Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:36, курсовая работа
Цель исследования: выявить взаимосвязь уровня депрессии и склонности к риску у подростков.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме девиантного поведения и взаимосвязи склонности к риску и депрессивных состояний.
Определить уровень депрессии у подростков, склонных к девиантному поведению.
Выявить взаимосвязь между уровнем депрессии и склонности к риску у девиантных подростков.
Сформулировать выводы.
ВВЕДЕНИЕ….........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ, СКЛОННОСТИ К РИСКУ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ..............................................................................................................6
1.1. Депрессивные состояния в подростковом возрасте..............................6
1.2. Понятие склонности к риску в психологии..........................................13
1.3. Общая характеристика девиантного поведения..................................16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ И СКЛОННОСТИ К РИСКУ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ……………………………………………22
2.1. Организация и методическое оснащение исследования.....................22
2.2. Описание и анализ результатов исследования взаимосвязи уровня депрессии и склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению..............................................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...............................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...................................34
В отечественной литературе принято выделять непатологические и патологические формы девиантного поведения. Непатологические девиации – это нарушения поведения у психически здорового человека. В.В. Ковалев подчеркивает, что судить о девиантном поведении как о самостоятельном микросоциально–психологическом явлении можно лишь при отсутствии пограничной психической патологии, в противном случае имеющиеся нарушения поведения должны расцениваться как клинический признак этой патологии.
Однако в любом случае девиантное поведение сохраняет свою связь с поло–возрастными особенностями личности и ее непатологическими отклонениями, к числу которых применительно к детям можно отнести: психологические особенности возрастного развития, возрастные непатологические ситуационно–личностные реакции, особенности характера и социально–педагогическую запущенность.
Патологические формы девиантного поведения – понятие, сближающее психологические девиации с патологией личности. Эти формы поведения проявляются при таких распространенных в детской и подростковой психиатрии пограничных нервно–психических нарушениях, как патологические ситуационно–личностные реакции, психогенные патологические формирования личности, пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержка темпа психического развития.
Однако существуют такие виды отклоняющегося поведения, которые являются серьезными и рассматриваются как социальная патология. К ним относятся преступность, алкоголизм, наркомания, проституция и некоторые другие проявления девиантного поведения подростков.
Необходимость в регулировании поведения подростков будет всегда оставаться одной из актуальнейших социально-психологических проблем. Стремление к его преодолению чаще всего и является тем внутренним мотивом, который побуждает подростков с недостаточно устойчивой социальной ориентацией к поступкам и действиям не соответствующим общепринятым нормам поведения. Причинообразующими факторами отклонений в поведении подростков могут быть также психологическая невосприимчивость социальных норм, являющаяся следствием издержек его социализации, или же отклонений на биологическом уровне.
Девиантное поведение подростков – многоплановое психо-социальное явление. Оно проявляется в самых различных сферах его жизнедеятельности. Каждому из них свойственны определенные признаки, черты, способы и формы проявления.
Типология девиантного поведения позволяет выявить специфические особенности причинно-следственных связей, связей, свойственных каждому из них. В зависимости от типа нарушаемой нормы девиантное поведение классифицируется, например, по видам: преступление и аморальные поступки, к которым можно отнести пьянство и алкоголизм, наркоманию и проституцию и т.п. Однако это деление может быть относительным, т.к. игнорирование морально-нравственных норм довольно часто перерастает в преступление или иное правонарушение. Девиантное поведение классифицируется по уровню и масштабности (индивидуальный или массовый характер), по элементам его внутренней структуры (по принадлежности к той или иной социальной группе, половозрастным характеристикам и другое), по ориентированности (экстровертированное – направленное на внешнюю среду, интровертированное – ориентированное преимущественно на самого себя: пьянство и алкоголизм, наркомания, самоубийство и другое). Типизация девиаций в поведении возможна также и по другим основанием, выбор которых в каждом конкретном случае обуславливается поставленными задачами и целями [10].
Немаловажным элементом сложной системы механизмов в социальных отклонениях является отношение самого подростка к совершившим им нарушениям норм поведения, реакция на мнение окружающих, всего общества. В большинстве своем это отношение носит самооправдательный характер, в чем проявляется самозащитная реакция. Этот феномен в сознании подростков с девиантным поведением давно обнаружен социально-психологическими исследованиями. Установлено, что всем им свойственно стремление к самоудовлетворению психологической потребности в оправдание своих поступков и действий, какими бы тяжелыми и опасными они ни были. Такая однозначно целенаправленная, как правило, оценочная ориентированность подростков с девиантным поведением значительно затрудняет борьбу с этим социальным злом, нередко снижает эффективность профилактических мероприятий. Причем вследствие прогрессирующей деградации личности подростка мотивировки своих действий у них постепенно снижаются, переходя к полной потере, свойственного человеку, стремления к признанию и престижу.
Выявление и изучение механизмов социальных отклонений показывает, что важнейшими факторами, предопределяющими поступки и действия подростков, являются, прежде всего, уровень их сознания, нравственности, развитость системы социальных регуляторов и отношение общества к подросткам, склонных к девиантному поведению. Недооценка хотя бы одного из них приводит к серьезным последствиям, опасным как для самого подростка, так и для всего общества в целом.
При неблагоприятном социальном развитии и нарушениях процесса социализации могут возникнуть самые различные формы социальной дезадаптации и девиантного поведения, которые связаны не только с правонарушениями и преступлениями. Ведь, асоциальным, девиантным поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа.
К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, спекуляцию и т.д.). Среди подростков такого рода социальные отклонения могут проявляться как в виде преступно-наказуемых действий, так и в виде правонарушений и аморального поведения.
Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, тяжкие преступления, как изнасилование и убийства). Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции – самоубийство (суицид).
Таким образом, асоциальное поведение, различаясь по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности может проявляться в различных социальных девиациях, от нарушений норм морали, незначительных правонарушений до тяжких преступлений. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней, поведенческой стороне, к нарушению социальных норм и развитию девиантного поведения ведет деформация ценностных ориентации и ценностно-нормативных представлений, т.е. деформация системы внутренней регуляции.
Девиантное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах. Особый пик таких нарушений приходится на подростковый и юношеский возраст, так называемый маргинаный переходный период от детства к взрослости.
Основная цель нашего исследования – изучить у подростков, склонных к девиантному поведению уровень депрессии и склонность к риску.
Объект исследования: депрессивное состояние.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня депрессии и склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению.
Отсюда следующая гипотеза: уровень депрессии взаимосвязан со склонностью к риску у подростков, склонных к девиантному поведению.
В качестве основных задач мы выделили:
1. Определить уровень депрессии у подростков, склонных к девиантному поведению.
2. Выявить взаимосвязь между уровнем депрессии и склонности к риску у девиантных подростков.
3. Сформулировать выводы.
Методики исследования: 1) опросник депрессии Бека; 2) опросник А.Г. Шмелева определения склонности к риску.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Инспекции по делам несовершеннолетних (15 человек) и группы ПТУ № 12 (17 человек). Всего в исследовании приняло участие 32 человека.
Для решения заявленной проблемы использовалась следующая методика – опросник депрессии А.Т. Бека .
Опросник депрессии А.Т. Бека (BDI) разработан в качестве стандартизованной меры глубины депрессии в 1961 г. и является одной из первых шкал, разработанных для качественной и количественной оценки депрессии, его валидность (надежность) подтверждена многочисленными испытаниями. Отмечается чувствительность теста к динамике депрессивных расстройств, что позволяет использовать его для оценки эффективности проведенного лечения (Приложение 1).
Его пункты основаны на наблюдениях аттитюдов и симптомов, характеризующих депрессивных пациентов. Поскольку было обнаружено, что количество сообщаемых симптомов напрямую связано с глубиной депрессивного состояния, в опросник вошли все значимые симптомы и аттитюды, ассоциирующиеся с депрессией. В опроснике они представлены 21 категорией симптомов и аттитюдов: грусть, пессимизм, чувство провала, неудовлетворенность, вина, чувство кары, неприязнь к себе, самообвинения, суицидальные мысли, периоды плача, раздражительность, уход от контактов с другими, нерешительность, искаженный образ тела, застой в работе, нарушение сна, быстрая утомляемость, потеря аппетита, потеря веса, озабоченность соматическими симптомами и утрата либидо.
Считается, что испытуемый страдает депрессией, если он набрал более 25 баллов. Результат менее 10 баллов говорит об отсутствии депрессивных тенденций и хорошем эмоциональном состоянии испытуемого. Промежуточную группу составляют испытуемые с легким уровнем депрессии ситуативного или невротического генеза.
С целью оценить склонность к риску подростков был использован опросник А.Г. Шмелева определения склонности к риску.
Опросник представляет собой 50 утверждений, которые испытуемые должны оценить как верно или не верно по отношению к себе (Приложение 2).
Анализ склонности к риску как черты характера имеет важное значение для психологического прогнозирования процессов принятия решения в ситуации неопределенности. В ходе анализа результатов следует ориентироваться на то, что показатель склонности к риску может варьировать от 0 до 40. Чем больше величина показателя, тем больше склонность к риску.
Если показатель склонности к риску составляет 30 и более единиц, то ее уровень является высоким, такого человека можно назвать рискующим при условии, что его ответы были достаточно искренними. Если показатель в границах от 11 до 29 – то склонность к риску средняя, а если меньше, чем 11, то уровень риска низкий, такой человек не любит рисковать, и его можно назвать осмотрительным.
Во время интерпретации результатов следует принять во внимание, что большая склонность к риску свидетельствует не только о решительности, но может вести и к авантюризму,
Результаты исследования подвергались содержательному анализу Дальнейшая обработка полученной количественной информации осуществлялась методом ранговой корреляции Спирмена. Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета SPSS 16.0.
В соответствии с логикой исследования нами изучался уровень депрессии с помощью опросника А.Т. Бека. Результаты опросника представлены в Приложении 3.
Полученные данные позволили выделить три группы подростков, склонных к девиантному поведению: подростки с высоким уровнем депрессии, с легким уровнем и подростки, у которых отсутствует депрессия (табл. 2.1).
Как видно из таблицы
2.1, среди подростков, склонных к
девиантному поведению, преобладают
дети, у которых депрессия
Таблица 2.1. – Уровень депрессии у подростков, склонных к девиантному поведению
Уровень депрессии |
Кол-во |
% |
Отсутствие депрессии |
20 |
62,5 |
Легкий уровень (тенденция) |
10 |
31,25 |
Высокий уровень (депрессия) |
2 |
6,25 |
Всего: |
32 |
100 |
Для большей наглядности полученные результаты можно представить графически (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Уровень депрессии у подростков, склонных к девиантному поведению
Далее, исходя из логики нашего исследования, была изучена склонность к риску у подростков, склонных к девиантному поведению с помощью опросника А.Г. Шмелева.
Анализ данных позволил получить показатель величины склонности к риску как черты характера (Приложение 4) и выделить следующие уровни склонности к риску у испытуемых (табл. 2.2).
Таблица 2.2. – Уровень склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению
Уровень склонности к риску |
Кол-во |
% |
Низкий уровень |
3 |
9,37 |
Средний уровень |
8 |
25 |
Высокий уровень |
21 |
65,63 |
Всего: |
32 |
100 |
Информация о работе Взаимосвязь уровня депрессии и склонности к риску у девиантных подростков