Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:05, курсовая работа
В подростковом возрасте происходит обострение черт характера. Стремление к самостоятельности, осознание своего физического и духовного возмужания – одна из наиболее ярких черт этого возраста. И если родителям удастся перестроить свои отношения с подрастающими детьми и изменить стиль воспитания, то это, в свою очередь, отразиться и на характере ребенка.
Введение.
Часть I: Теоретический обзор
Глава I: Характер
1.1 Подходы к пониманию характера.
1.2 Структура характера.
1.3 Развитие характера в возрастном аспекте.
1.4 Семья как фактор формирования характера.
Глава II: Акцентуации характера.
2.1 Понятие акцентуаций характера.
2.2 Типы акцентуаций характера (по А.Е.Личко).
Часть II: Практическая часть.
3.1 Программа исследования.
3.2 Описание методик:
- Патохарактерологический диагностический опросник для подростков
- Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»
3.3 Выборка.
3.4 Результаты.
3.5 Выводы и заключение.
Список литературы.
Психологическая
диагностика типа акцентуации характера
осуществлялась с помощью
ПДО включает в себя 25 таблиц-наборов, содержащих фразы, которые отражают отношение при разных типах акцентуации характера к ряду жизненных проблем, актуальных для подросткового возраста:
Процедура обследования и обработка результатов подробно описаны в методических рекомендациях (14, с.6).
В данном исследовании при обработке результатов использовалась шкала объективной оценки. Далее осуществлялось определение типа акцентуации характера согласно алгоритма, предложенного А.Е.Личко (см.17, с.60).
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (сокращенно, «Подростки о родителях») изучает установки, поведение, методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте (13, с.5).
Основой служит опросник, созданный Шафером в 1965г. Он считал, что воспитательское воздействие родителей, по описанию детей, можно охарактеризовать при помощи трех переменных:
Испытуемым предлагалось оценить каждое из 50-ти утверждений по следующим категориям:
2б
– утверждение полностью
1б – высказывание частично подходит для отца (матери)
0б – утверждение не относится к отцу (матери)
Испытуемым предлагалось заполнить бланки отдельно для каждого из родителей. Полученные данные с обоих бланков сводились в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому из параметров подсчитывалась арифметическая сумма сырых баллов:
Сырые баллы переводились в стандартизированные в соответствии с предложенными таблицами (см. 13, с.28-51). Стандартизированные баллы располагаются от 1 до 5:
Затем строились оценочные профили отношения как к матери, так и к отцу. Высокие баллы по параметрам, используемым в данной методике, можно соотнести с некоторыми стилями воспитания, предложенными А.Е.Личко:
1.Директивность – доминирующая гиперпротекция.
2.Враждебность – эмоциональное отвержение, условия жестких взаимоотношений.
3.Автономность – гипопротекция.
А также низкие баллы по шкале:
4.Позитивный
интерес – эмоциональное
Интерпретация шкал.
А:
Положительное отношение к
Б: Внимание, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью. Отсутствие резких перепадов от вседозволенности к наказаниям. Отцовские запреты действуют только на фоне отцовской любви.
А: Жесткий контроль со стороны матери, тенденция к легкому применению своей власти, основанной на амбициях. Мнение дочери не учитывается. Такие матери считают, что они всегда правы и полагаются на строгость наказания.
Б: Директивность отца проявляется в качестве «твердой мужской руки», направляющей растущую девушку на «путь истинный», заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе.
А: Подозрительное отношение матери к семейной среде и дистанция по отношению к детям. Отказ от социальных норм приводит их к настороженности и возвышению себя над остальными.
Б:
Сочетание
А: Матери исключают какую-либо зависимость от требований и состояний ребенка. Отрицаются формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери отличаются снисходительностью, они не поощряют детей, редко делают замечания, не обращают внимание на воспитание.
Б: Отец словно отгорожен от проблем семьи. Ему все равно. Что происходит вокруг. Действия отца часто не согласуются с потребностями близких, интересы которых полностью игнорируются.
А: Со стороны матери девочки ощущают резкую смену стиля, предоставляющего собой переход от очень строгого – к либеральному, и наоборот: переход от психологического принятия дочери к ее отвержению.
Б: поведение отца совершенно не предсказуемо. Могут проявляться абсолютно противоречащие друг другу психологические тенденции с максимальной амплитудой колебаний.
В данном исследовании принимали участие подростки в возрасте от 13 до 16 лет. Испытуемые являются учениками школы №38 – 9 класс и школы-лицея №40 – 10 класс.
Всего было исследовано 40 учеников, из них 33 девушки (83% испытуемых) и 7 юношей (17% испытуемых). Поскольку основную часть испытуемых составляли девушки, не производился анализ данных при обработке результатов представителей мужского и женского пола.
В ходе проведенного исследования были получены следующие данные.
1)
С помощью
Гипертимный тип – 6 испытуемых
Циклоидно-лабильный тип – 2 испытуемых
Лабильный тип – 6 испытуемых
Психоастенический тип - 7 испытуемых
Эпилептоидный тип – 7 испытуемых
Истероидный тип – 9 испытуемых
Лабильно-неустойчивый тип - 1 испытуемый
Лабильно-истероидный тип - 1 испытуемый
Гипертимно-истероидный тип -1 испытуемый
Конформный, астеноневротический, сенситивный, шизоидный типы в данной выборке не выявлены.
2)
С помощью методики «Подростки
о родителях» практически у
каждого испытуемого
Шкала позитивного интереса: | 5б – 7 оценок |
4б – 14 оценок | |
3б – 16 оценок | |
2б – 27 оценок | |
1б – 9 оценок | |
Шкала директивности | 5б – 3 оценки |
4б – 10 оценок | |
3б – 21 оценка | |
2б – 32 оценки | |
1б – 8 оценок | |
Шкала враждебности. | 5б – 4 оценки |
4б – 12 оценок | |
3б – 28 оценок | |
2б – 21 оценка | |
1б – 10 оценок | |
Шкала автономности. | 5б – 5 оценок |
4б – 26 оценок | |
3б – 30 оценок | |
2б – 9 оценок | |
1б – 5 оценок | |
Шкала непоследовательности. | 5б – 4 оценки |
4б – 32 оценок | |
3б – 29 оценок | |
2б – 7 оценок | |
1б – 3 оценки |
Таким образом, у каждого испытуемого был определен тип акцентуации характера и построены оценочные профили отношений к родителям в виде двух графиков.
Далее выявлялась взаимосвязь типа акцентуации характера и особенностей семейного воспитания. Анализировались гипертимный, истероидный, психоастенический, эпилептоидный и лабильный типы. Смешанные и типы, которые не выявлены в данной выборке, анализу не подвергались.
Производился анализ оценочного профиля отношений к родителям по каждому типу. Поскольку все 5 шкал в методике «Подростки о родителях» оценивались по 5-бальной шкале, то определялось процентное соотношение 1, 2, 3, 4, 5 баллов по каждой шкале и определялся наиболее часто встречаемый балл. Анализировалось общее отношение подростков к обоим родителям, т.к. существенной разницы между отношением подростка к отцу и матери не обнаружено. По наиболее часто встречаемым баллам по каждой шкале строится общий оценочный профиль, характерный для каждого типа.
Таким
образом, каждому типу акцентуации
характера соответствует
Таблица 1.
Тип акцентуации характера | Позитивный интерес | Директивность | Враждебность | Автономность | Непосле-
дователь- ность |
Гипер-
тимный тип |
5б – 18% | 5б – 0 | 5б – 0 | 5б – 9% | 5б – 9% |
4б – 18% | 4б – 9% | 4б – 0 | 4б – 55% | 4б – 27% | |
3б – 37% | 3б – 37% | 3б – 46% | 3б – 18% | 3б – 55% | |
2б – 18% | 2б – 54% | 2б – 27% | 2б – 9% | 2б – 9% | |
1б – 9% | 1б - 0 | 1б - 27% | 1б - 9% | 1б - 0 | |
Истероидный тип | 5б – 11% | 5б – 0 | 5б – 5% | 5б – 0 | 5б – 0 |
4б – 39% | 4б – 5% | 4б – 11% | 4б – 44% | 4б – 33% | |
3б – 22% | 3б – 40% | 3б – 33% | 3б – 44% | 3б – 44% | |
2б – 11% | 2б – 50% | 2б – 22% | 2б – 12% | 2б – 23% | |
1б – 17% | 1б - 5% | 1б –28% | 1б - 0 | 1б - 0 | |
Психоастенический тип | 5б – 0 | 5б – 0 | 5б – 0 | 5б – 16% | 5б – 8% |
4б – 0 | 4б – 23% | 4б – 23% | 4б – 23% | 4б – 38% | |
3б – 16% | 3б – 31% | 3б – 46% | 3б – 61% | 3б – 46% | |
2б – 69% | 2б – 31% | 2б – 31% | 2б – 0 | 2б – 8% | |
1б - 16% | 1б - 16% | 1б - 0 | 1б - 0 | 1б - 0 | |
Эпилеп- тоидный тип | 5б – 0 | 5б – 0 | 5б – 8% | 5б – 8% | 5б – 8% |
4б – 16% | 4б – 16% | 4б – 16% | 4б – 46% | 4б – 16% | |
3б – 16% | 3б – 23% | 3б – 38% | 3б – 31% | 3б – 46% | |
2б – 70% | 2б – 38% | 2б – 38% | 2б – 16% | 2б – 31% | |
1б - 0 | 1б – 23% | 1б - 0 | 1б - 0 | 1б - 0 | |
Лабильный тип | 5б – 0 | 5б – 0 | 5б – 18% | 5б – 0 | 5б – 9% |
4б – 27% | 4б – 18% | 4б – 9% | 4б – 27% | 4б – 91% | |
3б – 18% | 3б – 27% | 3б – 46% | 3б – 46% | 3б – 0 | |
2б – 37% | 2б – 46% | 2б – 27% | 2б – 27% | 2б – 0 | |
1б – 18% | 1б - 9% | 1б - 0 | 1б - 0 | 1б - 0 |