Взаимосвязь типологических особенностей личности и профессиональной направлености

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Объект : профессиональная типологизация личности.
Предмет: направленность как типологические особенности личности.
Цель : раскрыть взаимосвязь типологических особенностей личности в профессиональном становлении.

Работа содержит 1 файл

ОСНОВНОЙ.docx

— 49.21 Кб (Скачать)

     Высшую  ступень развития способностей называют талантом. Талант - это сочетание  способностей, дающее человеку возможность  успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Талант - это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.Талант настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью. Структура таланта определяется, в конечном счете, характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность. Так же есть такое понятие как одаренность, она вовсе не тождественна таланту, она выступает как предпосылка к возникновению таланта.

     Талант  в совокупности его общих и специальных качеств - это не более чем возможность творческих успехов, это лишь предпосылка мастерства, но далеко еще не мастерство, для этого надо много трудиться. Если талант - это возможность, то мастерство - это возможность, ставшая действительностью. Подлинное мастерство - это проявление талантливости человека в деятельности.

     Таким образом, есть основания считать, что существенно важный фактор развития способностей человека - устойчивые специальные интересы. Специальный интерес - это интерес к содержанию определенной области человеческой деятельности, который перерастает в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Подмечено, что возникновение интереса к той или иной трудовой или учебной деятельности тесно связан с пробуждением способности к ней и служит отправочной точкой для их развития.  
 
 
 
 
 
 
 

     2 Профессиональная направленность как компонент социального становления человека 

     Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

     Среди многообразных видов направленности личности профессиональная занимает особое место. Образуя основную форму активности субъекта, она аккумулирует в себе главные характеристики основного вида деятельности человека – социально обусловленного, осознанного, целенаправленного труда.

     Выбор профессии можно считать оправданным  лишь в том случае, если есть надежда, что активность личности приведет к  такому взаимоотношению между личностью  и трудом, при котором будет  успешно происходить дальнейшее развитие творческих и нравственных сил человека. Соответствие интересов  основному содержанию избираемой профессии  – не единственная предпосылка возможности  найти в этой деятельности свое призвание. Многое будет зависеть и от характерологических  особенностей личности, и от качественного  своеобразия и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи  профессиональных интересов, индивидуальных особенностей, черт характера и способностей, ведущая роль принадлежит индивидным особенностям. Отсутствие биологически обусловленных предпосылок не является непреодолимым препятствием на пути к профессии. Однако задача состоит  в том, чтобы выбор профессии  оказывался логическим следствием уникальной неповторимости субъекта, чтобы выбранная  профессия представляла собой наиболее благоприятные условия для раскрытия  данного от рождения творческого  потенциала субъекта. Характер, способности  человека и как следствие –  отношение к труду, развиваются при жизни вследствие взаимодействия с окружающим миром, в условиях профессиональной деятельности, при условии деятельностно-смыслового единства – совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного аспектов деятельности. Самое же существенное в том, что в деятельности способности не только проявляются, но и создаются.

       Одним из условий формирования профессиональной направленности является прохождение стадий профессионального становления:

  1. Первая стадия профессиональной направленности личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (как бы теперь сказали — требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности.
  2. Вторая стадия — это период профессионального обучения и воспитания, то есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства. Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессионально значимых качеств (иногда их называют профессионально важными качествами — ПВК).
  3. Третья стадия — активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход учащегося к новому типу деятельности — к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных обязанностей и т. п. Психологическим критерием успешного прохождения данной стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса и производственных отношении, нахождение себя в системе трудовых коллективов.
  4. Четвертая стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде. Психологический критерий успешного прохождения этой стадии — степень овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества.

     Профессиональная  направленность является одной из важных содержательных сторон направленности личности. В социальной психологии направленность рассматривается как ведущий структурный элемент личности, определяющий ее целеустремленность, характер деятельности, ориентацию в ценностях. Направленность личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие психологической основой его поведения: морально-этические принципы, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации и мировоззрение. Формами проявления направленности являются потребности, мотивы, интересы, идеалы, убеждения и мировоззрение. Все структурные компоненты направленности личности тесно связаны между собой .

     Направленность личности в профессиональной подготовке связана, прежде всего, с познавательной деятельностью и проявляется в интересах, установке, мотивации, потребностях, ценностных ориентациях.

     Как обозначено выше, потребности, увлечения  и интересы личностивозникают на основе осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласования требований перспектив с наличными склонностями, знаниями и умениями. На основе общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения.

     Формирование  и поддержание устойчивой направленности личности представляет собою непрерывный  процесс согласования требований перспективы посредством деятельности, посредством обратной связи. Формирование мотивов, равно как и системы целей и намерений, идёт вместе с формированием потребностей. Потребность и другие соответствующие психосоциальные компоненты (интересы, влечения, цели, намерения) становятся устойчивее за счёт более глубокого познания перспективы и трансформаций потребности в конкретные мотивы.

     Изменение общественной значимости перспективы, осознание её и адекватная оценка степени рассогласования требований этой перспективы с наличными  знаниями и умениями приводит к появлению  новых потребностей и интересов, новой системы целей и установок, к необходимости совершенствования взглядов, убеждений и мировоззрения. Эти изменения как бы побуждают к активной деятельности, которая компенсирует возникшее рассогласование. Если же человек в процессе деятельности не будет видеть перспективы или, например, общественно значимая работа для него как личности интереса не представляет, направленность не будет развиваться поскольку отсутствует активная деятельность по достижению общественно значимой перспективы.

     Развитие  профессиональной направленности как  некий общий для всех и уникальный для каждого социально-психологический  феномен нельзя полностью понять, ограничившись лишь внутренним миром личности. Это подтверждается тем, что осознание рассматриваемого противоречия ещё недостаточно для его разрешения. Возможность обострения данного противоречия во многом будет зависеть от характера соподчинения таких более общих мотивационных факторов, как идейные мотивы, стремление к самовыражению, стремление к удовлетворению материальных потребностей. В случае возникновения борьбы мотивов возможна лишь переориентация, либо сохранение начального намерения. Однако внутренняя психологическая мотивационная борьба сама по себе не может полностью изменять тот личностный смысл, который имеет для человека содержание его профессии.

     Познавательная  деятельность, отражающая собою активность сознания личности, обеспечивающая приток новой информации о профессии, о  её требованиях к человеку, более эффективна при полной профессиональной направленности (преобладании прямых мотивов выбора). Открывающиеся перед человеком новые горизонты могут стимулировать в этих случаях ценностно-ориентационную деятельность, расширяющую и углубляющую уже сложившуюся систему оценок и представлений.

     При преобладании побочных мотивов новая  информация о профессиональных требованиях, идущих от специфического содержания деятельности, не всегда достаточна для изменения первоначального личностного смысла выбора данной профессии, поэтому может не привести к сдвигу мотивов и, следовательно, не обеспечить перехода противоречия от внешнего уровня к внутреннему. Сможет ли человек в результате переработки новой информации о профессии отнестись к ней по-новому, как бы заново открыть её лично для себя, зависит как от содержательности и ясности информации, так и от психологической готовности личности к её усвоению. Учёт последнего обстоятельства особенно важен при осуществлении профессионального просвещения.

     Таким образом, сложным социально-психологическим  механизмом профессиональной направленности личности выступает многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества. Для адекватного развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности личности, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и её личностным смыслом. 
 
 

     3 Направленность личности в выборе профессиональной деятельности 

     Личность  – сложная целостная структура, включающая в себя устойчивые психологические  характеристики, которые формируются  под воздействием социальных факторов. Одной из главных составляющих является направленность личности. Сегодня вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах, интересах ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: "Чего ты хочешь?", "Что ты можешь?", "Что ты есть?".

     Направленность  личности – это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.

     Направленность  всегда социально обусловлена и  формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает  как свойство личности, проявляющееся  в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной  с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.). В психике человека существует и такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая  проявляется во всех видах деятельности.

     Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной  сферой личности) и особенностями  осуществления деятельности — волевыми качествами.

     Деятельность  и поведение человека направляются устойчивой системой отношений. Если у  животных мотивация поведения постоянно  изменяется в зависимости от состояния организма и внешних условий, то деятельность человека направляется устойчивой системой отношений. Поэтому черты характера определяются и классифицируются, прежде всего, в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности.

     Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение. Система отношений личности является основным ее качеством. Фундаментом, на котором надстраивается система  отношений человека, являются потребности.

     Вся система отношений личности, ее направленность являются мотивационно–регуляционной подструктурой личности, определяющей общие особенности ее поведения.

     Система устойчивых отношений личности подразделяется на следующие группы:

     1. Отношение человека к обществу, микросреде, к отдельным людям.

     2. Отношение человека к самому  себе — его самосознание.

     Самосознание  имеет свою структуру — систему  самоотношений, которая определяется способностью личности к самопознанию.

     3. Отношение к труду и другим  видам деятельности.

     4. Отношение к вещам как продуктам  человеческого труда.

     Во  всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые  ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах  и др.:

Информация о работе Взаимосвязь типологических особенностей личности и профессиональной направлености