Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:50, курсовая работа
Цель: изучение взаимосвязи самооценки и межличностных отношений в группе младшего школьника.
Объект исследования: личностная сфера младшего школьника.
Предмет исследования: особенности самооценки и межличностных отношений младшего школьника.
Для достижении поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. изучить особенности формирования самооценки младшего школьника.
2. определить особенности межличностных отношений младшего школьника в группе.
3. выявить связь самооценки и межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
4. рекомендации по формированию межличностных отношений
В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего – пусть еще несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности
В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Выводы по главе 1
Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.
Ребенок младшего школьного возраста большую часть времени проводит в школе, и основной его деятельностью является учебная. В этой связи, считается, что мощным фактором воздействия на самооценку младшего школьника выступает оценка учителя. Дети, ориентируясь на оценку учителя, считают себя и своих сверстников «отличниками», «двоечниками», хорошими и плохими учениками.
Во всем многообразии сведений о становлении самооценки в младшем школьном возрасте практически отсутствуют данные, касающиеся влияния на самооценку социального статуса.
Изучение данной проблемы в условиях обучения воспитания детей актуально, прежде всего, потому, что это имеет выход к решению вопроса о психологическом здоровье школьника, столь остро стоящем в рамках современного обучения. Благоприятно складывающиеся отношения между учеником и учителем способствуют личностному развитию ребёнка и включению его в продуктивную деятельность, способствует развитию межличностных отношений в группе младших школьников.
Глава 2. Выявление взаимосвязи самооценки младшего школьника и его статуса в группе сверстников
2.1. Диагностика уровня самооценки младшего школьника
2.1.1. Организация и методы исследования
Наше исследование проводилось в МОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа №83 г. Волгоград» во 2 «А» классе. Возраст детей 7-9 лет. В классе 16 учащихся.
Цель данного этапа экспериментального исследования: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: личностная сфера младшего школьника.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.
Задачи диагностической работы:
1. подобрать диагностические методики;
2. провести диагностику;
3. обработать полученные результаты;
4. оформить протоколы исследования;
5. разработать рекомендации для родителей и учителей.
Методика Дембо- Рубинштейн.
Материал: калькулятор, карточки с набором слов, характеризующих отдельные качества личности.
Ход опыта: Экспериментальная часть опыта выполняется в аудитории. Экспериментатор выдает стимульный материал испытуемым и просит отобрать 5 качеств, которые, по мнению испытуемого, характеризуют идеальную личность. Испытуемый выбирает из предложенного перечня качеств указанное количество слов и составляет из них два ряда. Первый ряд представляет собой набор качеств личности идеала испытуемого, является самым важным для идеала. Далее записываются качества идеала по мере убывания их значимости для испытуемого. Во втором ряду испытуемый записывает то качество, которое, по его мнению, развито у него самого в наибольшей степени. Затем так же, как и в первом ряду, испытуемый записывает качества собственной личности по мере убывания степени их развития у себя.
Обработка результатов: После заполнения двух рядов подсчитывается коэффициент ранговой корреляции по Спирмену и делается вывод о количественном уровне самооценки. Формула: R=1-(6/a*(a -1))*b, где а – это количество качеств, а b- это сумма квадратов разностей.
При этом надо иметь в виду, что значение коэффициента менее 0,35 соответствует низкой самооценке, от 0,35 до 0,7 – средней и более 0,7 – соответствует высокому уровню самооценки.
Данная методика основана на непосредственном оценивании школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.
Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер, ум и т.д. Уровень развития каждого качества человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. В бланке нарисованы семь линий. Они обозначают:
a) Ум, способности
b) Характер
c) Авторитет у сверстников
d) Умение многое делать своими руками
e) Внешность
f) Уверенность в себе
Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.
1. По каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки – расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».
2. Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:
Таблица №1
| Низкий | Средний | Высокий |
Уровень притязаний | До 60 | 60-74 | 75-100 |
Уровень самооценки | До 45 | 45-59 | 60-100 |
Следующая используемая нами методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки, автор А.В. Захарова.
Материал: рисунки для выполнения субтестов.
Экспериментатор предъявляет испытуемому рисунок и просит его выполнить задание соответствующего субтеста.
Ход опыта:
1. Экспериментальная часть.
Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.
Субтест №2. Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги- это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат(сестра), учитель, друзья.
О- отец
М- мать
Д- дедушка
Б- бабушка
Б2- брат
С- сестра
Др – друзья
У- учитель
Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик( точку) там, где находишься ты.
Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.
Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?
2. Обработка результатов:
Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.
Субтест№2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.
Субтест№3. определяет социальную заинтересованность( чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.
Субтест№4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.
Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства ( при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг).
Для изучения психологических особенностей самооценки младших школьников с целью выявления детей группы риска использовались следующие методики:
1. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
2. Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (автор А.В. Захарова).
2.1.2.Анализ результатов исследования самооценки младшего школьника
Анализы результатов представлены в таблицах. Детям были розданы бланки, на которых уже были начерчены линии, каждая из которых уже была подписана. Учащиеся отмечали соответствующими значками:
При каком уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя(х);
Как они оценивают развитие у себя этого качества, стороны в данный момент (-).
Исследование проводилось в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 25 минут. При обработке учитывались показатели уровня самооценки. Полученные результаты представлены в следующей таблице:
Таблица № 2
Методика Дембо - Рубинштейна
№№ | Ф.И. | II | III | IV | V | VI | VII | Общ. показ. | Кол. показ. | Уров. самооц. |
1 | Стас К. | 85 | 72 | 99 | 100 | 100 | 100 | 556 | 92 | Выс. |
2 | Вероника А. | 76 | 94 | 85 | 98 | 100 | 96 | 549 | 92 | Выс. |
3 | Женя П. | 73 | 78 | 72 | 80 | 77 | 77 | 457 | 76 | Выс. |
4 | Артем Ч. | 58 | 59 | 68 | 77 | 86 | 92 | 440 | 73 | Выс. |
5 | Юнус С. | 95 | 75 | 99 | 98 | 87 | 99 | 553 | 92 | Выс. |
6 | Настя К. | 58 | 48 | 89 | 19 | 92 | 15 | 321 | 54 | Ср. |
7 | Паша Д. | 78 | 78 | 98 | 88 | 83 | 100 | 525 | 88 | Выс. |
8 | Саша Р. | 76 | 66 | 79 | 80 | 72 | 79 | 452 | 75 | Выс. |
9 | Керим С. | 75 | 83 | 78 | 98 | 96 | 82 | 512 | 85 | Выс. |
10 | Влад М. | 88 | 90 | 89 | 91 | 93 | 93 | 544 | 91 | Выс. |
11 | Аня М. | 97 | 98 | 96 | 93 | 100 | 96 | 580 | 97 | Выс. |
12 | Марат Б. | 90 | 67 | 94 | 84 | 99 | 99 | 533 | 87 | Выс. |
13 | Олег К. | 48 | 44 | 39 | 57 | 69 | 70 | 327 | 55 | Ср. |
14 | Максим К. | 93 | 98 | 84 | 98 | 86 | 96 | 555 | 93 | Выс. |
15 | Юра Н. | 50 | 50 | 98 | 95 | 85 | 100 | 478 | 80 | Выс. |
16 | Вика К. | 53 | 57 | 79 | 90 | 85 | 78 | 442 | 74 | Выс. |
17 | Коля К. | 92 | 44 | 100 | 59 | 40 | 92 | 427 | 71 | Выс. |
18 | Лейсан К. | 90 | 71 | 93 | 100 | 100 | 98 | 552 | 92 | Выс. |
Информация о работе Взаимосвязь самооценки и межличностных отношений в группе младшего школьника