Задачи общей психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:28, контрольная работа

Описание работы

Знаменательно, что с той  же мысли начинает свой трактат "О  душе" выдающийся древнегреческий  философ Аристотель. Он считает, что  среди прочих знаний исследованию о  душе следует отвести одно из первых мест, так как "оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном". 
Психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.  
Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.






1. Введение
Что такое психология, и каково её значение? – этот вопрос обсуждается веками. Разные точки зрения были высказаны за многие столетия, разные выводы были сделаны. Сотни величайших умов дискутировали на эту тему. От античности до наших дней этот вопрос не оставлял равнодушными многих людей. Психология - это качественно новая наука, кардинально отличающаяся от нашего привычного представления о науке как таковой. Для начала я хотел бы процитировать слова Юлии Борисовны Гиппенрейтер, так точно описавшей ту науку – о которой далее пойдёт речь, я считаю, что она очень точно подчеркнула значение и важность психологии как науки, и ту важность результатов, которые достигаются путем познания человеком самого себя, своей психики и своей сущности.
Психология - это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это "свойство высокоорганизованной материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.
Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат "О душе" выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как "оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном".
Психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.
Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.
Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто - значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять.
Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.
Историческая справка: Психология как официальная наука существует с 1879 года. В этот год в Лейпциге, Вильгельмом Вундтом была основана первая лаборатория экспериментальной психологии.

Содержание

1. Введение.
2. Сущность общей психологии как науки.
3. Методы исследования в общей психологии.
4. Современное состояние исследования общей психологии как науки.
5. Вывод.
6. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Контрольная По Общей Психологии №1.docx

— 45.33 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

психолого-педагогический факультет

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Общая психология

Тема: Задачи общей психологии

 

 

                                                                             Выполнил студент группы П12з:

Гавриленко  Тимур Владимирович

Проверил преподаватель:

Моисеев Вячеслав Юрьевич

Дата  сдачи контрольной работы на проверку: _______________

Проверка  контрольной работы

Дата регистрации работы в Деканате СГГУ

 

Дата передачи работы на проверку преподавателю

 

 

 

К.р. №1

Отметка о зачете и оценка

 

Подпись преподавателя

 

 

 

Севастополь

2012

Оглавление:

 

  1. Введение.
  2. Сущность общей психологии как науки.
  3. Методы исследования в общей психологии.
  4. Современное состояние исследования общей психологии как науки.
  5. Вывод.
  6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Что такое психология, и каково её значение? – этот вопрос обсуждается веками. Разные точки зрения были высказаны за многие столетия, разные выводы были сделаны. Сотни величайших умов дискутировали на эту тему. От античности до наших дней этот вопрос не оставлял равнодушными многих людей. Психология - это качественно новая наука, кардинально отличающаяся от нашего привычного представления о науке как таковой. Для начала я хотел бы процитировать слова Юлии Борисовны Гиппенрейтер, так точно описавшей ту науку – о которой далее пойдёт речь, я считаю, что она очень точно подчеркнула значение и важность психологии как науки, и ту важность результатов, которые достигаются путем познания человеком самого себя, своей психики и своей сущности.

Психология - это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это "свойство высокоорганизованной материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Знаменательно, что с той  же мысли начинает свой трактат "О  душе" выдающийся древнегреческий  философ Аристотель. Он считает, что  среди прочих знаний исследованию о  душе следует отвести одно из первых мест, так как "оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном". 
Психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.  
Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии должны стать  не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать  нечто - значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять.

Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Историческая  справка: Психология как официальная наука существует с 1879 года. В этот год в Лейпциге, Вильгельмом Вундтом была основана первая лаборатория экспериментальной психологии.

2. Сущность общей психологии как науки

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных  психологических закономерностей (психических  процессов, психологических свойств  личности и психологических особенностей деятельности человека).

Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.

При этом психология ставит перед собой следующие взаимно  связанные задачи:

1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических  процессов, как отражений объективной действительности.

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических  механизмов, лежащих в основе  психических процессов, поскольку  без знания механизмов высшей  нервной деятельности нельзя  ни правильно понять существо  психических процессов, ни овладеть  практическими средствами их  формирования и развития.

Общая психология имеет большое  теоретическое значение, так как  она призвана раскрыть свойства, особенности  и закономерности психики и человеческого  сознания.

 

Общая психология - раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии.

Задачи общей психологии - исследование психических явлений. 
Задачи общей психологии определяются основными направлениями ее исследования и развития, а также теми целями, которые ставит перед собой эта отрасль знаний.

 

Общая психология изучает следующие психические  процессы:

Ощущение – простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Восприятие –  познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. 

Представление –  процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

Память – способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

Мышление – высший этап обработки информации, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Воля – свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Мотивация – динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Эмоции – эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

 

Общая психология –  это фундамент всей психологической  науки, который обеспечивает правильное понимание и осмысление особенностей и закономерностей формирования, развития и функционирование психики, поведения и деятельности людей независимо от того, кто они и чем занимаются. 

3. Методы исследования в общей психологии. 
Этому разделу я отведу очень большое место в своей работе, так как методам получения информации, обобщению информации и систематизация подходов - это основной способ научного познания психических явлений и процессов, а собственно это та основная задача, которая отведена общей психологии.

Всякая наука  основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы, устанавливает  законы в той области деятельности, которую изучает.

Рассмотрим методы психологии исходя из четырех основных позиций:

1. Не экспериментальные психологические методы

2. Диагностические методы

3. Экспериментальные методы

4. Формирующие методы

1. Не экспериментальные методы.

 Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.

Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом.

Различают несистематическое  и систематическое наблюдение:

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует корреляционному исследованию (о нем речь пойдет далее).

Различают сплошное и выборочное наблюдение:

Сплошное  наблюдение - исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

Выборочное наблюдение - исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.

Наблюдение может проводиться  непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств  фиксации результатов. К числу их относятся: аудио, фото и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.

Фиксация результатов  наблюдения может производиться  в процессе наблюдения либо отсрочено  по времени. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, например, при исследовании "закрытых групп" (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.) внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним.

2. Диагностические методы.

К диагностическим исследовательским  методам относятся различные  тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю  давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные  уровни развития психологических свойств  и характеристик испытуемых.

 Тест - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Использование определенных и конкретных тестов в психологии наиболее отчетливо проявляет общие  теоретические установки исследователя  и всего исследования. Так, в зарубежной психологии тестовые исследования понимаются обычно как средство выявления и  измерения врожденных интеллектуальных и характерологических особенностей испытуемых. В отечественной психологии различные диагностические методы рассматриваются в качестве средств определения наличного уровня развития психологических особенностей. Именно потому, что результаты любых тестирований характеризуют наличный и сравнительный уровень психического развития человека, обусловленный влиянием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом испытании, результаты диагностического испытания не могут и не должны соотноситься с возможностями человека, с особенностями его дальнейшего развития, т.е. эти результаты не имеют прогностического значения. Не могут эти результаты послужить основанием и для принятия тех или иных психолого-педагогических мер.

Информация о работе Задачи общей психологии