Задачи общей психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:28, контрольная работа

Описание работы

Знаменательно, что с той  же мысли начинает свой трактат "О  душе" выдающийся древнегреческий  философ Аристотель. Он считает, что  среди прочих знаний исследованию о  душе следует отвести одно из первых мест, так как "оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном". 
Психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.  
Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.






1. Введение
Что такое психология, и каково её значение? – этот вопрос обсуждается веками. Разные точки зрения были высказаны за многие столетия, разные выводы были сделаны. Сотни величайших умов дискутировали на эту тему. От античности до наших дней этот вопрос не оставлял равнодушными многих людей. Психология - это качественно новая наука, кардинально отличающаяся от нашего привычного представления о науке как таковой. Для начала я хотел бы процитировать слова Юлии Борисовны Гиппенрейтер, так точно описавшей ту науку – о которой далее пойдёт речь, я считаю, что она очень точно подчеркнула значение и важность психологии как науки, и ту важность результатов, которые достигаются путем познания человеком самого себя, своей психики и своей сущности.
Психология - это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это "свойство высокоорганизованной материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.
Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат "О душе" выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как "оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном".
Психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.
Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.
Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто - значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять.
Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.
Историческая справка: Психология как официальная наука существует с 1879 года. В этот год в Лейпциге, Вильгельмом Вундтом была основана первая лаборатория экспериментальной психологии.

Содержание

1. Введение.
2. Сущность общей психологии как науки.
3. Методы исследования в общей психологии.
4. Современное состояние исследования общей психологии как науки.
5. Вывод.
6. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Контрольная По Общей Психологии №1.docx

— 45.33 Кб (Скачать)

Необходимость абсолютно  точного соблюдения инструкции и  использования однотипных материалов диагностического обследования налагает еще одно существенное ограничение  на широкое использование диагностических  методов в большинстве прикладных областях психологической науки. В  силу этого ограничения достаточно квалифицированное проведение диагностического обследования требует от исследователя  специальной (психологической) подготовки, владения не только материалом и инструкцией  применяемой тестовой методики, но и способами научного анализа  полученных данных.

Основным недостатком  большинства диагностических методик  является осознание испытуемым искусственной  ситуации обследования, которое часто  приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда - стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента. Данный недостаток диагностических методик требует тщательного подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к испытуемому, и с психологическим наблюдением за особенностями поведения испытуемых в ходе эксперимента.

Достоинство диагностических  методов состоит в очень широком  спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью  данных методов - от исследования степени  овладения дошкольниками различными персептивными и мыслительными  действиями и некоторыми предпосылками  формирования операционально-технической  стороны учебной деятельности и  выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутри коллективных отношений.

Итак, отличие диагностических  методов от методов не экспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его. Общей особенностью этих двух классов исследовательских методов является то, что они не дают возможности исследователю проникнуть за изучаемое явление, не вскрывают закономерности его изменения и развития, не объясняют его.

3. Экспериментальные методы.

В отличие от не экспериментальных  и диагностических методов "психологический  эксперимент" предполагает возможность  активного вмешательства исследователя  в деятельность испытуемого с  целью создания условий, отчетливо  выявляющих психологический факт. Специфика  экспериментальных методов состоит таким образом в том, что они предполагают:

а) Организацию специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых

б) Изменение этих условий в ходе исследования

Вместе с тем экспериментальные  методы предполагают использование  не экспериментальных, диагностических методов и непосредственно включают их в себя в качестве своих естественных моментов.

 

В психологии существуют три  типа собственно экспериментального метода:

      1. Естественный (полевой) эксперимент

      2. Моделирующий эксперимент

      3. Лабораторный эксперимент

1. Естественный (полевой)  эксперимент, как говорит само название этого метода, наиболее приближен к не экспериментальным исследовательским методам. Условия, используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи не экспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.

Достоинства естественного (полевого) эксперимента являются следствием его органической включенности в  условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого  метода относятся сложность подбора  контрастных естественных условий  и, в частности, все недостатки тех  не экспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных.

2. Моделирующий эксперимент.  При проведении моделирующего  эксперимента испытуемый действует  по инструкции экспериментатора  и знает, что участвует в  эксперименте в качестве испытуемого.  Характерной особенностью эксперимента  данного типа является то, что  поведение испытуемых в экспериментальной  ситуации моделирует (воспроизводит)  на разных уровнях абстракции  вполне типичные для жизненных  ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей,  выполнение различных интеллектуальных  и практических действий и  т.д. Моделирующий эксперимент  позволяет решать самые разнообразные  исследовательские задачи.

3. Лабораторный эксперимент  - особый тип экспериментального  метода - предполагает проведение  исследований в психологической  лаборатории, оснащенной специальными  приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует предмету психологического исследования.

4. Формирующие методы.

Все описанные выше исследовательские  методы (не экспериментальные, диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером: описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития.

Использование всех этих методов  не предполагает задачи существенного  изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая принципиально  новая исследовательская цель требует  применения особых, формирующих методов.

К формирующим исследовательским  методам в психологии относятся  различные разновидности так  называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей.

Виды социальных экспериментов:

     Преобразующий эксперимент

     Психолого-педагогический эксперимент

     Формирующий  эксперимент

     Экспериментально-генетический метод

     Метод поэтапного формирования и т.п.

Использование формирующих  исследовательских методов связано  с перестройкой определенных характеристик  учебно-воспитательного процесса и  выявлением влияния этой перестройки  на возрастные, интеллектуальные и  характерологические особенности  испытуемых. По существу, данный исследовательский  метод выступает в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для использования  всех других методов психологии.

Формирующий эксперимент  часто используется в целях сопоставления  влияния различных обучающих  программ на психическое развитие испытуемых.

Формирующий эксперимент - это массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив)

Длительный, пролонгированный эксперимент - эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях)

Эксперимент комплексный - требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать.

Таким образом, формирующий  эксперимент является существенной перестройкой психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и характерологических особенностей испытуемых. Именно в силу своих характеристик данный тип исследовательских методов различных отраслей психологии выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает новые психологические особенности испытуемых. Поэтому формирующие и обучающие эксперименты входят в особую категорию методов психологического исследования и воздействия. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

 

Итак, развитие методического  арсенала современной психологии заключается  в особой консолидации всех исследовательских  методов, результатом которой является образование нового комплекса исследовательских  методов - формирующего эксперимента.

 

 

4. Современное состояние исследования общей психологии как науки.

     Современное состояние общей  психологии в основном заключает  в себе дальнейшее развитие тех теоретических концепций, которые сложились во времена открытого кризиса, при этом сформировавшиеся ранее теоретические направления подвергаются существенной ревизии, их категориальный аппарат пересматривается и обогащается. 

     Другой тенденцией развития современной психологии является эклектический подход, который реализуется, прежде всего, в попытке соединения элементов, понятий, методов, теоретических конструктов ранее несовместимых направлений.

     Разногласия между основными научными школами, которые представлялись непреодолимыми в середине XX в., сегодня являются не столь очевидными. По мере расширения знаний о природе человеческой психики больший акцент делается на взаимное обогащение разных теоретических концепций понятиями и методами друг друга.

     Появляются новые оригинальные теоретические концепции. Так, в начале 1960-х гг. признание и большое влияние приобрела гуманистическая психология, названная «третьей силой» западной психологии (вслед за утратившими свою силу психоанализом и бихевиоризмом). Гуманистическая психология объединяет разные научные школы, имеющие общую стратегическую платформу. Гуманистическая психология противопоставляет себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критикуется ею за механистичность подхода к человеку, а с другой стороны, психоанализу, полностью определяющему психическую жизнь влечениями и комплексами.

     В середине 1960-х гг. в США возникло еще одно направление, получившее название «когнитивная психология». Сегодня это одно из самых влиятельных направлений западной психологии. Оно появилось как альтернатива бихевиоризму, который исключал психический компонент из анализа поведения, игнорировал познавательные процессы. Основным методом когнитивной психологии является информационный подход, в рамках которого разрабатываются модели приема и переработки информации человеком.

     Таким образом, современное состояние психологии представляет собой множественность взглядов на природу человеческой психики и ее развитие. Эта вариативность научных школ и направлений исторически обусловлена и представляет собой результат поисков многими мыслителями в течение нескольких тысячелетий ответов на вопросы о сущности человека и факторах, определяющих его поведение и развитие.

 

5. Вывод

     Основные принципы психологической науки - это, прежде всего конкретные факты психической жизни. Научная психология не может ограничиться описанием психологического факта, его необходимо объяснить, т.е. раскрыть законы, которым эти факты и явления подчиняются. Основная цель любой науки состоит в том, чтобы вскрыть объективные законы, которым подчиняются изучаемые ею процессы и явления. Именно этой цели подчинены теоретические и экспериментальные исследования. Научное познание состоит в раскрытии существенных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей (отношений) между явлениями. Строго научный подход требует не только выявить объективный закон, но и очертить сферу его действия, а также условия, в которых он лишь и может действовать. Задача выявления законов психики, раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы квалифицировать как закономерные, принадлежит в науке к числу сложнейших и эта важнейшая роль отводится общей психологии, как теоретической базе знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Список литературы и источников

1. Маклаков А.Г. Общая психология – С. 12-38.

2. Выготский Л. С. Причины кризиса в психологической науке (Хрестоматия, Введение)

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общее представление о психологии как науке (Хрестоматия, Введение)

4. Гинецинский  В.И.  Пропевдический курс общей психологии. Главы: 1,2,3 (Хрестоматия, Монографии)

5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 Экзаменационных ответов по психологии, I. Введение в психологию (http://psylib.org.ua/books/stolsam/txt01.htm)

6. ВикипедиЯ Свободная энциклопедия, Общая психология (http://ru.wikipedia.org/wiki/Общая_психология)

7. Ждан А.Н. История психологии от античности к современности – С. 512.

8. Петухов В. В., Столин В. В. Психология – С. 5-11, 18-21.

9. Mnogotayn.ru Методы исследования в психологии (http://mnogotayn.ru/vvedenie/str_2011-04-08-metodi-psihologii.html)

10. Ю.М. Войтина Шпаргалка по общей психологии гл. 1-2,5-6,10-15 Либрусек (http://lib.rus.ec/b/204539/read#t1)

 

 


Информация о работе Задачи общей психологии