Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:32, курсовая работа
Объект : профессиональная типологизация личности.
Предмет: направленность как типологические особенности личности.
Цель : раскрыть взаимосвязь типологических особенностей личности в профессиональном становлении.
– влечение – недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида;
– склонность – проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности;
– идеал – образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности;
– мировоззрение – система взглядов и представлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение каждого человека определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений, принятых в обществе.
Сочетание
мышления и воли, проявляемых в
поведении и действиях
– убеждение – высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений;
– установка – готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной – эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека.
Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях;
– позиция – устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений;
– цель – желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения.
В целеполагании важную роль играют информация о состоянии вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата.
Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут.
Личность – это особое интегральное характерологическое качество человека, приобретаемое им в социально-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми. Одной из главных психосоциальных составляющих личности является её направленность.
Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.
Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.
Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.
Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи
Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:
Люди с направленностью на взаимные действия:
Люди с деловой направленностью:
Понятия «личностная направленность» и «деловая направленность» введены Ф. Кюнкелем (F. Kunkel, 1934).
Л.И. Божович и М.С. Неймарк классификационно выделили в подростково-юношеской и молодёжной среде три группы по видам (формам) направленности личности: 1) лица с коллективистической направленностью; 2) лица с деловой направленностью; 3) лица с личностной направленностью; 4) лица со смешанной направленностью (или без явной направленности).
Коллективистская направленность имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по учёбе, по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности с другими людьми, хотя по своим индивидуальным качествам может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.
Деловая
направленность отражает преобладание
мотивов порождаемых самой
Личностная
направленность в труде создаётся
преобладанием мотивов
Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование индивидуально-социальной системы «человек – профессия», «внутри» которой начинается взаимодействие субъекта и объекта отношения (человека и профессиональной деятельности). При определённых условиях взаимодействия сторон данного отношения, оно приобретает характер диалектического противоречия, создающего движущие силы развития профессиональной направленности.
Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и её личностного смысла. Однако полного совпадения реально достигнуто быть не может по следующим причинам. Во-первых, не всегда в структуре мотивов выбора профессии доминирует мотив, внутренне связанный с данной деятельностью. Правда, указанное соображение имеет частный характер, поскольку существует возможность перестройки системы мотивов и повышение уровня профессиональной направленности. Более принципиальное значение имеет другое соображение. Во всех случаях, когда преобладающим является интерес к специфическому содержанию деятельности, сохраняется возможность углубления этого интереса. При правильной организации деятельности её творческие возможности все полнее отражаются человеком.
Иными
словами, несоответствие между объективным
содержанием профессионального
труда и тем личностным смыслом,
который имеет для человека его
выбор или участие в нём, неизбежно.
Поскольку основное содержание развития
профессиональной направленности состоит
в повышении её уровня, этот процесс невозможен
без преодоления указанного несоответствия.
При определенных условиях оно приобретает
характер диалектического противоречия,
становится движущей силой развития профессиональной
направленности.
Заключение
В настоящей курсовой работе рассматривалась проблема взаимосвязи типологических особенностей личности и профессиональной направленности.
В ходе выполнения данной
Список
используемой литературы
1. Белюзева Г.В. Психолого-педагогическое обоснование профес-сиональной работы . - Профессиональное образование . – 2004. - №5 – с. 10
2. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации . - Вопросы психологии. - 1998. - №1 – с. 77
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – Киев.: «Наукова Дулека», 1999
4. В мире профессий. Сборник профессионального материала. – Барнаул, 2003
5. Зеер Э.Ф. Психология профессии.– М.: Академический проект, 2003.
6. Игнатьев Е.И., Громов М.Д., Лукин Н.С. Психология. – М.: Просвещение, 2009
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. «Феникс»,2006
8. Комплект психологических методик для проведения профессиональной консультации. – Барнаул, 2006
9. Кудрявцева Т.В., Сухарева А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения . - Вопросы психологии. – 1995 . - №1 с. 86-93
11. Немов Р.С. Практическая психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008
12. Немов Р.С. Практическая психология 1 ч. – М.: Просвещение, 1998
13. Основы психологии. Практикум для студентов ВУЗов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
14. Пряжников Н.С Профессиональное и личностное самоопределение. Издательство «Институт практической психологии, Воронеж: НПО» МОДЭК, 1996