Забывание и борьба с ним

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:17, контрольная работа

Описание работы

Память впервые привлекла внимание исследователей, когда психология еще не выделилась в самостоятельную науку. Ею интересовались Аристотель и Платон, Блаженный Августин и Фома Аквинский, Юм и Гартли. В настоящее время пользуются популярностью несколько теорий забывания, хотя ни одна из них не может исчерпывающе ответить на вопрос, почему оно происходит.

Работа содержит 1 файл

attachment1.doc

— 107.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Контрольная работа

Забывание и борьба с ним 
 
 

 

Память  впервые привлекла внимание исследователей, когда психология еще не выделилась в самостоятельную науку. Ею интересовались Аристотель и Платон, Блаженный Августин и Фома Аквинский, Юм и Гартли. В  настоящее время пользуются популярностью несколько теорий забывания, хотя ни одна из них не может исчерпывающе ответить на вопрос, почему оно происходит.

     Многочисленные  идеи относительно сохранения, воспроизведения  и забывания впервые были ассоциированы  в ассоциативной теории памяти. Ключевым принципом объяснения динамики процессов памяти стал принцип ассоциации. Основное понятие учения, ассоциацию, можно определить как связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Забывание же объяснялось распадом ассоциаций. Наиболее значительный вклад в исследования забывания в рамках ассоциативной теории внес Г. Эббингауз.

     Экспериментальные исследования Г. Эббингауза, посвященные  изменению памяти во времени, стали и первыми исследованиями забывания. Именно Г. Эббингауз в результате экспериментальных исследований построил «кривую забывания». Материалом для исследования послужили специально изобретенные им бессмысленные слоги – сочетания двух согласных и гласной между ними, образованные так, чтобы они не вызывали смысловых ассоциаций. Г. Эббингауз придумал 2300 таких слогов, составлял из них ряды, которые затем заучивал сам или предлагал заучивать испытуемым. «Кривая забывания» отражает изменения, которые происходят в ассоциационной связи со временем – сначала она круто снижается, что соответствует быстрому забыванию заученного, затем ее падение замедляется и останавливается по истечении месяца на уровне 20% – сбереженный материал. «Мы можем видеть, что сразу после первичного заучивания кривая резко падает, но в дальнейшем темп забывания замедляется и через два дня запоминание удерживается почти на одном уровне, без дальнейших потерь». Классическая «кривая забывания»

      З.Фрейду удалось показать, что забывание  происходит не случайно, оно есть результат вытеснения в сферу бессознательного  тех представлений, которые вступают в конфликт с цензурой, с Я или Сверх-Я, которые не могут находиться в сознании, так как являются травмирующими, мешающими, неприятными.

