З. Фрейд. Стадии психосексуального развития ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:08, реферат

Описание работы

Современным родителям не приходится объяснять, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного ребенка. А как иначе понять его, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком? Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче.

Содержание

Введение 3
1. Стадии психосексуальнлго развития 4
1.1 Оральная стадия развития 6
1.2 Анальная стадия развития 8
1.3 Фаллическая стадия 10
1.4 Латентная стадия 12
1.5 Генитальная стадия 13
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Реферат по психосексологии.docx

— 37.81 Кб (Скачать)

Комплекс Электры - вариант  Эдипова комплекса для девочек - протекает несколько иначе. Первым объектом любви для дочери, так  же, как и для сына, является мать. Фрейд считал, что женщины уже  в детстве испытывают зависть  по отношению к мужчинам оттого, что последние обладают пенисом - олицетворяющим силу, власть, превосходство. Девочка обвиняет мать в собственной  ущербности и бессознательно стремится  обладать отцом, завидуя тому, что  у него есть пенис и что он имеет  любовь матери. Разрешение комплекса  Электры происходит аналогично разрешению Эдипова комплекса. Девочка подавляет  влечение к отцу и начинает идентифицировать себя с матерью. Становясь похожей  на собственную мать, она тем самым  увеличивает вероятность в будущем  найти мужчину, похожего на отца.

Фрейд считал, что травмы в период Эдипова комплекса могут  стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло. Любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Постоянно стремятся доказать себе и окружающим свою мужскую состоятельность. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует страх кастрации.

Женщинам с фиксацией  на этой стадии свойственна склонность к беспорядочным половым связям, постоянное желание флиртовать и  обольщать.

 

 

 

1.4.Латентная стадия.

С 6 до 12 лет сексуальные  бури на время затихают, и энергия  либидо аправляется в более мирное русло. В этот период основное внимание ребенок уделяет социальной активности. Он учится устанавливать дружеские отношения со сверстниками, много времени посвящает освоению школьной программы, активно интересуется спортом, различными видами творчества.

Формируются новые элементы структуры личности ребенка - эго  и супер-эго.

Когда малыш появляется на свет, все его существование подчинено  единственному компоненту личности, которое Фрейд назвал "Оно" (Id). Оно - это наши неосознаваемые желания и инстинкты, которые подчиняются принципу удовольствия. Когда стремление к наслаждению вступает в конфликт с реальностью, из Оно постепенно начинает появляться следующий элемент личности "Я" (Ego). Я - это наши представления о себе, осознаваемая часть личность, которая подчиняется принципу реальности.

Как только социальное окружение  начинает требовать от ребенка соблюдения определенных правил и норм поведения, это приводит к возникновению  последнего, третьего элемента личности - "Сверх-Я" (Super-ego). Сверх-Я - это наш внутренний цензор, строгий судья нашего поведения, наша совесть. На латентной стадии развития все три компонента личности сформированы. Таким образом, на протяжении всего этого периода идет активная подготовка к завершающему этапу психосексуального развития - генитальной стадии.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5.Генитальная стадия.

Начинается с момента  полового созревания, когда происходят соответствующие гормональные и  физиологические изменения в  организме подростка, и развивается  примерно до 18 лет. Символизирует становление  зрелой, взрослой сексуальности, которая  остается с человеком до конца  жизни. В этот момент происходит объединение  сразу всех предыдущих сексуальных  стремлений и эрогенных зон. Теперь целью подростка является нормальное сексуальное общение, достижение которого, как правило, сопряжено с рядом  трудностей. По этой причине на протяжении всего прохождения генитальной  стадии развития могут появляться фиксации на различных предыдущих стадиях. Подросток  как бы регрессирует к более раннему  детству. Фрейд считал, что все  подростки в начале генитального развития проходят гомосексуальный  этап, который, однако, не обязательно  носит ярко выраженный характер, а  может проявляться в простом  стремлении общаться с представителями  своего пола.

Для успешного прохождения  генитальной стадии необходимо занимать активную позицию в решении собственных  проблем, проявлять инициативу и  решительность, отказаться от состояния  детской инфантильности и пассивности. В этом случае у человека формируется  генитальный тип личности, который  в психоанализе считается идеальным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В заключение необходимо добавить, что психоаналитическое учение практически  исключает благополучное прохождение  всех стадий психосексуального развития. Каждый из рассмотренных этапов наполнен противоречиями и страхами, а значит, при всем нашем желании оградить ребенка от травм детства на практике это не представляется возможным. Потому правильнее было бы сказать, что у любого человека существуют фиксации на каждой из перечисленных стадий развития, однако у одного в большей степени преобладает и читается оральный тип личности, у другого - анальный, у третьего - фаллический.

При этом одно не подлежит сомнению: имея представление об особенностях протекания психосексуального развития, мы можем значительно снизить риск получения серьезных травм на той или иной стадии развития, способствовать формированию личности ребенка с минимальным для него ущербом, а значит, сделать его счастливее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. – М., 1986.
  2. Кле М. Психология подростка. – М., 1991.
  3. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж, 1996.
  4. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М., 1996.
  5. Райкрофт Г. Критический словарь психоанализа. – СПб, 1995.
  6. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М., 1994.
  7. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1997.
  8. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. – Самара, 1996.
  9. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992.
  10. Фрейд З. Психоаналитические этюды / Сост. Д.И. Донской, В.Ф. Круглянский. – Минск, 1997.
  11. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.
  12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб, 1997.
  13. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. – М., 1996.
  14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
  15. Эриксон Э. Молодой Лютер. – М., 1996.

 


Информация о работе З. Фрейд. Стадии психосексуального развития ребенка