Взаимосвязь самооценки подростка с их социальным статусом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 07:31, дипломная работа

Описание работы

Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Исходя из этого возникает вопрос: почему одни люди легко идут на контакт, хорошо принимаются в группе, другие – наоборот. Данная работа призвана рассмотреть влияние самооценки подростка на социометрический статус личности в группе.

Работа содержит 1 файл

Diplomchik.docx

— 86.59 Кб (Скачать)

 

                                                    ВВЕДЕНИЕ.

            Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Исходя из этого возникает вопрос: почему одни люди легко идут на контакт, хорошо принимаются в группе, другие – наоборот. Данная работа призвана рассмотреть влияние самооценки подростка на социометрический статус личности в группе. По нашему мнению, эта тема – тема первостепенной важности в социальной психологии, так как ее актуальность для современников велика.

                    Изучение самооценки, ее влияния на развитие    личности, приобретает    все большую      актуальность. 
От самооценки во многом зависят взаимоотношения подростка с окружающими,   его     критичность,    требовательность к себе,        отношения к успехам и неудачам как в  учебном процессе,       так и в других сферах взаимодействия с окружающими. - самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Уровень самооценки влияет на уровень притязаний личности, на выбираемый круг трудности жизненных целей, на соотношение удач и неудач на жизненном пути человека. Самооценка влияет на эффективность деятельности подростка и дальнейшую социализацию его личности.  
Изучение    самооценки     личности      в       подростковом                       возрасте     является значимым и актуальным для дальнейшего совершенствования         педагогического процесса в современной школьной практике. 

                   Современным школам важно не  только передать учащимся информацию, но и подготовить их к самообразованию,  самосовершенствованию. А для  этого в подростке необходимо формировать активную позицию, чтобы он мог всесторонне, а главное, объективно оценить особенности своей личности, свои возможности, т.е. иметь определенный уровень самооценки. 
 
                 Цель данной работы:     изучить    связь       статусного  положения  старшего подростка   в группе   с особенностями его самооценки.

                Объектом исследования являются старшие подростки.

                 Предмет исследования: взаимосвязь статуса учащегося в классе и уровня его самооценки.

                Гипотеза:     чем    выше   статусное   положение    учащегося,    тем выше его самооценка.

               В данной работе нами решались следующие задачи:

  1. Проанализировать источники научной литературы  по           проблемам исследования самооценки и статусного положения подростка в группе.
  2. Исследовать межличностные отношения старших подростков, измерить их статусы в группе.
  3. Изучить самооценку учащихся старшего подросткового возраста.

4.  Сопоставить самооценку с   социальным статусом  подростков  в группе.

 

              

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ И ИХ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

 

                           1.1. Понятие самооценки в психологии.

                Большую роль в становлении личности человека играет самооценка, подразумевающая оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и отношения к другим членам группы. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека – с потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти своё место в жизни, утвердить себя как члена общества в своих глазах и в глазах окружающих. Именно адекватная самооценка способствует внутренней согласованности личности. [5]

           Разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими, правильно оценить себя - весьма сложная задача. Вот поэтому необходимо разобраться, что представляет собой самооценка и какое влияние она оказывает на человека. [5]  На сегодняшний день существует множество определений этого понятия. Так, У. Джемс   был одним из первых исследователей, занимавшихся изучением самооценки.     Он выделил две формы самооценки: самодовольство и недовольство собой.    Под      самооценкой    он понимал  сложное образование,     являющееся     производным элементом развития самосознания, которое формируется в онтогенезе (возникает на определенном этапе). [5]

           Самооценка является системообразующим компонентом «Я – концепции».     Образ «Я» возникает на основе осознания человеком оценок себя как личности другими и на основе соотнесения оценок других о себе с оценками самого себя.    Самооценка     способствует    автономной мотивации деятельности и увеличивает ее эффективность. У личности вырабатывается потребность достижения стандарта референтной микрогруппы. Если этого не происходит, включается когнитивный диссонанс и личность уходит от негативных переживаний. [7]

              С   самооценки начинается самовоспитание. Человек должен знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности.                                Самооценка зависит от многих факторов. Это и уровень развития способностей и притязаний, и средний уровень оценок в коллективе и другие.       Источниками самооценки могут быть близкие друзья, товарищи по учебной группе, сравнение себя с другими малознакомыми или незнакомыми людьми, реальные возможности личности, реакция авторитетных старших и другие. [8]

             Таким образом, самооценка играет большую роль в жизни человека. Под самооценкой Г.К. Валицкас     понимал    продукт     отражения     информации    субъектом о себе в соотношении с определёнными ценностями и эталонами, существующий в единстве осознаваемого   и     неосознаваемого, аффективного и когнитивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов. Самооценка входит в структуру «Я - концепция».         Самооценка связана   с потребностью в самоутверждении, стремлением человека найти себя в этой жизни.    Она зависит от уровня развития способностей и притязаний.      Самооценка может быть высокой и низкой, адекватной, неадекватной.       Были выделены три вида самооценки: прогностическая, актуальная, ретроспективная.     Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, так как эти понятия оказывают влияние на социальное положение подростков в группе и на формирование подростка как личности и его взаимоотношений с окружающими.

             

                      

               Подростковый возраст – возраст перехода от детства к взрослости. Изменения, происходящие в отношениях с родителями и сверстниками, в сфере когнитивных возможностей и в отношении к обществу в целом способствуют процессу поиска самого себя. Самооценка, отношения подростка к себе во многом определяют его поведения и успеваемость. [11].

                В начале периода полового созревания большинство подростков начинают проводить тщательную оценку самих себя, сравнивая свои внешние данные, способности, социальные умения с аналогичными качествами своих сверстников. Эта критическая самооценка обычно сопровождается периодом застенчивости, когда подросток очень уязвим и легко смущается. Подростков волнует, как примирить Собственное Я с идеальным Я [11].

                Из-за широкой изменчивости процессов роста и стремления молодых людей сравнить себя со сверстниками у многих может наблюдаться снижение самооценки и чувства собственной значимости. Всё это может приводить к беспокойству и переоценке себя как личности [14].

                Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями     самооценки.       Так, при завышенной самооценки у него части возникают конфликты с окружающими. Самооценка оказывает влияние на самовоспитание подростка. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, он может намечать программу самовоспитания. Подростку очень важно иметь свою оценку, собственное мнение [15].

               Также подросток переоценивает свои действия и поступки. Больше подросток ориентируется на мнение сверстников, товарищей, а учитель для него уже не является таким непререкаемым авторитетом, как раньше.            Подростки предъявляют высокие требования       к деятельности, поведению, личности учителя. Подростки постоянно оценивают отношения и поведение учителей [16].

             Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление в западной психологии называется «воображаемой аудиторией». Он всё время открыт, что усиливает его ранимость [17].

               Самооценка тесно связана с социально – психологическим статусом подростка в группе. Социально-психологический статус - понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

               По словам многих авторов (К.Роджерс, В.Сатир), позитивное отношение к самому себе, принятие себя оказывается взаимосвязанным со способностью к конструктивному взаимодействию с другими людьми. Высоко оценивая самого себя, человек, скорее всего, будет так же доброжелательно относиться к другим. Такому человеку свойственны открытость, свобода в выражении своих чувств, способность к самораскрытию в общении.        Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социальный статус в группе. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный     социальный     статус или выше отрицательный статус. [33, 54]

                   В условиях, когда самооценка не находит опоры в социуме, когда его поведение оценивается другими исключительно негативно, когда потребность в самоуважении остаётся нереализованной, - развивается резкое ощущение личного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить его бесконечно долго; подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценки или даже превосходит её.       В такой среде подростка ценят и постоянно подтверждают это вербально и не вербально, что приводит к удовлетворению потребности в уважении и к состоянию комфорта от принадлежности к группе.   Подросток может попасть в асоциальную группу. Надо не просто вырвать подростка из одной группы; необходимо «подставить» ему вместо одной асоциальной группы другую – просоциальной ориентации. Новая группа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находила бы в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.     В этом случае переход личности в данную группу не сопровождается повышением статуса личности среди членов группы. Однако принадлежность к асоциальной группе удовлетворяет потребность во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в группу. В крайних случаях такое удовлетворение может достигаться и путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков – не членов группы [20].

             Известно, что человек становится  личностью в результате совместной  деятельности и общения с другими  людьми. Именно деятельность и  общение дают ему некоторые  важные ориентиры для поведения.          Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает, что в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. В этом смысле у ребенка нет внутреннего зрения. Его образ себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие, более того, положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него    [18].

             Лонгитюдные исследования С. Куперсмит, в которых в течение 8 лет прослеживались последствия высокой, средней и низкой самооценок у группы мальчиков, начиная от подросткового возраста до вступления во взрослый период жизни,  продемонстрировали: мальчики с высокой самооценкой характеризовались как активные, экспрессивные, в целом успешные в учении и в социальных отношениях, лидеры в дискуссиях, не отягощенные   чувством   тревоги и т.д.     Они не были поглощены внутренними проблемами и гораздо реже страдали психосоматическими расстройствами. [56].

             Изучением проблемы самооценки  занималась и школа К. Левина. В данном направлении исследовались  мотивы, потребности, уровень притязаний  и их динамические соотношения.  Данные, полученные в школе К.  Левина, стали началом большого  количества клинических и диагностических  исследований, направленных на изучение  самооценки личности     [15].

 

          

        

         

 1.2. Исследование социометрического статуса личности в отечественной и зарубежной психологии.        

                        Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен как сумма предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту — положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе.    Самыми высокостатусными считаются так называемые социометрические звезды — члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы.  Далее идут  высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звезд, а есть только высоко-, средне-, низкостатусные.   На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные — субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе — одна из наиболее неблагоприятных.

Отверженные — это такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои — члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных. [10].

                      Часто позицию социометрической звезды рассматривают как позицию лидера. Это не совсем верно, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами. Можно встретить субъектов, являющихся одновременно и социометрическими звездами и лидерами, но такое сочетание редко встречается. Человек часто утрачивает симпатии окружающих, становясь лидером. Социометрическая звезда вызывает доброе отношение, прежде всего потому, что другие люди чувствуют себя психологически комфортно в присутствии данной личности. Что касается лидера, то его социально-психологическая функция связана с управлением.

Проблема  совмещения в одном лице лидера и  социометрической звезды стоит крайне остро как для самого человека, так и для группы в целом. Иногда, в критических социальных ситуациях это может провоцировать некоторые тенденции фанатического поведения членов группы. В обычной семье роли могут распределяться следующим образом: отец — лидер, мать — социометрическая звезда. Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы составляют обычно ее большинство.   Изолированные, отверженные и пренебрегаемые члены группы входят в группу риска по критериям межличностных отношений. Следует обратить особое внимание на позицию изолированного человека. Во многих случаях она оказывается более неблагоприятной, чем позиция отверженного или даже пренебрегаемого. Негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения, поскольку отрицательный стимул лучше, чем его отсутствие. Иногда переход человека из позиции пренебрегаемого в позицию изолированного считается большим наказанием. Известен феномен влияния бойкота — прекращение отношений с человеком, отсутствия реагирования на его слова и поступки и проявлений различных чувств по отношению к нему. При бойкоте человек оказывается не в позиции пренебрегаемого, к которому направлены негативные чувства окружающих, а в позиции изолированного, к которому окружающие совершенно равнодушны. Изменение социометрического статуса члена группы — важная проблема. Статус человека часто представляет собой относительно устойчивую величину. Однако с точки зрения развития личности неизменность социометрического статуса рассматривается как фактор риска, даже если это высокий статус. [10].

                      Необходимость изменения социометрического статуса диктуется потребностями человека вырабатывать гибкие стратегии поведения для социальной адаптации в различных группах. Поэтому целесообразно пройти через различные статусы. Сложность проблемы заключается также и в том, что люди по-разному воспринимают и относятся к своему статусу. Большинство имеет представление о том, какой статус они занимают в первичной группе. Среднестатусные члены группы, как правило, воспринимают свое положение адекватно. Но крайние статусные категории вследствие действия психологических защит часто воспринимают отношения других людей к себе неадекватно. Чаще всего именно социометрические звезды и пренебрегаемые члены группы не осознают своего положения в системе межличностных отношений в группе.

 

                      Устойчивость социометрического статуса определяется многими факторами, среди которых выделяют следующие:

-    внешний вид (физическая привлекательность, оформление облика, невербальный язык);

-    успехи в ведущей деятельности;

-    некоторые свойства характера и темперамента (толерантность, общительность, благорасположение, низкая тревожность, стабильность нервной системы и др.);

-    соответствие ценностей индивида ценностям группы, членом которой он является;

-    положение в других социальных группах.

                 Чтобы изменить статус человека в группе, иногда достаточно только поработать с тем или иным фактором статуса. [18]

                    Специальной методикой измерения социометрического статуса является социометрия [9]. Самый простой прием определения социометрического статуса - процедура тайного голосования за того или иного кандидата при выборах по конкурсу. В процессе выбора могут обнаруживаться такие внутригрупповые образования, как диады (возникают всякий раз, когда существует обоюдный выбор) и триады (могут возникать когда все три человека нравятся друг другу, когда один привлекает двух других, которые не особо нравятся друг другу или когда два человека зависят от третьего, который эксплуатирует их). Дж.Морено говорит также об образованиях, звезд, которые состоят из естественного лидера и его последователей [27].

                         По мнению А. В. Петровского, социометрическая техника  -  на сегодняшний день один из немногих способов, посредством которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в малой группе. [20]

                     Известный исследователь  межличностных отношений  в малой группе Я.Л.Коломинский считает, что соотношения суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий являются существенным диагностическим показателем уровня благополучия в группе, другой диагностический параметр «индекс изолированности» (% членов группы - аутсайдеров) [14].  Кроме того, Коломинский открыл некоторые феномены восприятия своего статуса самим человеком: «парадокс осознания» (тенденция индивидов с высоким статусом к его занижению, а с низким: статусом: - к завышению) и «эгоцентрическую нивелировку статуса» (тенденция членов группы: оценивать статус других либо равным собственному, либо ниже его).      

  В психологической литературе трудно найти описание различных статусных позиций - большинство психологов занималось проблемой лидерства, некоторые изучали неблагополучное положение аутсайдеров в группе.  Обратимся к определению, которое дает Г. М. Андреева: «лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для: организации группы при решении конкретной задачи; он: демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи»[3].

                  Хоманс  Г. определяет лидера, как лицо, в  наибольшей степени отвечающее социальным ожиданиям группы и  наиболее последовательно придерживающееся ее норм и ценностей.   [21]

                   Наряду  с позицией   высокостатусных   членов группы в литературе рассматривается  позиция низкостатусных. Эта категория заслуживает особого  внимания.   Причины того, что им отказывают в дружбе, могут быть разными из-за явного пренебрежения ими интересами коллектива, их избалованности и эгоизма, скрытости, замкнутости, нелюдимости, агрессивности. С такими ребятами не хотят вместе работать, брать в команду, в игру [18].

                   Педагог Н.Л.Селиванова считает, что изолированное положение школьника в группе нередко связано с неразвитостью целого комплекса личностных характеристик ребенка, которые принято называть готовностью к общению способность к восприятию другого человека, оценке взаимоотношений, к эмпатии, саморегуляции в общении. [18].

                 По  мнению известного психолога и психотерапевта Майкла Раттера, непопулярность и социальная отверженность ребёнка являются предвестниками отклоняющегося поведения и психических нарушений, которые особо остро проявляются в подростковом и раннем юношеском  возрасте.    [19] 

          

 

 

             1.3. Особенности межличностных отношений подростков.

           Американский психолог Джекоб Морено, разработавший всемирно известную теорию социометрии, полагал, что психологическая комфортность и психическое здоровье человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. Если человека окружают люди, испытывающие к нему симпатии, то ему будет легче преодолевать жизненные трудности. Более того, недостаток симпатий уже порождает жизненные трудности. Он считал также необходимым определить положение индивида в структуре неформальных отношений, чтобы понять его проблемы. [20] 

               Социометрическая структура группы представляет собой совокупность соподчинённых позиций членов группы в системе межличностных отношений. В целом, социометрическая структура определяется анализом важнейших социометрических характеристик группы: социометрического статуса её членов, взаимности эмоциональных предпочтений, наличия устойчивых групп межличностного предпочтения, характера отвержений в группе. Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений всех членов группы. [20] 

                  Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определён при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту - положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов, в свою очередь, задаёт статусную иерархию в группе. [5] 

                  Самыми высокостатусными являются так называемые социометрические звёзды - члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы. Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звёзд, а есть только высоко-, средне-, низкостатусные. [5] 

                На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные - субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе - одна из наиболее неблагоприятных, поскольку свидетельствует о том, что к данному индивиду другие члены группы совершенно равнодушны. Далее идут отверженные - такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои - члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных. [5] 

                  Следует обратить особое внимание на позицию изолированного человека. Во многих случаях она оказывается более неблагоприятной, чем позиция отверженного или даже пренебрегаемого. К. Левин доказал, что негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения, поскольку отрицательный стимул лучше, чем его отсутствие. Иногда переход человека из позиции пренебрегаемого в позицию изолированного является большим наказанием. [20] 

                  Знание социометрического статуса не даёт полной информации о положении человека в системе межличностных отношений. Необходимо знать, является ли выбор субъекта взаимным. Взаимность эмоциональных предпочтений членов группы выступает важной качественной характеристикой самой группы. Даже социометрическая звезда будет чувствовать себя неблагополучно, если её выбор не имеет взаимности. И наоборот, пренебрегаемый член группы может чувствовать себя вполне благополучно, если его выбор оказался взаимным. Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным является его положение в системе межличностных отношений. [5] 

                   Для того чтобы повысить социометрический статус ученика, необходимо предоставить ему возможности для проявления и реализации своих способностей. В настоящее время школа нацелена прежде всего на интеллектуальные и социальные способности. При попытке изменения статуса ученика учитель должен организовать различные виды деятельности, чтобы молодые люди имели возможность проявить свои способности перед сверстниками.   Своевременное информирование учащихся об успехах их одноклассника в каких-либо других группах также позволяет повысить его статус. Поэтому учителю необходимо знать о внешкольной деятельности учащихся и использовать данную информацию для улучшения межличностных отношений в классе. Если, несмотря на педагогические усилия, статус ребёнка остаётся низким, необходимо провести системный психологический анализ причин отверженности или изолированности. Следует понять, в чём причина, и попытаться работать с ней. Например, причиной низкого статуса может быть неумение общаться со сверстниками или даже неопрятный внешний вид. Профессионализм, внимание и деликатность учителя при известной заинтересованности в решении проблемы обеспечат эффективность применения того или иного метода.

Проявляя заботу о социально-психологическом  состоянии класса, учитель должен помнить о том, что неизменность социометрического статуса ученика  может негативно влиять как на общее состояние группы, так и  на конкретного человека. Поэтому  необходимо планировать некоторую  динамику социометрических отношений, позволяющую каждому члену группы побывать на разных уровнях социометрической структуры и, соответственно, учиться  вырабатывать разные стратегии поведения  в социальной жизни.  Совокупность межличностных отношений человека в различных социальных группах с близкими и не очень близкими людьми представляет собой уникальную социальную систему, центром которой является сам человек, его потребности и мотивы, доминирующие индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения. [5] 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ПОРОСТКОВ.

 

2.1. Организация и методы  исследования.

2.1.1. Программа исследования.

                 Цель данной работы:     изучить    связь       статусного  положения старшего подростка   в группе   с особенностями его самооценки.

                Объектом исследования являются старшие подростки.

                 Предмет исследования: взаимосвязь статуса учащегося в классе и уровня его самооценки.

                 Гипотеза:     чем    выше   статусное   положение    учащегося,    тем выше его самооценка.

               В этом исследовании в качестве  испытуемых были старшие подростки в количестве восьмидесяти  семи человек в возрасте 15 – 16 лет, четыре девятых класса школы им. А.М. Горького г. Карачева.

             В практической части на основе изучения межличностных отношений в группе подростков  был определен социальный статус каждого учащегося в группе, определен уровень самооценки каждого учащегося в группе, выявлена взаимосвязь между его статусным положением в группе и уровнем его самооценки.

             Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом:

1 этап - изучение самооценки;

2 этап - исследование межличностных взаимоотношений и установление

социального статуса каждого учащегося в своем классе;

3 этап - анализ, обработка, интерпретация итогов исследования;

4 этап – формулировка выводов  проведенного исследования.

          Все полученные данные отражены в графиках и таблицах.

 

                                         2.1.2. Методики исследования.

                   Для определения самооценки нами  использовалась методика «Самооценка  личности» (О.И. Мотков), модификация  методики Б.А. Сосновского.

                    Методика позволяет изучать общий уровень самооценки позитивного развития личности, самооценку отдельных факторов и качеств личности, а также ее адекватность или неадекватность.

        В представленном  здесь варианте № 2 методики  испытуемому предлагался список из 24 позитивных  качеств  личности, которые входят в характеристику  «идеальной»  личности. Методика может использоваться  испытуемыми, начиная с 12  лет.

         На предложенном бланке  (Приложение 1) требовалось указать свое имя,  возраст, пол,  место учебы.  Напротив каждого из двадцати  четырех личностных качеств следовало указать балл, который соответствует состоянию на ближайший год жизни. Нужно выбирать один ответ из пяти возможных, представленных в шкале возможных ответов,  ставя  напротив оцениваемого  качества соответствующую цифру в  колонке с данным  ответом.

                       Для получения более полной картины исследования уровня самооценки  старших подростков также была применена методика

Т. Дембо - С. Рубинштейна. Целью данной методики является выявление уровня  самооценки  подростка.

               Материалом для исследования  послужил ряд  шкал  (100  мм.),  условно обозначающих проявление  различных  качеств  личности, таких как здоровье, ум/способности,  характер, авторитет у сверстников,  умение многое делать своими  руками/умелые руки, внешность, уверенность  в себе.

               Учащимся  предлагалась следующая   инструкция:   "Допустим,   что   на   этой   линии  расположились все люди  мира  в  порядке  повышения   их  состояния  здоровья (пример  со шкалой здоровья): внизу –  самые  больные  люди,  вверху  –  самые здоровые (те, которые  никогда не болеют). Как ты  думаешь,  где  твое  место  среди всех людей мира по  состоянию здоровья?".

                     Обработка проводилась по шести  шкалам (первая, тренировочная,  «здоровье», не учитывалась). Каждый ответ  выражался  в баллах. Длина  каждой шкалы 100 мм, в соответствии  с этим ответы получают количественную  характеристику (например, 54 мм соответствует  54 баллам).

                 При  изучении социальных   взаимодействий   в   группе    применяется    так    называемая социометрическая процедура, или социометрия  (впервые  предложенная  в  30-х годах Д. Морено) [3].

                   В нашем исследовании мы использовали параметрический метод, т.е. метод с ограничением числа выборов, так как он является более надежным в связи с более высокой осмысленностью выбора. Также результаты параметрического метода легче подвергнуть математической обработке. Для точности исследования   число выборов было ограничено тремя.

               Результаты ответов переносили на матрицы выбора. Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного.

                  В западной психологии разработана специальная терминология для обозначения статуса человека:

 

 

 

 

№ n/n

Название группы

Число выборов

 

1.

“Звезды” 

St = > m + 2”

 

2.

“Предпочитаемые” 

St > m + 1”

 

3.

“Принятые” 

St >m + - 1”

 

4.

“Непринятые” 

St <m - 1”

 

5.

“Пренебрегаемые”

St <- m - 2”,

 

где  m- среднее число выборов, вычисляется по формуле: m = R / N *0.1, где R- общее число сделанных выборов, а N- число членов группы;

а ” - квадратичное отклонение, которое вычисляется по статистической формуле;

St - статус ученика, вычисляется по формуле: St = Ek / N - 1.

Статус ученика (St) равен сумме полученных им выборов (Еk), деленной на количество членов группы(N), без 1.

              

2.2. Результаты изучения  взаимосвязи самооценки и статусного  положения в системе межличностных  отношений старших подростков.

2.2.1. Качественные и количественные  результаты исследования.

 

                       Изучив самооценку старших подростков с помощью двух методик О.И. Моткова и Т. Дембо – С. Рубинштейна, получились определенные данные. Эти данные были занесены в таблицу, которая находится в приложении №2. В этой таблице также отражены данные,  получившиеся  после проведения метода социометрии в четырех девятых классах,   с помощью которой нами был определен  статус каждого подростка, который он занимает в своем классе в школе.        

                     Итак, рассмотрим получившиеся данные. По результатам социометрии, в  группе старших подростков, которых мы изучали, из 78 человек 6 подростков обладают статусом «звезда». 

                      Мы сопоставили данные по двум методикам,   определяющим   уровень самооценки,   и  соотнесли их с результатами по социометрии по каждому старшему подростку. По показателям методики Т. Дембо –

С. Рубинштейна все эти подростки  имеют самый высокий уровень  самооценки.  По данным методики О.Н. Моткова,  три старших подростка из шести имеют самый высокий уровень самооценки и также три подростка имеют высокий показатель самооценки.

                       Рассмотрим получившиеся результаты более подробно.    Подросток под номером 20 по всем критериям, указанным в таблице, обладает самым высоким уровнем самооценки, второй подросток под номером 5  из того же  А класса, имеющий также статус  «звезда», имеют по всем показателям очень высокие уровни самооценки, кроме результата методики О.И. Моткова, по которой его самооценка равна просто высокому уровню.  Во втором изучаемом нами классе есть одна «звезда» - и это ученик под номером 5. Его результат соответствует по всем параметрам очень высокому уровню самооценки, кроме частного вида самооценки «умелые руки», по которому у него высокий уровень самооценки. Подросток №1 из

9 В класса по данным методики Т. Дембо - С. Рубинштейна имеет самый высокий уровень по всем показателям, а по результатам методики

О.И. Моткова этот результат чуть ниже, то есть высокий уровень. Старший подросток №8 по многим показателям имеет очень высокие уровни самооценки, но по критериям «ум»,  «умелые руки»  и   «внешность» этот подросток ценил себя чуть ниже, но по - прежнему это довольно высокая оценка.  Подросток №7 из 9 Г класса по результатам первой методики на изучение самооценки имеет высокий уровень, а по отношению к частным показателям самооценки этот подросток оценил себя очень высоко.

                      Мы видим, что подростки,  обладающие  самым высоким социальным статусом,   имеют, как правило, очень высокий и высокий уровни самооценки.

              

             

             

                  

                

Социальный статус испытуемых определялся  в соответствии с его профессией и того места, который он занимает в социальной стратификации общества [18, с. 32]. По результатам исследования (приложение 4) к высшему классу относятся 4 % испытуемых, к высшему среднему - 24 %, к высшему высшему - 4 %, к среднему низшему классу относятся 16 % испытуемых, к среднему среднему - 32 %, к низшему среднему классу относятся 12 % испытуемых, к низшему низшему - 8%. Таким образом, 8 % испытуемых относятся к высшему классу, к среднему - 64 %, к низшему - 28 % (таблица 2).

Сопоставив уровень самооценки и социальный статус испытуемых, мы получили что у 50 % испытуемых высшего класса - повышенная самооценка, у 50 % - адекватная.

В среднем классе завышенная самооценка только у 16,7 %, адекватная - у 33,3 %, заниженная - у 16,7 %, а 33,3 % дали статистически незначимые результаты, т.е. либо старались «приукрасить»  свои свойства личности, либо не имеют  твердых убеждений о статусе  своего «Я».

Низший класс понимает уровень  своего положения, поэтому у 80 % низшего  класса - заниженная самооценка, у 20 % - адекватная. Высокого мнения о себе не имеет никто (таблица 3).

Таблица 3. Взаимосвязь самооценки и социального статуса личности

 
 

высший класс

%

средний класс

%

низший класс

%

 

повышенная

4

50

2

16,7

-

-

 

адекватная

4

50

4

33,3

1

20

 

заниженная

-

-

2

16,7

4

80

 

статистически незначимая

-

-

4

33,3

-

-

 
               

Следовательно, можно утверждать, что социальный статус и самооценка находятся в прямой зависимости, т.е. чем выше социальный статус, тем выше самооценка.

Однако утверждать, что чем выше самооценка, тем выше социальный статус личности в данном исследовании нельзя, так как влияние самооценки на социальный статус личности можно определить только в результате лонгитюдного (протяженного во времени) исследования.

Утверждать, что человек, имея высокую  самооценку в 18 лет, может достигнуть высокого социального статуса в 30-40 лет, мы не можем, не проведя исследования на группе людей на протяжении 10-20 лет.

Таким образом, в результате нашего исследования мы пришли к выводу:

- у взрослого населения (30-40 лет)  сложившийся уровень самооценки;

- у более половины испытуемых  адекватный уровень самооценки;

- существует положительная зависимость  между социальным статусом и  уровнем самооценки, т.е. чем выше  социальный статус, тем выше уровень  самооценки;

- влияние самооценки на социальный  статус можно определить только  путем лонгитюдного исследования.

 

Корреляционный анализ результатов  исследования позволяет определить, существует ли статистическая зависимость  между двумя или несколькими  показателями.

В нашем исследовании результаты определения  уровня самооценки и социального  статуса имеют словесное выражение, поэтому введем их числовое обозначение. Заниженную самооценку обозначим числом 1, адекватную - 2, завышенную - 3. Социальный статус обозначим: низший низший числом - 1, средний низший - 2, низший средний - 3, средний средний - 4, высший средний - 5, высший - 6, высший высший -7.

Сопоставив данные числа, получили число корреляционного анализа  зависимости самооценки от социального  статуса личности. Так как выработка  составила 25 человек, то статистически  значимым числом линейной корреляции будет с > 0,501.

Следовательно, имея коэффициент r ? 0,478 можно говорить о том, что существует прямопропорциональная статистически не значимая зависимость между самооценкой и социальным статусом личности. То есть в данном исследовании с данной выборкой можно говорить, что чем выше социальный статус личности, тем выше самооценка, но данное утверждение статистически не подтверждена.

 

           

 

 

  

              

                   9 В

 

              

           

   

St

Социальный статус

1

Н.

0,11

Предпочитаемый

2

А.

0

Отверженный

3

Д.

0,22

Предпочитаемый

4

Г.

0,05

Пренебрегаемый

5

В.

0,05

Пренебрегаемый

6

 Е.

0,11

Предпочитаемый

7

А.

0,22

Предпочитаемый

8

И.

0,38

Звезда

9

Е.

0

Отверженный

10

К.

0,27

Предпочитаемый

11

Д.

0,11

Предпочитаемый

12

Н.

0,27

Предпочитаемый

13

А.

0,11

Предпочитаемый

14

М.

0,22

Предпочитаемый

15

С.

0,22

Предпочитаемый

16

М.

0

Отверженный

17

М.

0,50

Звезда

18

С.

0,05

Пренебрегаемый

19

Ю.

0,22

 
 

Количество выборов

57

 
 

Взаимные 

выборы

22

 



            

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 Г класс

 

               

   

St

Cоциометрический статус

1

К.

0,05

Пренебрегаемый

2

 Н.

0

Отверженный

3

К.

0,05

Пренебрегаемый

4

Г.

0,05

Пренебрегаемый

5

А.

0,15

Предпочитаемый

6

 А.

0,05

Пренебрегаемый

7

И.

0,42

Звезда

8

А.

0,15

Предпочитаемый

9

Д.

0,28

Предпочитаемый

10

Т.

0,26

Предпочитаемый

11

К.

0,10

Предпочитаемый

12

А.

0

Отверженный

13

А.

0,15

Предпочитаемый

14

К.

0,10

Предпочитаемый

15

Н.

0,10

Предпочитаемый

16

 А.

0,21

Предпочитаемый

17

М.

0,21

Предпочитаемый

18

М.

0,21

Предпочитаемый

19

 Т.

0,29

Предпочитаемый

20

А.

0,05

Пренебрегаемый

 

Количество выборов

   
 

Взаимные 

выборы

   



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

                   Следующим этапом было составление   таблицы, с помощью которой мы сможем убедиться, какой же уровень самооценки соответствует каждому социальному статусу в данной изучаемой нами группе старших подростков.

                 Из всех подростков 11 человек – «звезды». Таблица поможет увидеть, какой уровень самооценки соответствует этому статусу.

 

Уровень смооценки

Социальный статус

Р.

средний

Звезда 

В.

очень высокий

Звезда

Е.

средний

Звезда

М.

очень высокий

Звезда

К.

очень высокий

Звезда

А.

средний

Звезда

Д.

высокий

Звезда

И.

очень высокий

Звезда

М.

очень высокий

Звезда

И.

высокий

Звезда

А.

высокий

Звезда


 

                 После соотнесения  этих данных получили следующие результаты. Из общего количества детей первого статуса (звезды или лидеры) 46 % детей имеют очень высокий уровень самооценки, 27% - высокий уровень и 27% имеют средний уровень самооценки. Выходит, что среди исследованных подростков с высоким социальным статусом встречается лишь положительное значение самооценки, то есть не  ниже среднего уровня.

                     Далее можно рассмотреть данные  по следующему уровню социального  статуса – «предпочитаемые», этих  подростков наибольшее количество  среди всех – 43 человека.

 

 

 

 

   

Уровень самооценки

Социальный статус

1

К.

средний

предпочитаемый

2

А.

высокий

Предпочитаемый

3

К.

средний

Предпочитаемый

4

И.

высокий

Предпочитаемый

5

Д.

средний

Предпочитаемый

6

О.

высокий

Предпочитаемый

7

Д.

высокий

Предпочитаемый

8

Е.

высокий

Предпочитаемый

9

А.

высокий

Предпочитаемый

10

К.

низкий

Предпочитаемый

11

Д.

высокий

Предпочитаемый

12

В.

высокий

Предпочитаемый

13

О.

высокий

Предпочитаемый

14

Д.

средний

Предпочитаемый

15

К.

средний

Предпочитаемый

16

Н.

низкий

Предпочитаемый

17

О.

средний

Предпочитаемый

18

В.

средний

Предпочитаемый

19

П.

средний

Предпочитаемый

20

Ю.

средний

Предпочитаемый

21

Н.

высокий

Предпочитаемый

22

Д.

высокий

Предпочитаемый

23

Е.

средний

Предпочитаемый

24

А.

высокий

Предпочитаемый

25

К.

высокий

Предпочитаемый

26

Д.

средний

Предпочитаемый

27

Н.

высокий

Предпочитаемый

28

А.

средний

Предпочитаемый

29

М.

высокий

Предпочитаемый

30

С.

средний

Предпочитаемый

31

А.

средний

Предпочитаемый

32

А.

средний

Предпочитаемый

33

Д.

высокий

Предпочитаемый

34

Т.

средний

Предпочитаемый

35

К.

низкий

Предпочитаемый

36

А.

средний

Предпочитаемый

37

К.

низкий

Предпочитаемый

38

Н.

низкий

Предпочитаемый

39

В.

средний

Предпочитаемый

40

М.

высокий

Предпочитаемый

41

М.

средний

Предпочитаемый

42

Т.

высокий

Предпочитаемый

43

А.

средний

Предпочитаемый


 

                  Итак, проанализировав данные таблицы, отражающей результаты по подросткам, принадлежащим к категории «предпочитаемые», мы можем подвести такой итог:  47 % подростков из данной категории обладают средним уровнем самооценки, то есть большее количество из них, 42 % - имеют высокую самооценку и 11 % - низкую.

 

      Следующая таблица  отражает результаты по подросткам, входящим в социальный статус  «пренебрегаемые».  Их общее число – 15 человек.

 

   

Уровень самооценки

Социальный статус

1

А.

средний

Пренебрегаемый

2

 В.

низкий

Пренебрегаемый

3

В.

средний

Пренебрегаемый

4

В.

низкий

Пренебрегаемый

5

О.

средний

Пренебрегаемый

6

Н.

средний

Пренебрегаемый

7

Л.

средний

Пренебрегаемый

8

Г. 

низкий

Пренебрегаемый

9

В.

средний

Пренебрегаемый

10

С.

средний

Пренебрегаемый

11

К.

средний

Пренебрегаемый

12

К.

низкий

Пренебрегаемый

13

Г.

низкий

Пренебрегаемый

14

А.

низкий 

Пренебрегаемый

15

А.

низкий

Пренебрегаемый

Информация о работе Взаимосвязь самооценки подростка с их социальным статусом