Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:58, курсовая работа
Цель нашей работы – выявить взаимосвязь самооценки родителей и детей.
Объект – личность детей и их родителей.
Предмет – самооценка.
Гипотеза исследования: предполагаем, что самооценка детей и их родителей взаимосвязаны.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме самооценки.
2. Провести исследования самооценки у детей и их родителей.
3. проанализировать результаты проведённого исследования.
Введение …............................................................................................................. 3
1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей и их родителей …….5
1.1 Изучение проблемы самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………...……………………………5
1.2 Особенности самооценки у детей младшего школьного возраста ........... 11
1.3 Семейный фактор – основной фактор развития самооценки .................... 16
2. Исследование взаимосвязи самооценки детей и их родителей …………. 29
2.1 Характеристика испытуемых и описание методов исследования…….. 29
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………
2.3 Рекомендации для родителей и детей с заниженной самооценкой……..
Заключение ...........................................................................................................
Список использованных источников и литературы .........................................
У мальчиков с высокой самооценкой уровень притязаний оказывается выше, чем у их сверстников. Это объясняется тем, что их родители более настойчиво подчеркивают ценность «стремления» к совершенству. Они ориентируют ребёнка на определенные стандарты, создают обратную связь в виде своих оценочных суждении и указывают ему необходимые средства для достижения большего успеха. Ребенок с высокой самооценкой приучен постоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны. Таким образом, дети с высокой самооценкой ставят перед собой более высокие цели и чаще добиваются успеха. И, наоборот, для детей с заниженной самооценкой характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.
Ожидания родителей (или отсутствие таковых) являются важным фактором, направляющим личностное развитие ребенка по определенному руслу), что особенно отчетливо проявляется в стенах школы в виде заранее обусловленных успехов или неудач [35].
Мальчики с высокой самооценкой независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им придерживаться своего мнения, позволяет в спорных ситуациях отстаивать свои взгляды и суждения, делает их восприимчивыми к новым идеям. Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождает убежденность в своей правоте и смелость в выражении убеждений. Эта установка и соответствующие ожидания обеспечивают им не только более независимый статус в социальных отношениях, Но и немалый творческий потенциал, способность к энергичным и позитивным социальным действиям, В групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию. По собственному признанию, они не испытывают особых затруднений, сближаясь с новыми людьми, готовы выразить свое мнение, зная, что оно будет встречено враждебно. Важной особенностью детей с высокой самооценкой является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами. Отсутствие застенчивости позволяет им выражать свои мысли открыто и прямо [37].
Поведение людей с
высокой самооценкой
Основываясь на изученном, можно сделать вывод, что основной предпосылкой формирования у ребенка высокой самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании. Два других чрезвычайно важных фактора – это установка матери на внутреннее принятие ребенка и уровень ее собственной самооценки. Как правило, более высокая самооценка формируется у первых детей в семье. Самооценка детей от второго брака в среднем ниже. Конфликты между родителями, так же как и затянувшиеся проблемные ситуации, связанные, например, с энурезом, тоже служат сигналом потенциально низкой самооценки. Существенным фактором, влияющим на формирование самооценки, являются особенности присущего ребенку субъективного восприятия. Данных, подтверждающих важность социальных, классовых или религиозных норм для снижения или повышения самооценки, получено не было [13].
Безусловная готовность принимать ребенка таким, какой он есть, должна сопровождаться благожелательным, но не чрезмерно снисходительным отношением к нему. Важно, чтобы дисциплина была основана на принципах справедливости и на ясных и достижимых стандартах поведения, соответствующих возможностям ребенка, и не менее важно, чтобы все это было понятно самому ребенку. Ему должна быть доступна та система ценностей, приняв которую он получил бы надежные ориентиры, позволяющие квалифицировать свои действия как успешные или неуспешные. Характерно, что в семьях с устойчивой структурой у детей более высокий уровень успешности. Если поведение ребенка регулируется знанием общих принципов, а не разрозненными указаниями родителей, у него возникает уверенность в себе и в своих действиях, необходимая для формирования положительной самооценки [22].
Строгий внешний контроль способствует формированию у ребенка способности к внутреннему самоконтролю. Когда ребенок усваивает от родителей нормы правильного поведения, он получает ориентир, помогающий повысить уровень успешности взаимодействия с родителями и снизить уровень тревожности, обусловленной ожиданием реакции родителей на его поведение. Благодаря этому социальное окружение ребенка приобретает в его глазах черты упорядоченности. Он знает, чего можно ожидать от окружающих, у него развивается уверенность в том, что он может так или иначе регулировать различные ситуации, связанные со своими социальными контактами. Соответственно низкая самооценка возникает вследствие того, что социальное подкрепление поведения ребенка носит размытый и непоследовательный характер.
Во-вторых, ясно очерченные требования и правила поведения способствуют более четкому формированию у ребенка образа Я. Он вынужден признать существование сил, внешних по отношению к нему, то есть мотивов и побуждений других людей. Тем самым он получает возможность еще на ранних этапах развития научиться различать желания и реальность, отчетливо воспринимать различия между собой и другими лицами [10].
В-третьих, требования родителей
ребенок рассматривает как
Характеристика испытуемых.
В исследовании принимало участие 15 учащихся младших классов и 15 взрослых – их родители.
Список учащихся:
п/п |
код |
ФИ учащихся |
Дата рождения |
1 |
001 |
Конькова Елизавета |
2003 |
2 |
002 |
Пустынцев Тимофей |
2004 |
3 |
003 |
Шаповалов Влад |
2004 |
4 |
004 |
Гришенина Елизавета |
2004 |
5 |
005 |
Синицына Полина |
2003 |
6 |
006 |
Усейкина Арина |
2004 |
7 |
007 |
Чемекова Анастасия |
2004 |
8 |
008 |
Жукова Анна |
2004 |
9 |
009 |
Юдина Екатерина |
2004 |
10 |
010 |
Сократова Ирина |
2004 |
11 |
011 |
Головин Андрей |
2003 |
12 |
012 |
Иванов Станислав |
2003 |
13 |
013 |
Волкова Мария |
2004 |
14 |
014 |
Дмитриева Марина |
2004 |
15 |
015 |
Филина Ольга |
2004 |
Список родителей:
ИО родителей |
Дата рождения | ||
1 |
016 |
1980 | |
2 |
017 |
1974 | |
3 |
018 |
1979 | |
4 |
019 |
1969 | |
5 |
020 |
1971 | |
6 |
021 |
1983 | |
7 |
022 |
1980 | |
8 |
023 |
1972 | |
9 |
024 |
1978 | |
10 |
025 |
1967 | |
11 |
026 |
1969 | |
12 |
027 |
1981 | |
13 |
027 |
1980 | |
14 |
029 |
1974 | |
15 |
030 |
1970 |
В нашем исследовании мы использовали методику …. Она позволяет …
Мы показали ребенку
нарисованную лесенку с семью
ступеньками, где средняя ступенька
имеет вид площадки, и объяснили
задание.
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой
лесенке, то на трех верхних ступеньках
окажутся хорошие дети: умные, добрые,
сильные, послушные – чем выше, тем лучше
(показывают: «хорошие», «очень хорошие»,
«самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках
окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже
(«плохие», «очень плохие», «самые плохие»).
На средней ступеньке дети не плохие и
не хорошие. Покажи, на какую ступеньку
ты поставишь себя. Объясни почему?»
В процессе обследования необходимо учитывать,
как ребенок выполняет задание: испытывает
колебания, раздумывает, аргументирует
свой выбор. Если ребенок не дает никаких
объяснений, ему следует задать уточняющие
вопросы: «Почему ты себя сюда поставил?
Ты всегда такой?» и т.д.
Наиболее характерные особенности выполнения
задания, свойственные детям с завышенной,
адекватной и заниженной самооценкой
.
Способ выполнения задания |
Тип самооценки |
1. Не раздумывая, ставит
себя на самую высокую |
Неадекватно завышенная самооценка |
2. После некоторых
раздумий и колебаний ставит
себя на самую высокую |
Завышенная самооценка |
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку снизу, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. |
Адекватная самооценка |
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». |
Заниженная самооценка |
Если ребенок ставит себя на среднюю
ступеньку, это может говорить о
том, что он либо не понял задание,
либо не хочет его выполнять. Дети
с заниженной самооценкой из-за высокой
тревожности и неуверенности в себе часто отказываются
выполнять задание, на все вопросы отвечают:
«Не знаю». Дети с задержкой развития не
понимают и не принимают это задание, действуют
наобум.
Самооценка детей 8-9-летнего возраста
становится уже более реалистичной, в
привычных ситуациях и привычных видах
деятельности приближается к адекватной.
В незнакомой ситуации и непривычных видах
деятельности их самооценка завышенная.
С родителями учащихся мы провели методику …. Она позволила нам выявить уровень самооценки личности, по результатам которых можно будет судить о том, насколько испытуемые уверены в себе.
Инструкция: …
Посчитаем набранные баллы. В вопросах 1-3 за ответ:
а) - 2 балла;
б) - 1 балл;
в) - 0 баллов.
В вопросах 4-6 за ответ:
а) - 0 баллов;
б) - 1 балл;
в) - 0баллов.
Вопрос 7 за ответ:
а) - 0 баллов;
б) - 2 балла;
в) - 1 балл.
Вопрос 8 за ответ:
а) - 2 балла;
б) - 0 баллов;
в) - 1 балл.
Интерпретация:
От 0 до 6 баллов -Вы абсолютно свободный человек. Но Ваша свобода часто "перехлестывает через край" и толкает на то, чтобы не считаться ни с кем и ни с чем. Быть может, стоит время от времени напоминать себе, что личная свобода - это прекрасно, но паровозу дорогу лучше уступать!
От 6 до 10 баллов.
Ваша свобода органично сочетается
со здравым смыслом и
Свыше 10 баллов. Быть может, есть смысл задуматься, обратиться за консультацией к специалисту и пройти более серьезное исследование.
Но даже если вы набрали 16 очков, то это еще не повод паниковать либо зарекаться иметь детей.
Просто в том случае, если подтвердится, что вас обременяет наследие несвободы, наследие зависимости, вам необходимо ради своего будущего и ради будущего ваших детей приложить усилия, чтобы избавиться от него. Помните: Вы действительно можете это сделать! В отличие от наркотической зависимости, зависимость как психологическое наследие благополучно снимается в 100% случаев. При том непременном условии, что человек, на самом деле этого хочет. Если же оставить все как есть, то родители оказываются попросту неспособными по-настоящему любить своих детей. Ибо, как говорил митрополит Антоний Сурожский, "…понятие свободы неотъемлемо от любви. Свобода предполагает такую любовь и такое уважение к ближнему, что он может быть полностью собой, а не тем, чем мы хотим его видеть!.. Мы должны научиться любить так, чтобы, отдавая собственную жизнь на благо ближнего, оставлять этому ближнему свободу до конца быть самим собой".
Итак, первое, что необходимо сделать родителям для того, чтобы уберечь детей от угрозы зависимости - это избавиться от нее самим. Но это еще не все. Статистика свидетельствует: ребенок практически всегда становится наркоманом, если мать употребляла наркотические вещества во время беременности и, очень часто, - если во время беременности употреблялся алкоголь даже в небольших дозах. Об этом стоит знать и помнить всем будущим матерям и, в первую очередь, тем миллионам девочек, которые уже со школьной скамьи приобщились к рюмке, "косячку" или, тем более, к героину.
Во много
раз повышает риск приобретения ребенком
зависимости и употребление матерью
некоторых психоактивных
Информация о работе Взаимосвязь самооценки родителей и детей