     Далеко не всё из того, что мы однажды запомнили (намеренно или ненамеренно), навсегда сохраняется в нашей памяти. Многое мы забываем. Забывание — длительный процесс, развивающийся постепенно. Для успешной борьбы с ним нужно принять во внимание следующие основные положения: 
1. Основное средство борьбы с забыванием — повторение. Всякое знание, не закрепляемое повторениями, постепенно забывается. 
2. Забывание начинается вскоре после заучивания и в первое время идёт особенно быстрым темпом. Если сравнить воспроизведение выученного материала через 5 и через 10 дней после заучивания, то окажется, что забывание за первые пять дней больше, чем дополнительное забывание за вторые пять дней. 
3. Повторять выученное следует не тогда, когда оно уже забыто, а пока забывание ещё не началось. По выражению известного русского педагога и психолога Ушинского, надо «укреплять здание», а не «чинить уже развалившееся». Чтобы предотвратить забывание, достаточно беглого повторения, а чтобы восстановить забытое, нужна большая работа. 
Принимая во внимание сказанное во втором и третьем пункте, можно сделать такой вывод: повторять надо спустя сравнительно небольшой промежуток времени после заучивания, так как именно в первый период забывание идёт наиболее быстро. 
Мы сказали, что забывание начинается вскоре после заучивания. Это не значит, однако, что оно всегда начинается сейчас же после заучивания. Опыты показывают, что нередко воспроизведение бывает наиболее полным не тотчас после заучивания, а спустя день, два или даже три дня. За это время выученный материал не только не забывается, а, наоборот, как бы «закрепляется» в памяти. Это явление наблюдается главным образом при заучивании обширного материала. 
С подобным явлением сталкивался И. П. Павлов при проведении своих опытов. Иногда в проводимых им экспериментах достигнутый результат обнаруживался не непосредственно в конце опыта, а позднее. Это явление И. П. Павлов объяснял тем, что при решении трудной задачи возникает утомление соответствующих корковых клеток. Только спустя некоторое время, когда утомление исчезает, нервная система оказывается способной обнаруживать достигнутый результат. Можно полагать, что и указанная особенность воспроизведения объясняется снятием утомления, возникшего в процессе заучивания. 
Отсюда вытекает один практический вывод: не следует думать, что лучше всего можно ответить на экзамене или на уроке то, что выучено непосредственно перед ответом, например в то же утро; более благоприятные условия создаются в том случае, когда выученный материал некоторое время «отлежится». 
Сохранение в памяти заученного материала в очень сильной степени зависит от того, чем мы занимаемся сейчас же после окончания заучивания. 
Последующая деятельность может иногда «стирать» результаты предшествующего ученья. Если я, выучив урок по истории, тотчас же начну учить урок, скажем, по литературе, то этот последний материал может в значительной степени вытеснить из памяти уже усвоенный исторический материал. Это отрицательное действие особенно сильно в том случае, когда дело идёт о сходном материале. 
Отсюда следуют такие практические выводы: 
1. Переходя от заучивания одного материала к заучиванию другого, нужно всегда делать небольшой перерыв (5—10 минут), давая себе в это время полный отдых от всякой умственной работы. 
2. Следует так организовать свои занятия, чтобы в непосредственном соседстве оказывалась работа над возможно менее сходными предметами. Если в течение данного вечера надо заниматься алгеброй, историей и литературой, то с точки зрения продуктивности усвоения порядок: 1) история, 2) алгебра, 3) литература — выгоднее, чем 1) история, 2) литература, 3) алгебра. 
3. Особенно ответственный и трудный материал полезно возобновить в памяти непосредственно перед сном, так как сон даёт самые благоприятные условия для закрепления результатов запоминания. 

Воспроизведение, так же как и запоминание, бывает непреднамеренным и преднамеренным. 
