Задачи по "Юридической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит тесты 7 заданий и их решения по дисциплине "Юридическая психология".

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 122.50 Кб (Скачать)


 

Задание 1

Возьмите любой из законодательных актов, ориентированный на широкие круги граждан, и попытайтесь его проанализировать психологически.

1. Последовательно проанализируйте и оцените содержание законодательного акта по критериям:

а) понятность для «среднестатистического» гражданина,

б) оценка и отношение к отдельным положениям и всему акту (одобрительное, отрицательное, нейтральное),

в) степень реального мотивирующего и регулирующего влияния (будет выполняться, не будет, трудно сказать).

2. Что бы Вы изменили в анализируемом законодательном акте, подходя к нему позиций юридической психологии?

Ответ:

Важнейшей задачей правового государства должно быть обеспечение наиболее справедливого, быстрого и эффективного восстановления нарушенного права и (или) возмещение причиненного вреда. В этом смысле Конституция Российской Федерации возводит право на жизнь, здоровье, честь и достоинство в ранг естественных и неотчуждаемых прав личности, что предполагает, в частности, эффективную охрану и защиту этих прав. Российская Федерация, провозгласившая себя в ст. 1 Конституции РФ правовым государством, должна соответствовать этим критериям.

Возьмем к примеру институт возмещения вреда, причем конкретно - морального вреда, то есть страданий, вызванных различными неправомерными действиями (бездействием). Российское законодательство предусматривает возможность взыскания денежной компенсации за причиненный моральный вред, но при этом, Гражданский кодекс РФ положениями ст.ст.151, 1099 устанавливает, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права граждан, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

Для среднестатистического гражданина, морально пострадавшего к примеру при задержке выплаты заработной платы, пенсии, выходного пособия и пр. понятие: «компенсация морального вреда» сводится в первую очередь к тому, что при обращении с подобным иском в суд, он надеется на безусловное удовлетворение своих требований. Однако, отсутствие в законодательстве проработанных критериев того, что именно, при каких условиях, считать причиненным моральным вредом, каков механизм его расчета и как, в каком размере иск подлежит удовлетворению, либо что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, как правило приводит к тому, что суды иски подобного рода либо не удовлетворяют, либо удовлетворяют, но в минимальном размере.

В целом, отношение к самой идее возмещения морального иска у среднестатистического гражданина конечно положительное, но при этом тот же среднестатистический гражданин, особенно имеющий опыт отстаивания своих прав в суде, понимает, что само понятие морального вреда - оценочное, не имеющее точного, формально-обозначенного критерия и, в этом смысле, как правило, носящее больше декларативный характер.

Неотъемлемой частью правового статуса человека и гражданина является право требовать возмещения морального вреда, при условии, что такой вред был нанесен. При этом право определения наличия факта причинения морального вреда остается за гражданином, что оставляет широкое поле не только для реальной защиты прав, но и для спекуляций.

Несмотря на то, что в юридической литературе есть множество разработок посвященных возмещению морального вреда, большинство из них отстают от темпов совершенствования законодательства, тем самым рассматриваемый вопрос не теряет своей актуальности.

Подходя к законодательному акту с позиций юридической психологии необходимо

- закрепление презумпции причинения морального вреда в ряде отраслей действующего законодательства. В частности, такая презумпция защищала бы права работника в трудовых правоотношениях.

- выработать конкретные критерии определения размера компенсации морального вреда (например, в виде таблицы), что могло бы найти отражение в виде разъяснения.

Задание 2

Составьте перечень психологических факторов, чаще всего и в разной степени оказывающих влияние на правовую психологию населения, применительно к Вашему месту проживания.

Оцените, какие из этих факторов оказывают влияние на криминальную и оперативную обстановку в районе (городе, крае).

Из всего перечня факторов, оказывающих, по Вашему мнению, влияние на ее состояние законности и правопорядка, выделите две группы (с тремя-пятью факторами каждой), первая из которых оказывает наиболее сильное положительное влияние, вторая - наиболее сильное отрицательное.

Закончите анализ поиском ответов на вопрос: что и как можно улучшить в работе правоохранительных органов (что зависит от людей, работающих в них) города (района, края), чтобы начались или ускорились изменения в правовой психологии населения в направлении к повышению уровня его развития, к уровню правовой культуры.

Ответ:

Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структура - это внутренняя организация системы, представляющая собой специфический способ взаимодействия образующих его компонентов. Структура всегда выступает как совокупность элементов и их взаимосвязей, как упорядоченность и организованность системы, как характер, закон, способ связи элементов. Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию или познавательную сторону (знание, идеи, взгляды) и правовую психологию или социально-психологическую, эмоционально-волевую сторону (переживания, чувства, привычки, убеждения и прочее).

Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики, как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации, таким образом, перечисленные формы психолого-правовой деятельности реализуется не иначе как через социальное поле общества.

Правовая психология - совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности.

Через правовую психологию реализуются:

- органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности;

- ее самооценка, т. е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.

Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, законность.

Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.

На правовую психологию населения г. Николаевска-на-Амуре (впрочем как и к населения многих провинциальных городков) в разной степени оказывают влияние такие психологические факторы как: отношения к праву (его принципам, институтам и нормам); оценочные отношения к правовому поведению людей; к правоохранительным органам и их деятельности; к собственному правовому поведению (правовая самооценка).

Как оказывающие сильное положительное влияние, можно выделить следующие факторы:

- внутренние (моральные) начала;

- прочность института семьи.

Отрицательное влияние оказывают:

- реальные условия жизнедеятельности;

- правовые установки личности или общества в целом;

- материальные потребности;

- господствующий образ жизни;

- степень удовлетворенности господствующим образом жизни.

Чтобы улучшить работу правоохранительных органов района (и не только), с целью ускорения изменений в правовой психологии населения, повышения уровня его развития и уровня правовой культуры, необходимо развивать реформы по превращению России в правовое государство, создать условия, при которых уровень доверия к судебной системе в целом и к правоохранительным органам в частности будет расти. Необходимо найти и закрепить в праве меру сочетания социальных гарантий личности и свободы личной инициативы, с тем, чтобы двигаться по пути повышения уровня юридической грамотности населения, а, следовательно, к качественному улучшению его правовой культуры.

Задание 3

В одной из колоний произошло чрезвычайное происшествие, связанное с сожжением трех осужденных. При проведении расследования установлено, что однажды в конце рабочего дня осужденному земляческой группы «А», пользующемуся определенным авторитетом, стало известно, что у осужденных другой земляческой группировки «Б» имеются спиртные напитки. Осужденный попросил эти напитки для своей группы, а когда ему отказали, избил отказчика. Пострадавший рассказал о случившемся своим землякам, и те направились на поиски обидчика. Тот был обнаружен на производственном участке беседующим в группе своих земляков «А», которая по количеству не превышала 10 человек. Группа пришедших «Б» была значительно больше по численности, и они сразу приступили к драке. Основная масса группы «А» мгновенно разбежалась, а трое спрятались в бокс и забаррикадировались за железными дверями. Разъяренная неуспехом масса пришедших попыталась выломать двери, но безуспешно. Тогда они слили горючее из транспортных средств, выплеснули его в бокс и подожгли. В результате трое осужденных сгорели.

Вопросы:

Как Вы считаете, может ли описанное выше чрезвычайное происшествие в колонии быть объяснено закономерностями и механизмами функционирующей в месте лишения свободы криминальной субкультуры? Или это особый случай?

Какими конкретно признаками описанного случая можно обосновать Ваше мнение.

Ответ:

В современных условиях система органов, обеспечивающих реализацию судебных приговоров в части отбытия наказания и перевоспитания преступников, явно не соответствует тем требованиям, которые к ней предъявляет общество. С одной стороны, в структуре коллектива заключенных нередко преобладают криминальные, «воровские» традиции преступного мира, которые оказывают жесткое отрицательное воздействие на процесс ресоциализации отдельной личности, человека, лишенного свободы. С другой стороны, администрация мест лишения свободы, и в том числе ее воспитательский корпус, не обладает достаточной психолого-педагогической культурой, гуманным отношением к заключенным, и это приводит нередко к формальным мерам и формальной организации процесса отбытия наказания, превращая этот процесс в школу приобретения преступных навыков и традиций и способствуя дальнейшей деформации личности заключенного.

Нахождение в местах лишения свободы зачастую не только разрушает сложившуюся ранее систему отношений человека с людьми, но и подталкивает осужденных к поиску друзей, единомышленников в целях преодоления чувства одиночества и дефицита в общении. В итоге на основе общности интересов, по схожести судеб, профессионального, криминального опыта или национальному признаку в исправительном учреждении образуются неформальные малые группы осужденных. Они имеют разную численность, устойчивость и направленность по отношению к целям исправительного учреждения и общим требованиям жизни в коллективе осужденных.

Все сказанное нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций между малыми группами (в нашем случае землячествами), особенно в условиях, когда они борются за влияние в среде осужденных, за занятие ключевых позиций в криминальной иерархии конкретного места отбытия наказания (порой с прицелом приобретения определенного положения и на воле). И в этом смысле, чрезмерная жестокость, вплоть до лишения «противника» жизни - непременное условие исхода криминальных «разборок».

Пенитенциарная практика показывает, что именно конфликтные ситуации представляют наибольшую угрозу жизненно важным интересам осужденных, когда культивируются образцы поведения зачастую противоположные тем нормам и ценностям, которыми руководствуются законопослушные граждане.

Задание 4

1. Представьте, что Вам поручено руководством изучить социально-психологические предпосылки тенденций корыстной преступности среди населения Вашего района (города, области, республики). Для этого Вам надо разработать опросный лист. В нем, в частности, следует предусмотреть вопросы для изучения правовых позиций ожиданий опрашиваемых. Ниже приведен примерный перечень их.

Задание:

Сформулируйте для каждого вопроса варианты возможных ответов (от трех до пяти), которые должны выражать различные виды позиций и ожиданий граждан. Вопросы к опрашиваемым таковы.

1. Для какой, на Ваш взгляд, части лиц, проживающих в Вашем районе (городе, области, республике) приемлемо использование незаконного (уголовно наказуемого) способа обеспечения материального достатка?

а) лица, стесненные в средствах для существования;

б) лица, пользующиеся своим положением в корыстных целях;

в) лица, не желающие становиться на путь исправления имеющие криминальное прошлое;

г) основная масса жителей города и района.

2. Как, по Вашему мнению, изменяется в нынешнее время такая позиция людей?

а) изменяется в положительную сторону;

б) изменяется в положительную сторону только при условии ужесточения санкций за совершение противоправного деяния;

в) изменяется в положительную сторону у части лиц, способных изменить свое материальное положение не преступая закон;

г) не изменяется ни при каких условиях.

3. Какую позицию в отношении преступного способа обеспечения материального достатка занимает большая часть людей, имеющих примерно Ваши возраст и социальное положение?

а) к подобному способу относятся негативно и не применяют его;

б) могут преступить закон в незначительной мере и только при кардинальном ухудшении своего материального положения;

Информация о работе Задачи по "Юридической психологии"