Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:32, курсовая работа
Объект : профессиональная типологизация личности.
Предмет: направленность как типологические особенности личности.
Цель : раскрыть взаимосвязь типологических особенностей личности в профессиональном становлении.
Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Талант - это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.Талант настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью. Структура таланта определяется, в конечном счете, характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность. Так же есть такое понятие как одаренность, она вовсе не тождественна таланту, она выступает как предпосылка к возникновению таланта.
Талант в совокупности его общих и специальных качеств - это не более чем возможность творческих успехов, это лишь предпосылка мастерства, но далеко еще не мастерство, для этого надо много трудиться. Если талант - это возможность, то мастерство - это возможность, ставшая действительностью. Подлинное мастерство - это проявление талантливости человека в деятельности.
Таким
образом, есть основания считать, что существенно
важный фактор развития способностей
человека - устойчивые специальные интересы.
Специальный интерес - это интерес к содержанию
определенной области человеческой деятельности,
который перерастает в склонность профессионально
заниматься этим родом деятельности. Подмечено,
что возникновение интереса к той или
иной трудовой или учебной деятельности
тесно связан с пробуждением способности
к ней и служит отправочной точкой для
их развития.
2
Профессиональная направленность
как компонент социального
становления человека
Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.
Среди
многообразных видов
Выбор
профессии можно считать
Одним из условий формирования профессиональной направленности является прохождение стадий профессионального становления:
Профессиональная направленность является одной из важных содержательных сторон направленности личности. В социальной психологии направленность рассматривается как ведущий структурный элемент личности, определяющий ее целеустремленность, характер деятельности, ориентацию в ценностях. Направленность личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие психологической основой его поведения: морально-этические принципы, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации и мировоззрение. Формами проявления направленности являются потребности, мотивы, интересы, идеалы, убеждения и мировоззрение. Все структурные компоненты направленности личности тесно связаны между собой .
Направленность личности в профессиональной подготовке связана, прежде всего, с познавательной деятельностью и проявляется в интересах, установке, мотивации, потребностях, ценностных ориентациях.
Как обозначено выше, потребности, увлечения и интересы личностивозникают на основе осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласования требований перспектив с наличными склонностями, знаниями и умениями. На основе общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения.
Формирование и поддержание устойчивой направленности личности представляет собою непрерывный процесс согласования требований перспективы посредством деятельности, посредством обратной связи. Формирование мотивов, равно как и системы целей и намерений, идёт вместе с формированием потребностей. Потребность и другие соответствующие психосоциальные компоненты (интересы, влечения, цели, намерения) становятся устойчивее за счёт более глубокого познания перспективы и трансформаций потребности в конкретные мотивы.
Изменение
общественной значимости перспективы,
осознание её и адекватная оценка
степени рассогласования
Развитие
профессиональной направленности как
некий общий для всех и уникальный
для каждого социально-
Познавательная деятельность, отражающая собою активность сознания личности, обеспечивающая приток новой информации о профессии, о её требованиях к человеку, более эффективна при полной профессиональной направленности (преобладании прямых мотивов выбора). Открывающиеся перед человеком новые горизонты могут стимулировать в этих случаях ценностно-ориентационную деятельность, расширяющую и углубляющую уже сложившуюся систему оценок и представлений.
При преобладании побочных мотивов новая информация о профессиональных требованиях, идущих от специфического содержания деятельности, не всегда достаточна для изменения первоначального личностного смысла выбора данной профессии, поэтому может не привести к сдвигу мотивов и, следовательно, не обеспечить перехода противоречия от внешнего уровня к внутреннему. Сможет ли человек в результате переработки новой информации о профессии отнестись к ней по-новому, как бы заново открыть её лично для себя, зависит как от содержательности и ясности информации, так и от психологической готовности личности к её усвоению. Учёт последнего обстоятельства особенно важен при осуществлении профессионального просвещения.
Таким
образом, сложным социально-
3
Направленность личности
в выборе профессиональной
деятельности
Личность – сложная целостная структура, включающая в себя устойчивые психологические характеристики, которые формируются под воздействием социальных факторов. Одной из главных составляющих является направленность личности. Сегодня вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах, интересах ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: "Чего ты хочешь?", "Что ты можешь?", "Что ты есть?".
Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.
Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.). В психике человека существует и такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.
Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами.
Деятельность и поведение человека направляются устойчивой системой отношений. Если у животных мотивация поведения постоянно изменяется в зависимости от состояния организма и внешних условий, то деятельность человека направляется устойчивой системой отношений. Поэтому черты характера определяются и классифицируются, прежде всего, в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности.
Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение. Система отношений личности является основным ее качеством. Фундаментом, на котором надстраивается система отношений человека, являются потребности.
Вся система отношений личности, ее направленность являются мотивационно–регуляционной подструктурой личности, определяющей общие особенности ее поведения.
Система устойчивых отношений личности подразделяется на следующие группы:
1. Отношение человека к обществу, микросреде, к отдельным людям.
2. Отношение человека к самому себе — его самосознание.
Самосознание имеет свою структуру — систему самоотношений, которая определяется способностью личности к самопознанию.
3. Отношение к труду и другим видам деятельности.
4.
Отношение к вещам как
Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.: