Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:17, контрольная работа
Память впервые привлекла внимание исследователей, когда психология еще не выделилась в самостоятельную науку. Ею интересовались Аристотель и Платон, Блаженный Августин и Фома Аквинский, Юм и Гартли. В настоящее время пользуются популярностью несколько теорий забывания, хотя ни одна из них не может исчерпывающе ответить на вопрос, почему оно происходит.
Воспитание
памяти
Всякий человек
хотел бы иметь возможно лучшую память.
Это желание вполне естественно,
но, чтобы осуществить его, необходимо
отдать себе ясный отчёт в том,
что разумеется под хорошей памятью.
Наличие исключительно сильной способности
механического запоминания не является
ещё само по себе очень ценным свойством.
В научной литературе описано много случаев,
доказывающих это положение.
Один человек обладал настолько сильной
механической слуховой памятью, что, не
понимая ни одного слова по-латыни, мог
безошибочно повторить 30 строк латинских
стихов, однажды прослушав их. Это не мешало
ему, однако, проявлять в жизни чрезвычайно
плохую память; он постоянно забывал половину
даваемых ему поручений, а в остальных
делал ряд ошибок. Другой человек отличался
такой исключительной зрительной памятью,
что запоминал слово в слово целую страницу
газетного текста, после того как прочитывал
её всего один раз. Но он сильно тяготился
этой способностью и говорил, что, когда
ему надо вспомнить какую-нибудь одну
мысль или один факт из прочитанного, он
вынужден мысленно пробегать весь текст
с самого начала.
Эти случаи говорят об исключительном
механическом запоминании при неразвитости
смыслового запоминания. Хорошей же памятью
является высоко развитое смысловое запоминание,
лишь опирающееся на помощь механического.
В биографиях многих выдающихся людей
отмечается их замечательная память. Психологический
анализ показывает, что в большинстве
этих случаев дело идёт не о каких-либо
способностях механического запоминания,
а об исключительном развитии запоминания
смыслового. Чем же определяется развитие
смыслового запоминания?
Во-первых, тем, на что направлена психическая
жизнь человека, каковы его интересы. Смысловое
запоминание, как мы знаем, характеризуется
тем, что человек запоминает не всё в равной
мере, а по преимуществу то, что для него
существенно, нужно, интересно. Понятно
поэтому, что чем шире, разнообразнее и
содержательнее интересы человека, тем
богаче и содержательнее будут «запасы»
его памяти. Что человек помнит, в значительной
степени зависит от того, чем он интересуется.
Все, знавшие Я. М. Свердлова, изумлялись
его феноменальной памяти на имена, на
лиц, на даты, на всё, так или иначе связанное
с личностью и деятельностью партийных
работников. «Его голова,— вспоминает
Ярославский,— была своего рода учётно-распределительным
отделом, она хранила в своей памяти образы
тысяч подпольных работников, и она же
фиксировала, закрепляла образы тысяч
новых работников, пришедших к нам в дни
революции».
Свердлов и по своей одарённости, и по
основному направлению своей работы был
замечательным организатором. «Организатор
до мозга костей,— писал о нём И. В. Сталин,—
организатор по натуре, по навыкам, по
революционному воспитанию, по чутью,
организатор всей своей кипучей деятельностью,—
такова фигура Я. М. Свердлова». Легко понять,
что для Свердлова, как для организатора,
все данные, характеризующие каждого отдельного
работника, имели первостепенный интерес.
На этой основе могла развиться и его исключительная
память.
Во-вторых, развитие смыслового запоминания
определяется общим умственным развитием
человека. Кто имеет большие и разносторонние
знания, легко найдёт много смысловых
связей для того нового материала, который
ему надо запомнить. Человек, умеющий мыслить,
глубже поймёт подлежащий запоминанию
материал, а понимание, как мы знаем,—
основное условие развития смыслового
запоминания. Обычно думают: чем лучше
память у человека, тем больше он может
иметь знаний. Это, конечно, верно. Но не
надо забывать и обратной зависимости:
чем больше у человека знаний, тем лучше
становится у него память в соответствующих
областях.
В-третьих, организованность в запоминании
является важнейшим условием развития
памяти. Нужно стремиться к системе знаний,
а не к простому накоплению фактов.
Организованность при запоминании предполагает
привычку к смысловой группировке того,
что заучивается. Нередко, при недостаточной
последовательности и систематичности
заучиваемого материала, при трудностях
понимания, смысловая группировка достигается
не сразу и требует немалых усилий. Но
эта затрата усилий будет полностью оправдана.
Порядок и система при запоминании в высокой
мере содействуют прочности сохранения
в памяти. В свою очередь, организованность
материала, сохраняемого в памяти, содействует
быстроте и точности воспроизведения.
Каждый, кто хочет развить свою память,
должен приучать себя к систематичности
и организованности при запоминании и
воспроизведении.
Наконец, развитие памяти достигается
путём овладения теми приёмами запоминания,
припоминания и борьбу с забыванием. Чтобы
развить свою память, нужно постоянно
воспитывать в себе уменье запоминать,
удерживать в памяти и припоминать.
Вопросы для повторения
1. Что такое память?
2. Что называют законом ассоциации?
3. В чём заключается физиологическая основа
ассоциации?
4. Что является основным условием механического
и что — смыслового запоминания?
5. Какое значение имеет механическое и
смысловое запоминание в жизни человека?
6. Перечислите условия успешности заучивания.
7. Из каких этапов состоит процесс осмысленного
заучивания текста?
8. Перечислите важнейшие способы борьбы
с забыванием.
9. Укажите причины непреднамеренного
воспроизведения.
10. Какими приёмами можно пользоваться
в процессе припоминания?
11. Перечислите важнейшие отличия представлений
от восприятий.
12. Перечислите типы памяти.
13. Дайте характеристику образной и словесно-логической
памяти.
14. Перечислите важнейшие качества памяти.
15. Перечислите условия, от которых зависит
развитие памяти.
Существуют
некоторые механизмы памяти, тесно
связанные с
Ретроактивное торможение – это закономерность памяти, практически непреодолимая даже смысловым оформлением запоминаемого материала. Чем более сходна промежуточная деятельность с первоначальной, тем более сказывается интерферирующее воздействие промежуточной деятельности. Уменьшить забывание, действительно, можно при помощи нахождения личностного смысла запоминания, при специальной деятельности ассоциирования, приводящего к образованию осмысленного и понятного запоминающему образа.
Забывание
оказывается тем более
Как процесс, противоположный сохранению, забывание исследовалось многократно разными учеными различных психологических школ и течений. Наибольший след оставили в теории памяти разработки ассоциативных идей, базировавшихся на признании памяти процессом, не включенным в смысловую сферу личности. А также идеи психоанализа, впервые утвердившего, что забывание связано с желаниями, потребностями и намерениями человека. Фрейдизм открыл страницу понимания памяти как явления, связанного с движущими силами личности человека. Теория деятельности впервые объяснила связь процессов памяти со смыслами человеческой деятельности, раскрыла ее произвольный характер, а также участие сознания в процессах запоминания, сохранения и забывания.
Общепризнанно, что забывание может быть признаком патологии памяти – амнезии, описанной в нескольких формах: ретроградной, антероградной, динамической. Вообще состояние познавательных процессов, в том числе и памяти – это серьезный показатель сохранности личности и интеллекта.
Забывание
можно и нужно предотвращать,
когда речь идет о повышении эффективности
деятельности, значимой для личности.
Для предотвращения забывания как негативного
явления необходимо создание благоприятных
условий для запоминания, учет при запоминании
фундаментальных закономерностей функционирования
памяти, овладение мнемотехническими
приемами, улучшающими запоминание и предотвращающими
забывание.
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жане П. Эволюция памяти и понятия времени // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979;
2.
3. Клацки
Р. Забывание и естественный язык. Хрестоматия
по психологии памяти. – Режим доступа: www.psychology
4. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – Режим доступа: www. psychology.ru;
5. Немов Р. С. Психология. В 3 кн., кн. 1, 2003;
6.
7. Фрейд З. Психология бессознательного. – СПб., 2007;
8. Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений //Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова – М., 1979;
9.
10. http://www.