Взаимосвязь самооценки и межличностных отношений в группе младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение взаимосвязи самооценки и межличностных отношений в группе младшего школьника.
Объект исследования: личностная сфера младшего школьника.
Предмет исследования: особенности самооценки и межличностных отношений младшего школьника.
Для достижении поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. изучить особенности формирования самооценки младшего школьника.
2. определить особенности межличностных отношений младшего школьника в группе.
3. выявить связь самооценки и межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
4. рекомендации по формированию межличностных отношений

Работа содержит 1 файл

первая глава.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

 

По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 16 человек завышенная самооценка, что составляет 89%, у 2 человек – средняя ( 11%). Учащихся с низкой самооценкой не выявлено.

Следующая методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки.

Детям раздали бланки, которые содержат 5 заданий (5 субтестов). На выполнение детям давалось 25 минут. Исследование проводилось в спокойной обстановке. Полученные результаты представлены в следующей таблице:

Таблица № 3

Выявление эмоционального уровня самооценки

№№

Ф.И.

Уровень самооценки

Отношение с близкими людьми

Социальная заинтересованность

Индивидуализация

1

Стас К.

Средняя

Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление бабушку, друзей и учителя

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

2

Вероника А.

Высокая

Допускает давление мамы и дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

3

Женя П.

Низкая

Допускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки; оказывает давление на брата, друзей и учителя

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

4

Артем Ч.

Средняя

Допускает давление отца, матери, бабу., дед., друзей.

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

5

Юнус С.

Низкая

Допускает давление бабуш., матери, отца,брата.

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

6

Настя К.

Низкая

Допускает давление друзей, сестры, матери, учителя

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

7

Паша Д.

Средняя

Допускает давление матери и отца;Оказывает давление на баб.,дед., друзей,учителя

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

8

Саша Р.

Низкая

Допускает давление брата,баб., матери., сестры., друзей; оказывает давление на учителя, отца.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

9

Керим С.

Средняя

Допускает давление брата, матери, отца, баб.

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

10

Влад М.

Низкая

Допускает давление брата, матери, отца, друзей.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

11

Аня М.

Низкая

Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца;

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

12

Марат Б.

Средняя

Допускает давление отца , брата. Оказывает влияние на мать.

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

13

Олег К.

Низкая

Допускает давление баб., матери, отца, друзей, учителя.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

14

Максим К.

Высокая

Допускает давление матери и отца

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

15

Юра Н.

средняя

Допускает давление отца, матери, брата, баб., учителя. Оказывает влияние на друзей и дед.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

16

Вика К.

средняя

Допускает давление учителя, сестры, баб., матери, отца; Оказывает давление на друзей

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным


 

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: у 2 учащихся высокий уровень самооценки, у 7-средний и у 7- низкий. То есть согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 12, 5%, средний – 43, 75%, а низкий у 43, 75 % учащихся. Так же можно сказать что 56 % учащихся во 2 «А» классе признает свое сходство с другими, а вот 44% считают себя уникальными.

В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

Учащиеся с высоким уровнем самооценки:

1.      Вероника А.

2.      Максим К.

Учащиеся с низким уровнем самооценки:

1.      Женя П.

2.      Настя К.

3.      Юнус С.

4.      Саша Р.

5.      Влад М.

6.      Аня М.

7.      Олег К.

 

Вывод к параграфу.

От самооценки младшего школьника зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает школьнику нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний младшего школьника и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в жизненных ситуациях, так и в учебной деятельности, в межличностном общении.

 


2.2.                       Диагностика межличностных отношений младших школьников в группе сверстников

2.2.1 Организация и методы исследования

Задачами нашего исследования являются:

      осуществление теоретического понятия «межличностные отношения»;

      изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника;

      выявление социометрического статуса младших школьников;

      диагностировать структуру межличностных взаимоотношений в группе сверстников младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: положение в системе межличностных отношений или социальный статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений.

Для проведения гипотезы были использованы метод социометрии и проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова).

Социометрия – метод, который уже традиционно используется в отечественной психологии при изучении межличностных отношений в малой группе. Данный метод был впервые предложен американским психологом и психиатром Дж. Морено для определения характерных особенностей и оптимизации межличностных отношений в группе, включая в себя не только определение положения личности в системе отношений, но и психодраму.

Основными принципами социометрии является доверительность испытуемых к исследователю и конфиденциальность результатов, которые получаются в результате этого метода. Если испытуемые доверяют исследователю и уверены в том, что результаты, полученные с помощью этого метода, не будут использоваться в практике межличностного взаимодействия, то достоверность этого метода значимо увеличивается.

Этот метод мы использовали для исследования межличностных отношений в группе сверстников 2 «А» в МОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа № 83 г. Волгоград».

Этапы проведения социометрического метода:

1.                  Проведение подготовительной беседы (необходимо настроить испытуемых на сотрудничество, доверительность, указать).

2.                  Испытуемым предлагаются вопросы следующего содержания:1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? 2. С кем бы ты хотел играть в одной команде? 3. Кого бы ты пригласил на свой день рождения? 4.С кем ты дружишь?

3.                  Испытуемым предлагается указать фамилию или инициалы.

4.                  Составление социометрической матрицы.

5.                  Подведение итогов социометрического исследования (определение социометрического статуса каждого члена группы, коэффициент благополучия отношений в группе, коэффициент оптимальности отношений, коэффициент «изолированности», коэффициент взаимных выборов).

Назначение методики «Что мне нравится в школе» состоит в выявлении межличностных отношений в группе детей, то есть выявляется тенденция, как часто под заданным вопросом дети понимают именно общение с друзьями, с другими детьми, как часто дети рисуют совместные игры. Испытуемым предлагается нарисовать то, что им нравится в школе. При этом необходимо упомянуть, что за рисунки не ставятся отметки.

Подведение итогов осуществляется по следующим критериям:

1.                  Несоответствие указанной теме;

2.                  Преобладание других мотивов, например, учеба.

3.                  Проявление детского негативизма. Ребенок отказывается рисовать на данную тему, а рисует то, что ему нравится.

4.                  Дети рисуют игры, игровую комнату, игрушки.

5.                  Дети рисуют друзей.

Последние критерии непосредственно касаются нашей проблемы исследования, показывают на значимость межличностных отношений для группы сверстников и для каждого ее члена отдельно.

Таким образом, представленные методы выявляют:

- внутригрупповые связи,

-систему взаимоотношений,

-систему общения,

-следовательно, и структуру межличностных отношений в группах сверстников, в том числе в группах сверстников младшего школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.2 Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста

Проведение социометрического исследования межличностных отношений в группе сверстников 2 «А» в МОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа № 83 г. Волгоград», показало следующие данные, представленные в социометрической матрице.

Таблица  № 4.

Социометрическая матрица результатов выборов

Имена учеников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Стас К.

1

 

 

 

 

1

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

Вероника А.

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

2

1

 

 

 

Женя П.

3

 

 

 

3

2

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Артем Ч.

4

2

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Юнус С.

5

1

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Настя К.

6

 

 

 

3

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

Паша Д.

7

 

3

 

2

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саша Р.

8

2

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Керим С.

9

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

Влад М.

10

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

3

Аня М.

11

 

 

 

 

 

3

1

 

 

 

 

 

2

 

 

Марат Б.

12

 

 

 

 

 

3

1

 

 

 

2

 

 

 

 

Олег К.

13

 

 

 

 

 

3

2

 

 

 

1

 

 

 

 

Максим К.

14

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Юра Н.

15

1

 

 

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вика К.

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Число полученных выборов

 

6

1

0

5

5

4

6

4

1

0

4

1

1

0

5

Число взаимных выборов

 

3

1

0

2

3

2

2

2

0

0

2

0

1

0

2

 

Первая и вторая статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем сказать, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему одноклассники симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого ученика: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

По данным социометрической матрицы к первой статусной группе «звезд» (С1) относятся: 1) Стас К.; 2) Артем Ч.; 3) Юнус С.; 4) Саша Р.; 5) Керим С..

К «предпочитаемым»: 1) Настя К.; 2) Саша Р.; 3) Аня М.

К «пренебрегаемым»: 1) Вероника А.; 2) Керим С.; 3) Марат Б.; 4) Олег К.

К «изолированным»: 1) Женя П.; 2) Влад М.; 3) Максим К.

Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников 2 - го класса:

1.                  Коэффициент благополучия отношений.

КБО = (С1 + С2)/n,

где С1 – количество «звезд»,

С2 – количество «предпочитаемых», а n – число учеников в классе.

КБО = 5 + 3 /15*100% = 50%

Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,5) исследуемого класса определяется как высокий.

2.                  Коэффициент оптимальности отношений.

КОО = (С2+ С3)/n,

где С2 – количество предпочитаемых в этих.

КОО = 3+3/15 = 0,4

3.                  Коэффициент «звездности».

КЗ = С1/n = 5/15 = 0,3

4.                  Коэффициент «изолированности».

КИ = С4/n,

где С4 – количество «изолированных» в группе.

КИ = 3/15 = 0,2

5.                  Коэффициент взаимности выборов вычисляется отношением суммы взаимных выборов в группе к сумме всех произведенных испытуемыми выборов.

КВ = SВВ/SВ.

В нашем исследовании КВ = 20/43*100% = 50%

Коэффициент взаимности выборов учеников III класса характеризуется как высокий.

6.                  Коэффициент осознанности.

КО = R0/Rx*100%,

где R0 – число оправдавшихся ожидаемых выборов,

а Rx – число ожидаемых выборов.

В нашем исследовании КО = 20/45*100% = 44,4%, следовательно, коэффициент осознанности невысок.

Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются неравномерно. В классе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов, - I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов – II группа, и получившие 1 – 2 выбора – III группа, и ученики, не получившие ни одного выбора, - IV группа. По данным социометрии в исследуемом 2 классе в первую группу входит 2 человека, что составляет 13,3% от общего количества учеников в классе; вторая группа составляет 40% от общего количества учащихся; третья группа 26,7%; четвертая группа 20%.

Информация о работе Взаимосвязь самооценки и межличностных отношений в группе младшего школьника