Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:36, курсовая работа
Цель исследования: выявить взаимосвязь уровня депрессии и склонности к риску у подростков.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме девиантного поведения и взаимосвязи склонности к риску и депрессивных состояний.
Определить уровень депрессии у подростков, склонных к девиантному поведению.
Выявить взаимосвязь между уровнем депрессии и склонности к риску у девиантных подростков.
Сформулировать выводы.
ВВЕДЕНИЕ….........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ, СКЛОННОСТИ К РИСКУ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ..............................................................................................................6
1.1. Депрессивные состояния в подростковом возрасте..............................6
1.2. Понятие склонности к риску в психологии..........................................13
1.3. Общая характеристика девиантного поведения..................................16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ И СКЛОННОСТИ К РИСКУ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ……………………………………………22
2.1. Организация и методическое оснащение исследования.....................22
2.2. Описание и анализ результатов исследования взаимосвязи уровня депрессии и склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению..............................................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...............................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...................................34
Как видно из таблицы 2.2 у большинства подростков, склонных к девиантному поведению, преобладает высокий уровень склонности к риску (65,63 %), у четверти подростков (25 %) выявлен средний уровень к риску, и только у 9,37 % испытуемых показали низкий уровень склонности к риску.
Для большей наглядности полученные результаты можно представить графически (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Уровень склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению
Как видно из рис. 2.2, подростки, с девиантным поведением, склонны к проявлению рискованного поведения.
Следующим шагом в эмпирическом исследовании было сравнение результатов, полученных по двум методикам (Приложение 5).
Исходя из логики нашего исследования, испытуемые были разбиты на три группы. Критерием деления на группы явился уровень депрессии (табл. 2.3).
Таблица 2.3. – Соотношение уровня склонности к риску и уровня депрессии у подростков, склонных к девиантному поведению
Уровень депрессии |
Уровень склонности к риску | |||||||
низкий |
средний |
высокий |
всего | |||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | |
Отсутствие депрессии |
3 |
15 |
5 |
25 |
12 |
60 |
20 |
100 |
Легкий уровень (тенденция) |
— |
— |
3 |
30 |
7 |
70 |
10 |
100 |
Высокий уровень (депрессия) |
— |
— |
— |
— |
2 |
100 |
2 |
100 |
Анализ данных показал, что высокий уровень склонности к риску свойственен подросткам, с высоким уровнем депрессии (100 %), а также 70 % подростков с тенденцией к депрессии и 60 % подростков, у которых не было выявлено депрессивных тенденций. Средний уровень склонности к риску характерен для четверти подростков без депрессии (25 %) и трети подростков с тенденцией к депрессией (30 %). Низкий уровень склонности к риску был выявлен у 15 % подростков без депрессивных тенденций. Для большей наглядности, представим, полученные результаты в виде диаграммы (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Соотношение уровня склонности к риску и уровня депрессии у подростков, склонных к девиантному поведению
Для выявления взаимосвязи уровня депрессии и склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению, был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена .
Расчет ранговой корреляции представлен в Приложении 6. Была обнаружена статистически значимая корреляционная связь между уровнем депрессии и уровнем склонности к риску (rs=0,353, при р≤0,047). Гипотеза исследования подтверждена.
Таким образом, на основании проведенного эмпирического исследования можно сформулировать следующие выводы:
1. Среди подростков, склонных к девиантному поведению, преобладают дети, у которых депрессия отсутствует (62,5 %). У трети подростков (31,25 %) была выявлена тенденция к депрессии, что свидетельствует о наличии ситуативного или невротического генеза. И только у 6,25 % подростков с девиантным поведением было выявлено наличие депрессии.