При непреднамеренном воспроизведении те или другие представления, мысли, слова вспоминаются сами собой, без всякого сознательного намерения с нашей стороны. 
Причиной непреднамеренного воспроизведения могут быть ассоциации. Встретив в газете название малоизвестного города, я неожиданно для себя вспоминаю одного своего знакомого. Дело в том, что знакомый этот проживал одно время в данном городе и название последнего тесно связалось для меня с именем этого знакомого. 
Нередко причиной непреднамеренного воспоминания о каком-нибудь предмете является его внешнее или внутреннее сходство с тем, что мы в данный момент воспринимаем. В таких случаях говорят о воспроизведении на основе связей по сходству. Случайная встреча на улице с незнакомым человеком заставляет меня вспомнить о старом товарище, которого я не вспоминал уже много лет; причиной этого является бросившееся мне в глаза сходство между этим товарищем и встретившимся человеком. 
Читая в учебнике психологии литературные примеры, иллюстрирующие особенности протекания тех или иных психических процессов, мы невольно вспоминаем сходные случаи из своей собственной жизни. 
Возможны также ассоциации по противоположности. Например, рассказ или кинокартина про жаркие страны может вызвать воспоминание о недавно прочитанной книге про Арктику. При виде тракторов и комбайнов, работающих на колхозном поле, в нашем сознании может возникнуть образ одинокого пахаря, идущего за сохой. 
При этом ассоциации, связываясь одна с другой, образуют как бы длинные цепи, и поэтому непроизвольные воспоминания могут увести человека очень далеко от восприятия, вызвавшего данные ассоциации. 
Иногда такое воспроизведение осуществляется легко и не требует с нашей стороны никаких усилий. Чтение наизусть хорошо известного стихотворения или рассказа о только что наблюдавшемся нами происшествии — примеры преднамеренного воспроизведения, осуществляющегося без всяких усилий. В других случаях воспроизведение связано с большими или меньшими затруднениями. Нам не удаётся сразу назвать нужную фамилию, вспомнить хронологическую дату или произнести «выскочившую из памяти» строчку стихотворения. Мы должны припомнить их. 
Припоминанием называется сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений и требующее усилий и старания. 
Было бы ошибкой думать, что трудность представляет только запоминание, а припоминание однажды выученного осуществляется само собой. Это совсем не так. Уметь припоминать едва ли многим легче, чем уметь запоминать. И оба эти уменья одинаково важны. Какую пользу извлечёт человек из богатого запаса знаний, если он не умеет в нужную минуту припомнить того немногого из этого запаса знаний, что в данный момент требуется? 
Припоминая, мы пользуемся разнообразными приёмами. Укажем на некоторые из них. 
Большую пользу в процессе припоминания оказывает намеренное использование ассоциаций: мы воспроизводим разного рода обстоятельства, непосредственно связанные с тем, что надо припомнить, в расчёте на то, что они по ассоциации вызовут в сознании забытое. Припоминая, куда мы положили пропавший ключ, мы стараемся возможно отчётливее представить себе, где мы стояли и что делали в тот момент, когда, по нашим предположениям, в последний раз держали его в руках. Припоминая имя и отчество писателя, стараемся представить себе обложку книги с его инициалами, урок в школе, на котором говорилось о нём, и т. д. 
Иногда припоминание может опираться на узнавание. Стараясь, например, припомнить забытое отчество человека, мы быстро произносим его имя в соединении с различными отчествами — «Пётр Александрович», «Пётр Алексеевич», «Пётр Андреевич», «Пётр Антонович», — рассчитывая на то, что, попав случайно на правильное отчество, мы сразу узнаем его, испытав «чувство знакомости». 
Припоминание — сложный и очень активный процесс. Оно требует, с одной стороны, настойчивости и упорства, а с другой, — находчивости, сообразительности, уменья пользоваться разнообразными приёмами. 

Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Представлениями называются образы предметов или явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем. 
В отличие от восприятия, вызываемого непосредственным действием предмета на анализаторы, представления возникают благодаря оживлению ранее образованных временных связей; они могут вызываться по механизму ассоциации. Например, при звуках мелодии в сознании может возникнуть образ (представление) человека, с которым мы вместе слушали эту мелодию. С помощью сигналов второй сигнальной системы (словесные обозначения, описания) мы можем вызывать самые различные образы. Сами же представления и первоисточник их — ощущения — относятся к первой сигнальной системе. 
Представления разделяются на виды, соответствующие видам ощущений. Наряду со зрительными представлениями, играющими главную роль в психической жизни большинства людей, бывают слуховые (попробуйте представить себе какой-нибудь знакомый мотив, звук скрипки, голос какого-нибудь человека, лай собаки), обонятельные (попробуйте представить себе запах сена, керосина, дыма), осязательные (представьте себе прикосновение к мрамору, к бархату; представьте, что вы держите в руке трепещущую 
птицу) и т. д. 
Представления характеризуются прежде всего наглядностью, т. е. прямым сходством с соответствующими предметами. Иметь зрительное представление предмета — это значит внутренне, или мысленно, «видеть» его; иметь слуховое представление какого-либо звука — значит мысленно «слышать» его. Недаром в музыкальной практике способность представлять звучание музыки называется «внутренним слухом». 
Наглядностью представление отличается от других форм знания о предмете. Я могу, например, знать, что такой-то дом двухэтажный, каменный, отделён от улицы решёткой и т. д., и всё же не иметь представления этого дома, т. е. мысленно не «видеть» образа его. Я могу помнить, что у такого-то человека голос низкий и хриплый, и всё же не представлять себе этого голоса, т. е. внутренне его не «слышать». 
Это не значит, однако, что представления ничем не отличаются от восприятий. Психологический анализ показывает следующие важнейшие отличия представлений от восприятий: 
1. Представления обычно бывают значительно бледнее восприятий. 
Попробуйте представить себе лицо кого-либо из хорошо знакомых людей, и вы согласитесь, что этот мысленный образ по яркости и живости не может сравниться с тем образом, который вы имеете в восприятии, т. е. когда вы действительно смотрите на этого человека. 
По степени яркости и живости представлений люди сильно отличаются друг от друга. У одних зрительные представления очень бледны, у других они достигают исключительной яркости. Встречаются люди, которые затрудняются даже понять, что значит «внутренне слышать» звуки, т. е. иметь сколько-нибудь яркое слуховое представление, тогда как некоторые музыканты могут в точности воспроизвести по слуху очень сложное музыкальное произведение, один раз услышав его. 
Та способность, которую называют обычно музыкальным слухом, в значительной мере сводится к способности иметь яркие и точные слуховые представления музыки. Но какова бы ни была в отдельных случаях яркость представлений, всё же и в этих случаях они только приближаются к восприятиям, но никогда не могут вполне сравняться с ними и тем более заменить их. 
2. Представления никогда не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки объектов. 
Обычно в них отражаются только некоторые стороны, некоторые черты предмета. Эта особенность представлений называется фрагментарностью их (от слова «фрагмент» — отрывок). Когда мы стараемся представить себе какое-нибудь хорошо знакомое лицо, мы ясно и отчётливо воспроизводим только отдельные черты, отдельные детали, выступающие на фоне более или менее смутного и неопределённого образа. 
В повести Л. Н. Толстого «Детство» герой повести так описывает сохранившийся у него в памяти образ матери, которую он потерял в детские годы: «Когда я стараюсь вспомнить матушку, мне представляются только её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее.... шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал, но общее выражение ускользает от меня». 
В представлениях, связанных с какой-либо определённой деятельностью, передаются именно те стороны объектов, которые существенны для этой деятельности. Живописцы, например, имеют яркие представления цветов, тогда как у архитекторов зрительные представления часто бесцветны, но зато чётко передают форму предметов. В слуховых представлениях специалиста по языку отчётливо выступает звуковой состав слов, в слуховых представлениях актёра на первый план выдвигаются тембр голоса и интонация, у музыканта же слуховые представления передают, главным образом, мелодию и ритм. 
3. Представления очень неустойчивы и непостоянны. 
Попробуйте вызвать образ какого-нибудь хорошо знакомого предмета и внимательно сосредоточиться на нём. Вы заметите, что через несколько секунд он исчезнет, как бы вы ни старались его удержать, и вам придётся снова сделать усилие, чтобы вызвать его. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы: то одни, то другие детали выступают на передний план. 
Только у лиц, имеющих высокоразвитые представления определённого вида, как, например, у музыкантов — слуховые, у художников — зрительные и т. д., они бывают сравнительно устойчивы и постоянны. 
Представления того или другого вида нередко возникают лишь при наличии в данный момент определённых восприятий. Например, многие люди сомневаются в наличии у них сколько-нибудь живых вкусовых представлений. И действительно, редко кому удаётся произвольно вызвать у себя представление вкуса кислого яблока. Но когда видишь перед собой незрелое яблоко или, ещё лучше, когда видишь, как другой человек ест такое яблоко, нередко возникает очень яркое и живое представление кислого вкуса. Не менее трудно вызвать у себя без всякого внешнего повода представление боли, но оно может возникнуть с очень большой живостью, если увидишь, как другой человек обжёгся или прищемил себе палец. Возникновение представлений сильнейшим образом облегчается, когда оно имеет опору в восприятиях. Некоторые шахматисты отмечают, например, что они не могут сыграть партию в шахматы, совсем не смотря на доску, но могут сыграть её, если им разрешается смотреть на пустую шахматную доску; в этом случае они представляют себе фигуры на определённых местах и могут следить за их передвижением. Не всякий человек, способный хорошо фантазировать за фортепиано, может сочинять музыку без инструмента. Объясняется это тем, что музыкальные образы легче возникают при наличии реального звучания. 
Представления, будучи всегда до известной степени наглядными, уступают, однако, в этом отношении восприятиям. Можно ли на этом основании рассматривать представления только как ослабленные копии восприятий? Нет, нельзя. Представления содержат в себе не только меньше, чем восприятия, но они в известном отношении содержат больше, чем ощущения и восприятия. Они всегда содержат больший элемент обобщения, чем восприятия. Представления — не просто наглядные образы действительности; они всегда в известной мере обобщённые образы действительности. 
Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление лошади вообще, представление стола вообще), но и в представлениях любого индивидуального предмета. Каждый знакомый нам предмет воспринимался нами много раз, и каждое из этих восприятий отличалось от остальных. Свой рабочий стол я видел с разных сторон, с разноге расстояния, при разном освещении и т. п. И всё же, когда я представляю его себе, я имею какой-то один образ, а не много различных образов, соответствующих различным восприятиям. Этот обобщённый образ характеризуется прежде всего тем, что в нём подчёркнуты, даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта и, с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных восприятий. 
Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных восприятий. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различной. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями. Представление, относящееся к целой группе сходных предметов, например представление дерева, всегда будет общим представлением. 

