Взаимосвязь самооценки родителей и детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы – выявить взаимосвязь самооценки родителей и детей.
Объект – личность детей и их родителей.
Предмет – самооценка.
Гипотеза исследования: предполагаем, что самооценка детей и их родителей взаимосвязаны.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме самооценки.
2. Провести исследования самооценки у детей и их родителей.
3. проанализировать результаты проведённого исследования.

Содержание

Введение …............................................................................................................. 3
1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей и их родителей …….5
1.1 Изучение проблемы самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………...……………………………5
1.2 Особенности самооценки у детей младшего школьного возраста ........... 11
1.3 Семейный фактор – основной фактор развития самооценки .................... 16
2. Исследование взаимосвязи самооценки детей и их родителей …………. 29
2.1 Характеристика испытуемых и описание методов исследования…….. 29
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………
2.3 Рекомендации для родителей и детей с заниженной самооценкой……..
Заключение ...........................................................................................................
Список использованных источников и литературы .........................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая 3-й курс.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

2.3 Рекомендации для  родителей и детей с заниженной самооценкой

 

Существуют способы повышения самооценки человека в любом возрасте, поскольку самооценка возникает в результате научения. Мы попробовали сформулировать рекомендации для родителей и детей с заниженной самооценкой.

Рекомендации  родителям:

1. Не превращайте всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.

2. Делайте все, что от вас зависит, что бы он не занижал свою самооценку и в то же время, чтобы не выставлял себя на показ.

3. Старайтесь найти взаимопонимание со своими детьми. Ваши родительский опыт и мудрость – важнейший источник поддержки и помогают в решении не легких и жизненных проблем.

4. Вы можете быть как вдохновителем, так и подавлять своего ребенка.

5. Ваш ребенок – это отдельный, огромный мир о котором вы почти ничего не знаете. Дети быстрее воспринимают новое, поэтому часто лучше приспосабливаются к быстрым меняющимся реалиям нашей жизни. Не бойтесь признавать, что вам есть чему учиться у собственных детей.

Рекомендации детям с низкой самооценкой:

1. Твердо знайте, чего хотите добиться.

2. Чтобы были ясны намерения, нужен ясный план.

3. Вообразите желаемый результат.

4. Сформулируйте сильную мотивацию достижения желаемого результата.

5. Будьте уверены в себе.

6. Превратите препятствие в трамплин для новых прыжков к цели.

7. Оглянитесь в прошлое, насладитесь настоящим, интересуйтесь будущим.

8. Овладейте умением преуспевать с радостью и ощущением счастья [40].

 

Заключение

Итак, основываясь  на вышеизложенном материале, можно  сказать, что самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

Отношение к  себе, т.е. самооценка формируется в  течении первых 5-9 лет жизни. Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. В начальной школе (младший школьный возраст) процесс становления самооценки продолжается и завершается (под влиянием оценок учителя). В младшем школьном возрасте завершает своё формирование именно общая самооценка, наиболее устойчивая и постоянная. В течении жизни человека, под воздействиями социальной среды, успеха или неудачи деятельности происходит колебания в самооценке - это частные самооценки. Колебания частной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни человека: успех или неудача, сравнение себя с другими, влияние социума и т.д. Хотя частные самооценки являются важными индикаторами, показателями того, как человек воспринимает «видит» сам себя, они все-таки остаются локальными и не позволяют судить о динамики самосознания и самоотношения в целом.

Самооценка, как  составляющая «Я-образа» способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь того или иного человека. Люди с низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества. Эмоциональная изоляция - тяжёлое испытание для каждого человека, но в сочетании с предубеждённостью и неуверенностью в себе она превращается в бедствие (Карен Корни)[13]. Т.к. лица с низкой самооценкой испытывают социальную неуверенность, они менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. И поэтому очень важно, чтобы родители могли предвидеть проблемы ребёнка, знали о нормах и правилах воспитания, принимали активное участие в формировании положительного образа Я ребёнка. Ведь то, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться в жизни, можно сказать, напрямую зависит от отношения к себе, от нашей самооценки.

Таким образом, знание себя, своей самооценки и  факторов, влияющих на её развитие и  становление, может значительно изменить жизнь каждого человека. Осознание того, что у тебя низкая самооценка позволит научиться жить с такой особенностью и жить эффективно.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1999. – 672с.
  2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Информпечать, 1996. – 135с.
  1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.

  1. Бороздина, Л.В. Что такое самооценка / Л.В. Бороздина // Психологический журнал. – 1992. – № 4. – С.33-38.

  1. Бочаров, В.В. Антропология возраста / В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2001. – 194с.
  2. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 384с.
  3. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо и др. – М. : Пед. об-во России, 2003. – 508с.
  4. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. – М.: Владос-пресс, 2004. – 263с.
  5. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1991. – 232с.
  6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992с.
  7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Творческий центр, 2001. – 237с.
  1. Куницына, В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / В.Н. Куницына и др. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.

  1. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – 352с.
  2. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2002. – 452с.
  1. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 573с.

  1. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России. – 1999 – 442с.
  2. Обухова, Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития / Л.Ф. Обухова // Вопросы психологии. – 1996. – № 5. – С.30.
  3. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1998. – 352с.
  1. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.

  1. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Academia, 2000. – 184с.
  2. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1998. – 584с.
  3. Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. – СПб.: Изд-во Михайлова, 1999. – 288с.
  1. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1996. –529с.

  1. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. Дубровиной И.В. – М.: Академия, 2002. – 128с.

  1. Самооценка и ее влияние на межличностные отношения / Под ред. М.В. Смирновой. – М.: ЭСТ, 2000. – 233с.

  1. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.М. Исаев. – М.: Академия, 2000. – 421с.
  2. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое Общество России, 2001. – 244с.
  3. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Просвещение, 1983.
  4. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для вузов / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2002. – 208с.
  5. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 1997. – 607с.
  6. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. – М.: Владос, 2001. – 368с.
  7. Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста / Г. Шихи. – СПб.: Ювента, 1999. – 436с.
  8. Эльконин, Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2001. – 144с.
  9. http://www.psihology.ru
  10. http://www.vashpsixolog.ru
  11. http://www.zavet.ru
  12. http://www.soclexicon.ru
  13. http://www.psyworld.ru
  14. http://psy.s548.ru
  15. http://www.egpu.ru/

 

 

Приложение 1

Методика изучения самооценки Г. Айзенка

№ п/п

Психические состояния

Да

Иногда

Нет

1

Нередко мне кажутся  безвыходными ситуации, из которых  можно найти выход

     

2

Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом

     

3

При больших неприятностях  я склонен(на) без достаточных  оснований винить себя

     

4

Несчастья и неудачи  ничему меня не учат

     

5

Я часто отказываюсь  от борьбы, считая ее бесплодной

     

6

Я нередко чувствую себя беззащитным

     

7

Иногда у меня бывает состояние отчаяния

     

8

Чувствую растерянность  перед трудностями

     

9

В трудные минуты жизни  иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы  меня пожалели

     

10

Считаю недостатки своего характера неисправимыми

     

 




Информация о работе Взаимосвязь самооценки родителей и детей