Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 18:35, реферат
цель этого реферата – определить, как влияют друг на друга язык, образ мышления и сознание человека. Соответственно для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Изучить историю развития человеческого языка и его связь с сознанием.
Описать механизмы, благодаря которым возможны языковая деятельность и процессы мышления.
Описать различные точки зрения на проблему связи языка с мышлением.
ВВЕДЕНИЕ 3
§1. СВЯЗЬ ЯЗЫКА С СОЗНАНИЕМ 4
1.1. Понятия «сознание» и «язык» в психологии 4
1.2. Категория значения и сознание 8
§ 2. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЯЗЫК» И «МЫШЛЕНИЕ» 11
2.1. Теории связи языка с мышлением 11
2.2. Язык и дискурсивное мышление 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ
ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
РОСТОВСКИЙ
ФИЛИАЛ
КАФЕДРА
ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Психология и педагогика»
на тему:
«ЯЗЫК.
СОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИЕ»
Выполнил: студент 1 курса
факультета таможенного дела
Белик С.
С.
Проверил:
Василенко И. С.
Ростов-на-Дону
2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Считается, что из всех живых организмов, населяющих нашу планету только человек способен создать и усвоить сложную систему языка. Именно язык, являясь средством, орудием общения людей между собой, и составляет необходимое условие человеческой речи.
В настоящее время наиболее притягательной для изучения со стороны языкознания, психологии, лингвистики, психолингвистики, логики и прочих наук является тема соотношения языка, человеческого сознания и мышления. Даже не зная законов, по которым осуществляет свою работу мышление, и только примерно догадываясь, как осуществляется наша речевая деятельность, мы нисколько не сомневаемся, что мышление и язык связаны между собой.
Проблема взаимосвязи языка и сознания не является единственной в данной работе, существует еще ряд невыясненных вопросов. Вот один из наиболее актуальных в настоящее время: какой элемент является доминирующим – язык или мышление; мы говорим, потому что так думаем или мы думаем, потому что так говорим.
Итак, цель этого реферата – определить, как влияют друг на друга язык, образ мышления и сознание человека. Соответственно для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
В качестве объектов исследования выступают категории языка, сознания и мышления. Предметом изучения является взаимосвязь этих психологических понятий. Данный реферат разделён на два параграфа: в первом рассматривается язык как качество человеческого сознания, во втором в центре внимания находится связь языка с мышлением. В заключении будут подведены итоги рассмотрения проблемы данного реферата.
§1. СВЯЗЬ ЯЗЫКА С СОЗНАНИЕМ
Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
Исходя из структуры сознания, можно вывести основные его функции:
Рене Декарт понимал сознание как некую неоспоримую субъективную данность человеку его собственных психических переживаний, которую невозможно подвергнуть сомнению. В дальнейшем сознание понимали и как своеобразную сцену, на которой разворачиваются события, переживаемые субъектом (интроспекционисты), и как взаимодействие представлений (И. Гербарт), и как постоянно изменяющийся поток впечатлений (У. Джемс), сводили к нему всю психику в целом и рассматривали его как всего лишь незначительную часть психики, подобную верхушке айсберга. Представители бихевиоризма вовсе исключали сознание из рассмотрения в рамках психологической науки и предлагали рассматривать его как наивную иллюзию, характеризующую обычный житейский опыт.
Сознание можно определять по-разному, можно сужать или расширять это понятие. Но главное в том, что «сознание» есть тот новый термин, который обозначает и своим содержанием описывает новое качество психики, появляющееся на эволюционной лестнице только у человека. Такой несомненной особенностью человека является обладание языком.
В
современной психологической
Мимико-жестикулярные
и звуковые средства взаимного общения
послужили биологической
На сегодняшний момент в мире существует свыше 5000 языков и диалектов, каждый из которых имеет свой словарный фонд и грамматический строй. Слова в языке являются носителями понятий, благодаря чему возможно осмысленное отражение действительности, хранение и передача информации, управление человеческим поведением. Процесс овладения языком оказывает огромное влияние на все стороны психики человека и является условием формирования его сознания.
Язык представляет собой достаточно сложное образование. Всякий язык имеет определённую систему значащих слов, которая называется лексическим составом языка. Кроме того, язык имеет определённую систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также определённый звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.
В психологии выделяются следующие основные функции языка:
Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно и в другое время в соответствующей ситуации). Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности и решения мыслительных задач.
Если язык представляет собой систему знаков и символов, то речь – это процесс пользования языком. Речь представляет собой исторически сложившуюся форму общения людей посредством языка. Речь осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов она изменяет и совершенствует язык (например, под воздействием общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и т.д.).
Итак,
между развитием знаковой системы
как средства отображения категорий отношений
и развитием сознания имеется прямая связь.
Подчёркивая эту связь, Л. С. Выготский
высказал мысль о том, что «речь – коррелят
сознания, а не мышления»2. В этом
высказывании подчёркивается очень важный
момент – речь не является сознанием,
она лишь коррелирует с его содержанием.
Следовательно, чем богаче речь, тем богаче
и содержание сознания. Речь же, в свою
очередь, тем богаче, чем богаче деятельность
и общение в процессе её осуществления.
1.2. Категория значения и сознание
Содержанием сознания, с которым коррелирует речь, является система
значений слов и других знаков. Значение слова – это и есть категория идеальных отношений, образованная посредством знака (слова) и зафиксированная в нём. Формирование значения слова, понятия, соответствующего данному слову, происходит при осуществлении двух одновременно протекающих процессов: процесса общения и процесса обобщения. Необходимо подчеркнуть, что понятие (значение слова) – это идеальное образование, мысль, умственный образ категории реальных объектов. Этот образ состоит из совокупности связей и отношений между признаками или свойствами и между данной и другими категориями объектов, выстроенной в определённую систему.
Используя знак в качестве чувственной опоры для обобщений, человек может, основываясь на договорённости с другими людьми, устанавливать произвольные, а не только данные в чувственном образе отношения между признаками. Именно таким образом он может образовывать категории, которые невозможно образовать без использования знака. Системность связанных между собой признаков в понятии, являющемся одновременно и значением слова, обнаруживается немедленно при всякой попытке определить данное понятие. Что такое, например, «дом»? Это закрытое пространство, образованное стенами, полом, потолком, окнами и крышей. А что такое «стена», «пол», «потолок» и т.д.? И так до бесконечности. Здесь мы видим, что предмет в понятии – это система понятий.
Сознание,
содержанием которого являются значения,
связанные между собой в