Взгляды на сновидения в психоанализе на примере работ З. Фрейда, К.Г. Юнга и А. Адлера

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – подходы к пониманию сновидения в психоанализе.
Цель курсовой работы – изучение теорий сновидения представленных в психоанализе.

Содержание

Введение.
Глава 1. Что такое «бессознательное»?
1.1 Понятие сновидения
1.2 История исследования сновидений
Глава 2. История психоанализа
2.1 Идеи Фрейда
2.2 Теории Юнга
2.3 Теория Адлера
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Тем не менее предвосхищающая, предвидящая функция сновидений, направляющая действия индивида свидетельствует о подготовительной работе спящего в связи с его актуальным затруднением, которая соответствует линии жизни индивида и всегда имеет своей целью самозащиту.[2 стр.43] Адлер отмечает двоякого рода попытки предвосхищения во сне, решения проблемы, подготовки того, к чему стремится сновидец в определённой ситуации. И он пытается осуществить это теми способами, которые соответствуют его личности, его сущности и характеру. Сновидение может представить свершившейся одну из ожидаемых в будущем ситуаций, чтобы в бодрствующем состоянии тайно или явно произвести затем её аранжировку. Таким образом, сновидение, подобно характеру, чувствам, аффекту, нервному симптому, аранжируется конечной целью сны видящего, отмечает Адлер. Как же можно объяснить, что сновидение пытается воздействовать на последующие поступки в будущем, если большинство наших снов кажутся непонятными и часто ничего не значащими?

Адлер пишет, что важность этого возражения столь очевидна, что большинство авторов искало сущность сновидений в этих странных, неупорядоченных, непонятных явлениях, пыталось их объяснить или же, указывая на непостижимость жизни снов, отрицало их значимость. «Шернеру, а из новых авторов Фрейду, прежде всего, принадлежит заслуга в разгадывании тайны сновидений; последний, чтобы подкрепить свою теорию сновидений, согласно которой сон представляет собой, так сказать, погружение в детские, оставшиеся неосуществлёнными сексуальные желания или – в более поздних работах – желание смерти, искал в этих непонятных явлениях тенденциозные искажения, предполагая, что спящий, не сдерживаемый во сне ограничениями культуры, стремится всё-таки удовлетворять в фантазии свои запретные желания. Эта точка зрения оказалась в настоящее время столь же несостоятельной, как и теория сексуальной обусловленности нервных болезней или нашей культурной жизни в целом».

Кажущаяся непонятность сновидений объясняется прежде всего тем обстоятельством, что сновидение не является средством овладения будущей ситуацией, оно представляет собой просто сопутствующее явление, отражение сил, след и доказательство того, что тело и дух предприняли попытку предугадать, заранее предвосхитить ситуацию, чтобы личность спящего смогла справиться с предстоящим затруднительным положением. Если разложить кажущееся непонятным сновидение на его составные части и показать сновидцу, что означает для него каждая отдельная часть, то при некотором старании и проницательности возникнет ощущение, что за сновидением скрываются силы, устремлённые в одном направлении. Это направление проявляется и в остальной жизни человека и определяется его личностным идеалом, теми проблемами и затруднениями, которые были для него особо чувствительны.[1 c.115]

В результате такого рассмотрения, которое, пожалуй, можно назвать художественным, выявляется жизненная линия человека или часть её, мы начинаем видеть его бессознательный жизненный план, в соответствии с которым он стремится справиться с адаптацией к жизни и своей неуверенностью. С помощью средств личного опыта и использования обманчивого символа в сновидении отображаются все переходные моменты предвосхищения, соответствующие заранее поставленной цели, сообразной жизненному стилю индивида. Это приводит нас к дальнейшему пониманию по началу малопонятных частностей в построении сновидений. Сновидение редко даёт такие картины, в которых бы всплывали последние события, образы настоящего – это опять-таки обусловлено особым характером сновидца.

Простота сцен сновидения – по сравнению с запутанными жизненными ситуациями – полностью соответствует попыткам сновидца, устранив сбивающее с толку многообразие различных сил, действующих, в определённой ситуации, найти в ней выход, следуя своей руководящей линии по аналогии с наиболее простыми отношениями. Непонятность сновидения связана с тем, что для защиты от определённых действий используется скрытое в бессознательном, представление о будущем. Внутренняя потребность, являющаяся причиной того, что душевный материал остаётся в бессознательном, столь сильно давит на мысли, образы, слуховые и зрительные восприятия во сне, что они, чтобы не подвергать опасности целостность личности, тоже остаются в бессознательном. То, к чему индивид, в сущности, стремится в силу своего бессознательного личностного идеала, - это господство над своим окружением. Если бы он понял свои сны, говорит Адлер, его честолюбивые помыслы и поступки должны были бы отступить перед критикой со стороны бодрствующего мышления. Но так как действительное его стремление направлено к господству, сон должен быть непонятным. В заключение своей работы Альфред Адлер отмечает, что сновидение представляет собой немаловажное для поведения душевное явление, что оно словно в зеркале, способно отразить процессы и установки, которые нацелены на осуществление в дальнейшем определённых поступков.

 


Заключение

 

Сопоставляя работы трёх вышеперечисленных психологов, можно сделать вывод, о различии их взглядов на сновидение, анализ и толкование снов.

                  Фрейд истолковал сновидения как образное представления желания и объяснил неясность, его цензурными изменениями в вытесненном материале. Для Зигмунда Фрейда сновидение – это всецело осуществление желания, которое всегда связано с событиями, произошедшими незадолго до сна. Причём, он единственный из трёх, кто классифицировал сновидения и изложил чётко процессы, которые способствуют искажению и маскировке снов. И только с помощью ассоциативного метода, пишет Фрейд, можно добиться расшифровки и понять истинный смысл сна.

                  Юнг считал, что толкование сновидений с их символикой требует вдумчивого подхода. То есть когда мы пытаемся понять символ, мы сталкиваемся не только с ним самим, но и с неповторимостью личности, его породившей.

                  У Адлера сновидение имеет предвосхищающую функцию, это как бы попытка предугадать заранее ситуацию. В результате такого рассмотрения, которое, можно назвать художественным, выявляется жизненная линия человека, мы начинаем видеть его бессознательный жизненный план, чтобы в дальнейшем помочь справиться с затруднительной ситуацией, с адаптацией к жизни и своей неуверенностью.

Из всего вышесказанного можно заключить, что исследование снов стало важной частью психоанализа, открывшим доступ к бессознательному; изучая сновидения, мы можем получить наиболее объективное представление об индивидуальных качествах личности. В настоящее время тема «сна как проявление бессознательного» до конца еще не изучена, предстоит провести еще много исследования и вывести немало теорий, чтобы приблизиться к разгадке сновидений.

               Список литературы

сновидение бессознательное

1.             Адлер А. «Практика и теория индивидуальной психологии», («Сны и их толкование»)/ М.: 1995 г.

2.             Адлер А. «Практика и теория индивидуальной психологии»/ 1995 г.

3.             Блок В. «Уровни бодрствования и внимания» («Экспериментальная психология»)/ Под редакцией П. Фресса и Ж. Пиаже: Прогресс, 1970 г.

4.             Брайн Д. «Психология Фрейда и постфрейдисты»/ АСТ, 1997 г.

5.             Вер Г. «Карл Густав Юнг»

6.             Джеймс Р. Льюнс «Энциклопедия сновидений»/Ростов – на – Дону Феникс, 1997 г.

7.             Медреш Е. В. «Тайна сна»/ Харьков1995 г.

8.             Мезенцев В. «Жизнь во сне»/ Знание, 1994 г.

9.             Робертсон Р. «Введение в психологию Юнга» М: 1998 г.

10.        Рохлин Л. Л. «Сон, гипноз, сновидения»

11.        Фрейд З. «Толкование сновидений»/Санкт – Петербург: Алатейя, 1998 г.

12.        Фрейд З. «Психопатологии обыденной жизни» («О сновидении»), Минск: 1998 г.

13.        Фромм Э. «Забытый язык», Ангарск: 1994 г.

14.        Юнг К.Г «Анатомическая психология»/ Мартис, 1997 г.

15.        Юнг К.Г. «Структура психики и процесс индивидуализации», 1996 г.

16.        Юнг К.Г «Психология бессознательного»/ Канон, 1994 г.

17.        Юнг К.Г «Человек и его символы», «Значение, функции и анализ снов», 1997 г.

18.        Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. — Воронеж, 1994.

19.        Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989.

20.         Розин В. Толкование сновидений в теории Фрейда//Наука и религия. №11 1989г. стр.40-42

Размещено на Allbest.ru

 



Информация о работе Взгляды на сновидения в психоанализе на примере работ З. Фрейда, К.Г. Юнга и А. Адлера