Взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

В подростковом возрасте происходит обострение черт характера. Стремление к самостоятельности, осознание своего физического и духовного возмужания – одна из наиболее ярких черт этого возраста. И если родителям удастся перестроить свои отношения с подрастающими детьми и изменить стиль воспитания, то это, в свою очередь, отразиться и на характере ребенка.

Содержание

Введение.
Часть I: Теоретический обзор
Глава I: Характер
1.1 Подходы к пониманию характера.
1.2 Структура характера.
1.3 Развитие характера в возрастном аспекте.
1.4 Семья как фактор формирования характера.
Глава II: Акцентуации характера.
2.1 Понятие акцентуаций характера.
2.2 Типы акцентуаций характера (по А.Е.Личко).
Часть II: Практическая часть.
3.1 Программа исследования.
3.2 Описание методик:
- Патохарактерологический диагностический опросник для подростков
- Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»
3.3 Выборка.
3.4 Результаты.
3.5 Выводы и заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Международный Славянский Институт.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

     Лабильные подростки любят компании, новую обстановку, находя в них новые впечатления. Чуткость к знакам внимания, похвалы, благодарности не сочетаются ни с заносчивостью, ни с самомнением.

     Неблагоприятной ситуацией для данного типа является эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц, либо разлука с ними. Следовательно, необходимо наладить эмоциональный контакт с подростком, обеспечить духовную поддержку и оптимистический настрой.

     4. Астеноневротический тип.

     Повышенная  утомляемость, раздражительность и  склонность к ипохондричности являются главными чертами астеноневротического типа акцентуации характера. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и эмоциональных напряжениях. Раздражительность ведет к внезапным аффективным вспышкам, возникающих иногда по ничтожному поводу. Склонность к ипохондризации выражается в прислушивании подростка к своим телесным ощущениям, подверженности обследованиям и осмотрам.

     Астеноневротические подростки тянутся к сверстникам, но быстро устают от их компании, предпочитая  одиночество или общение с  одним близким другом.

       В будущее представители данного  типа предпочитают не заглядывать,  т.к. это повышает и без того  высокую тревожность. Но и настоящее  их тоже не удовлетворяет.

     Формой  психологической защиты астеноневротического подростка является раздражительность и «уход в болезнь». Для данного типа акцентуации характера неприемлема доминирующая гипопротекция, когда подросток вынужден постоянно быть под наблюдением. Подростку важно организовать нормальный, здоровый образ жизни путем чередования умственных и физических нагрузок.

     5. Сенситивный тип.

     В подростковом возрасте обозначаются две  главные черты сенситивного типа: чрезмерная впечатлительность и  периодически возникающее чувство  собственной неполноценности. Для  данного типа характерны рано формирующееся  чувство долга и ответственности, чрезмерные требования к себе и окружающим. В себе подростки видят множество недостатков, особенно в области морально-этических и волевых качеств.

     К родным сохраняется детская привязанность. У представителей сенситивного типа выявляется охотное подчинение опеке со стороны старших. Выраженной бывает гиперкомпенсация. Подростки ищут самоуважения не там, где могут раскрыться их способности, а в той области, где чувствуют слабость.

     На  будущее надежд не возлагают, настоящее  их не удовлетворяет, а в прошлом видят лишь отрицательные отзывы в свой адрес (истинные или мнимые), обиды, насмешки, унижения.

     Сенситивные подростки воспринимают окружающий мир тревожно, поэтому работа должна быть направлена на укрепление чувства  уверенности в себе, поскольку источник дисгармонии – глубокая внутренняя неудовлетворенность собой, чего не может быть при эмоциональном отвержении подростка родителями.

     6.Психоастенический тип.

     Для представителей психоастенического типа характерными являются нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, тревожная мнительность и любовь к самоанализу; а также легкость возникновения навязчивых опасений, действий, страхов, мыслей, представлений. Психологической защитой от постоянных тревог за будущее становятся придуманные приметы и ритуалы, педантизм и формализм.

     Нерешительность в действиях особенно видна в  колебаниях, когда необходимо сделать  самостоятельный выбор, а уже  принятое решение должно быть немедленно исполнено. У психоастенических  подростков наблюдается реакция гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и неуверенности, которая проявляется неожиданными самоуверенными суждениями, скоропалительными действиями.

     Места наименьшего сопротивления для  таких подростков – ситуации, предъявляющие  повышенные требования к чувству ответственности. Когда ребенок предоставлен сам себе, он вынужден делать самостоятельный выбор, принимать ответственные решения при гипопротекционном стиле воспитания.

     7.Шизоидный тип.

     В подростковом возрасте бросается в  глаза замкнутость, отгороженность от окружающего, нежелание устанавливать контакты, неумение сопереживать, внутренний мир зачастую заполнен фантазиями и увлечениями у представителей шизоидного типа. Многие поступки кажутся взрослым неожиданными и непонятными, т.к. им предшествует скрытая мотивация.

     Подросток шизоидного типа может раскрываться перед незнакомыми людьми, когда  его внутренний мир закрыт для  близких людей.

     Сдержанность  в проявлении чувств, неподатливость влиянию со стороны, сохранение дистанции  с окружающими не позволяют устанавливать тесные контакты.

     Условия жестких взаимоотношений проявляются  в душевном безразличии друг к  другу, пренебрежением интересами и нуждами других членов семьи не может не отразиться на подростке шизоидного типа; замкнутость и «уход в себя» служат психологической защитой подростка.

     8.Эпилептоидный тип.

     Склонность  к злобно-тоскливого настроения, аффективная  вспыльчивость, напряженность инстинктивной  сферы, иногда достигающей аномалии влечений, тугоподвижность и инертность психических процессов являются отличительными чертами эпилептоидного типа.

     Аффекты отличаются большой силой и продолжительностью, возможны ярость, брань, побои. Характерны стремление к властвованию, установлению выгодных для себя порядков в группе, склонность к азартным играм, мелочная скрупулезность, консерватизм и дотошное соблюдение правил и порядков.

     Из  увлечения представители эпилептоидного типа предпочитают азартные игры. Накопительные  увлечения связаны со страстью к  обогащению, а в спорте кажется  заманчивым то, что позволяет физическую силу или какие-то навыки.

     Эпилептоидные подростки не переносят материальных утрат и неподчинения себе; они  не в состоянии унять свое властолюбие  и необузданную ревность.

     Данные  отличительные особенности подростка  являются «копией» жестких взаимоотношений с родителями, когда на ребенке взрослые срывали зло, расправлялись за мелкие проступки и не послушание. Такая атмосфера отражается на поведении подростка по отношению к другим людям.

     9. Истероидный тип

     У подростков истероидного типа характерными чертами являются эгоцентризм, жажда внимания окружающих к своей персоне, восхищения, почитания, удивления, сочувствия. Таких подростков пугает перспектива остаться незамеченными.

     Лживость  и фантазирование направлены на приукрашивание своей личности. Отсутствуют глубокие искренние чувства, а кажущаяся эмоциональность оборачивается театральной наигранностью переживаний, склонностью к рисовке и позёрству. Для привлечения внимания могут использоваться нарушения поведения: прогулы уроков, вызывающее поведение в общественных местах, суицидальные демонстрации, провокации скандалов, побеги из дома и т.п.

     Истероидный подросток претендует на роль лидера в группе путем пускания «пыли  в глаза» историями о своих  удачах и приключениях.

     Поскольку по большому счету истероидные подростки стремятся в первую очередь привлечь к себе внимание окружающих, это может быть связано с недостатком внимания, заботы, опеки со стороны родителей.

     10. Неустойчивый тип.

     Рано  выявляется у детей неустойчивого  типа тяга к развлечениям, удовольствиям, к праздности. В подростковом возрасте отличительными чертами являются нарушения поведения, делинквентность, поиск необычных впечатлений, стремление высвободиться из-под родительской опеки.

     Очень плохо подростки неустойчивого  типа переносят одиночество. Поэтому проявляется реакция группирования к уличным компаниям. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять положение лидера.

     Любимое времяпрепровождение – пустая болтовня с приятелями, любовь к азартным играм. К спорту такие подростки питают отвращение.

     У представителей неустойчивого типа легко забрасывается учеба, они  не мечтают о какой-либо профессии (только в случае крайней необходимости  выбирают себе занятие). Кроме того, выявляется равнодушие к собственному будущему. От трудностей и неприятностей эти подростки стараются убегать.

     11. Конформный тип.

     Отличительная черта подростков конформного типа – постоянная и чрезмерная конформность к своему окружению. Их жизненное  правило – «думать как все», «поступать как все», стараться, чтобы все было «как у всех». Конформные подростки не любят выделяться, с недоверием относятся к незнакомцам, неспособны противостоять своему окружению, трудно осваиваются в непривычной обстановке.

     Такие подростки очень дорожат своим  местом в привычной группе сверстников, постоянством окружения, поэтому они не переносят крутых жизненных перемен.

     Планы на будущее неопределенны, например, решающим фактором в выборе профессии  или учебного заведения может  послужить тот факт, что так  поступило большинство приятелей.

     Для подростков неустойчивого и конформного  типа местом наименьшего сопротивления  является самостоятельное проявление волевых качеств и возникновение  резких жизненных перемен. У таких  подростков нет близкого контакта с  родителями, которые могут оказать моральную поддержку и вселить уверенность в своего ребенка, т.е. характерна гипопротекция как стиль семейного воспитания.

     Таким образом, выделено 11 типов акцентуаций  характера со своими отличительными чертами. 

     Программа исследования 

     Цель  исследования: выявить взаимосвязь типов акцентуации характера подростков и стиля семейного воспитания.

     Задачи  исследования:

  1. определение типов акцентуации характера испытуемых с помощью патохарактерологического диагностического опросника для подростков.
  2. изучение поведения и методов воспитания родителей с точки зрения самих испытуемых с помощью опросника «Подростки о родителях».
  3. выявление взаимосвязи типа акцентуации характера и особенностей семейного воспитания.
  4. конечный анализ результатов проведенного исследования с последующими выводами, подтверждением или опровержением гипотезы.

     Объект  исследования: учащиеся 9-10 классов.

     Предмет исследования:

  • особенности типов акцентуации характера испытуемых
  • особенности родительского воспитания

     Общая атмосфера семьи, взаимоотношения родителей в семье. Их отношение к ребенку влияют на становление характера ребенка, способствует или препятствует развитию тех или иных черт характера.

     В соответствии с поставленной целью  было выдвинуто предположение о  существовании определенных закономерностей  между типом акцентуации характера  ребенка и стилем семейного воспитания:

     Гипертимный тип – гипопротекция.

     Циклоидный  тип - эмоциональное отвержение

     Лабильный тип – эмоциональное отвержение.

     Астеноневротический тип – доминирующая гиперпротекция.

     Сенситивный тип – эмоциональное отвержение.

     Психоастенический тип - гипопротекция.

     Шизоидный тип – условия жестких взаимоотношений

     Эпилептоидный тип – условия жестких взаимоотношений

     Истероидный тип - гипопротекция.

     Неустойчивый  тип - гипопротекция.

     Конформный  тип - гипопротекция.

 

      Описание методик

Информация о работе Взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания