Взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

В подростковом возрасте происходит обострение черт характера. Стремление к самостоятельности, осознание своего физического и духовного возмужания – одна из наиболее ярких черт этого возраста. И если родителям удастся перестроить свои отношения с подрастающими детьми и изменить стиль воспитания, то это, в свою очередь, отразиться и на характере ребенка.

Содержание

Введение.
Часть I: Теоретический обзор
Глава I: Характер
1.1 Подходы к пониманию характера.
1.2 Структура характера.
1.3 Развитие характера в возрастном аспекте.
1.4 Семья как фактор формирования характера.
Глава II: Акцентуации характера.
2.1 Понятие акцентуаций характера.
2.2 Типы акцентуаций характера (по А.Е.Личко).
Часть II: Практическая часть.
3.1 Программа исследования.
3.2 Описание методик:
- Патохарактерологический диагностический опросник для подростков
- Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»
3.3 Выборка.
3.4 Результаты.
3.5 Выводы и заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Международный Славянский Институт.doc

— 205.00 Кб (Скачать)
 

     Психологическая диагностика типа акцентуации характера  осуществлялась с помощью Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) для подростков, автором которого является А.Е.Личко.

     ПДО включает в себя 25 таблиц-наборов, содержащих фразы, которые отражают отношение  при разных типах акцентуации  характера к ряду жизненных проблем, актуальных для подросткового возраста:

  • оценка собственных витальных функций (самочувствие, сон, аппетит, настроение, сексуальное влечение)
  • отношение к окружающим (родителям, друзьям, окружающим, незнакомым)
  • отношение к вещам (одежде, деньгам)
  • отношение к другим категориям (критике, опеке, правилам, законам)

     Процедура обследования и обработка результатов  подробно описаны в методических рекомендациях (14, с.6).

     В данном исследовании при обработке  результатов использовалась шкала  объективной оценки. Далее осуществлялось определение типа акцентуации характера согласно алгоритма, предложенного А.Е.Личко (см.17, с.60).

     Опросник  «Поведение родителей и отношение  подростков к ним» (сокращенно, «Подростки о родителях») изучает установки, поведение, методы воспитания родителей  так, как видят их дети в подростковом возрасте (13, с.5).

     Основой служит опросник, созданный Шафером  в 1965г. Он считал, что воспитательское  воздействие родителей, по описанию детей, можно охарактеризовать при  помощи трех переменных:

  1. Принятие – эмоциональное отвержение.
  2. Психологический контроль – психологическая автономия.
  3. Скрытый контроль – открытый контроль.

     Испытуемым  предлагалось оценить каждое из 50-ти утверждений по следующим категориям:

     2б  – утверждение полностью передает  воспитательные принципы отца (матери)

     1б  – высказывание частично подходит для отца (матери)

     0б  – утверждение не относится  к отцу (матери)

     Испытуемым  предлагалось заполнить бланки отдельно для каждого из родителей. Полученные данные с обоих бланков сводились в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому из параметров подсчитывалась арифметическая сумма сырых баллов:

  • Позитивный интерес
  • Директивность
  • Враждебность
  • Автономность
  • Непоследовательность

     Сырые баллы переводились в стандартизированные  в соответствии с предложенными  таблицами (см. 13, с.28-51). Стандартизированные баллы располагаются от 1 до 5:

    1. 1-2б – параметр слабо выражен
    2. 3б – норма
    3. 4-5б – отчетливо выражено измеряемое качество

     Затем строились оценочные профили  отношения как к матери, так  и к отцу. Высокие баллы по параметрам, используемым в данной методике, можно соотнести с некоторыми стилями воспитания, предложенными А.Е.Личко:

     1.Директивность  – доминирующая гиперпротекция.

     2.Враждебность  – эмоциональное отвержение, условия  жестких взаимоотношений.

     3.Автономность  – гипопротекция.

     А также низкие баллы по шкале:

     4.Позитивный  интерес – эмоциональное отвержение, условия жестких взаимоотношений.

     Интерпретация шкал.

  1. Шкала позитивного интереса.

     А: Положительное отношение к дочери со стороны матери, которая проявляет  заботу и внимание. С одной стороны, такие матери одобряют обращение за помощью дочерей в случае ссор или затруднений, а с другой стороны – ограничивают их самостоятельность.

     Б: Внимание, теплота и открытость отношений  между отцом и дочерью. Отсутствие резких перепадов от вседозволенности к наказаниям. Отцовские запреты действуют только на фоне отцовской любви.

  1. Шкала директивности.

     А: Жесткий контроль со стороны матери, тенденция к легкому применению своей власти, основанной на амбициях. Мнение дочери не учитывается. Такие  матери считают, что они всегда правы и полагаются на строгость наказания.

     Б: Директивность отца проявляется  в качестве «твердой мужской руки», направляющей растущую девушку на «путь  истинный», заставляя ее подчиняться  нормам и правилам поведения, принятым в обществе.

  1. Шкала враждебности.

     А: Подозрительное отношение матери к  семейной среде и дистанция по отношению к детям. Отказ от социальных норм приводит их к настороженности  и возвышению себя над остальными.

     Б: Сочетание сверхтребовательности, жесткой зависимости и эмоционально-холодного, отвергающего отношения отца к дочери. Это ведет к нарушениям взаимоотношений, что обусловливает повышенный уровень напряженности и нервозности.

  1. Шкала автономности.

     А: Матери исключают какую-либо зависимость  от требований и состояний ребенка. Отрицаются формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери отличаются снисходительностью, они не поощряют детей, редко делают замечания, не обращают внимание на воспитание.

     Б: Отец словно отгорожен от проблем  семьи. Ему все равно. Что происходит вокруг. Действия отца часто не согласуются с потребностями близких, интересы которых полностью игнорируются.

  1. Шкала непоследовательности.

     А: Со стороны матери девочки ощущают  резкую смену стиля, предоставляющего собой переход от очень строгого – к либеральному, и наоборот: переход от психологического принятия дочери к ее отвержению.

     Б: поведение отца совершенно не предсказуемо. Могут проявляться абсолютно  противоречащие друг другу психологические  тенденции с максимальной амплитудой колебаний.

     Выборка

 

     В данном исследовании принимали участие  подростки в возрасте от 13 до 16 лет. Испытуемые являются учениками школы  №38 – 9 класс и школы-лицея №40 – 10 класс.

     Всего было исследовано 40 учеников, из них 33 девушки (83% испытуемых) и 7 юношей (17% испытуемых). Поскольку основную часть испытуемых составляли девушки, не производился анализ данных при обработке результатов представителей мужского и женского пола.

     Результаты

 

     В ходе проведенного исследования были получены следующие данные.

     1) С помощью патохарактерологического диагностического опросника удалось определить у 40 испытуемых типы акцентуации характера:

     Гипертимный тип – 6 испытуемых

     Циклоидно-лабильный  тип – 2 испытуемых

     Лабильный тип – 6 испытуемых

     Психоастенический тип - 7 испытуемых

     Эпилептоидный тип – 7 испытуемых

     Истероидный тип – 9 испытуемых

     Лабильно-неустойчивый тип - 1 испытуемый

     Лабильно-истероидный  тип - 1 испытуемый

     Гипертимно-истероидный  тип -1 испытуемый

     Конформный, астеноневротический, сенситивный, шизоидный  типы в данной выборке не выявлены.

     2) С помощью методики «Подростки  о родителях» практически у  каждого испытуемого представлен  оценочный профиль отношений  и к матери и к отцу (за  исключением четырех испытуемых, лишенных одного из родителей): 

Шкала позитивного интереса: 5б – 7 оценок
  4б – 14 оценок
  3б – 16 оценок
  2б – 27 оценок
  1б – 9 оценок
Шкала директивности 5б – 3 оценки
  4б – 10 оценок
  3б – 21 оценка
  2б – 32 оценки
  1б – 8 оценок
Шкала враждебности. 5б – 4 оценки
  4б – 12 оценок
  3б – 28 оценок
  2б – 21 оценка
  1б – 10 оценок
Шкала автономности. 5б – 5 оценок
  4б – 26 оценок
  3б – 30 оценок
  2б – 9 оценок
  1б – 5 оценок
Шкала непоследовательности. 5б – 4 оценки
  4б – 32 оценок
  3б – 29 оценок
  2б – 7 оценок 
  1б – 3 оценки
 

     Таким образом, у каждого испытуемого был определен тип акцентуации характера и построены оценочные профили отношений к родителям в виде двух графиков.

     Далее выявлялась взаимосвязь типа акцентуации  характера и особенностей семейного  воспитания. Анализировались гипертимный, истероидный, психоастенический, эпилептоидный и лабильный типы. Смешанные и типы, которые не выявлены в данной выборке, анализу не подвергались.

     Производился  анализ оценочного профиля отношений  к родителям по каждому типу. Поскольку  все 5 шкал в методике «Подростки о родителях» оценивались по 5-бальной шкале, то определялось процентное соотношение 1, 2, 3, 4, 5 баллов по каждой шкале и определялся наиболее часто встречаемый балл. Анализировалось общее отношение подростков к обоим родителям, т.к. существенной разницы между отношением подростка к отцу и матери не обнаружено. По наиболее часто встречаемым баллам по каждой шкале строится общий оценочный профиль, характерный для каждого типа.

     Таким образом, каждому типу акцентуации  характера соответствует определенный оценочный профиль отношений к родителям. 

     Таблица 1.

Тип акцентуации  характера Позитивный  интерес Директивность Враждебность Автономность Непосле-

дователь-

ность

Гипер-

тимный  тип

5б – 18% 5б – 0 5б – 0 5б – 9% 5б – 9%
4б  – 18% 4б – 9% 4б – 0 4б – 55% 4б – 27%
3б  – 37% 3б – 37% 3б – 46% 3б – 18% 3б – 55%
2б  – 18% 2б – 54% 2б – 27% 2б – 9% 2б – 9%
1б  – 9% 1б - 0 1б - 27% 1б - 9% 1б - 0
Истероидный тип 5б – 11% 5б – 0 5б – 5% 5б – 0 5б – 0
4б  – 39% 4б – 5% 4б – 11% 4б – 44% 4б – 33%
3б  – 22% 3б – 40% 3б – 33% 3б – 44% 3б – 44%
2б  – 11% 2б – 50% 2б – 22% 2б – 12% 2б – 23%
1б  – 17% 1б - 5% 1б –28% 1б - 0 1б - 0
Психоастенический тип 5б – 0 5б – 0 5б – 0 5б – 16% 5б – 8%
4б  – 0 4б – 23% 4б – 23% 4б – 23% 4б – 38%
3б  – 16% 3б – 31% 3б – 46% 3б – 61% 3б – 46%
2б  – 69% 2б – 31% 2б – 31% 2б – 0 2б – 8%
1б  - 16% 1б - 16% 1б - 0 1б - 0 1б - 0
Эпилеп- тоидный тип 5б – 0 5б – 0 5б – 8% 5б – 8% 5б – 8%
4б  – 16% 4б – 16% 4б – 16% 4б – 46% 4б – 16%
3б  – 16% 3б – 23% 3б – 38% 3б – 31% 3б – 46%
2б  – 70% 2б – 38% 2б – 38% 2б – 16% 2б – 31%
1б  - 0 1б – 23% 1б - 0 1б - 0 1б - 0
Лабильный тип 5б – 0 5б – 0 5б – 18% 5б – 0 5б – 9%
4б  – 27% 4б – 18% 4б – 9% 4б – 27% 4б – 91%
3б  – 18% 3б – 27% 3б – 46% 3б – 46% 3б – 0
2б  – 37% 2б – 46% 2б – 27% 2б – 27% 2б – 0
1б  – 18% 1б - 9% 1б - 0 1б - 0 1б - 0

Информация о работе Взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания