Взаимосвязь самооценки подростка с их социальным статусом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 07:31, дипломная работа

Описание работы

Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Исходя из этого возникает вопрос: почему одни люди легко идут на контакт, хорошо принимаются в группе, другие – наоборот. Данная работа призвана рассмотреть влияние самооценки подростка на социометрический статус личности в группе.

Работа содержит 1 файл

Diplomchik.docx

— 86.59 Кб (Скачать)

 

 

         После подсчета  мы получает следующие данные:

54% подростков имеют среднюю самооценку с таким социальным статусом, а оставшиеся 46% - низкую степень самооценки.

 

 

                

 

 

 

 

 

               Также у нас имеются «отверженные» 18 подростков. Рассмотрим их данные в таблице.

   

Уровень самооценки

Социальный статус

1

  Д.

низкий

Отверженный

2

 К.

низкий

Отверженный

3

 О.

средний

Отверженный

4

И.

низкий

Отверженный

5

Ю.

средний

Отверженный

6

У.

низкий

Отверженный

7

Р.

средний

Отверженный

8

Т.

средний

Отверженный

9

А.

средний

Отверженный

10

А.

средний

Отверженный

11

А.

средний

Отверженный

12

О.

низкий

Отверженный

13

А.

низкий

Отверженный

14

А.

низкий

Отверженный

15

Е.

низкий

Отверженный

16

М.

низкий

Отверженный

17

 Н.

низкий

Отверженный

18

А.

низкий

Отверженный


 

 

               После анализа этой таблицы  у нас получились такие данные: 62 % подростков, принадлежащих социальному  статусу «отверженные», имеют низкую степень самооценки, а остальные 38% - среднюю.

 

 

                           2.2.2. Обсуждение полученных результатов.          

                   В результате исследования связи  самооценки школьника с его  статусным положением в системе  межличностных отношений мы можем  сделать следующий вывод: самооценка  подростка в целом тем ниже, чем ниже его  статусное   положение  в группе, и, соответственно, тем выше, чем выше его статусное  положение в группе. Итак, мы видим, что все - таки наша гипотеза подтвердилась, и действительно, подростки, обладающие    высоким уровнем самооценки,  имеют высокий социометрический статус в группе.   

              Самооценка тесно связана с  социально – психологическим  статусом подростка в группе.         Исследования отечественных психологов  показывают на наличие взаимосвязи  самооценки и социально-психологического  статуса. Она положительно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков.

          Так же было выявлено: чем критичнее  к себе подросток и чем выше  его самооценка, тем выше его  положительный социальный статус  в группе. И далее, чем выше  самооценка и чем выше уровень  притязаний, тем ниже положительный  социальный статус или выше  отрицательный статус. В зависимости  от поведенческих особенностей  человека, проявляющихся по отношению  к группе: склонные к рациональному  конформизму попадают в группу  «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму – в группу «отвергаемых».

           В условиях, когда самооценка  не находит опоры в социуме,  когда его поведение оценивается  другими исключительно негативно,  когда потребность в самоуважении  остаётся нереализованной, - развивается  резкое ощущение личного дискомфорта.  Личность не в состоянии выносить  его бесконечно долго; подросток  не может не искать выхода  из сложившейся ситуации его  самооценка должна найти адекватную  опору в социальном пространстве. Одним из путей решения этой  проблемы является переход подростка  в группу, в которой характеристика  его личности окружающими адекватна  самооценки или даже превосходит  её.

                    Можно сделать вывод, что наше  исследование подтверждает исследования  отечественных психологов. В полученных  нами данных тоже есть закономерность, заключающаяся в том, что высота  самооценки определяет уровень  социального статуса, который  получает старший подросток в  классе.

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Кузьмин Е.С. Методы социальной  психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. - 168с.

2. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.

3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994. – 83с.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение,  1995.  –352с.

5. Андреева Г.М.- М.: Изд-во Моск-го Ун-та, 1980..

6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по  психодиагностике.  –

   СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.  – М.:  Просвещение,  1984.  –

   374с.

8. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б.  Возрастные  и индивидуальные  особенности

   младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.

9. Давыдов В. В.,  Драгунова   Т.  В.,  Ительсон  Л.  Б.,  Петровский  А.  В.

   Возрастная  и  педагогическая  психология:  учебник  для   студентов  пед.

   институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.

10. Донцов А.И.  Психология  коллектива.  -   М.:  Издательство  Московского

   Университета, 1984. -  174с.

11.  Дубровина  И.В.,  Лисина  М.И.  Возрастные   особенности   психического

   развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.

12. Карпенко Л.А., Петровский А.  В. Краткий психологический словарь.  -  М.:

   Просвещение, 1981. – 195с.

13. Крылов А.А. Практикум по  общей и  экспериментальной   психологии.  –  Л.:

   Издательство Ленинградского  Университета, 1987. – 256с.

14. Кондратьева С.В. Практическая  психология:  учебно-методическое  пособие.

   – Минск: Университетское, 1997. – 212с.

15. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд.  -

   М.: Просвещение, 1986г. 147с.

16. Кузьмин Е.С. Методы социальной  психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.

17. Липкина А.И. Самооценка школьника.  – М.: Знание, 1976. – 64с.

18.   Мадорский  Л.Р.  Глазами подростков.  Книга для   учителя.   –   М.:

   Просвещение, 1991. – 176с.

19.  Немов  Р.  С.  Психология.  Учебник для студентов высш.  пед.  учеб.

   заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы  психологии-  2-е изд.  -  М.:

   Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -573с.

20. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.:  Просвещение,

   1993. – 256с.

21. Захарова А.В. Психология формировани самооценки. - Минск, 1993.

22. Карпенко Л.А., Петровский  А. В. Краткий психологический  словарь. - М.: Просвещение, 1981. - 195с.

23. Кле М. Психология подростка. - М., 1989.

24. Кон И.С. Психология  юношеского возраста. - М., Просвещение, 1989.

25. Куницына В.Н. Восприятие  подростками других людей и  себя. - Л., 1972.

26. Крылов А.А. Практикум  по общей и экспериментальной  психологии. - Л.: Издательство Ленинградского  Университета, 1987. - 256с. 

27. Кондратьева С.В. Практическая  психология: учебно-методическое пособие. - Минск: Университетское, 1997. - 212с. 

28.  Фельдштейн   Д.И.   Психологические   аспекты   изучения   современного

   подростка. М.: «Вопросы психологии», 1985. – 32с.

29. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю.  Психологический справочник  учителя.  -  М.:Просвещение, 1991.- 161с.

30. Клайн, П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд., 1994

31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977, 304 с.

32. Липкина А.И. Самооценка  школьника. - М.: Знание, 1976. - 64с. 

 

 

33. Литвинова Е.Ю. Возможности  учителя в плане повышения  социальной адаптированности старшеклассников/Организация взаимодействия школьного психолога с педагогическим коллективом. - Ульяновск, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Взаимосвязь самооценки подростка с их социальным статусом