2. У большинства подростков,
склонных к девиантному
3. Анализ данных также
показал, что высокий уровень
склонности к риску
Все вышесказанное свидетельствует о том, что подростки, склонные к девиантному поведению, склонны к проявлению рискованного поведения независимо от уровня депрессии. Подросткам, у которых были выявлены тенденция к депрессии или депрессия, свойственно более выраженная готовность к рискованному поведению. Они в большей мере готовы к риску, менее чувствительны к опасности, в меньшей степени испытывают страх перед рискованными ситуациями. Статистический анализ показал, что уровень депрессии в анализируемой выборке взаимосвязан с уровнем склонности к риску. Гипотеза исследования подтверждена.
Полученные диагностические результаты, позволяют сформулировать психолого-педагогические рекомендации для педагогов, мастеров производственного обучения, по снижению склонности к риску в воспитательной работе с подростками, склонных к девиантному поведению. Прежде всего, любая профилактическая, коррекционная программа должна включать в себя две типовые задачи:
В профилактической работе важное значение имеет также выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения. Множество этих факторов, а также негативных жизненных ситуаций, в которых оказывается подросток, особенно со слабо развитой, а может быть и утраченной в силу различных причин или ещё не сложившейся социальной ориентации на положительные действия, создают предпосылки к отклоняющемуся поведению, механизмы которого чаще всего индивидуальны.
Немаловажным элементом сложной системы механизмов профилактики девиантного поведения является отношение самой личности к такому поведению, реакция на мнение окружающих, всего общества. В большинстве своём это отношение носит самооправдательный характер, в чём проявляется самозащитная реакция.
Программа первичной профилактики для подростков, склонных к девиантному поведению, с депрессией и тенденцией к депрессии, а также со склонностью к риску должна решать следующие задачи:
При обучении навыкам акцент должен делаться на методах групповой работы, психотехнических приёмах.
Цель такой работы – создание в подростковой среде ситуации, препятствующей рискованному поведению. Профилактическая программа должна включать определённые виды деятельности в каждом из последующих направлений:
Работая в области психологического просвещения нельзя допускать:
Программа первичной профилактики девиантного поведения среди подростков может включать следующие задачи:
Современный подход к работе по профилактике девиантного поведения и склонности к риску среди подростков характеризуется усилением традиционных педагогических, медицинских, правовых и общественных мер воздействия с помощью использования достижений практической, возрастной и социальной психологии.
Решение поставленных задач в исследовании проблемы взаимосвязи депрессивных состояний и склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению, позволило сделать следующие выводы:
1. Изучение теоретических
основ проблемы депрессии,
2. В ходе проведения эмпирического исследования были, во-первых, установлено, что среди подростков, склонных к девиантному поведению, преобладают дети, у которых депрессия отсутствует (62,5 %), в тоже время у трети подростков была выявлена тенденция к депрессии, что свидетельствует о наличии у них ситуативного или невротического генеза. Во-вторых, было обнаружено, что у большинства подростков, склонных к девиантному поведению, преобладает высокий уровень склонности к риску (65,63 %), у четверти подростков выявлен средний уровень, и только 9,37 % испытуемых показали низкий уровень склонности к риску. Это свидетельствует о том, что подростки, склонные к девиантному поведению, склонны к проявлению рискованного поведения независимо от уровня депрессии. В-третьих, в результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, уровень депрессии взаимосвязан со склонностью к риску у подростков, с девиантным поведением. Была обнаружена статистически значимая корреляционная связь между уровнем депрессии и уровнем склонности к риску (rs=0,353, при р≤0,047). Это свидетельствует о том, что подросткам, у которых были выявлены тенденция к депрессии или депрессия, свойственно более выраженная готовность к рискованному поведению. Они в большей мере готовы к риску, менее чувствительны к опасности, в меньшей степени испытывают страх перед рискованными ситуациями. Статистический анализ показал, что уровень депрессии в анализируемой выборке взаимосвязан с уровнем склонности к риску. Гипотеза исследования подтверждена.
3. На основании полученных
результатов были
Информация о работе Взаимосвязь уровня депрессии и склонности к риску у девиантных подростков