2.3 Рекомендации для
родителей и детей с заниженной самооценкой
Существуют способы повышения
самооценки человека в любом возрасте,
поскольку самооценка возникает в результате
научения. Мы попробовали сформулировать
рекомендации для родителей и детей с
заниженной самооценкой.
Рекомендации
родителям:
1. Не превращайте всю жизнь ребенка в «скачки»
для удовлетворения своих высоких родительских
амбиций.
2. Делайте все, что от вас зависит,
что бы он не занижал свою самооценку и
в то же время, чтобы не выставлял себя
на показ.
3. Старайтесь найти взаимопонимание
со своими детьми. Ваши родительский опыт
и мудрость – важнейший источник поддержки
и помогают в решении не легких и жизненных
проблем.
4. Вы можете быть как вдохновителем,
так и подавлять своего ребенка.
5. Ваш ребенок – это отдельный,
огромный мир о котором вы почти ничего
не знаете. Дети быстрее воспринимают
новое, поэтому часто лучше приспосабливаются
к быстрым меняющимся реалиям нашей жизни.
Не бойтесь признавать, что вам есть чему
учиться у собственных детей.
Рекомендации детям с низкой самооценкой:
1. Твердо знайте, чего хотите
добиться.
2. Чтобы были ясны намерения,
нужен ясный план.
3. Вообразите желаемый результат.
4. Сформулируйте сильную мотивацию
достижения желаемого результата.
5. Будьте уверены в себе.
6. Превратите препятствие
в трамплин для новых прыжков к цели.
7. Оглянитесь в прошлое, насладитесь
настоящим, интересуйтесь будущим.
8. Овладейте умением преуспевать
с радостью и ощущением счастья [40].
Заключение
Итак, основываясь
на вышеизложенном материале, можно
сказать, что самооценка – это отношение индивида к
себе, которое складывается постепенно
и приобретает привычный характер. Самооценка
отражает степень развития у индивида
чувства самоуважения, ощущения собственной
ценности и позитивного отношения ко всему
тому, что входит в сферу его «Я».
Отношение к
себе, т.е. самооценка формируется в
течении первых 5-9 лет жизни. Именно
в семье ребёнок впервые обнаруживает,
любят ли его, принимают ли его таким,
какой он есть, сопутствуют ли ему успех
или неудачи. В начальной школе (младший
школьный возраст) процесс становления
самооценки продолжается и завершается
(под влиянием оценок учителя). В младшем
школьном возрасте завершает своё формирование
именно общая самооценка, наиболее устойчивая
и постоянная. В течении жизни человека,
под воздействиями социальной среды, успеха
или неудачи деятельности происходит
колебания в самооценке - это частные самооценки.
Колебания частной самооценки вызывают
ситуативные изменения в жизни человека:
успех или неудача, сравнение себя с другими,
влияние социума и т.д. Хотя частные самооценки
являются важными индикаторами, показателями
того, как человек воспринимает «видит»
сам себя, они все-таки остаются локальными
и не позволяют судить о динамики самосознания
и самоотношения в целом.
Самооценка, как
составляющая «Я-образа» способна оказывать
огромное влияние на весь жизненный путь
того или иного человека. Люди с низкой
самооценкой склонны к пассивности, внушению
и менее популярны. Эти люди чрезмерно
чувствительны к критике, считая её подтверждением
своей неполноценности. Они с трудом воспринимают
комплименты. Чаще всего низкая самооценка
становится причиной постоянного одиночества.
Эмоциональная изоляция - тяжёлое испытание
для каждого человека, но в сочетании с
предубеждённостью и неуверенностью в
себе она превращается в бедствие (Карен
Корни)[13]. Т.к. лица с низкой самооценкой
испытывают социальную неуверенность,
они менее склонны к установлению новых
взаимоотношений или углублению существующих.
И поэтому очень важно, чтобы родители
могли предвидеть проблемы ребёнка, знали
о нормах и правилах воспитания, принимали
активное участие в формировании положительного
образа Я ребёнка. Ведь то, что мы думаем
о себе, оказывает глубокое влияние на
всю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться
в жизни, можно сказать, напрямую зависит
от отношения к себе, от нашей самооценки.
Таким образом,
знание себя, своей самооценки и
факторов, влияющих на её развитие и
становление, может значительно
изменить жизнь каждого человека. Осознание
того, что у тебя низкая самооценка позволит
научиться жить с такой особенностью и
жить эффективно.
Список использованных источников
и литературы
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1999. – 672с.
- Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Информпечать, 1996. – 135с.
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.
Бороздина, Л.В. Что такое самооценка / Л.В. Бороздина // Психологический журнал. – 1992. – № 4. – С.33-38.
- Бочаров, В.В. Антропология возраста / В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2001. – 194с.
- Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 384с.
- Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо и др. – М. : Пед. об-во России, 2003. – 508с.
- Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. – М.: Владос-пресс, 2004. – 263с.
- Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1991. – 232с.
- Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Творческий центр, 2001. – 237с.
Куницына, В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / В.Н. Куницына и др. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.
- Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – 352с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2002. – 452с.
Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 573с.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России. – 1999 – 442с.
- Обухова, Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития / Л.Ф. Обухова // Вопросы психологии. – 1996. – № 5. – С.30.
- Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1998. – 352с.
Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
- Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Academia, 2000. – 184с.
- Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1998. – 584с.
- Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. – СПб.: Изд-во Михайлова, 1999. – 288с.
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1996. –529с.
Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. Дубровиной И.В. – М.: Академия, 2002. – 128с.
Самооценка и ее влияние на межличностные отношения / Под ред. М.В. Смирновой. – М.: ЭСТ, 2000. – 233с.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.М. Исаев. – М.: Академия, 2000. – 421с.
- Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое Общество России, 2001. – 244с.
- Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Просвещение, 1983.
- Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для вузов / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2002. – 208с.
- Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 1997. – 607с.
- Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. – М.: Владос, 2001. – 368с.
- Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста / Г. Шихи. – СПб.: Ювента, 1999. – 436с.
- Эльконин, Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2001. – 144с.
- http://www.psihology.ru
- http://www.vashpsixolog.ru
- http://www.zavet.ru
- http://www.soclexicon.ru
- http://www.psyworld.ru
- http://psy.s548.ru
- http://www.egpu.ru/
Приложение 1
Методика изучения
самооценки Г. Айзенка
№ п/п |
Психические состояния |
Да |
Иногда |
Нет |
1 |
Нередко мне кажутся
безвыходными ситуации, из которых
можно найти выход |
|
|
|
2 |
Неприятности меня сильно
расстраивают, я падаю духом |
|
|
|
3 |
При больших неприятностях
я склонен(на) без достаточных
оснований винить себя |
|
|
|
4 |
Несчастья и неудачи
ничему меня не учат |
|
|
|
5 |
Я часто отказываюсь
от борьбы, считая ее бесплодной |
|
|
|
6 |
Я нередко чувствую себя
беззащитным |
|
|
|
7 |
Иногда у меня бывает состояние отчаяния |
|
|
|
8 |
Чувствую растерянность
перед трудностями |
|
|
|
9 |
В трудные минуты жизни
иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы
меня пожалели |
|
|
|
10 |
Считаю недостатки своего
характера неисправимыми |
|
|
|