Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:58, курсовая работа
Цель: Изучение взаимосвязи самооценки и мотивации в учебной деятельности у студентов.
Объект исследования - студенты
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и мотивации .
Задачи:
- провести теоретический анализ по проблеме самооценки в студенческом возрасте.
- изучить уровень самооценки у студентов.
- изучить характер мотивации у студентов
- провести сравнительный анализ показателей самооценки и мотивации учебной деятельности
Тема Курсовой работы: Взаимосвязь самооценки и мотивации учебной деятельности.
На развитие личности оказывают влияние ряд факторов. Одним из них по праву может считаться та, или иная половая принадлежность. В семье гендерные представления складываются еще до рождения ребенка, тем интересом который проявляют окружающие к тому, кто родится: мальчик или девочка.
Как доказано учеными( Ананьев Б.Г, Бернс Р, Кон И.С, Леонтьев А.Н, Слободчиков В.И ) гендерные различия, хотя и опираются на биологические психофиологические различия между полами, все же в большей степени детерминированы культурой и социальными нормами общества.
Существуют гендерные стереотипы о предназначении женщины и мужчины в значительной степени определяющие социальные цели, ценности и нормы, приписываемые обоим полам. Они выступают в качестве когнитивных схем, которые управляют процессами обработки поступающей к нам информации таким образом, что мы начинаем воспринимать, запоминать и интерпретировать ее в соответствии с нашими представлениями о гендере.
Термин стереотип(греч. stereos–,твердыйtypos- отпечаток) введен в научный оборот американским социологом В. Липманом (1922) для обозначения представлений, связанных с ложью и неточностью. Зачастую формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.д.) происходит незаметно для самого индивида.
Гендерные стереотипы, как и любые другие социальные стереотипы, играют существенную роль в оценке человеком окружающего мира и себя, позволяя быстро, просто и достаточно надёжно категоризировать, упрощать своё социальное окружение. Однако, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, стереотип часто оказывается ложным и выполняет консервативную роль, формируя у личности ошибочное знание людей и деформируя процесс межличностного взаимодействия.
Стереотип является важной составляющей сознания человека. Опираясь на стереотипы, мы уверенно и быстро ориентируемся в повседневной жизни среди большого многообразия фактов и событий, явлений и процессов действительности.
В данной работе речь пойдет о том, как общественное сознание представляет себе образы мужчин и женщин, исходя из сложившихся веками стереотипов, т.е. убеждений.
Цель: Изучение взаимосвязи самооценки и мотивации в учебной деятельности у студентов.
Объект исследования - студенты
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и мотивации .
Задачи:
- провести теоретический анализ по проблеме самооценки в студенческом возрасте.
- изучить уровень самооценки у студентов.
- изучить характер мотивации у студентов
- провести сравнительный
анализ показателей самооценки
и мотивации учебной
Общая гипотеза: самооценка связана с успеваемостью учебной деятельности и выбором мотива при обучении в вузе.
Экспериментальная гипотеза 1: студенты с высокой самооценкой имеют более высокие показатели в обучении и имеют более выраженные внутренние мотивы.
Экспериментальная гипотеза 2: студенты с низкой самооценкой имеют более низкие показатели в обучении и имеют выраженные внешние мотивы
План и структура курсовой работы:
1. Введение
2. Общая характеристика
работы (актуальность проблемы, цель
исследования, объект, предмет, задачи
методология, гипотеза
3. Теоретическая часть
4. Проведение методик на выявление у студентов уровня самооценки
5. Обработка полученных
результатов методом
6.Выводы и заключения
на основе полученных
Глава1. Проблема изучения гендерных стереотипов.
Термин “пол” (“sex”) является неоднозначным. В обычном употреблении он обозначает как физические и культурные различия между мужчинами и женщинами (“мужской пол” и “женский пол”).Необходимо также проводить разграничение между полом в физиологическом и биологическом смысле и гендером (“родом”), с которым связываются культурные различия (набор образцов поведения, усвоенных в течение жизни. Психологический пол личности (термин, предложенный А.Г.Асмоловым) является системным качеством, обусловленным биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокультурными традициями воспитания, стуруктурой социально-значимой деятельности и полоролевыми нормами общества, определяющими индивидуальных характеристики, особенности поведения, способы действия, социальные позиции и установки, иерархие мотивационных линий личности.
Гендер является неотъемлемой частью социальных практик взаимодействия людей и оказывает влияние на все аспекты жизни человека – на выбор места работы, системы ценностей, сферы самоутверждения и саморазвития, хобби, одежды, стиля поведения в семье, на работе, в учебном заведении и т.д. Процесс гендерной социализации и содержание гендерных стереотипов имеет огромное значение не только для жизни отдельного индивидуума, но и для прогрессивного развития всего общества.
Одним из направлений гендерных исследований является изучение гендерных стереотипов. Гендер – это особая система социальных ролей, общественных отношений и массовых стереотипов. Под стереотипом понимают стандартное умозаключение в стандартной ситуации в принимаемое человеком без явного осознания. Предназначение стереотипов – экономить время и ресурсы нашего мозга. Стереотип не только выделяет статистически среднее мнение, но задает норму, образец социально одобряемого поведения. Шаблоны обычно предшествуют самому действию. Они необходимы в тех ситуациях, когда незнакомое надо свести к знакомому и тем самым как бы опознать окружающую реальность, но, разумеется, не познать ее. Опознание – отнесение к известной схеме – заменяет собой понимание и осмысление.
Гендерные стереотипы –
стандартизированные
Социологи исследовали своеобразие мужчин и женщин, анализируя стереотипы и социальные клише, встречающиеся в газетах и телепередачах, и вот что обнаружилось:
Стереотипы о типичных чертах мужчин и женщин
Типичный мужчина |
Типичная женщина |
Агрессивный Предприимчивый Доминирующий Независимый Скрывающий эмоции Любит математику и науку Обладает деловыми навыками Знает как осваивать мир Легко принимает решения Свободно говорит о сексе с другими мужчинами |
Тактичная Проявляет расположение Нежная Не использует грубых выражений Понимает чувства других Разговорчивая Религиозная Интересуется собственной внешностью Ценит искусство и литературу Сильно нуждается в защите Аккуратная в привычках Спокойная |
Гендерные стереотипы часто
действуют как социальные нормы.
Нормативное и информационное давление
вынуждает нас подчиняться
Во многих культурах два пола
рассматриваются как неравные. Это
явление носит название стратификации
полов (т.е. их неравенства). Гендерные
роли, по мнению Т.В. Бендас, типичные для
мужчин и женщин, различаются во
всех культурах. Некоторые стереотипные
представления, касающиеся гендерных
различий, универсальны для всех культур;
к ним относятся представления
об агрессивности, силе и эмоциональной
невосприимчивости как об отличительных
особенностях мужчин, а также о
слабости, покорности и эмоциональности
как о чертах, присущих женщинам.
Однако гендерные исследования показывают,
что степень, а в ряде случаев
и направленность подобных различий
варьирует от культуры к культуре.
Иными словами, далеко не всем культурам
свойственны одни и те же проявления
гендерных различий.
Для каждой этнической группы характерны
собственные культурные предпочтения,
касающиеся гендерных различий, переплетение
старого и нового, традиционного и современного,
но степень ее проявления может быть различной,
причем она меньше в простых охотничьих
и собирательских обществах (где имеется
взаимозаменяемость мужчин и женщин),
чем в сложных стратифицированных обществах,
где существует социо-экономическое и
сексуальное неравенство полов.
Н.М. Лебедева (1999) считает, что половая
стратификация наблюдается Во всех культурах,
но степень ее проявления может быть различной
[6, с.32].
Можно выделить несколько факторов, которые
оказывали влияние на такое положение:
1) половое разделение труда
2) образование
3) собственность
4) обладание властью
5) отношение церкви и власти в целом
6) сексуальное поведение
1. Половое разделение труда берет начало
еще в сообществах животных. У приматов
самки выполняют функцию ухода за детьми,
а самцы – защиты от врагов, но у людей
к этим функциям добавляются и другие:
у женщин – приготовление пищи, а у мужчин
– добыча средств существования. Этнографы
объясняют эти различия, во-первых, большой
физической силой мужчин, а во-вторых,
несовместимостью ухода за детьми с некоторыми
видами трудовой деятельности и, в-третьих,
взаимосвязанностью различных видов деятельности
– к примеру, рыболовства и изготовление
рыболовных сетей.
В первобытном обществе не было полового
разделения труда: занятия и обязанности
у всех мужчин (за исключением шаманов)
и у всех женщин были одинаковыми. Возведение
некоторых опасных занятий в ранг престижных
(к примеру, охота, война) было необходимо
чтоба нашлись желающие ими заниматься
На протяжении многих веков отношение
к труду постоянно менялось: в античности
труд не считался добродетелью, в раннем
средневековье труд считался нормальным
состоянием человека, а праздность – тяжким
грехом.
Наконец, в средневековье сформировалась
иерархия в оценке разных занятий (престижность
труда и отдельных занятий). В дальнейшем
это привело к половой дискриминации:
одни занятии считались мужскими, другие
–женскими, и очень часто именно первые
были престижными, а вторые – нет .
2. Важным фактором, определяющим неравенство
полов, было образование. Не только формальное
образование, но и знания сами по себе
определяли положение человека в обществе.
В разных культурах было разное отношение
к образованию женщин – в Индии, к примеру,
оно было позитивным, а в странах Азии
– негативным [3, с.8].
3. Поскольку собственность давала во многих
обществах власть и высокий статус, то,
что женщины ею не обладали, определяло
их подчиненное, бедное имущественное
положение, а соответственно и их низкий
статус. [3, с.9].
В настоящее время по-прежнему остается
важным экономический фактор. Он определяет
статус женщины в обществе в целом и в
семье в частности.
4. Обладая властью, мужчины во многих культурах
занимали и занимают господствующее положение,
и в настоящее время – во властных структурах
многих стран сохраняется гендерное неравенство.
Такое положение вещей объясняется либо
неспособностью женщин управлять, либо
их нежеланием этим заниматься. Это распространяется
и на статус главы семьи.
5. Отношение церкви, как института, обладающего
властью, и в целом властных структур также
оказывало влияние на неравное положение
полов. Многие конфессии в разной степени
проповедуют такое неравенство. Самыми
непримиримыми по отношению к женщинам
считаются католицизм.
6. В какой-то мере свидетельством
половой стратификации является двойной
стандарт, по которому оценивалось сексуальное
поведение мужчин и женщин.
Мужские, а не женские, гениталии символизировали
во многих древних культурах силу, могущество
власть. Сексуальная же роль женщины заключалась
в подчинение. Таким образом, активная
сексуальность мужчины повышала его статус,
а пассивная сексуальность женщины –
снижала его.
Все эти накопленные знания послужили
почвой для развития дальнейшего глубокого
изучения полоролевых различий, а в последствии
выделении отдельной отрасли психологичксой
науки – гендерной психологии
1.1. Половая идентификация как социальный феномен
В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Генитальная внешность, детерминируя акушерский (паспортный) пол новорожденного, задает взрослым определенную программу его воспитания. Происходит обучение ребенка половой роли в соответствии с культурными традициями данного общества. Сюда входит система стереотипов маскулинности и фемининности, т. е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины.
Такое воспитание имеет традиции с того времени, когда люди жили в племенах (а у многих африканских племен это сохранено и до сих пор) и когда мужчина занимал социально более значимую позицию, чем женщина. Мальчика необходимо было готовить к роли воина, вождя, жреца, следовательно, освободить от любых женских влияний и в первую очередь ослабить его идентификацию с матерью. Это достигалось путем изоляции его от родительского дома: его передавали на воспитание в дома родственников или вождей племени, в «мужские дома», отдавали в ученье (Е. В. Субботский, 1979; Этнография детства, 1983).
Правда, если верить древнегреческой легенде, был период, когда женщины-амазонки не уступали мужчинам в воинственности; они даже выжигали у своих дочерей правую грудь, чтобы она не стесняла их движения при стрельбе из лука. Да и период матриархата тоже свидетельствует о том, что борьба за эмансипацию женщин является веянием не только нашего времени.
Половая социализация девочки проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери и была направлена на приобретение ею определенных форм поведения и приобщение ее к будущей роли жены и связанным с этим обязанностям.
Отсюда полагают, что личностные
и поведенческие различия между
мужчинами и женщинами
Информация о работе Взаимосвязь самооценки и мотивации учебной деятельности