Чтобы охарактеризовать память какого-нибудь человека, недостаточно сказать, что она плохая или хорошая. Известно, что память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохой по отношению к другим. Некоторые люди имеют прекрасную память на числа, но всю жизнь страдают от плохой памяти на лица. Другие, обладая хорошей памятью на лица, испытывают постоянные затруднения с припоминанием имён и фамилий. Третьи с чрезвычайной лёгкостью запоминают стихи, но должны тратить много усилий для запоминания математических формул. Типом памяти называется индивидуальная особенность памяти человека. Наиболее существенное значение имеет различие между образным и словесно-логическим типом памяти. 
Некоторые люди лучше запоминают наглядные образы предметов и событий, другие же запоминают по преимуществу мысли, выраженные в словах. Вспоминая содержание прочитанной книги, люди образного типа памяти мысленно видят перед собой действующих лиц, картины природы, отдельные сцены рассказа, люди же словесно-логического типа памяти прежде всего вспоминают основные мысли книги, наиболее интересные словесные формулировки. 
Самых ярких представителей образного типа памяти можно найти среди деятелей искусства: художников, музыкантов, писателей, актёров, тогда как словесно-логическую память чаще можно встретить среди учёных. 
Много примеров исключительно сильной образной памяти можно найти в биографиях художников. Известный русский художник Н. Н. Ге в своей картине «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее) изобразил комнату одного из петергофских дворцов. «Я в голове, в памяти принёс домой весь фон картины «Пётр I и Алексей»,— писал он впоследствии,— с камином, с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы, со стульями, с полом и с освещением,— я был всего один раз в этой комнате и был умышленно один раз, чтобы не разбить впечатления, которое я вынес». 
Не менее яркие примеры исключительной образной памяти дают биографии музыкантов. Русский композитор Балакирев отличался, по свидетельству современников, «изумительной», «непостижимой» музыкальной памятью. Услышав всего один раз в концерте одно из симфонических (оркестровых) произведений Чайковского, он через два года сумел в точности припомнить его и сыграть автору, который к этому времени успел уже в значительной мере забыть своё произведение. Столь же изумительна была музыкальная память Рахманинова. Однажды к его учителю, Танееву, приехал композитор Глазунов, чтобы сыграть свою новую, только что написанную и никому ещё не известную симфонию. Любивший подшутить, Танеев перед приходом Глазунова спрятал у себя в спальне Рахманинова, тогда ещё ученика консерватории. Через несколько времени после того как Глазунов сыграл симфонию, Танеев привёл Рахманинова. Молодой студент сел за фортепиано и сыграл симфонию Глазунова. Автор был совершенно озадачен, откуда этот молодой студент консерватории мог узнать произведение, рукописи которого он никому ещё не показывал. 
В процессе школьного обучения мы постоянно пользуемся и образной и словесно-логической памятью. Образная память очень тесно связана с воображением. Она может иметь существенное значение в самых разных областях человеческой деятельности. 
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Наши мысли неразрывно связаны с речью; поэтому и воспроизведение мыслей всегда связано с тем или другим речевым выражением. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, выраженные в словах. На этом основании этот тип памяти назван словесно-логическим. 
Словесно-логической памятью человек пользуется постоянно. В учебной работе её роль чрезвычайно велика. Рассматривая в предыдущих параграфах процессы запоминания, сохранения в памяти и воспроизведения, мы имели в виду главным образом словесно-логическую память. 
Физиологической основой различия между образным и словесно-логическим типом памяти являются особенности соотношения двух сигнальных систем. Если деятельность первой сигнальной системы играет значительную роль в запоминании, то имеет место образный тип памяти. Если запоминание и воспроизведение осуществляются преимущественно в деятельности второй сигнальной системы, то имеет место словесно-логический тип памяти. Память многих людей относится к среднему типу, гармонически сочетающему в себе действие обеих сигнальных систем. 
Типы памяти обусловлены не только взаимодействием сигнальных систем (образная и словесно-логическая память), но и тем, какой анализатор является ведущим в запоминании и воспроизведении. В зависимости от роли основных анализаторов тип памяти может быть зрительный, слуховой и двигательный. 
Некоторые люди, чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что запоминается (зрительный тип). Другим для запоминания нужны слуховые восприятия или хотя бы слуховые образы (слуховой тип). Третьи, наконец, для запоминания нуждаются в движениях и в особенности в речевых движениях (двигательный и в частности речедвигательный тип). 
Двигательная память является основой выработки двигательных навыков (письмо, работа на пишущей машинке, игра на 
музыкальных инструментах, управление самолётом и т. п.). Исключительно большое значение имеет двигательная память при занятиях физкультурой и спортом (катанье на коньках, езда на велосипеде, плаванье и т. д.). 
У большинства людей главенствующим является зрительный тип памяти — при запоминании предметов, и речедвигательный — при запоминании словесного материала. 
Представители чистых типов встречаются не часто. У большинства людей смешанный тип памяти. 
Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере зависит от практики заучивания, т. е. от того, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому тип памяти может быть развит благодаря упражнению. Это имеет важное практическое значение: нужно стремиться к тому, чтобы развивать у себя возможно более разносторонний тип памяти. 

В предыдущем параграфе мы говорили о том, что нельзя характеризовать память человека просто как плохую или хорошую, потому что она может быть различной по отношению к разным объектам. Теперь мы должны внести дальнейшее уточнение в этот вопрос. Даже имея в виду определённые объекты, недостаточно ещё сказать про память, что она хорошая или плохая. Она может быть хорошей в одном отношении и плохой в другом. По отношению, например, к историческим фактам память какого-нибудь человека может отличаться большой прочностью сохранения и в то же время быть недостаточно точной. 
Характеризуя память человека, надо различать отдельные качества её. Наиболее важны из них следующие: 
1. Быстрота запоминания. Одному человеку, чтобы запомнить какой-нибудь материал, нужно долго и прилежно работать, тогда как другой запоминает этот же материал очень быстро. Это качество памяти больше всего бросается в глаза, и поэтому многие склонны оценивать память, главным образом, с точки зрения быстроты запоминания. Такая оценка, однако, несправедлива. Быстрота запоминания сама по себе не имеет решающего значения; она приобретает ценность лишь в соединении с другими качествами памяти.  
2. Прочность сохранения. Запомнив что либо, одни люди надолго удерживают это в памяти, другие — быстро забывают («короткая память»). Различия между людьми в этом отношении не меньше, чем в отношении быстроты запоминания. Возможны различные взаимоотношения между этими двумя качествами памяти. Экспериментальные исследования показывают, что большая быстрота запоминания чаще бывает связана с прочным сохранением: кто скоро запоминает, тот и помнит долго. Наблюдаются, однако, и обратные случаи: некоторые из быстро запоминающих людей столь же быстро и забывают, тогда как некоторые медленно заучивающие надолго удерживают в памяти то, что они однажды заучили.  
3. Точность памяти. Она характеризуется отсутствием искажений, пропусков чего-либо существенного и субъективных дополнений. Точность — одно из важнейших качеств памяти, требующее к себе особенного внимания. Если отдать себе ясный отчёт в том, какое значение имеет точность воспроизведения во многих областях жизни, становится ясным, насколько необходимо каждому человеку работать над повышением точности своей памяти. Основное средство для этого — воспитать в себе критическое отношение к собственным воспоминаниям. Надо уметь отличать то, что я помню достоверно, от того, что мне только кажется, отличать подлинное воспроизведение виденного и слышанного от субъективных дополнений, догадок и истолкований. При отсутствии точности воспроизведения все остальные качества памяти теряют большую часть своей ценности. 
4. Готовность памяти. Под этим названием разумеется уменье быстро извлекать из запасов памяти то, что необходимо в данный момент. Некоторые люди, обладая обширными знаниями, не могут, однако, быстро находить ответы на те запросы, которые предъявляет жизнь. Про таких людей говорят: «У них много знаний, но они не умеют ими пользоваться». Без готовности памяти невозможна та черта ума, которую обычно называют «находчивостью». В некоторых профессиях находчивость, уменье быстро извлекать нужный материал из своего запаса знаний, имеет решающее значение; сюда относится деятельность военачальника, лечащего врача, учителя и т. п. 
Готовность памяти зависит, во-первых, от того уменья припоминать, о котором мы говорили на стр. 99, а во-вторых, от систематичности знаний. Только в том случае, если в «запасах памяти» господствует полный порядок и строжайшая система, можно быстро находить в них необходимый материал. Недаром крупные военачальники — люди с исключительно высокой готовностью памяти — особенно подчёркивали необходимость упорядоченности знаний. «Память есть кладовая ума,— говорил Суворов,— но в этой кладовой много перегородок, а потому надобно скорее всё укладывать куда следует». 

Информация о работе Забывание и борьба с ним