Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:28, реферат
Глаза как “зеркало души”, ”залог верности”, ”кратер ненависти”, ”символ жизненной силы” и ”сияющие звезды” особенно часто соотносятся с психическими состояниями. Глаз действительно очень важный орган. Около 80% чувственных впечатлений человек получает через органы зрения. Глаза являются также важным выразительным органом
ВИД = (частота контакта глаз во время слушания)/ (частота контакта глаз во время говорения)
По данным Мехрабьяна, длительность взгляда, частота смотрения также свидетельствует о статусном неравноправии партнеров. Если один из партнеров более высокого статуса, чем другой, то партнер с более низким статусом смотрит дольше и чаще. Если взгляды участников интеракции обращены к какому-то одному человеку, то это говорит о его явной лидерской позиции в данной группе.
Учитывая
эти данные, предлагается ряд рекомендаций,
связанный с организацией зрительного
контакта и, следовательно, с выражением
отношений. Во-первых, эти рекомендации
касаются длительности контакта глаз:
как говорящий, так и слушающий
должны смотреть в глаза друг другу
не более 10 с, использовать такую длительность
контакта глаз перед началом разговора
или после того, как произнесены
первые несколько фраз. Во-вторых, эти
советы имеют отношение к динамике
времени контакта глаз: время от
времени партнерам необходимо стремиться
к тому, чтобы глаза встретились
с глазами собеседника. Но длительность
такого контакта должна быть меньше по
сравнению с теми моментами взаимодействия,
когда каждый из партнеров смотрит
отдельно. В-третьих, имеющиеся рекомендации
охватывают те ситуации общения, в которых
сообщается субъективно-значимая информация:
не рекомендуется смотреть в глаза
человеку, когда он излагает неприятные,
но эмоционально-значимые для него
факты. В таком случае отказ от
прямого визуального контакта воспринимается
как выражение понимания
Динамика направленности взглядов во время беседы также указывает на степень интеллектуального напряжения и значимость услышанного вопроса для собеседника.
О роли различных видов отношений, представленных в особенностях визуального контакта, в формировании стратегии взаимодействия с окружающими людьми, пишет Эдна Мор. Выступая в роли психотерапевта, она обратила внимание на то, что глаза другого выражают отношение к нам: любовь или ненависть; восхищение или презрение; интерес или его отсутствие. Зная об этом, например, Фрейд и вслед за ним многие продолжатели его подхода в психотерапии предпочитали обходиться в своих беседах с клиентами без контакта глаз, чтобы минимизировать его влияние на пациента. Они считали себя также более свободными (были самими собой), когда пациенты не могли смотреть на них. Поворотным пунктом в клинической практике, по мнению Эдны Мор, стало определение тех клиентов, для которых обходиться без контакта лицом к лицу короткое или длительное время было чрезвычайно трудно. Кроме этого, признание выводов о том, что контакт глаз является важным средством для понимания внутренних изменений у пациентов, привело к заключению, что он может служить в качестве средства при обеспечении важных моментов в процессе интерпретации.
Фрейд считал, что стремление к продолжительному зрительному контакту является проявлением либидозной потребности. Другие авторы писали о том, что психотические пациенты также стремятся поддерживать зрительный контакт с терапевтом и его функция заключается в сохранении чувства связи с внешним интерперсональным миром. Э. Мор, в свою очередь, придерживается той точки зрения, что зрительный контакт необходим тем пациентам, которые нуждаются в терапевтической помощи для того, чтобы поддерживать их собственную представленность себе. Она приводит в своей работе ряд случаев, в частности пишет о том, что у нее была пациентка, которая страдала приступами депрессии. С самых первых этапов общения с ней психотерапевт обратила внимание на то, что пациентка проявляет повышенную чувствительность к выражению лица. Для нее контакт глаз служил средством формирования внутренней презентации «себя — другого». Неоднократно пациентка заявляла о том, что она испытывает чувство страха, начинает паниковать, если не видит психотерапевта. В основе этих переживаний лежит потеря подтверждения ее существования со стороны психотерапевта. Часто такие чувства испытывала пациентка в конце сеанса, что служило причиной для возникновения более глубоких и деструктивных переживаний. Ей казалось, что части ее тела были разъединены, что она находится в положении уничтожаемого человека. Поэтому пациентка нуждалась в зрительном контакте, в общении лицом к лицу. Благодаря ему она была представлена самой себе. Но особенности этой пациентки не позволяли ей смотреть прямо в глаза, поэтому ее пристальный взгляд был направлен на различные части лица психотерапевта. Она как бы смотрела и одновременно не контактировала визуально с партнером. После того, как она начала контактировать, ее взгляд был долгий и очень интенсивный.
Э. Мор считает, что такие противоречивые тенденции визуального контакта клиентки обусловлены ее опытом зрительного взаимодействия с матерью. Клиентка помнила глаза матери как «мертвые глаза, не видящие ее», ей казалось благодаря этому, что она для матери не существует. Данный вывод совпадает с точкой зрения многих исследователей, занимающихся изучением роли зрительного контакта в детско-родительскх отношениях и пытающихся раскрыт феномен материнско-детской привязанности или ее отсутствия. Как известно, в течение первых месяцев жизни мать и ребенок проводят много времени, зрительно контактируя друг с другом. Ребенок начинает сосредоточиваться на материнском взгляде в 5-7 недель, и скоро активно требует зрительного контакта, если мать не смотрит на него. Что видит ребенок, когда он смотрит на лицо матери, в ее глаза? По мнению Winnicot, ребенок видит самого себя, что делает мать реальной для него. Он подчеркивает, что тогда, когда лицо матери отражает ее собственные чувства, становится жестким, возможно формирование патологических отношений между ней и ребенком. При нормальном развитии контакта глаз формируется не только позитивный образ матери, но и отношение к ней становится автономным. Другими словами, если ребенок злится на мать, его позитивные чувства к ней смешиваются с негативными, то ее образ остается постоянно любимым.
Эти фундаментальные функции контакта глаз, общение лицом к лицу на первых этапах развития человека, его взаимоотношений с близкими людьми играют большую роль в выстраивании отношений с другими партнерами по общению. Э. Мор приводит высказывание пациентки, которая после двух месяцев общения с психотерапевтом заявила, что взгляд психотерапевта был «выговаривающий, отчужденный, неприкасаемый взгляд ее матери», которая отворачивала свою голову от дочери так, что та не могла видеть ее глаза. В такие моменты у нее возникало ощущение отвержения, непредставленности самой себе, неподтвержденности. В целом, как замечает Э. Мор, ее пациенты вели себя как «барометры», были «локаторами» выразительного поведения, могли понять очень многое, рассматривая лица и глаза партнеров.
Таким образом,
особенности развития контакта глаз
в детско-материнских
Независимо
от того, в чем проявляется дефицит
определенных зрительных контактов
в детско-родительских отношениях,
снятие их влияния возможно только
посредством специальной
Следует отметить, что у многих народов мира существуют так называемые «культурные запреты» на контакт глаз, на пристальное и долгое смотрение, на «злые глаза» и т.д. Запрет или разрешение на «контакт глаз» являются своеобразными механизмами регуляции социальных отношений между людьми.
Для отдельных народов динамика взгляда, «контакт глаз» есть показатель принадлежности к культуре. Например, в эссе Кимуры Седзабуро «Люди зрения» и «Люди голоса» отмечено, что для японцев глаза служат своеобразным дополнительным органом речи. Умение вести диалог на языке взглядов — это культурно-специфический признак жителей страны Восходящего Солнца. Японцы, как «люди зрения», понимают силу такого контакта и проявляют особую деликатность, не всегда понятную европейцам, например, закрывают глаза в общественном транспорте. Можно усомниться в том, насколько хорошо владеет каждый японец языком взглядов, но, безусловно, что развитие этого элемента невербальной интеракции зависит от того, какая роль ему отводится в культуре. Мы, русские, тоже чутко реагируем на взгляд партнера. Это нашло отражение в многочисленных пословицах и поговорках («соврет — глазом не моргнет»), в навыке общения (смотреть партнеру в глаза) в повышенной чувствительности к взгляду партнера в критических ситуациях («искать правду в глазах»).
Современные этнографы говорят. Что весе культуры можно разделить на две части в зависимости от направленности взгляда: у одних взгляд при разговоре направлен в глаза собеседника, у других считается невежливым смотреть прямо в глаза и поэтому взгляд направлен в сторону. «Направленный прямо в глаза взгляд русских воспринимается многими восточными народами как невежливость, дерзость, взгляд этих народов в сторону воспринимается русскими как стеснительность или нежелание быть искренними». У народов Северного Кавказа в связи с обычаем избегания накладываются ограничения на контакт глаз, особенно эти запреты имеют отношение к женщинам и мужчинам, младшим по возрасту. Но как следует из тех же этнографических источников, табу на зрительный контакт определенного типа распространяется на ряд ситуаций общения, главным образом на конвенциальное, профессиональное, деловое. Отступление от норм зрительного контактирования в этих видах общения приводит к трениям и сбоям, возникновению затрудненного общения.
Кроме норм
зрительного контакта, определенных
культурными и этническими
Итак, психологическая суть контакта глаз как важного элемента невербальной интеракции может изменяться под влиянием многих переменных, но остается незыблемым один вывод — контакт глаз указывает на виды отношений: 1. «Дистанция», позитивный полюс — «включенность» (отношения привязанности, заинтересованности, принятия). Ему соответствует частый, интенсивный визуальный контакт, подчиняющийся правилам в соответствии с ролью коммуникатора и реципиента. Негативный полюс — «выключенность» (отстраненные, автономные, отчужденные отношения). Ему соответствует нечастый, неинтенсивный или полностью отсутствующий контакт глаз. 2. «Позиция», один полюс которой состоит из отношений «контроля» (доминирование, власть, подавление). Этим отношения соответствуют такие параметры, как интенсивность и продолжительность смотрения на партнера, особенно в момент активного коммуницирования или в тот момент, когда собеседник излагает негативные, но эмоционально-значимые для него факты. «Позиция» представлена также полюсом «подчинения». Для отношений, образующих данный полюс, характерен «свернутый» контакт глаз, частое и быстрое поглядывание на партнера, а также достаточно настойчивый поиск взгляда партнера (заглядывание в глаза при нежелании другого фиксировать визуальный контакт). 3. «Валентность». На ее позитивном полюсе находятся отношения «эмоциональной близости» (доброжелательность, симпатия, дружба, расположение), а на негативном полюсе отношения «эмоциональной холодности» (враждебность, негативизм, подозрительность, неприязнь). Отношения группы «валентность» передаются посредством интенсивности, частоты, длительности контакта глаз, но главным образом об этих отношениях свидетельствует моральность взгляда и его психофизиологические характеристики. Враждебность передается не только через пристальный взгляд, но и посредством таких его показателей, как холодность, жесткость и т.д., а дружелюбие выражается с помощью теплых, ласковых глаз.
Таким образом,
объективному анализу на основе контакта
глаз поддаются в большей степени
отношения, принадлежащие к группам
«дистанция» и «позиция». Отношения,
составляющие группу «валентность», значительно
труднее распознаются на основе формально-динамических
характеристик контакта глаза. О
них в большей мере свидетельствует
сочетание формально-
Положение глаз.
Вытаращенные глаза. Вытаращенными мы называем такие глаза, которые раскрыты сверх нормы. Глаз представляет собой, подобно носу, рту и ушам, орган чувств. Широта его раскрытия говорит таким образом о том, что хотят воспринять больше, чем обычно, информации. Нередко наряду с вытаращенными глазами отмечается и раскрытый рот. Эта поза выдает стремление ничего не упустить, когда все органы чувств приведены в оптимальную готовность к восприятию.
Полностью раскрытые глаза. Полностью раскрытые глаза (“во все глаза”) говорят об исключительно открытой натуре с повышенной чувственной восприимчивостью и готовностью к духовному, интеллектуальному восприятию, а также об общем интересе. Полностью раскрытый глаз говорит о следующем:
Потупленные глаза. Если верхнее веко почти без напряжения прикрыто и закрывает верхнюю часть глаза, то в таком случае говорят о том, что взгляд потуплен. В качестве мимической формы потупленные глаза свидетельствуют о равнодушии, апатии, вялости, эмоциональной ослабленности, отчаянии и надменности. Человек с большим самомнением как бы говорит таким положением век, что для него не представляет никакого интереса смотреть на мир нормально раскрытыми глазами. Именно при данном выражении глаз важно учитывать и прочие сигналы поз. Если одновременно опущены уголки губ, то можно предположить высокомерное или пренебрежительное поведение.
Приоткрытые глаза. Это происходит, когда глазная щель заужена. На шкале выражений это позиция между потупленными и прищуренными глазами.
Как непосредственная
реакция прищуренные глаза
Информация о работе Взгляд как сигнал и средство в установлении отношений