Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:05, курсовая работа
Предмет исследования – подходы к пониманию сновидения в психоанализе.
Цель курсовой работы – изучение теорий сновидения представленных в психоанализе.
Введение.
Глава 1. Что такое «бессознательное»?
1.1 Понятие сновидения
1.2 История исследования сновидений
Глава 2. История психоанализа
2.1 Идеи Фрейда
2.2 Теории Юнга
2.3 Теория Адлера
Заключение.
Список используемой литературы.
Стало быть, если передняя комната - это обитель бессознательного, то салон, по сути дела, вместилище предсознательного, и только за ним расположена келья сознательного, где, находясь на задворках салона, сознание выступает в роли наблюдателя.
Одним из таких неосознаваемых психических актов и являются сновидения.
Есть целый ряд теорий сновидений, которые могут пролить нам свет на феномен предвидения и способность человека к данному феномену. Мы рассмотрим основные из них. В наш перечень вошли следующие теории сновидений:
- Психоаналитическая теория З. Фрейда
- Аналитическая психология К.Г.Юнга о сновидениях
- Природа сновидений у Адлера
Рассмотрим более подробно каждую из выделенных теорий.
2.1 Идеи Фрейда
Основатель психоанализа австриец Зигмунд Фрейд предполагал, что сновидения символизируют бессознательные потребности и беспокойства человека. Он утверждал, что общество требует от нас подавлять многие из наших желаний. Мы не можем воздействовать на них и порой вынуждены скрывать их от самих себя. Это нездоровое и подсознательное стремление обрести равновесие, представить свои желания сознательному разуму в виде снов, находя, таким образом, выход подавляемым потребностям. Фрейдовское истолкование снов основано на принципе концепции, что людям свойственно иметь стремления, чувства и желания, которые мотивируют действия, но относительно которых человек не сознателен.
Фрейд назвал такие стремления «бессознательными» и под этим имел в виду, что не только человек не осознает их, а также что могущественный «цензор» защищает нас от осознания их. По многим причинам мы подавляем свои стремления, осознание которых заставило бы нас испытать чувства вины или страха наказания. Однако вытеснение стремлений из сознания не означает, что они перестают существовать. Открытие бессознательных процессов привело Фрейда к выводу, пролившему свет на моральное поведение. Оно позволило объяснить такие ошибки, как забывание или обмолвки. Мотив таких забываний и обмолвок не обязательно чувство страха или вины. «Если кто-то, встретив некое лицо, вместо «Здравствуйте», говорит «До свидания», слетающее у него с языка, он дает выражение своему действительному чувству: он хотел бы немедленно расстаться с лицом, которое только что встретил, или вовсе не хотел бы встречаться с ним». [12 стр.38] Сновидения Фрейд понимал как выражение бессознательных стремлений. Он полагал, что сновидение дает им выражения. Мотивирующими силами жизни в сновидениях являются иррациональные стремления. В состоянии сна пробуждаются к жизни импульсы, чье существование не хотим или не смеем признавать, когда бодрствуем. По мнению Фрейда – все несут внутри себя иррациональные желания, подавленные из-за требований общества, но от которых мы не в силах освободиться. Во время сна сознательный контроль ослабляется, и эти желания возвращаются к жизни и дают знать о себе во снах. Теорию сновидений Фрейд связывает с функцией сна. Сон – это физиологическая потребность, и наш организм старается охранять его, как только может. А если во сне мы испытывали бы сильные иррациональные желания, то были бы встревожены ими и, в конце концов, проснулись. То есть эти желания были бы помехой биологической потребности сохранения сна. Анализ сновидения заключается в том, что в нём отыскивают скрытое содержание, деформированную бессознательную истину, которая таится в каждом сновидении. Чем оно запутаннее, тем больше значимость скрытого содержания для человека. Это явление на языке психоанализа называется сопротивлениями, и они проявляются даже тогда, когда видевший сон отказывается от толкования ночных образов, населяющих его ум. С помощью сопротивлений «бессознательное» устанавливает барьеры для собственной защиты. Они отделяют «бессознательное» от сознательного мира, делают бессознательное неясным или деформируют беспокойные мысли.
Таким образом, Фрейд приходит к допущению, что сущность сновидения – это галлюцинаторное осуществление иррациональных желаний, их функция – сохранения сна.
Так, например, многим лицам при жажде ночью снится, будто они пьют; здесь сновидение стремится устранить раздражение и продлить сон. У других бывают часто такие «удобные» сновидения (сновидение заступает место поступка, который должен был бы быть совершён в жизни) перед пробуждением, когда приближается время вставать, снится, что уже встали и находимся около умывальника или уже в училище, конторе и прочее, где должны быть в определённое время. В ночь перед поездкой куда-либо нередко снится, будто уже приехали к месту назначения; перед походом в театр сновидение нередко предвосхищает – как бы вследствие нетерпения – ожидаемое удовольствие.
Второе допущение Фрейда относительно природы сновидений то, что эти иррациональные желания, которые в сновидениях выглядят как осуществленные, коренятся в нашем детстве, что они были пережиты однажды, когда были детьми, что они продолжают свое существование и возвращаются к жизни во снах. Нередко речь идет об отдельных событиях далекого детства, преданных явному забвению, перекрытых впечатлениями, накопленными в течение ряда лет, которые выражаются в сновидениях. Фрейд иллюстрирует свой тезис многочисленными примерами, среди которых сновидение одного друга, который видел во сне желтого льва и точно описывал его. «Однажды он обнаружил льва из своего сна: это была фарфоровая игрушка, давно заброшенная; его мать ему тогда сказала, что это была самая любимая игрушка его детства. Сам он не помнил эту деталь».
По Фрейду, ребенок имеет много антисоциальных импульсов. Поскольку он лишен физической силы и знаний, чтобы привести их в действия, он безвреден и нет нужды защищаться от его злых замыслов. Но если сфокусировать внимание не столько на практических результатах, сколько на качествах его стремлений, то очевидно, что маленький ребенок – антисоциальное и аморальное существо. Это в первую очередь относится к его сексуальным импульсам. Согласно Фрейду, все сексуальные стремления, которые, когда они проявляются у взрослых, называются извращениями, являются частью нормального сексуального развития ребенка. Малолетний ребенок имеет сильные садистские и мазохистские стремления. Он эксгибиционист, а также маленький вуайерист. Он не способен кого-либо любить, но нарциссичен, любит только себя, исключая всех остальных. Он чрезвычайно ревнив и полон разрушительных импульсов против своих соперников.
Другая причина оценки ребенка лежит в том, что, по Фрейду общество имеет, функцию заставит человека подавить свои аморальные и асоциальные стремления, производя этим подавлением социально ценные черты; эта трансформация зла в добро посредством механизмов, которые Фрейд называл «реактивным образованием» и «сублимацией».
Эта концепция предполагает, что ребенок остается, по существу, аморальным, пока он не контролируется социальными требованиями, но даже этот контроль никогда не уничтожает всю массу этих злых импульсов, которые продолжают жить своей «подпольной» жизнью.
Рассмотрев фрейдовскую теорию, где сны понимаются как галлюцинаторное осуществление иррациональных желаний и особенно сексуальных желаний, происходящих из нашего раннего детства и не полностью трансформированных в реактивных образованиях или сублимациях. Эти желания выражаются как осуществляемые, когда сознательный контроль ослаблен, как в случае сна. Однако если бы можно было переживать осуществление этих иррациональных желаний в сновидениях, они не были бы столь загадочными и удивительными. Чтобы объяснить это явление, Фрейд предположил, что во время сна моральный цензор в нас наполовину также спит. То есть в наше сознание допускаются мысли и фантазии, которые в ином случае полностью исключены. Но цензор спит только наполовину. Он достаточно бодрствует для того, чтобы не дать запретным мыслям возможность проявиться явно и безошибочно. Если функция сновидения – сохранить сон, то иррациональные желания должны быть достаточно замаскированы, чтобы обмануть цензора.
Следовательно, главной характеристикой сновидческого языка является процесс маскировки и искажения иррациональных желаний. Это имеет важное отношение к фрейдовской концепции символизма. Он считает, что главная функция символа – замаскировать и исказить лежащее в его основе желание. В своих работах Фрейд утверждал, что осуществление желаний является смыслом каждого сновидения, т.е. что нет других сновидений, кроме как «сновидений о желаниях».
С точки зрения исполнения желаний сновидения бывают трёх родов:
Сновидения, представляющие не вытесненное желание в незамаскированном виде – таковы сновидения инфантильного типа, реже встречающиеся у взрослых.
Сновидения, выражающие вытесненные желания в замаскированном виде – таково, пожалуй, огромное большинство всех наших сновидений, для понимания которых необходим анализ.
Сновидения, выражающие вытесненные желания, но без или с недостаточной маскировкой их. Эти сновидения постоянно сопровождаются страхом, прерывающим сон; страх выступает здесь вместо искажения сновидения.
После этого заявления, многие поспешили указать Фрейду на ошибочность его теории. Они указывали на то, что очень часто встречаются сновидения с самым неприятным содержанием, весьма далёкие от какого бы то ни было осуществления желаний. Недовольные наблюдатели заметили, что сновидение чаще изображает недовольство, чем удовлетворение. Так почему же сновидения с самым индифферентным содержанием, оказываются после толкования осуществлениями желаний?
Фрейд пишет, что это происходит вследствие искажающей деятельности сновидения, неприятное служит лишь для маскировки приятного и желательного.
Символический язык, для Фрейда, это не язык, который может выражать любые чувства или мысли особым образом, но такой, который выражает определенные примитивные инстинктивные желания.
Символический язык понимается как секретный код, толкование сна – как работа по его дешифровке. Чтобы истолковать сон надо разделить его на несколько частей, и таким образом, уничтожить его полу – логическую последовательность. Затем попытаться ассоциировать с каждым элементом сновидения и заместить части сна мыслями, которые приходят при ассоциации. Если сопоставить эти мысли можно получить новый текст, имеющий внутреннюю согласованность и логику и раскрывающий истинное значение сновидения.
Это истинное сновидение, которое представляет выражение тайных желаний, Фред называет «скрытым сновидением». Искаженная версия сновидения это «явное сновидение», а процесс искажения и маскировки – это «работа сновидения». Главные механизмы, посредствам которых работа сновидения переводит его скрытое содержание в явное, это сгущение, смещение и вторичная обработка. Под сгущением Фрейд имеет в виду то, что явный сон гораздо короче скрытого. Он не включает в себя некоторые элементы скрытого сна, комбинирует фрагменты разнообразных элементов и конденсирует их в один новый элемент в явном сне.
Под смещением Фрейд подразумевает то, что какой-то элемент скрытого сна, часто очень важный, выражается весьма отдаленным элементом в явном сне, который кажется совсем не важным. В результате явный сон часто преподносит действительно важные элементы так, как будто они не имеют особого значения и, таким образом маскируют истинное значение сна. Смещение – один из основных механизмов работы сновидения, а также искажения бессознательных мыслей и желаний в других явных формах психической жизни, заключается в смещении акцента с главного на второстепенное. В результате смещения, наблюдается также замещение психического напряжения, значимости и эффективной наполненности мыслей живостью образов. Чем темнее и спутаннее сновидение, тем большее участие в его создании можно приписать процессу смещения.
Под вторичной обработкой Фрейд понимает часть работы сновидения, завершающую процесс маскировки. Проблемы явного сна заполняются, несообразности исправляются, в результате чего он принимает форму логичной, содержательной истории.
Также Фрейд упоминает два других фактора, затрудняющих понимание снов и дополняющих искажающую функцию работы сновидения. Один из них – то, что элементы сна часто символизируют свою противоположность. Другой фактор – что явный сон не выражает логических связей между своими разнообразными элементами. Каждый элемент сновидения в избытке определяется скрытыми мыслями сновидения и обязан своим происхождением не одному элементу этих мыслей, а целому ряду их; однако последние не тесно связаны между собой, а относятся к различным областям переплетения мыслей. В содержании сновидения каждый элемент является по существу выражением всего этого разнообразного материала. Каждая скрытая мысль сновидения выражается обыкновенно не одним, а несколькими элементами сновидения; ассоциативные нити не идут просто от скрытых мыслей к содержанию сновидения, а многократно скрещиваются и переплетаются.
Подчеркивание инфантильной природы содержания сновидения может привести к убеждению, что Фрейд не предполагает какой-либо важной связи сновидения с настоящим, а лишь с прошлым. Однако это заблуждение. Именно Фрейду принадлежит положение, что сновидения всегда стимулировано каким-либо событием в настоящем, обычно в день или вечер, предшествующий сну. Но сновидения провоцируются только такими событиями, которые связаны с ранними инфантильными стремлениями. Энергия для создания сновидения проистекает от интенсивности инфантильных переживаний, но сон не мог бы явиться к жизни, не будь современного события, затрагивающего эти переживания и дающего им возможность ожить именно в этот момент.
2.2 Теории Юнга
Швейцарский коллега Фрейда Карл Густав Юнг видел различные образы сновидений как полные значения символы, каждый из которых может быть по-разному интерпретирован в соответствии с общим контекстом сна. Он верил, что в состоянии бодрствования подсознание воспринимает, интерпретирует события и опыт и учится по ним, а во время сна сообщает это ”внутреннее” знание сознанию посредством системы простых визуальных образов.
Он попытался классифицировать образы сновидений по их символическому значению. В своей работе «Значение, функции и анализ снов», Юнг рассказывает, что существуют некоторые события, которые мы не отмечаем в сознании; они остаются так сказать за порогом сознания. Эти события имели место, но были восприняты подпорогово, без участия нашего сознания. Мы можем узнать о таких событиях только интуитивно или в процессе глубокого размышления, которое ведёт к последующему сознанию того, что они должны были произойти; и хотя первоначально мы игнорировали их эмоциональное или жизненное значение, оно всё же проступило из бессознательного в виде после мысли. Подобные события могут проявиться, например, в форме снов. Как правило, бессознательный аспект любого явления открывается нам во снах, в которых он возникает не как рациональная мысль, а в виде символического образа.
Общим положением в работе Фрейда было то, что сны не являются делом случая, а связаны с сознательными проблемами и мыслями. Фрейд придавал особое значение снам как отправной точке процесса «свободных ассоциаций». Юнг же пишет, что спустя время «он стал чувствовать, что использование богатых фантазий, которые бессознательное продуцировало во время сна, было неадекватным и порой вводящим в заблуждение». Постепенно Юнг оставил ассоциативный путь, который, как он полагал, уводит от самих содержаний сна. Юнг предпочёл сконцентрироваться на ассоциациях непосредственно с самого сна, полагая, что последний выражает нечто специфическое, что пытается выразить бессознательное. Для Юнга сновидение – это скрытое отражение психики, смысл, которого раскрывается эмпирически. По опыту он знает, что если долго и глубоко медитировать над сновидением, то есть напряжённо думать о нём, то из этого почти всегда что-нибудь получится.