Именно признаки такой характеристики позволяют глубже познать внутреннее содержание личности. В первую очередь речь идет о мировоззренческих и нравственных чертах и свойствах: взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях, жизненных стремлениях и ожиданиях.
Мировоззренческая позиция не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, но сказывается на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности.
В этом плане при изучении личности преступника особое значение имеют следующие положения. Во-первых, установившиеся отношения к различным социальным и моральным ценностям и различным сторонам действительности (к трудовым обязанностям, собственности, семье, детям, окружающим и т.д.). Во-вторых, уровень, характер и социальная значимость потребностей и притязаний (социально полезные и оправданные или социально вредные, неоправданные) и избираемых способов их удовлетворения (легальные, неправомерные, общественно опасные).
Характеристику личности преступника дополняют его интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства.